Аграрная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:54, контрольная работа

Описание

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества. Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения. Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли.

Содержание

1. Теоретические основы 2
1.1 Земельный рынок, его роль в развитии экономики 2
1.2 Особенности формирования Рынка земли (1990-2004) 3
1.3 Российское законодательство, формирование рынка недвижимости 22
2. Анализ рынка земли Российской Федерации 26
2.1 Земельный фонд Российской Федерации (1990 - 2004 гг.) 26
2.2 Анализ сделок с земельными участками 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Список литературы 62

Работа состоит из  1 файл

Аграрная политика(Доп).docx

— 94.10 Кб (Скачать документ)

Содержание

  • 1. Теоретические основы 2
    • 1.1 Земельный рынок, его роль в развитии экономики 2
    • 1.2 Особенности формирования Рынка земли (1990-2004) 3
    • 1.3 Российское законодательство, формирование рынка недвижимости 22
  • 2. Анализ рынка земли Российской Федерации 26
    • 2.1 Земельный фонд Российской Федерации (1990 - 2004 гг.) 26
    • 2.2 Анализ сделок с земельными участками 49
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
  • Список литературы 62

1. Теоретические основы

1.1 Земельный рынок, его  роль в развитии экономики

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого  государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в  жизни и деятельности любого общества. Рынок земли обладает целым рядом  специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром  природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные  арендные отношения.

Во-вторых, в зависимости  от тех или иных природно-климатических  условий, а также местонахождения  участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В  основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит  продуктивность земли. Но она может  быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы  называется экономическим. Повышение  экономического плодородия почвы практически  возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом  убывающего плодородия почвы, когда  при сложившейся технологии обработки  земли каждая последующая единица  затрат обеспечивает все меньшую  и меньшую отдачу.

В-третьих, в следствие  фиксированности площади земельных  угодий природой, предложение земли  характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение  земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в частную собственность. В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды они получают право получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.

1.2 Особенности формирования  Рынка земли (1990-2004)

В преобразовании аграрных отношений переходного периода  центральное место занимает земельная  реформа. Ее осуществление в России до последнего времени проходило  без четкой научной концепции, сопровождалось неоправданными экономическими издержками, социальной напряженностью, формальными  изменениями во владении, пользовании  и распоряжении землей. До конца  не сформировалась правовая база реформирования земельных отношений, адекватная рыночным принципам, о чем свидетельствует  затянувшаяся работа по земельному кодексу  РФ.

Направления и механизмы  преобразования земельных отношений  в процессе перехода к рыночной экономике  и в условиях сформировавшегося  рынка определяются понятием, содержанием  и внутренними движущими силами развития этих отношений. В имеющейся  научной литературе в трактовке  этих исходных узловых вопросов сохраняются  различные и противоречивые подходы.

Эффективное функционирование земельных отношений связано  с особой ролью земли как главного и основного производственного  ресурса в сельском хозяйстве, важнейшего фактора производства. От оптимизации  размеров земельных угодий в хозяйстве, их качества, местоположения, экологического состояния зависит динамичное развитие в конечном счете всего АПК. По этой причине практически все  аграрные реформы в первую очередь включают в себя определенные способы трансформации земельных отношений.

Земельные отношения - это  отношения между гражданами, юридическими лицами, местными органами самоуправления и органами государственной власти по поводу владения, пользования и  распоряжения земельными ресурсами (участками  земли).

Аграрные отношения выступают  как социально-экономические отношения, возникающие в общем процессе воспроизводства в аграрном секторе, включая формирование и развитие сельских социумов. Из этого следует, что земельные отношения в  аграрном секторе и в сельской местности, сохраняя свою специфику, являются тем не менее составной частью аграрных отношений, а изменение  основ земельной собственности  и форм использования земельных  ресурсов становится важнейшим элементом  всей аграрной реформы.

