Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:59, курсовая работа
Международный казахско-турецкий университет им. А.Ясави создан Указом Президента РК Н.А.Назарбаева за № 329 от 6 июня 1991 года, а также впослествии подписания 31 октября 1992 года в городе Анкаре соглашения между правительствами Республики Казахстан и Турецкой Республики «О создании Междунаролного казахско-турецкого университета им. Х.А.Ясави». Таким образом, МКТУ им. Х.А.Ясави функционирует на рынке образовательных услуг Казахстана с 1991 года и стал первым высшим учебным заведением тюркоязычных государств, получившим статус международного.
Введение .................................................................................................................5
Стандарт 1. Миссия, цели и задачи ...................................................................8
Стандарт 2. Планирование и эффективность ...............................................13
Стандарт 3. Руководство и менеджмент.........................................................18
Стандарт 4. Образовательные программы....................................................22
Стандарт 5. Профессорско-преподавательский состав и эффективность
преподавания.................................................................................40
Стандарт 6. Студенты.........................................................................................56
Стандарт 7. Научно-исследовательская работа............................................75
Стандарт 8. Финансы........................................................................................104
Стандарт 9. Ресурсы: материально-технические, библиотечные
и информационные…................................................................109
Заключение ........................................................................................................116
В справочнике-путеводителе, наряду с другими данными, имеются: общая информация об университете, его расположении, проживании студентов, особенностях кредитной технологии обучения, административные процедуры, необходимые для регистрации, и академический календарь; сведения о типах занятий и формах контроля, методики и технологии преподавания, объеме дисциплин в кредитах и их структура, методика расчета итоговых оценок по каждой дисциплине и GPA, названия факультетов и департаментов, обеспечивающих чтение курсов; условия проведения экзаменов и оценки знаний, требования к итоговой государственной аттестации.
Большинство студентов университета удовлетворены объемом и качеством предоставляемых им методических материалов, о чем свидетельствуют данные социологического опроса (см. рис. 6.1).
Рисунок
6.1 - Оценка студентами
уровня обеспеченности
необходимыми учебно-методическими
материалами
Показатели успеваемости студентов достаточно высокие. При необходимости проводятся дополнительные индивидуальные консультации. Для ликвидации академической задолженности неуспевающих студентов в период летних каникул организуется дополнительный семестр. Так, количество студентов, оставленных по результатам летнего семестра на повторный курс обучения сократилось с 4,3% в 2008-2009 учебном году до 1,6% в 2009-2010 от общего контингента студентов дневной формы обучения.
Студентам университета созданы все необходимые условия, способствующие удовлетворению образовательных, личных и карьерных потребностей. Показатели уровня удовлетворенности студентов доступностью вузовской инфраструктуры представлены на рис. 6.2.
Рисунок
6.2 - Уровень удовлетворенности
студентов доступностью
вузовской инфраструктуры
В университете имеется библиотека (книжный фонд – более 1 млн. 200 тысяч единиц), факультет дистанционного обучения, компьютерный Центр. В целом по университету – 864 компьютера, из них все имеют доступ к сети Интернет и связаны единой локальной сетью.
Университет имеет на своем балансе 5 студенческих общежитий. Студенты, проживающие в общежитиях обеспечены мебелью, мягким инвентарем, бытовой техникой: стиральные машины-автомат, стационарные холодильники, душевые кабины и телевизоры в каждой комнате, душевые кабины, электрические печи в бытовых комнатах каждого этажа. Общежития оборудованы учебными комнатами, компьютерными классами, выписываются периодические издания 20-ти наименований на казахском, турецком и русском языках, подключен Интернет. Общежития охраняются сотрудниками охранного агентства. Обеспеченность студентов общежитиями составляет 85 %. Оплата за проживание в общежитии составляет на сегодняшний день – 3000 тенге в месяц при затратах на содержание - в 7000 тенге, что является своего рода социальной поддержкой студентов. Центр питания университета включает в себя столовые, буфеты (цены сниженные).
Одним из важных направлений нашей работы является социальная поддержка студентов. Для студентов, активно участвующих в общественной жизни факультетов, университета, отличников учёбы, спортсменов, а также студентам из социально незащищенных семей предусмотрена система материального стимулирования, предоставление льгот по оплате за обучение, бесплатное питание.
Немаловажным критерием качества обучения является профессиональная практика, которая направлена на закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков, умений и компетенций для профессиональной деятельности студентов после окончания вуза. Согласно ГОСО РК 5.03.010-2008 студенты в процессе обучения проходят следующие все виды практики, предусмотренные стандартом соответствующей специальности.
По окончании практики студенты представляют на кафедру по установленной форме письменный отчет и дневник, подписанные руководителем базы практики, анкету по опросу работодателя. Отчеты студентов регистрируются на кафедре в журнале регистрации. Защита отчетов принимается комиссионно на итоговых конференциях. Отчеты студентов с отзывами руководителей, а также с протоколами защиты и другая документация по производственной практике хранятся на кафедре в соответствии с «Правилами ведения и хранения деловой документации».
Таким образом, кафедры, проводя постоянный мониторинг результатов практик, работают в направлении улучшения, как структуры объектов практики, так и содействуют приобретению и развитию практических навыков по специальностям.
В настоящее время университет заключил более 400 долгосрочных договоров с базами практик, носящих характер длительных отношений сотрудничества. На рисунке 6.3 показана структура деловых связей МКТУ им. Х.А. Ясави с бизнес-структурами по отраслям и сферам деятельности. Основными партнерами университета являются госучреждения – 52%, предприятия малого и среднего бизнеса – 15%, крупные предприятия региона – 14%, финансовые организации (9%) и общественные объединения (7%).
