Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:54, контрольная работа
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества. Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения. Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли.
1. Теоретические основы 2
1.1 Земельный рынок, его роль в развитии экономики 2
1.2 Особенности формирования Рынка земли (1990-2004) 3
1.3 Российское законодательство, формирование рынка недвижимости 22
2. Анализ рынка земли Российской Федерации 26
2.1 Земельный фонд Российской Федерации (1990 - 2004 гг.) 26
2.2 Анализ сделок с земельными участками 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Список литературы 62
Наконец, последние данные
были получены год назад. Анализ данных
государственной земельной
По сравнению с 1998 годом
площадь земель сельскохозяйственного
назначения сократилась на 14,9 млн. га.
Это сокращение объясняется прежде
всего тем, что во исполнение лесного
законодательства осуществлялся перевод
участков леса, ранее находившихся
в бессрочном пользовании
Следует отметить, что работы по переводу таких земель будут переводиться и в дальнейшем, и на сегодняшний день в составе земель сельскохозяйственного назначения присутствуют значительные площади, подлежащие передаче в лесной фонд. На сокращение площадей данной категории земель также повлиял процесс их перевода в категорию земель запаса.
В последние годы площади сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации неуклонно снижались. По сравнению с 1998 годом в 2004 году они уменьшились на 10,5 тысяч га. Основная причина - неиспользование продуктивных земель и, как следствие, их зарастание кустарником, мелколесьем и лесом. Причиной вывода угодий из разряда продуктивных является также их полная деградация в результате нерационального применения и влияния негативных процессов, получивших широкое развитие в связи с резким сокращением мероприятий по защите ценных земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания и других процессов.
Следующей категорией земель, занимающей в Российской Федерации первое по площади место, являются земли лесного фонда. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации леса, за исключением расположенных на землях обороны и землях населённых пунктов, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд.
В 1990 году эти земли составляли в общей структуре земельного фонда 52,4%. А в 2004 году доля земель лесного фонда увеличилась до 61,9%, составив 1 млрд., 60 млн. га против 895 млн. га в 1990 году. Однако не всё время в течение десяти лет росло это число. Что же происходило в этот период?
Вплоть до 1997 года площадь
лесного фонда почти всегда неуклонно
сокращалась (исключение - 1996 год) в
среднем примерно на 20 млн. га. Это
связано прежде всего с выделением
площадей данной категории земель для
сельскохозяйственного
Следует сказать, что, когда
называется цифра в 843,3 млн. га земель
(или около того) или 49,3%, имеется
в виду не весь лесной фонд, а земли,
находящиеся в ведении
По сравнению с 1992 годом площадь этой категории земель сократилась на 35 млн. га. Основную долю этих земель составляют лесные площади - 74,1% в 1994 году (625,9 млн. га). Из них покрыты лесом и несомкнувшимися лесными культурами 576,3 млн. га, или 68,3% лесохозяйственных земель.
В следующем году (1995) снова
наблюдалось небольшое
Многие лесные площади (около 50 млн. га) за время земельной реформы были переданы в категорию земель особо охраняемых территорий (заповедники, национальные парки, лесопарки).
В 1998 году в связи с ранее упоминавшимися изменениями в законодательстве земли лесного фонда получили более 180 млн. га и превысили 1 млрд. га.
В 1999 году продолжились работы
по передаче земель, подлежащих включению
в лесной фонд, из других категорий
земель. Во исполнение лесного и
земельного законодательства предавались
в категорию лесные участки, находящиеся
в пользовании
Работы по обследованию участков
лесных площадей для последующего включения
их в лесной фонд или, напротив, исключения
из его состава будут продолжены.
Так, по данным государственного земельного
учёта, по состоянию на 1 января 2004 года
в категорию земель сельскохозяйственного
назначения входит более 50 млн. га площадей,
на которых для дальнейшей передачи
в лесной фонд требуется провести
лесоустройство. В черте городов,
посёлков городского типа подлежат исключению
из лесного фонда около 600 тысяч
га. В состав земель лесного фонда
входят большие территории, имеющие
природоохранное и научное
Площадь земель населённых пунктов до 1990 года в течение 25 лет постепенно росла и составила 7,5 млн. га, что равнялось 0,4% земельного фонда Российской Федерации.
В эту категорию включены земли, расположенные в пределах городской и поселковой черты, а также черты сельских поселений.
Земельная реформа, проводимая в России, в значительной мере отразилась и на землях населённых пунктов. За 1991-1992 гг. было передано в ведение сельских (поселковых) Советов народных депутатов и под расширение городов 28,8 млн. га. Сельские (поселковые) Советы народных депутатов получили в своё ведение дополнительно 11,2 млн. га сельскохозяйственных угодий.
