Аудит. Аудиторская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:21, курс лекций

Описание

Теоретические основы аудита. Понятие и сущность аудита, его роль и функции в развитии контроля.
Виды аудита.
Профессиональная подготовка и аттестация аудиторов на право осуществления деятельности в РФ. Профессиональная этика аудиторов.
Контроль качества аудита. Государственное регулирование аудиторской деятельности.
Организация подготовки аудиторской проверки.
Оценка существенности и риска в аудите.
Система организации внутреннего контроля и методы её оценки.

Работа состоит из  1 файл

Аудит. Основы аудита.doc

— 358.50 Кб (Скачать документ)

  Тема 1. Теоретические  основы аудита. Понятие  и сущность аудита, его роль и функции  в развитии контроля.

  1. Понятие и сущность аудита.

  Понятие аудита и аудиторской деятельности определено в статье 1 ФЗ №307 «Об  аудиторской деятельности». Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемого лица (организации, которая подвергается аудиторской проверки) с целью выражения мнения о её достоверности. При этом под бухгалтерской (финансовой) отчётностью аудируемого лица понимается отчётность, предусмотренная ФЗ №129 «О бухгалтерском учёте» и иными нормативными актами. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Перечень аудиторских услуг установлен федеральным стандартом аудиторской деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью кроме проведения аудита и оказания аудиторских услуг. Аудит направлен на снижение информационного риска, т.е. вероятности того, что в бухгалтерской отчётности содержится ложные или неточные сведения для пользователей отчётности. Аудиторской деятельностью в РФ имеют право заниматься как юридические, так и физические лица. Физические лица – это индивидуальные лица, аттестованные на право ведения аудиторской деятельности и являющиеся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СОА). Физическое лицо признаётся аудитором с даты внесения сведений о нём в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Юридические лица – это аудиторские организации, зарегистрированные как организации, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности и являющиеся членом СОА. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций СОА. Коммерческая организация, сведения  которой не внесены в реестр в течение 3 месяцев с даты внесения записи о ней в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц, не вправе использовать в своём наименовании слово «аудиторская» и производные слова от слова «аудит». Такая организация не имеет права осуществлять аудиторскую деятельность. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, предусмотренной российским законодательством, кроме ОАО. Форма собственности аудиторской организации может быть любой, в том числе иностранной или совместной. Численность аттестованных аудиторов, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трёх. Доля уставного капитала аудиторской организации, принадлежащая аудиторам или аудиторским организациям, должна быть не менее 51%. Численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе аудиторской организации должна быть не менее 50% состава торгового органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом аудиторской организации, а также управляющим (индивидуальный предприниматель), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа, должны быть аттестованы аудиторами.

  1. Цели, задачи и значение аудита.

  Основной  целью аудита является выражение  мнения о достоверности бухгалтерской  финансовой отчётности аудируемых лиц. Под достоверностью понимают степень точности данных бухгалтерской отчётности, которая позволяет её пользователям делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении аудируемых лиц, и принимать на их основе обоснованные решения. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Составление плана и программы проведения аудита;
  2. Определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;
  3. Проведение аудиторской проверки аудируемого лица.

  В процессе проверки аудитор должен определить, правильно ли отражает учётная информация те экономические события, которые произошли за проверяемый период. По каждому разделу отчётности аудитор должен определить:

  • Полноту – не является ли завышенным или заниженным перечень объектов имущества и финансовых обязательств;
  • Точность – не были ли допущено ошибок в расчёте суммы объектов имущества и обязательств;
  • Оценку – соответствует ли выбранный метод оценки активов сложившейся на рынке ситуации;
  • Наличие – все ли объекты реально находятся у аудируемого лица;
  • Временную определённость фактов хозяйственной деятельности – правильно ли они отнесены и отражены в учёте;
  • Принадлежность активов и пассивов аудируемому лицу – проверка всех документов, подтверждающих право собственности на имущество и т.д.
  • Пояснение бухгалтерской отчётности и надлежащую классификацию – не противоречит ли установленным правилам применяемая корреспонденция счетов, и имеются ли объяснения по спорным моментам;
  • Аккуратность – соответствуют ли суммы отдельных операций данным аналитического учёта, правильно ли определены итоговые суммы, соответствуют ли итоговые данные Главной Книге.