С началом аграрной реформы  разработка концепций земельных  преобразований проходила в острых дискуссиях. Разногласия сводились  к вопросам о земельной, прежде всего, частной собственности, рыночном обороте  земли, структуре землевладения  и соответственно общей аграрной структуре, роли и месте в ней  фермерского и других форм частного владения землею. При этом оставался  на заднем плане вопрос о переходном периоде, необходимом для последовательного  формирования новой системы земельных  отношений с учетом региональной специфики.

Целенаправленное реформирование земельных отношений затруднялось теоретической путаницей в вопросах собственности на землю, и это  обстоятельство до сих пор вносит элементы неопределенности в стратегический курс всей аграрной реформы. Прежняя  концепция государственной монополии  на землю заменена аморфной концепцией многообразия форм земельной собственности  без четкого обозначения приоритетов, что создает “удобство” для сохранения или реанимации колхозно-совхозной  системы земледелия и землепользования.

Между тем мировой опыт свидетельствует о наличии двух форм земельной собственности: государственной  и частной, причем в ходе переходных процессов приоритетной и преобладающей  по масштабам становится последняя. Другое дело, что частное землепользование может быть реализовано в индивидуальной и коллективной формах, акционерном  и иных типах предприятий. Для  выработки подлинной научной  концепции дальнейшего развития земельных и аграрных отношений  недопустима подмена многообразия форм хозяйства так называемым многообразием  форм земельной собственности в  сельском хозяйстве.

В 1990 г. преимущество было отдано формированию частнособственнической концепции преобразования земельных  отношений, которая и стала стержнем аграрной политики России в течение  последующих лет. Был фактически проигнорирован характерный для  переходного периода эволюционный принцип реализации стратегии реформы, столь необходимый для успешного  ее проведения. На самом старте реформы  был предпринят “революционный натиск”  на сложившуюся колхозно-совхозную  систему земельных отношений. Сопротивляясь  такому натиску, система начала “мимикрировать”, меняя внешнюю оболочку, но сохраняя внутреннее устройство. Особенно это было характерно для периода 1992-1994 гг. В последующие годы аграрная, и ее составляющая земельная реформа, оказались в тисках общеэкономического кризиса, а возможности ее успешного развития были затруднены.

Можно выделить пять целевых  приоритетов переходного периода  в реформировании системы земельных  отношений в аграрном секторе  России:

Переход от монополии государственной  собственности на сельскохозяйственные угодья к сочетанию ее с частной  и муниципальной собственностью, что открывает возможности для  развития различных форм сельскохозяйственного  производства

Социально-ориентированное  первичное распределение земли  в ходе приватизации государственных  земель путем установления норм бесплатной передачи земли работникам хозяйств, пенсионерам и работникам сельской социальной сферы

ВВЕДЕНИЕ платности землепользования, что связано с экономической  реализацией функции земли как  составной части национального  богатства страны

Развитие рыночного и  внерыночного земельного оборота, который  должен содействовать разумной концентрации в руках эффективных собственников  сельскохозяйственных угодий и повышению  результативности их использования  в сельском хозяйстве

Усиление экологических  требований при использовании сельскохозяйственных угодий и государственного контроля за соблюдением земельного законодательства

Для реализации этих задач  предстояло создать правовой, организационный  и экономический механизмы и  определить переходный период проведения реформы в России в целом и  в ее регионах. Однако было предпринято  кардинальное, неоправданно форсированное  по срокам решение вопроса о собственности  на землю в стране, которая в  течение 70 лет жила в условиях господства одной - государственной формы. Переходное состояние объективно предполагало, что земельная реформа должна исходить из постепенной и последовательной трансформации сложившейся системы  земельной собственности, исключать  социальную напряженность или угрозу экологических бед.

Несмотря на непоследовательность и издержки земельных преобразований в процессе их осуществления достигнуты определенные позитивные результаты. Основной из них - формирование новой  достаточно устойчивой, ориентированной  на рынок структуры земельной  собственности и структуры землепользования в аграрном секторе экономики  и в сельской местности страны.

