Аудит. Аудиторская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:21, курс лекций

Описание

Теоретические основы аудита. Понятие и сущность аудита, его роль и функции в развитии контроля.
Виды аудита.
Профессиональная подготовка и аттестация аудиторов на право осуществления деятельности в РФ. Профессиональная этика аудиторов.
Контроль качества аудита. Государственное регулирование аудиторской деятельности.
Организация подготовки аудиторской проверки.
Оценка существенности и риска в аудите.
Система организации внутреннего контроля и методы её оценки.

Работа состоит из  1 файл

Аудит. Основы аудита.doc

— 358.50 Кб (Скачать документ)

  Рабочая документация является собственностью аудитора. Аудитор обязан обеспечить конфиденциальность документации и условия для её хранения в течение периода не менее 5 лет.

  1. Сущность, источники и процедуры получения аудиторских доказательств.

  Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором в ходе проведения проверки и результат анализа этой информации, на которых основывается мнение аудитора о достоверности отчётности. Источниками получения аудиторских доказательств являются документы клиентов, его бухгалтерские записи, результаты проведённой инвентаризации, результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности, письменные разъяснения уполномоченных сотрудников и полученная из других источников информация. Аудиторские доказательства получают в результате аудиторских процедур: проведение тестов средств внутреннего контроля, проведение процедур проверки по существу (для обнаружения искажений в отчётности). Тесты, которые проводятся с целью получения доказательств существенных искажений в отчётности делятся на:

  1. Детальные тесты операций и остатков на счетах бух учёта
  2. Аналитические процедуры.
  3. Методы получения аудиторских доказательств.

  Методы  подразделяются на 3 группы:

  1. Методы документального контроля;
  2. Методы фактического контроля;
  3. Аналитические процедуры.

  Методы  документального контроля.

  С целью установления сущности, законности, целесообразности и оценки достоверности  совершаемых хозяйственных операций аудитор может использовать различные  методические приёмы проверки документов и регистров бух учёта:

  1. Формальная проверка документов. Она означает изучение документов с формальной стороны, т.е. составлен ли документ по утверждённой форме, имеет ли все необходимые реквизиты, нет ли в нем подчисток и неоговорённых исправлений и т.п.
  2. Арифметическая (счётная) проверка документов – проверяется правильность произведённых расчётов, вычислений, выполняемых при обработке документов. Такой проверке подвергаются справки и расчёты бухгалтерии.
  3. Экспертная проверка документов – позволяет установить их подлинность. Проверяется реальность подписей должностных лиц, соответствие даты составления документов и даты операций, отсутствие дописок текста, букв или цифр, частичное или полное удаление написанного текста и т.д.
  4. Проверка документов по существу – предполагает проверку достоверности зафиксированных в документах операций, их законность, экономическую целесообразность и влияние операций на конечный финансовый результат.
  5. Сопоставление документов – заключается в проверке достоверности и правильности отраженных в документах хозяйственных операций путём сопоставления данных разных документов, относящихся к одним и тем же хозяйственным операциям. Сопоставление документов вскрывается в случае хищения, подложных документов, а также неправильного отражения на счетах бухгалтерского учёта хозяйственных операций или неотражения их в бух учёте.

  Методы  фактического контроля.

  Методами  фактического контроля являются:

