Аграрная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:54, контрольная работа

Описание

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества. Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения. Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли.

Содержание

1. Теоретические основы 2
1.1 Земельный рынок, его роль в развитии экономики 2
1.2 Особенности формирования Рынка земли (1990-2004) 3
1.3 Российское законодательство, формирование рынка недвижимости 22
2. Анализ рынка земли Российской Федерации 26
2.1 Земельный фонд Российской Федерации (1990 - 2004 гг.) 26
2.2 Анализ сделок с земельными участками 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Список литературы 62

Работа состоит из  1 файл

Аграрная политика(Доп).docx

— 94.10 Кб (Скачать документ)

Наконец, последние данные были получены год назад. Анализ данных государственной земельной отчётности показывает, что в последние годы продолжалось перераспределение площадей всех категорий земель. Территориальные  органы Госкомзема России проводили работу по приведению категорий земель в соответствие с лесным, водным и земельным законодательством. Кроме того, уточняются площади категорий земель по результатам их инвентаризации.

По сравнению с 1998 годом  площадь земель сельскохозяйственного  назначения сократилась на 14,9 млн. га. Это сокращение объясняется прежде всего тем, что во исполнение лесного  законодательства осуществлялся перевод  участков леса, ранее находившихся в бессрочном пользовании сельскохозяйственных предприятий, в земли лесного  фонда.

Следует отметить, что работы по переводу таких земель будут переводиться и в дальнейшем, и на сегодняшний  день в составе земель сельскохозяйственного  назначения присутствуют значительные площади, подлежащие передаче в лесной фонд. На сокращение площадей данной категории  земель также повлиял процесс  их перевода в категорию земель запаса.

В последние годы площади  сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации неуклонно снижались. По сравнению с 1998 годом в 2004 году они уменьшились на 10,5 тысяч га. Основная причина - неиспользование  продуктивных земель и, как следствие, их зарастание кустарником, мелколесьем  и лесом. Причиной вывода угодий из разряда продуктивных является также  их полная деградация в результате нерационального применения и влияния  негативных процессов, получивших широкое  развитие в связи с резким сокращением  мероприятий по защите ценных земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания и других процессов.

Следующей категорией земель, занимающей в Российской Федерации  первое по площади место, являются земли  лесного фонда. В соответствии с  Лесным кодексом Российской Федерации  леса, за исключением расположенных  на землях обороны и землях населённых пунктов, а также земли лесного  фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд.

В 1990 году эти земли составляли в общей структуре земельного фонда 52,4%. А в 2004 году доля земель лесного  фонда увеличилась до 61,9%, составив 1 млрд., 60 млн. га против 895 млн. га в 1990 году. Однако не всё время в течение десяти лет росло это число. Что же происходило в этот период?

Вплоть до 1997 года площадь  лесного фонда почти всегда неуклонно  сокращалась (исключение - 1996 год) в  среднем примерно на 20 млн. га. Это  связано прежде всего с выделением площадей данной категории земель для  сельскохозяйственного использования.

Следует сказать, что, когда  называется цифра в 843,3 млн. га земель (или около того) или 49,3%, имеется  в виду не весь лесной фонд, а земли, находящиеся в ведении лесохозяйственных  предприятий. В весь же лесной фонд входит более 1 млрд. га. Но для удобства (так как около 300 млн. га используется нелесохозяйственными предприятиями, организациями и учреждениями), будем называть лесным фондом первую категорию.

По сравнению с 1992 годом  площадь этой категории земель сократилась  на 35 млн. га. Основную долю этих земель составляют лесные площади - 74,1% в 1994 году (625,9 млн. га). Из них покрыты лесом  и несомкнувшимися лесными культурами 576,3 млн. га, или 68,3% лесохозяйственных земель.

В следующем году (1995) снова  наблюдалось небольшое сокращение площади. Нужно учитывать, что ежегодно при подсчётах площади земель лесного фонда не включаются в  этот показатель земли этого вида, находящиеся во временном пользовании (аренде) и относящиеся таким образом  временно к другой категории земель. А это примерно полторы стони  миллионов га.

Многие лесные площади (около 50 млн. га) за время земельной реформы  были переданы в категорию земель особо охраняемых территорий (заповедники, национальные парки, лесопарки).

