Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:54, контрольная работа
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества. Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения. Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли.
1. Теоретические основы 2
1.1 Земельный рынок, его роль в развитии экономики 2
1.2 Особенности формирования Рынка земли (1990-2004) 3
1.3 Российское законодательство, формирование рынка недвижимости 22
2. Анализ рынка земли Российской Федерации 26
2.1 Земельный фонд Российской Федерации (1990 - 2004 гг.) 26
2.2 Анализ сделок с земельными участками 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Список литературы 62
Та часть земель, которая
находилась в пользовании
Как физические, так и юридические лица, являющиеся землепользователями, могли быть поставлены перед фактом изъятия земель для других нужд и пользователей без каких-либо компенсаций либо с компенсацией стоимости имущества на этих землях. Ясно, что в этих условиях землепользователи не были заинтересованы в ответственном отношении к земле, в повышении ее плодородия, и это выражалось в низкой эффективности хозяйствования.
В отличие от стран Балтии и Восточной Европы, в России не было реституции -- возвращения земель прежним собственникам.
С 1990 года земля могла
быть передана в собственность фактических
и новых пользователей участков
для личного подсобного хозяйства
(ЛПХ), крестьянского (фермерского) хозяйства
(КФХ), коллективного садоводства
и животноводства, жилищного и
дачного строительства. Участки
для выращивания овощных
С 27 декабря 1991 года началась
приватизация земель, находящихся в
пользовании
Земли, передававшиеся коллективам
работников и пенсионеров
Приватизация
Таким образом, особый подход к приватизации земель, находящихся в пользовании бывших колхозов и совхозов, предопределил возникновение рынка не только участков земли, но и земельных долей -- долей в праве общей собственности на один земельный массив. В ходе приватизации 11,9 миллиона граждан в счет земельных долей получили 117,6 миллиона гектаров из 209,8 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий, которые находились в пользовании сельхозорганизаций накануне реформы [59, 13].
Значительная часть земли
в первые годы реформы передавалась
гражданам в пожизненное
Ограничения размеров участков, передаваемых в собственность бесплатно Земельные участки передавались в собственность бесплатно и за плату. Бесплатно передавались участки:
в общую собственность коллектива -- исходя из нормы бесплатной передачи земли на эти цели и количества членов коллектива. Норма устанавливалась решением властей каждого района. В среднем по стране размер доли составил 7-10 гектаров. Если в пользовании организации до приватизации земли было больше земли, чем приходилось по расчету, то излишки передавались в районный фонд перераспределения земель; если меньше -- то доля устанавливалась исходя из наличия земель;
крестьянским (фермерским) хозяйствам
-- в пределах норм передачи земли
в собственность для КФХ. В
одних областях норма устанавливалась
в расчете на хозяйство, в других
-- в расчете на члена крестьянского
хозяйства. В средней полосе России
эта норма составляла обычно 30-50
гектаров. Норма устанавливалась
решением областных властей и
была единой на территории всей области.
Кроме того, КФХ могли получить
землю в пожизненное
личным подсобным хозяйствам -- в пределах норм, установленных муниципальными администрациями в расчете на одно ЛПХ. Обычно -- до половины гектара в пределах населенного пункта и одного гектара -- за пределами села, в поле. Позднее Указом Президента РФ (1996) было разрешено увеличить размер ЛПХ до размера земельной доли, если кто-либо из членов ЛПХ ее имел;
для индивидуального жилищного строительства, садоводства-- в пределах нормы, установленной решением областных властей. Обычно она составляла 0,1 гектара для жилищного строительства и 0,06-0,08 гектара для садовых участков.
Как видим, предельные размеры участков, которые передавались гражданам для ЛПХ, садоводства, огородничества, жилищного строительства, обычно не отличались от нормативов, в соответствии с которыми происходило наделение в дореформенный период. Участки сверх этих размеров могли быть переданы в аренду или выкуплены пользователем. Однако эта логика бесплатного наделения землей была нарушена введением нового Земельного кодекса РФ. В соответствии с ним все граждане, которым ранее земля была передана в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, могут получить землю в собственность бесплатно. Это означает, что в начале земельной реформы одни фермеры получали в собственность бесплатно, как правило, не более 50 гектаров, другие же, получившие не одну тысячу гектаров в пожизненное наследуемое владение, теперь могут стать их собственниками. На стадии обсуждения проекта Земельного кодекса рассматривались предложения о передаче земли бесплатно в пределах норм, а сверх того -- за плату или в аренду. Однако в принятом Земельном кодексе таких ограничений нет [60, 55].
Бесплатная приватизация
земель сельскохозяйственного
В ходе приватизации земли существенно сократилась доля государственной собственности. ВВЕДЕНИЕ нового Земельного кодекса РФ ускорило этот процесс: по-прежнему уменьшается площадь земли, находящейся в собственности государства (федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципалитетов) и юридических лиц, увеличивается площадь земли, находящейся в собственности граждан.
Доля государственных
земель сельскохозяйственного
Отношение администрации к частной собственности на землю, купле-продаже земли было и остается чрезвычайно важным фактором, влияющим на переход собственности не только от государства к гражданам и организациям, но и от граждан к юридическим лицам, а также на характер отношений между гражданами (основными собственниками сельскохозяйственных угодий) и сельскохозяйственными организациями. Там, где администрация активно занималась аграрной реформой, эти отношения строятся на основе договоров. Например, в Орловской, Нижегородской, Ростовской областях практически вся земля, находящаяся в собственности граждан, используется сельскохозяйственными организациями на основе договоров аренды. В то же время в Московской, Ленинградской областях отношения между собственниками и сельскохозяйственными организациями практически не урегулированы, земля используется последними без всякого оформления.
Число сделок с землей всех
категорий постоянно
1.3 Российское законодательство,
формирование рынка
Нормативную базу развития
земельного оборота в Российской
Федерации и в субъектах
Конституционной основой земельного оборота являются ст.9 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., провозглашающая право частной собственности на землю и ст.36 в соответствии с которой владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц [57, 225].
Гражданский кодекс РФ также
предусматривает оборот земель, мера
допущения которого допускается
законом о земле. В настоящее
время на федеральном уровне отсутствуют
законы, четко определяющие порядок
функционирования гражданского земельного
оборота (земельного рынка). Однако в
действующих сегодня
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (п.2) граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. На основе Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. "О реализации конституционных прав граждан на землю" собственники земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: передать земельную долю по наследству, продать земельную долю, подарить земельную долю, обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю, передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания с иждивением, передать земельную долю в аренду, внести земельную долю или право пользования этой долей в уставной капитал или паевой фонд сельскохозяйственной коммерческой организации.
Существенное значение для
формирования рынка земли имеют
также Указ Президента Российской Федерации
от 25 марта 1992 г. "О продаже земельных
участков гражданам и юридическим
лицам при приватизации государственных
и муниципальных предприятий",
Указа Президента Российской Федерации
от 26 ноября 1997 г. "О продаже гражданам
и юридическим лицам земельных
участков, расположенных на территориях
городских и сельских поселений,
или права их аренды" а также
постановление Правительства