Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:36, дипломная работа
Целью исследования является определение стратегических направлений деятельности региона Кавказских Минеральных Вод (на примере пос. Этока) в сфере развития сельского туризма, исследование проблем и обозначение перспектив данного вида туризма.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ДЕРЕВЕНСКИЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………………..7
1.1. Деревенский туризм как разновидность экологического туризма……...7
1.2. Современное состояние и тенденции развития деревенского
туризма в мире…………………………………………………………………..12
1.3. История развития деревенского туризма в России……………………….30
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО (ДЕРЕВЕНСКОГО) ТУРИЗМА В РОССИИ ………………………………………………………..45
2.1. Факторы и условия развития сельского туризма в России………………45
2.2. Проблемы и перспективы развития деревенского туризма в России…...55
2.3. Разработка маршрута объекта сельского туризма (на примере с. Этока).62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………70
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..73
Пик сезона - летний период, когда открывается судоходство. По Волго-Балтийскому каналу прибывают сюда круизные пароходы. За сезон на пристани у Горицкого монастыря причаливает около 600 круизных теплоходов, с борта которых сходит в порядке 280 тысяч туристов. Туризм в этих местах – основной способ дохода для местного населения. На туристах пытаются заработать все: и стар и млад. Торговые лотки с сувенирами и маленькие магазинчики ширпотреба начинаются от пристани и громоздятся по всему пути следования туристов, включая территорию знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря, где местные офени продают украшения из янтаря и картины с видами на бересте. Неудивительно, что именно здесь и прижился деревенский туризм.
Необходимо отметить, что в развитии экологического туризма заинтересовано не только государство, но и местные жители, которые, предоставляя для отдыхающих свое жилье и работая в качестве обслуживающего персонала, имеют постоянный неплохой доход. Кроме того, «зеленый» туризм поможет сохранить от вымирания многие отдаленные деревушки России, где сохранилось множество памятников старины, например красивые деревянные церкви.
Среди факторов, повлиявших на развитие этой формы туризма, следует отметить:
- рост мобильности граждан за счет увеличения количества личного транспорта;
- более эффективная организация свободного времени (выходные, короткие и длительные каникулы);
- рост динамичности и уровня стрессов в современной городской жизни;
- разнообразие и рост качества услуг, предлагаемых владельцами туристических структур в сельской местности, их специализация.
Экотуризм предпочитают те, для кого словосочетание «здоровый образ жизни» – не пустой звук. Ведь откуда еще можно почерпнуть огромный заряд бодрости и так необходимые в наш сумасшедший век жизненные силы, как не от родной земли?
В конце ХХ века наблюдается бурная дифференциация в сфере туризма, появляются новые формы и виды туристических услуг, в том числе ориентированные на познание природы во всех ее проявлениях. Экологический или "мягкий" туризм возникает как своеобразная оппозиция традиционному "жесткому" ресурсоемкому туризму. Основными принципами экотуризма выступают: минимизация ущерба окружающей среде; экологическое воспитание; забота о сохранении местной социокультурной среды; экономическая эффективность и обеспечение устойчивого развития тех районов, где он осуществляется [15,21].
Особую значимость экотуризм приобретает после знаменитой конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г), провозгласившей курс на устойчивое развитие человечества в качестве безальтернативной стратегии выживания в ХХI веке. Из всех видов туризма, пожалуй, только экологический удовлетворяет требованиям устойчивости, поскольку базируется на экономных, энерго- и ресурсосберегающих, малоотходных технологиях, приносящих минимальный ущерб окружающей среде. Кроме того, именно экотуризм является действенным орудием в формировании экологического сознания, экологической мировоззрения и экологической культуры. Таким образом, экологический туризм сегодня можно рассматривать в качестве одной из форм системы всеобщего экологического образования.
Сегодня экологический туризм многолик [15,26]. Это и научный экологический туризм, который предполагает экспедиции в самые интересные и неизученные уголки Земли, участие в научных исследованиях вместе с ведущими специалистами в той или иной отрасли науки. Это и познавательный экологический туризм с самой разнообразной направленностью и тематикой - ботанической, фаунистической, орнитологической, геологической и пр. Одним из видов экологического познавательного туризма можно считать и агротуризм, или сельский туризм, который возник в ряде стран Европы (Италия, Франция, Швейцария, Германия и др.) в начале 80-х гг. XX века и постепенно становится популярным и в России. Это туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отпуска ведут традиционный образ жизни на фермах и хуторах. Такой отдых дает возможность поучаствовать в традиционном сельском труде, познакомиться с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями, танцами, местными обычаями, принять участие в традиционных праздниках и фестивалях.