В 1998 году в связи с  ранее упоминавшимися изменениями  в законодательстве земли лесного  фонда получили более 180 млн. га и  превысили 1 млрд. га.

В 1999 году продолжились работы по передаче земель, подлежащих включению  в лесной фонд, из других категорий  земель. Во исполнение лесного и  земельного законодательства предавались  в категорию лесные участки, находящиеся  в пользовании сельскохозяйственных предприятий. Заросшие лесом сельскохозяйственные угодья исключались из состава земель сельскохозяйственного назначения, пополняя лесной фонд. Осуществлялся  возврат земель лесного фонда, предоставленных  для нужд промышленности. На основании  пересмотра границ населённых пунктов  происходило включение в земли  лесного фонда участков леса, располагавшихся  ранее в черте поселений. В  результате этих мероприятий площадь  земель лесного фонда возросла к 2004 году на 13,5 млн. га.

Работы по обследованию участков лесных площадей для последующего включения  их в лесной фонд или, напротив, исключения из его состава будут продолжены. Так, по данным государственного земельного учёта, по состоянию на 1 января 2004 года в категорию земель сельскохозяйственного  назначения входит более 50 млн. га площадей, на которых для дальнейшей передачи в лесной фонд требуется провести лесоустройство. В черте городов, посёлков городского типа подлежат исключению из лесного фонда около 600 тысяч  га. В состав земель лесного фонда  входят большие территории, имеющие  природоохранное и научное значение, которые могут передаваться в  категорию земель особо охраняемых природных территорий.

Площадь земель населённых пунктов до 1990 года в течение 25 лет  постепенно росла и составила 7,5 млн. га, что равнялось 0,4% земельного фонда Российской Федерации.

В эту категорию включены земли, расположенные в пределах городской и поселковой черты, а  также черты сельских поселений.

Земельная реформа, проводимая в России, в значительной мере отразилась и на землях населённых пунктов. За 1991-1992 гг. было передано в ведение  сельских (поселковых) Советов народных депутатов и под расширение городов 28,8 млн. га. Сельские (поселковые) Советы народных депутатов получили в своё ведение дополнительно 11,2 млн. га сельскохозяйственных угодий.

В итоге в 1993 году площадь  этих земель составила 36,2 млн. га. За два  года было включено земель в 12 раз больше, чем за весь 25-летний период. С тех  пор вплоть до 1998 года эта цифра  менялась лишь в пределах 1-2 млн. га.

За 1993 год земли населённых пунктов возросли за счёт передачи в эту категорию земель сельскохозяйственных предприятий и сельскохозяйственных угодий лесного фонда.

Во исполнение Указа Президента РФ "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" от 23.04.93 № 480 органами Роскомзема проводится работа по инвентаризации земель, в  том числе и переданных в ведение  сельских администраций, с целью  определения возможностей их предоставления гражданам для индивидуального  жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и  иных целей.

В 1998 году в связи с  установлением новой формы учёта  земель 17 млн. га земель населённых пунктов  перешло в категорию земель лесного  фонда. Осталось 20,1 млн. га. Земли же непосредственно городов и посёлков так и были в течение всех лет  реформы на уровне 7,4-7,6 млн. га.

В 2004 году площадь земель этой категории составила 18,6 млн. га, или 1,1% земельного фонда РФ. Получается, что за рассматриваемый нами период (14 лет) площадь этих земель выросла в два с половиной раза. По сравнению с прошлым годом произошло сокращение площади всё по тем же причинам. Проводилась также инвентаризация земель.

До 1990 года происходило увеличение также и площадей земель запаса. В эту категорию входят земли, не учтённые в других категориях. Они  увеличились на 39,4 млн. га и к концу 1990 года составили 130,2 млн. га. Это связано  в основном с передачей деградированных  земель лесохозяйственных и сельскохозяйственных предприятий в данную категорию  земель. За два года реформы площадь  этих земель сократилась примерно на 10%, что было вызвано в основном переводом в категорию земель водного фонда крупных рек  и озёр.

К 1994 году сокращение площади  земель запаса было вызвано предоставлением  их сельскохозяйственным предприятиям и гражданам для временного пользования.