Индикатором того, что сложившаяся  к началу 1999 г. структура собственности  и землепользования стала действительно  устойчивой, свидетельствует постепенное затухание интенсивности структурных сдвигов, характерных для первого периода реформы 1991-1994 гг. Второй этап реформы (1995-1997 гг.) отмечен стабилизацией структуры землепользования по трем основным секторам, связанным с использованием сельскохозяйственных угодий.

Доля государственного сектора  в сельском хозяйстве составляла на начало 1991 г. 56% угодий, на начало 1993 г. она снизилась до 24%, в 1995 г. - до 14%, после чего стабилизировалась  на этом уровне. Удельный вес сектора  негосударственных сельскохозяйственных предприятий возрастал за первый период соответственно с 40% до 63% и стабилизировался с 1995 г. на уровне 73%. Сектор частных  хозяйств населения увеличил свою долю с 2% в 1991 г. до 9% к началу 1993 г. и стабилизировался на уровне 11-12% в 1995-1998 гг [51, 100].

Появление в ходе реформы  значительного числа частных  собственников - граждан РФ должно быть признано весьма важным результатом  земельной реформы в переходных условиях. В общей сложности около 40 млн семей имеют сейчас земельные участки на различных правовых основаниях. Доля государственных предприятий в общей площади сельскохозяйственных угодий сократилась в 4 раза, в то время, как удельный вес коллективных негосударственных организаций возрос в 1,7 раза, индивидуальных частных хозяйств всех типов - в 3,8 раза, несельскохозяйственных организаций - в 1,5 раза.

Эффективное и экологически безопасное преобразование земельных  отношений в переходный период во многом определяется тем, насколько  этому способствует экономический  механизм реализации земельной собственности. Составными элементами этого механизма  являются рентные отношения, экономическая  оценка земли, плата за землю с  применением дифференцированного  земельного налога. Общей предпосылкой целенаправленного решения всего  комплекса проблем формирования действенного механизма земельных  отношений является углубление теории земельной ренты, совершенствование научно-методических и прикладных аспектов рентных отношений.

Принципиальное значение в выработке научной концепции  рентных отношений имеет определение  сущности, самого понятия земельной  ренты и выявление реально  существующих ее форм. Земельную ренту  мы рассматриваем как цену, уплачиваемую землевладельцу (или доход, полученный им) за предоставление в пользование  товаропроизводителю количественно  ограниченных и качественно различных  земельных ресурсов.

Земельная рента в ее развитой, денежной форме есть рыночная категория  существующая там и тогда, где  и когда в складывающихся пропорциях товарно-денежного обмена образуется сверхприбыль или избыточный (превышающий  средний норматив рентабельности) чистый доход, обусловленный действием  естественных рентообразующих факторов, связанных с использованием незаменимых  ограниченных ресурсов.

Исследование действительно  складывающихся экономических отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением землей в условиях рыночного хозяйства позволяет  выявить наличие двух форм земельной  ренты: дифференциальной и монопольной. Основное значение имеет дифференциальная рента, образование которой связано  с различием хозяйств по качеству земли и их местоположению, удаленности  от рынка сбыта (дифрента I). В условиях интенсификации и широкого внедрения в практику достижений научно-технического прогресса возникает и дифференциальная рента II, как дополнительная прибыль от применения добавочных вложений на единицу земельной площади.

В рыночной экономике независимо от уровня ее развития возникает также  и монопольная рента, условием образования  которой является исключительно  благоприятные условия производства конкретных продуктов. Чтобы смягчить влияние этой формы ренты на доходы потребителя, необходимо проводить  эффективную антимонопольную политику, сокращающую размеры, но не устраняющую  образования данной формы ренты  вообще, поскольку это может подорвать стимулы производства соответствующих продуктов.

Информация о работе Аграрная политика