В итоге в 1993 году площадь этих земель составила 36,2 млн. га. За два года было включено земель в 12 раз больше, чем за весь 25-летний период. С тех пор вплоть до 1998 года эта цифра менялась лишь в пределах 1-2 млн. га.
За 1993 год земли населённых
пунктов возросли за счёт передачи
в эту категорию земель сельскохозяйственных
предприятий и
Во исполнение Указа Президента РФ "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" от 23.04.93 № 480 органами Роскомзема проводится работа по инвентаризации земель, в том числе и переданных в ведение сельских администраций, с целью определения возможностей их предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.
В 1998 году в связи с
установлением новой формы
В 2004 году площадь земель этой категории составила 18,6 млн. га, или 1,1% земельного фонда РФ. Получается, что за рассматриваемый нами период (14 лет) площадь этих земель выросла в два с половиной раза. По сравнению с прошлым годом произошло сокращение площади всё по тем же причинам. Проводилась также инвентаризация земель.
До 1990 года происходило увеличение
также и площадей земель запаса.
В эту категорию входят земли,
не учтённые в других категориях. Они
увеличились на 39,4 млн. га и к концу
1990 года составили 130,2 млн. га. Это связано
в основном с передачей деградированных
земель лесохозяйственных и
К 1994 году сокращение площади земель запаса было вызвано предоставлением их сельскохозяйственным предприятиям и гражданам для временного пользования.
Сокращение площади земель запаса происходило до 1995 года, когда она составила лишь 77,3% от уровня 1990 года. Затем происходил рост до 2004 года. В 2004 году эта цифра была примерно 87% от уровня 1990 года.
В 1995 году в данную категорию
был включён фонд перераспределения
земель, с чем и связан рост. В
2004 году наблюдалось снова падение
площади, что связано из-за исключения
из её состава в земли водного
фонда 7,8 млн. га. Но с 1994 года земли запаса
безостановочно пополнялись
Земли промышленности, транспорта,
связи и иного
В 1990 году они составляли 0,9% от всей площади. С 1965 по 1985 гг. происходило увеличение земель промышленности и иного назначения (на 7,0 млн. га) в основном за счёт роста площадей под заповедниками и заказниками. В 1990 году в соответствии с новым земельным кодексом 11,3 млн. га, занимаемые в основном заповедниками, были переведены в новую категорию земель - предприятия, организации и учреждения природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, или земли особо охраняемых природных территорий.
До 2004 года эти земли почти не претерпевали никаких изменений.
На 80% за 14 лет увеличились площади земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которые в 1990 году были примерно на уровне предыдущей описываемой категории (примерно 0,9% от общей площади).
Категория земель ООПТ включает
участки земли, где располагаются
природные комплексы и объекты,
имеющие особое природоохранное, научное,
культурное, эстетическое и оздоровительное
значение. К ним относятся
Эта категория земель была
впервые введена в 1990 году после
принятия Земельного Кодекса. Ранее
эти земли учитывались в
Последующий рост до 2004 года был вызван созданием новых заповедников и национальных парков, а также отводом земель других категорий в заповедники, национальные парки и другие объекты особо охраняемых территорий.
Значительные изменения претерпели земли водного фонда, причем только за первые два года реформ они выросли на 350%, а затем, в течение неуклонного роста до 2004 года, они составили в этом году 700% от уровня 1990 года.
К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земли, выделяемые под полосы отвода гидротехнических и иных сооружений, необходимых для использования водных объектов.
Земли данной категории используются для водохозяйственнных, сельскохозяйственных, рыбохозяйственных, транспортных и других государственных и общественных потребностей.
В первые годы рост земель водного
фонда происходил преимущественно
за счёт изъятия земель из состава
лесохозяйственных и
Затем вплоть до 2004 года площадь этих земель существенно не менялась. По данным государственного земельного кадастра площадь под водными объектами в целом по Российской Федерации составляет 211,1 млн. га, из них на долю земель под болотами приходится 66%. Однако отсутствие земельного законодательства, регулирующего вопросы перевода земель из одной категории в другую, не позволяет, сегодня, включить их в состав земель водного фонда.
В 2004 году после проведения
работ по определению площадей земель
под водными объектами на территории
Ямало-Ненецкого автономного
На рисунке 1.1 приведены значения земельных ресурсов по отдельным округам в 2004 году.
Рисунок 1.1 - Обеспеченность земельными ресурсами по округам в 2004 году
Таким образом, за рассматриваемый период времени земельный фонд Российской Федерации и его структура претерпели значительные изменения. Причем причиной данных изменений послужили как изменения природного характера, так и нормативно-правового.