  1. Инспектирование – это проверка записи документов, материальных активов, в ходе которой можно получить аудиторские доказательства разной степени надежности:
  • Документы, созданные третьими сторонами и находящимися у них – самые надежные
  • Третьими сторонами, но находящиеся у аудируемого лица – менее надежные
  • Документы, созданные аудируемым лицом, и находящиеся у него – наименее надежные.
  1. Наблюдение – представляет собой изучение процессов или процедур, выполняемых другими лицами (например, пересчет материальных запасов) и осуществляемых сотрудниками аудируемого лица. Эта процедура имеет важное значение для оценки системы внутреннего контроля.
  1. Запрос – представляет собой поиски информации у осведомлённых лиц в пределах или за пределами аудируемого лица с целью получения сведений по фактам нарушений, хищений, недостач, а также выявленным ошибкам в бух учёте. Запросы могут быть как устными, так и письменными.
  2. Подтверждение – это ответ на запрос информации, содержащейся в бухгалтерских записях. Аудируемое лицо должно обратиться с просьбой о подтверждении к третьей стороне по согласованию с аудитором. Подтверждение получает аудитор.
  3. Пересчёт – представляет собой проверку точности арифметических расчётов первичных документов в бухгалтерских записях, либо выполнение аудитором самостоятельных расчётов.
  4. Инвентаризация – представляет собой проверку наличия хозяйственных средств и обязательств в соответствии с данными бух учёта.
  5. Прослеживание – аудитор проверяет первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах бух учёта, изучает корреспонденции счетов и правильность отражения в учёте соответствующих хозяйственных операций.
  6. Сканирование – представляет собой изучение нетипичных операций, отражённых в документации аудируемого лица. Оно применяется по конкретному направлению (например, сканирование кредитовых записей, счетов расходов и подтверждение их первичными документами).
  7. Устный опрос – предполагает опрос персонала и руководства аудируемого лица и третьей стороны. Для проведения устных опросов предварительно должны быть подготовлены бланки с перечнем вопросов по различным проблемам, в которых аудиторы отмечают ответы опрашиваемых лиц. Результаты устных опросов оформляются протоколом, в котором указываются фамилии аудиторов, проводивших опрос, и фамилии опрашиваемых лиц.
  8. Составление альтернативного баланса – используется для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учёте путём составления альтернативного баланса (его составляет сам аудитор). Данный метод позволяет аудитору выявить отклонения и убедиться в достоверности исчисления финансовых результатов.

  К видам аналитических процедур относятся:

  • Сравнение
  • Сопоставление изменений различных коэффициентов
  • Факторный анализ
  • Степень доверия к результатам аналитических процедур. Она зависит от существенности анализируемых статей отчётности, использования небухгалтерских данных при выполнении аналитических процедур, величин отклонений показателей используемых при выполнении аналитических процедур.

  Аудитор должен оценить обнаруженные в результате проведения аналитических процедур значительные изменения или взаимосвязанные  противоречащие другой информации или  отличающиеся от прогнозируемых сумм.

  1. Аудиторская выборка.

  При выборочной проверке аудируется вся  генеральная совокупность, но конкретной проверке подвергается только её определённая часть, отобранная по определённым правилам. К таким правилам относится требование репрезентативности выборки, что означает, что все элементы генеральной совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку. В соответствии с этим выделяются методы обоснования выборки:

  1. Случайный (статистический) – для определения размеров выборки используются теория вероятности и методы математической статистики;
  2. Систематический – элементы выборки определяются через постоянный интервал, который строится либо на определённом числе элементов совокупности, либо на их стоимостной оценке, начиная со случайно выбранного числа;
  3. Комбинированный – представляет собой сочетание предыдущих двух методов.

  На  основе выбранных элементов аудитор  формулирует своё мнение обо всей генеральной совокупности. Различают 2 вида выборочных проверок:

  1. Метод выборочной проверки для тестирования средств внутреннего контроля (качественная проверка или атрибутивная) – проверяется, нарушались ли нормы внутреннего контроля и по каким причинам;
  2. Выборочная проверка оборотов и остатков на счетах бух учёта (количественная) – измеряются нарушения внутреннего контроля в стоимостном выражении.

  При определении порядка проведения выборочной проверки конкретного раздела  бух учёта аудитор должен определить цель проверки, аудиторские процедуры, возможные ошибки и на основе этого  установить совокупность рассматриваемых  данных. Допустимыми ошибками при тестировании средств внутреннего контроля является максимальный уровень отклонения от установленных аудируемым лицом процедур контроля. Допустимой ошибкой при проверке оборота и остатках на счетах бух учёта является максимальная ошибка в определённом классе проводок или остаток, который аудитор признаёт как неоказывающий существенного влияния на достоверность бух отчётности. Риск выборки предполагает возможность того, что аудитор сделает вывод, основанный на аудиторской выборке, отличающийся от вывода, сделанного при проверке всей генеральной совокупности. Объём выборки определяется величиной допустимой ошибки. Чем ниже её величина, тем больше необходимый объём выборки. При определении объёма выборки аудитор должен проанализировать, снижен ли риск выборки до приемлемо низкого уровня. Аудитор должен проанализировать результаты выборки, характер и причины любых выявленных ошибок и их возможное воздействие на всю генеральную совокупность. Аудитор должен сравнить ошибки, полученные путём её распространения на всю генеральную совокупность с допустимой ошибкой. Если первая оказалась больше, то аудитор должен повторно оценить риск выборки, расширить круг аудиторских процедур или применить альтернативные аудиторские процедуры.