Рисунок
6.3 – Деловые связи
МКТУ им. Х.А. Ясави с
бизнес-структурами
по отраслям и сферам
деятельности
Сближению реальных потребностей экономики и содержания учебных программ вуза, которые позволяют выпускникам адаптироваться к условиям рынка, а работодателям решать кадровые проблемы, способствует выполнение дипломных проектов по заказам предприятий. Так, в настоящее время наметилась позитивная тенденция роста таких работ. В среднем удельный вес таких работ, колеблется в разрезе специальностей от 10 до 15%. При желании студент может пройти практику по личной договоренности или по месту работы, при этом кафедра выдает ему соответствующее направление.
Вместе с тем, в МКТУ им. Х.А.Ясави исходят из того, что в современных условиях важной задачей обучения в вузе является не только приобретение студентом опыта работы на предприятии, но и овладение им технологиями самопродвижения и построения карьеры. В этом смысле профессиональная практика предоставляет студенту хорошую возможность решить проблему своего трудоустройства. Для развития практических навыков у студентов кафедрами университета в организациях и предприятиях созданы филиалы, проводятся выездные занятия.
Организация работы филиалов кафедр и выездные занятия позволяют университету наладить обратную связь с работодателями. Деятельность кафедр в этом направлении обеспечивает закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, создает условия для формирования практических навыков и компетенций, освоения передового опыта организаций и предприятий и формирует качественную базу для прохождения студентами производственной практики.
Вместе с тем перед кафедрами стоят задачи по дальнейшему совершенствованию организации преддипломной практики:
Для обеспечения эффективной работы по трудоустройству выпускников предусмотрена должность менеджера по трудоустройству, основными задачами которого является: поддержание связей с региональными органами занятости; создание сводных данных вакансий и предложений для трудоустройства выпускников университета; формирование базы данных выпускников университета; организация мероприятий по трудоустройству в виде ярмарок, конференций, круглых столов, собеседования и т.д.; налаживание партнерских связей, создание коммуникативной среды с трудоустроенными выпускниками.
Анализ
трудоустройства выпускников в разрезе
специальностей по университету показывает, что
в целом за последние 5 лет уровень трудоустройства
выпускников растет (см. рис. 6.4).
Рисунок 6.4 - Показатели трудоустройства выпускников
МКТУ
им. Х.А.Ясави
Как видно из данных приведенных на рисунке 6.4 и в приложении 6.4, трудоустройство выпускников за последние 4 года колеблется в пределах от 81 до 91 процента, при этом наивысший уровень трудоустройства приходится на 2005-2006 учебный год. Однако, количество выпускников, трудоустроенных именно по специальности составляет за этот же период от 59 до 73%, а наибольший показатель приходится на 2005-2006 учебный год.
Одной из форм обратной связи с работодателями являются социологические исследования., которые проводятся методом анкетирования работодателей во время прохождения студентами производственных и преддипломных практик в различных учреждениях и организациях. Ранее проведенные исследования дают возможность проследить динамику изменений потребностей работодателей и степени их удовлетворенности качеством подготовки молодых кадров в МКТУ им. Х.А.Ясави.
Также
при анкетировании работодатели
могли указать те навыки, которых,
по их мнению, недостаточно у современных
молодых специалистов. Во время анализа
результатов анкетирования были отмечены
наиболее часто указываемые недостатки,
такие как: отсутствие практического опыта,
самостоятельности, умения работать с
документацией, слабое знание иностранных
языков. Анализ данных анкетирования показывает,
что в целом вероятность трудоустройства,
а, следовательно, удовлетворенность качеством
подготовки выпускников университета
работодатели оценивают довольно высоко.
Вместе с тем, с целью обеспечения устранения
перечисленных работодателями недостатков
были предложены и реализованы меры по
улучшению качества подготовки специалистов,
например, привлечение к учебному процессу
специалистов-практиков, организация
курсов по изучению иностранных языков,
введение в учебные планы дисциплин связанных
с делопроизводством. Изменения в потребностях
работодателей можно заметить и в ответах
на вопрос о необходимости прохождения
специальных курсов (рисунок 6.5).
Рисунок
6.5 - Изменения в потребностях
работодателей
Если
по результатам анкетирования
Данные пожелания работодателей были учтены в дальнейшей работе по улучшению качества подготовки выпускников и включены в учебный план в виде дисциплин. Например, программа бронирования «Amadeus», бухгалтерские курсы 1:С.
Анкетирование, проводимое с работодателями, дает возможность оценить качество подготовки вузом будущих специалистов, следовательно, оценить качество предоставляемых образовательных услуг и тем самым принимать своевременные меры для постоянного улучшения деятельности вуза в данном направлении. Большую роль в повышении результативности работы коллектива в трудоустройстве выпускников сыграло участие университета в проекте ТЕМПУС, ЭРАЗМУС МУНДУС.
С целью улучшения качества и значения образования, а также для решения проблем, выявленных в ходе социологических исследований, вузом разрабатывается модель конкурентоспособного выпускника, основанная на компетентностном подходе, основные элементы которой были обсуждены совместно с представителями бизнес-сообщества в рамках круглого стола: «Направления взаимодействия вуза и частно-государственных структур: проблемы и перспективы».
Еще одним из направлений в области сотрудничества университета с предпринимательством является функционирование Ассоциации выпускников, основной целью которой является содействие развитию взаимодействия между выпускниками, поддержания культурных, творческих и деловых связей с вузом и повышению престижа нашего университета.
Немаловажным
условием в обеспечении
Основным механизмом, обеспечивающим обратную связь со студентами, является почта доверия. Так как уровень удовлетворенности студентов достаточно высок, обращения через почту доверия и другие источники довольно редки, можно считать, что студентов устраивает качество работы поддерживающих служб (см. рис. 6.6).