  Основное  значение аудита состоит в том, что  по результатам аудиторской проверки заинтересованные пользователи отчётности получают достоверную информацию о финансовом состоянии и платежеспособности аудируемого лица. Кроме этого, аудит также обеспечивает разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности аудируемого лица. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности организации необходимо также государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

  1. Экономические предпосылки и исторический обзор возникновения и развития аудита.

  Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в XIX веке в акционерных обществах европы. Это было вызвано потребностями в объективной оценке отчётности АО и получения достоверных данных о его финансовом положении. Такие объективные данные мог дать только специалист, не зависимый от проверяемой фирмы. Возникновение аудита связано с разделением интересов управляющего звена предприятия и тех, кто вкладывает деньги в деятельность предприятия. Акционеры и инвесторы хотели быть уверенными, что представляемая администрацией отчётность полностью отражает действительно финансовое положение предприятия. Для проверки правильности отчётности и подтверждения её достоверности приглашались независимые специалисты, главными требованиями к которым на начальном этапе были только безупречная честность и независимость. С усложнением бухгалтерского учёта необходимым условием для аудитора становится хорошая профессиональная подготовка. Исторической родиной аудита считают Великобританию, где, начиная с 1844 года, принят ряд законов, предусматривающих проверку бухгалтерских отчётов независимыми бухгалтерами не реже 1 раза в год. Бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине XIX века, где в 1862 году принят закон «Об обязательном аудите», в котором предусматривалась проверка счетов и отчётов компании не реже 1 раза в год. В 1880 году в Англии и Уэльсе основан Институт Присяжных Бухгалтеров, который к 1990 году насчитывал около 80 000 членов. В настоящее время этот институт проводит большую методическую работу, разрабатывает учётные и аудиторские стандарты и издаёт профессиональный журнал по аудиту. В США независимый аудит до начала XX века строился по английской модели. Первое официальное постановление об аудите в США опубликовано в 1917 году. Его подготовил Американский институт бухгалтеров-экспертов (в настоящее время называется Американский институт дипломированных присяжных-бухгалтеров). Закон об обязательном аудите в США принят в 1937 году.  Стандартизация аудита началась с 1939 года, когда был учреждён Комитет по аудиторским процедурам. До 1972 года комитетом выпущено 54 Положения по аудиторской процедуре. Позднее комитет преобразован в Исполнительный Комитет по аудиторским стандартам, который в свою очередь переименован в Совет по аудиторским стандартам. В Германии первая попытка введения аудита предпринята в 1870 году. В 1932 году создан Институт Аудита, просуществовавший до 1941 года. После окончания Второй Мировой Войны был образован вновь Институт Аудиторов, который в 1954 году переименован в Институт Аудиторов Германии. Институт аудиторов и аудиторские организации Германии должны быть в обязательном порядке членами Аудиторской Палаты Германии. Во Франции об обязательном аудите вышел в 1867 году. В настоящее время во Франции имеются 2 основные организации, занимающиеся аудиторской деятельностью: 1) Палата экспертов-бухгалтеров; 2) Национальная компания комиссаров счетов. Основное различие заключается в том, что эксперты-бухгалтеры приглашаются для проведения проверок в акционерных обществах, а комиссары назначаются в обязательном порядке согласно действующему законодательству. Комиссары по счетам проводят наиболее ответственные проверки, профессия эксперта-бухгалтера не регламентируется строго правительственными органами.

  1. Основные этапы становления и развития аудита в России.

  Попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912, 1928 годах, но все они закончились провалом. Четвёртая попытка предпринята в 1987 году в связи с созданием в стране совместных предприятий. С переходом к рыночным отношениям в экономике России возникли новые проблемы и потребности, которые обусловили появление в России аудиторского контроля. Развитие аудита в России прошло несколько этапов:

  1. 1987-1993 годы. Характеризуется директивным характером создания аудиторских организаций, а с другой стороны стихийным характером зарождения аудиторской деятельности. Характерна слабая подготовка кадров, неупорядоченная выдача сертификатов и лицензий, отсутствие законодательных и нормативных актов. Первая аудиторская организация «Интер-аудит» создана в 1987 году.
  2. 1993-2001 годы. Это период становления российского аудита, в процессе которого важную роль сыграли Временные Правила аудиторской деятельности, утверждённые Указом Президента РФ от 6.05.1996 г. №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности».
  3. 2001-2009 годы. ФЗ №119 от 7.08.1991 г. «Об аудиторской деятельности». Принятие данного закона подтвердило окончательное становление аудита в России и позволило принять ряд нормативно правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России.
  4. 2009-настоящее время. Характеризуется интеграцией Российского аудита в международную аудиторскую систему. Принят новый закон от 30.12.2008 г. №307 «Об аудиторской деятельности», который коренным образом меняет организацию аудиторской деятельности в России. Разрабатываются новые федеральные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие требованиям международных стандартов аудита.
  5. Законодательно-нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.

  В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России находится в стадии реформирования, т.к. в связи с принятием нового законодательства происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, а также определение роли и функций государственных организаций и СОА. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает 4 уровня:

  1. Законодательный. Главным законодательным актом является ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности», который определяет место, задачи, организацию аудита и т.д. В связи с передачей полномочий по регулированию аудита от государства СОА, важное значение имеет также ФЗ №315 от 1.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях».
  2. Нормативный. Включает в себя Федеральные Правила-Стандарты Аудиторской Деятельности (ФПСАД), которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех субъектов рынка, а также устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов аудиторской деятельности. К этому уровню относятся также нормативные акты, устанавливающие активные положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
  3. Методический. Включает внутренние правила (стандарты) СОА, которые регулируют специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений. К этому уровню относятся нормативные документы министерств и ведомств, регулирующие специфические особенности аудита по видам (общий, банковский, страховой аудит).
  4. Внутрифирменный. Включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывали аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов, стандартов СОА и практики аудита.

  Тема 2. Виды аудита.

  1. Виды аудита по различным классификационным признакам.
  1. В соответствии с уровнем независимости и целями проведения проверки:
  1. Внешний аудит. Проводится на договорной основе независимым аудитором или аудиторской организацией с целью объективной оценки достоверности, отчётности аудируемого лица, а также с целью разработки рекомендаций по улучшению ведения бух учёта, оптимизации финансовых планов и налогооблагаемых баз и т.д.
  2. Внутренний аудит. Представляет собой проверку внутри предприятия штабными аудиторами.
  1. По объекту изучения:
  1. Аудит финансовой отчётности. Предусматривает оценку достоверности показателей отчётности. Проводится независимыми аудиторами.
  2. Аудит на соответствии требованиям. Предполагает проверку соблюдения организацией законодательных или нормативных актов, инструкций, договорных обязательств. В процессе такой проверки устанавливается соответствие деятельности организации её уставу и др.
  3. Операционный аудит. Проводится для проверки процедур и методов функционирования организации в целях оценки её производительности и эффективности. Такой аудит используется для контроля за выполнением бизнес-планов, различных целевых программ, смет и т.п.
  1. По периодичности проведения:
  1. Первоначальный аудит. Проводится аудитором впервые для данного аудируемого лица, что существенно увеличивает риск и трудоёмкость работы аудиторов, т.к. они не располагают полной информацией об особенностях деятельности данного аудируемого лица, его системе контроля и т.д.
  2. Согласованный (повторяющийся) аудит. Проводится для данного аудируемого лица при повторных договорных отношениях, что позволяет повысить качество аудиторских проверок и дать более объективную оценку деятельности клиента.
  1. В соответствии с направленностью:
  1. Общий аудит. Это аудит коммерческих предприятий не зависимо от их организационно-правовой формы.
  2. Банковский аудит.
  3. Аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования.
  4. Аудит товарных и фондовых бирж.
  5. Аудит инвестиционных институтов (паевых и чековых инвестиционных фондов), аудит негосударственных пенсионных фондов.
  6. Аудит внебюджетных фондов.
  7. Аудит благотворительных фондов и общественных организаций.

Информация о работе Аудит. Аудиторская деятельность