Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:54, контрольная работа
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества. Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения. Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли.
1. Теоретические основы 2
1.1 Земельный рынок, его роль в развитии экономики 2
1.2 Особенности формирования Рынка земли (1990-2004) 3
1.3 Российское законодательство, формирование рынка недвижимости 22
2. Анализ рынка земли Российской Федерации 26
2.1 Земельный фонд Российской Федерации (1990 - 2004 гг.) 26
2.2 Анализ сделок с земельными участками 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Список литературы 62
Основы законодательства
СССР о союзных республиках и
земле, принятые 28 февраля 1990 года, закон
"О земельной реформе" от 23 ноября
1990 года и Земельный кодекс РСФСР
от 25 апреля 1991 года, по существу, открыли
новый этап коренного преобразования
земельных отношений, положили начало
введению многообразия форм земельной
собственности и
Коренные организационно-
Весь земельный фонд Российской Федерации распределён по категориям земель:
- земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 455 млн. га, или 26,6%;
- земли населённых пунктов, общая площадь 20,9 млн. га, или 1,2%;
- земли промышленности, транспорта
и иного
- земли природоохранного и природозаповедного назначения, общая площадь 31,6 млн. га, или 1,9%;
- земли лесного фонда, общая площадь 1046,3 млн. га, или 61,2%;
- земли водного фонда, общая площадь 19,9 млн. га, или 1,2%;
- земли запаса, общая площадь 118,5 млн. га, или 6,9%.
В собственности граждан и юридических лиц находится около 130 млн. га земель, что составляет 60% всех сельскохозяйственных угодий и почти 85% площади пашни.
Земельная реформа проводится не только на землях сельскохозяйственного назначения, но и на землях городов и других поселений; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, лесного и водного фонда, запаса и иного назначения, то есть на всей территории России.
Земельные отношения, регулируемые Конституцией Российской Федерации, земельным и другим законодательством, являются составной частью общественных отношений между органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей. В процессе земельных отношений земля рассматривается как общенациональное достояние. Она используется и охраняется как основа жизни, деятельности и благосостояния народов России.
Земельная реформа - важнейший
элемент структурной
В части правового обеспечения земельной реформы ее законодательная база нуждается в существенном обновлении. Действующее законодательство не отражает социальную и экономическую направленность преобразования земельных отношений. Правовое обеспечение развития земельной реформы в России будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность их правового регулирования.
Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.
Использование земли в Российской Федерации является платным за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение права аренды земельных участков, компенсационные платежи за потери сельскохозяйственного производства, плата за пользование земельным участком при установлении сервитута.
Охрана включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, сохранение почв, предотвращение их от деградации и недопущение необоснованного изъятия ценных сельскохозяйственных и лесных земель, а также восстановление и повышение плодородия почв. Особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья.
Приватизация земли колхозов,
совхозов, других сельскохозяйственных
предприятий, которым она передана
в бессрочное (постоянное) пользование,
и земли, которая находится в
государственной или
В целях регулирования
земельных отношений и
В результате осуществления
первого этапа земельной
Главную роль в решении сложной проблемы становления новых земельных отношений должно сыграть государство. С помощью государственного регулирования определяются условия и механизмы экономического воздействия на рачительное хозяйствование на земле. Все это ставит задачу совершенствования законодательных актов, разрабатываемых как на федеральном, так и на региональном уровнях, в них должны в равной мере сочетаться интересы собственника и государства. Для этого необходимо:
- разработать и принять
нормативно-правовые документы
- отработать практику
целевого использования земли,
имея в виду распределение
земель по характеру
- разработать четкий механизм
экономической оценки всей
- разработать механизм аренды земли;
- создать эффективный механизм залога земли;
- создать информационную базу по земле, ядром которой должен стать государственный земельный кадастр.
В России пока еще нет четкой нормативной базы, являющейся фундаментальной для земельных рынков развитых государств с упорядоченной экономикой. Оборот земли невозможен без механизма, который его запускает, контролирует и регулирует. Это, в свою очередь, требует решения таких проблемных узловых положений, как: земельная рента, ее начисление, изъятие, использование, основанные на ней практически все землеуправляющие стоимостные рычаги - цена земли, арендная плата, земельный налог, денежные ставки земельных операций.
В итоге на сегодняшний
день в стране около 10% территории находится
в частной собственности
Развитие земельной реформы
в России формируется из различных
показателей, но в конечном итоге
находит свое оформление в законодательных
и иных нормативных актах. За последнее
время принято множество
Основной закон Российской
Федерации определил главные
принципы развития земельного законодательства:
равенства всех форм собственности
на землю, защиту в равной степени
прав собственников и других титульных
пользователей земли, прерогатива
федерального законодательства над
законодательством субъектов
Реформирование земельных
отношений в России началось в 1990
году с принятием закона РСФСР "О
земельной реформе". В 1991 году был
принят Земельный кодекс РСФСР, установивший
разнообразие форм собственности на
землю, в том числе и частную
собственность. Всего же с 1990 по 2001 год
был принят 41 Федеральный закон,
33 указа Президента РФ и около
сотни постановлений
Основным правовым регулятором земельных отношений, безусловно, является Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001г. № 136-ФЗ, который установил следующие основные принципы земельного законодательства:
1) учет значения земли
как основы жизни и
2) приоритет охраны земли
как важнейшего компонента
3) приоритет охраны жизни
и здоровья человека, согласно
которому при осуществлении
4) участие граждан, общественных
организаций (объединений) и
5) единство судьбы земельных
участков и прочно связанных
с ними объектов, согласно которому
все прочно связанные с