Сокращение площади земель запаса происходило до 1995 года, когда  она составила лишь 77,3% от уровня 1990 года. Затем происходил рост до 2004 года. В 2004 году эта цифра была примерно 87% от уровня 1990 года.

В 1995 году в данную категорию  был включён фонд перераспределения  земель, с чем и связан рост. В 2004 году наблюдалось снова падение  площади, что связано из-за исключения из её состава в земли водного  фонда 7,8 млн. га. Но с 1994 года земли запаса безостановочно пополнялись сельскохозяйственными  угодьями, то есть землями сельскохозяйственного  использования.

Земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного  назначения. Наименьшим изменениям за 14 лет подверглись земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного  назначения. Эти земли предоставляются  предприятиям промышленности, энергетики, под транспортные артерии, для обеспечения обороноспособности страны, под объекты связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения. Земли данной категории расположены за чертой населённых пунктов.

В 1990 году они составляли 0,9% от всей площади. С 1965 по 1985 гг. происходило  увеличение земель промышленности и  иного назначения (на 7,0 млн. га) в  основном за счёт роста площадей под  заповедниками и заказниками. В 1990 году в соответствии с новым земельным  кодексом 11,3 млн. га, занимаемые в основном заповедниками, были переведены в новую  категорию земель - предприятия, организации  и учреждения природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного  назначения, или земли особо охраняемых природных территорий.

До 2004 года эти земли почти  не претерпевали никаких изменений.

На 80% за 14 лет увеличились  площади земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которые  в 1990 году были примерно на уровне предыдущей описываемой категории (примерно 0,9% от общей площади).

Категория земель ООПТ включает участки земли, где располагаются  природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и оздоровительное  значение. К ним относятся государственные  природные заповедники, национальные и природные парки, государственные  природные заказники, памятники  природы, дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности  и курорты. Для этой категории  земель установлен режим особой охраны.

Эта категория земель была впервые введена в 1990 году после  принятия Земельного Кодекса. Ранее  эти земли учитывались в категории  земель промышленности. В этой категории земель в течение всех десяти лет наблюдался неуклонный рост. В целях их сохранения они изымаются полностью или частично из хозяйственного использования и гражданского оборота.

Последующий рост до 2004 года был вызван созданием новых заповедников и национальных парков, а также  отводом земель других категорий  в заповедники, национальные парки  и другие объекты особо охраняемых территорий.

Значительные изменения  претерпели земли водного фонда, причем только за первые два года реформ они выросли на 350%, а затем, в  течение неуклонного роста до 2004 года, они составили в этом году 700% от уровня 1990 года.

К землям водного фонда  относятся земли, занятые водными  объектами, а также земли, выделяемые под полосы отвода гидротехнических и иных сооружений, необходимых для  использования водных объектов.

Земли данной категории используются для водохозяйственнных, сельскохозяйственных, рыбохозяйственных, транспортных и других государственных и общественных потребностей.

В первые годы рост земель водного  фонда происходил преимущественно  за счёт изъятия земель из состава  лесохозяйственных и сельскохозяйственных предприятий и земель запаса, к  ним были отнесены крупные водоёмы, гидротехнические и другие водохозяйственные  сооружения, ледники, болота.

Затем вплоть до 2004 года площадь  этих земель существенно не менялась. По данным государственного земельного кадастра площадь под водными  объектами в целом по Российской Федерации составляет 211,1 млн. га, из них на долю земель под болотами приходится 66%. Однако отсутствие земельного законодательства, регулирующего вопросы  перевода земель из одной категории в другую, не позволяет, сегодня, включить их в состав земель водного фонда.

В 2004 году после проведения работ по определению площадей земель под водными объектами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа проведена передача из категории  земель запаса в водный фонд площади 7,8 млн. га.

На рисунке 1.1 приведены  значения земельных ресурсов по отдельным  округам в 2004 году.

Рисунок 1.1 - Обеспеченность земельными ресурсами по округам  в 2004 году

 

Таким образом, за рассматриваемый  период времени земельный фонд Российской Федерации и его структура  претерпели значительные изменения. Причем причиной данных изменений послужили  как изменения природного характера, так и нормативно-правового.

Информация о работе Аграрная политика