Деревенский туризм популярен у людей любого возраста, так как дает возможность побыть на воздухе и сменить образ активности. Участие в сельскохозяйственных работах частично компенсирует плату за жилье и еду. Устоявшийся уклад деревенской жизни, экологически чистые продукты питания и дешевизна отдыха способствуют снятию стрессов и рекреации городского населения [16,24].
Выходные, праздники, каникулы, отпуск всей семьей или в компании друзей хорошо провести на лоне удивительно девственной природы, с разнообразной развлекательной программой.
Можно снять напряжение в настоящей русской бане, на берегу реки половить рыбу, заняться несложными хозяйственными работами, совершить конные прогулки, покататься на велосипеде, ознакомиться с окрестностями, Вечером посидеть у камина или у костра, попеть караоке, поучаствовать в конкурсе бардовской песни или народных танцев, а ночью можно предпочесть сеновал, пройти ненавязчивый курс фитотерапии, подложив под голову подушку из мяты, хмеля или ромашки. Можно поселиться в деревянном летнем домике, палатке, трейлере или в доме хозяина, познакомиться с жизнью села, его традициями, угощением, фольклором. Деревня органично сплетается с лесом, рекой, лугом, полем, и здесь можно найти спокойное местечко и любителям тишины, и любителям активного отдыха [16,27].
Есть два основных вида организации такого отдыха горожан своего региона и жителей других местностей или иностранных туристов путем:
· сдачи в найм небольших домиков или квартир или комнат в небольших сельских отелях или коттеджах, устроенных в живописных местностях;
· организации проживания отдыхающих на ферме в сельском доме непосредственно в семье. Это позволяет гостям ближе войти в стиль деревенской жизни, познакомиться с новыми людьми, узнать интересные обычаи, принять посильное участие в хозяйственных работах, питаться за одним столом и др.
Разумеется, это создает определенные неудобства и хлопоты хозяевам, не всегда гости бывают достаточно коммуникабельны, но это действо приносит в дом необходимые деньги и некоторое разнообразие в рутину фермерского бытия. Для гостей специально выделяются одна или несколько комнат, они надлежаще убираются, предоставляется постельное белье и необходимые вещи, питание.
Кроме всего прочего, такой вид отдыха при участии организаторов туризма приносит государству доход в виде налогов и сокращения наличного оборота.
Сегодня основными мотивами для выбора такого вида отдыха можно определить следующие:
· отсутствие средств для отдыха на дорогом фешенебельном курорте. В общем случае, априори можно утверждать, что проживание в деревне будет значительно дешевле, чем в курортной зоне или модном туристском центре. Этот мотив является часто превалирующим при выборе данного вида отдыха;
· устоявшийся образ жизни в сельской местности у определенной категории людей независимо от достатка средств, например, в силу семейных или иных традиций;
· необходимость оздоровления в данных климатических условиях, рекомендованных врачом;
· близость к естественной природе и возможность большое время проводить на свежем воздухе в лесу, на озере и др.;
· возможность питаться экологически чистыми и дешевыми продуктами;
· реальная возможность приобщиться к сельскохозяйственным работам в свое удовольствие;
· насущная необходимость в спокойной размеренной обстановке жизни;
· возможность приобщения к другой культуре и обычаям, участия в местных праздниках и развлечениях, общения с людьми иной общественной формации[13,28].
Таким образом, мотивация деревенского отдыха - единение с природой, чистый воздух, экологически чистые продукты питания, смена обстановки, меньшее количество людей, отсутствие скученности населения, иной образ, распорядок и культура жизни, возможность участия в сельскохозяйственных работах и садоводстве, уход за животными, участие в сборе даров природы (ягод и грибов) и, разумеется, что немаловажно, дешевизна отдыха. Это - кардинальная смена обстановки, позволяющая снять стресс, накопившийся за год работы в напряженных городских условиях, получить свою пайку здоровья и психологическую разгрузку. Одно дело - доить коров три раза ежедневно всю жизнь - это тяжелый фермерский труд, а другое дело десяток раз, на отдыхе и в виде развлечения [13, 29].
Существенным фактором в развитии зарождающегося российского агротуристического рынка является то, что он строится "снизу" - практически без участия центральных структур. Отсутствует четко артикулированное политическое решение о поддержке агротуризма, или деревенского, соответственно, нет общегосударственной программы и финансового обеспечения (системы льготного кредитования, налоговых и др. льгот и т. д.). Инициаторами и пропагандистами деревенского туризма выступают высшие учебные заведения, руководство музеев-заповедников и национальных парков, общественные организации и т. п. Многое делается в рамках международных проектов.
Организации содействия развитию сельского туризма сегодня уже есть в Крыму, Алтайском крае, Закарпатье, Калининградской, Московской и Ленинградской областях. В целом же развитие сельского туризма в России находится в зачаточной стадии. Это подтверждает имеющийся на сегодняшний день опыт Калининградской области, Алтайского края, где имеются гостевые дома, но большей частью отсутствует инфраструктура сельского туризма.
Вместе с тем, российский бизнес уже обратил внимание на наличие пока "неразработанного" в России направления, которое в перспективе может вырасти в доходный и эффективный сектор. Появляются первые компании, напрямую работающие с агротуристическими хозяйствами, которые действуют в этом секторе, фактически, как монополисты. В ряде мест отмечен первый опыт создания агротуристических порталов с базами данных по агротуристическим хозяйствам. В нескольких регионах России делались попытки создания сетей агротуристических хозяйств на основе Ассоциации производителей турпродукта. В ряде регионов поддержку агротуризму оказывают областные власти.
Однако работа в агротуристическом секторе только начинается, и ее масштабы, способы организации и объемы финансирования пока не позволяют говорить о развертывании агротуризма в сектор современной туриндустрии.
По показателю цена-качество российский агротуристический продукт пока не может конкурировать на международном рынке. Основная ориентация для российского агротуристического сектора показана на внутренний туризм, что, впрочем, не исключает разработки отдельных высококачественных турпродуктов специально для внешнего рынка.
Главные вопросы для развития нового агротуристического сектора:
имеется ли платежеспособный спрос и кто может выступить в качестве потенциальных потребителей?
как превратить неорганизованных туристов в клиентов туристической отрасли?
Потенциальный клиент сельского туризма – средний класс. Сейчас в России к нему относят семьи с душевым доходом от $ 450 в месяц. Сельский туризм как вид индивидуального отдыха удовлетворяет запросы различных групп среднего класса, предполагая независимость передвижения, индивидуальную организацию досуга и экскурсионной программы.
Свой выбор клиент делает, оценивая соотношение "цена-качество". Даже самый простой анализ показывает, что по цене многие предлагаемые сегодня на рынке российские турпродукты уже подошли к пределу конкурентоспособности (находятся в зоне международной конкуренции), однако показатель качества пока не на должном уровне.
Бизнес в сфере деревенского туризма сравнительно малозатратен. Действительно, самая главная инфраструктура создана самой природой, остается внести некоторые штрихи, чтобы извлекать доход. При этом можно использовать различные программы, гранты и тому подобное.
Выводы к 1гл.
1. Сегодня фермерский туризм развивается весьма быстрыми темпами и в некоторых странах Европы оттягивает на себя часть иностранного туристского потока.
2. В качестве факторов успеха сельского туризма в Европе необходимо назвать, политическую поддержку его со стороны национальных государств и Евросоюза.
3. В России деревенский туризм начал делать только первые шаги. Инициаторами и пропагандистами деревенского туризма выступают высшие учебные заведения, руководство музеев-заповедников и национальных парков, общественные организации и т. п.
4. Таким образом, можно отметить все возрастающее значение сельского (деревенского) туризма, как во всем мире, так и в России. В перспективе сельский туризм займет приоритетное место, ибо все предпосылки для развития данного вида туризма в России налицо.
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО (ДЕРЕВЕНСКОГО) ТУРИЗМА В РОССИИ
2.1. Факторы и условия развития сельского туризма в России
Формы туризма, практикуемые в сельской местности:
1. Отдых: путешествия с целью отдыха и развлечений одни из наиболее востребованных в предложениях туристических агентств. В последнее время ради отдыха путешествуют все большее количество туристов и тратят в этих целях все больше денег. Эта тенденция растет с каждым годом.
2. Познавательный туризм: одним из наиболее важных мотивов для путешествий является желание познакомиться с ценностями той или иной зоны, которые обычно представлены: объектами культурного и исторического наследия, музейными коллекциями, репрезентативными экономическими объектами, живописными пейзажами, художественными коллективами, интересными личностями и пр.