  1. Использование результатов аудиторского контроля.

  Внутренний  аудит – это деятельность внутреннего  подразделения аудируемого лица по оценке работы организации, проверке и мониторинга эффективности  систем бух учёта и внутреннего  контроля. Роль и цели внутреннего  аудита определяются руководством организации. Обычно внутренний аудит включает:

  • Обзор систем бух учёта и внутреннего контроля
  • Проверку финансовой и хозяйственной информации
  • Анализ эффективности деятельности
  • Проверку соблюдения требований внешних и внутренних нормативных актов.

  При использовании в процессе аудиторской  проверки результатов работы внутреннего  аудита ответственность внешнего аудитора не уменьшается. При предварительной  оценке функции внутреннего аудита аудитор должен принимать во внимание:

  • Организационный статус и функциональные рамки внутреннего аудита
  • Техническую компетентность и профессиональный уровень работников внутреннего аудита
  • Достаточность и уместность полученных внутренним аудитом доказательств
  • Соответствие подготовленным внутренним аудитом отчётов результатам работы.

  Внешний аудитор может рассмотреть уже  проверенные при внутреннем аудите показатели и статьи финансовой отчётности, а также понаблюдать за выполнением  внутренних аудиторских процедур. Если внешний аудитор хочет использовать результаты работы внутреннего аудита, он должен рассмотреть планируемые виды деятельности, подразделения внутреннего аудита на период проверки и по возможности согласовать их сроки, объём и процедуры. В течение периода аудиторской проверки внешние и внутренние аудиторы должны информировать друг друга о фактах, которые могут повлиять на их работу.

  1. Использование результатов работы другой аудиторской организации.

  Основная  аудиторская организация – это  организация, отвечающая за подготовку заключения по бух отчётности аудируемого лица в случае, когда эта отчётность включает информацию по одному или нескольким подразделениям аудируемого лица, аудит в отношении которых проводит другая аудиторская организация. Другая аудиторская организация – это организация, проверяющая финансовую информацию, представленную подразделением и включенную в бух отчётность аудируемого лица. Ответственность за проверку отчётности клиента несёт основная аудиторская организация, а за подготовку заключения по финансовой информации подразделений – другая аудиторская организация. Аудиторская организация может быть назначена в качестве основной. Для этого рассматриваются значимость проверяемой ею части отчётности, её знания о деятельности подразделений, риск искажений в отчётности подразделений, объём дополнительных аудиторских процедур в отношении подразделений. Основная аудиторская организация должна проинформировать другую аудиторскую организацию о требовании независимости в отношении аудируемого лица и использовании результатов её работы. Необходимо также координировать совместную деятельность основной и другой аудиторской организации. Основная аудиторская организация должна обсудить с другой аудиторской организацией применяемые обеими сторонами процедуры и ознакомиться с её рабочими документами. В рабочий документ основная аудиторская организация должна указать перечень подразделений, информация о которых была проверена другими аудиторами, а также наименование других аудиторских организаций, проведённые процедуры и выводы. В случае, когда другая аудиторская организация модифицирует аудиторское заключение, основная аудиторская организация должна определить значимость оговорок и заключения для отчётности аудируемого лица в целом. Если основная аудиторская организация приходит к выводу о невозможности использования работы другой аудиторской организации, а сама не может выполнить достаточные аудиторские процедуры в отношении информации по подразделениям. Она должна выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения о достоверности отчётности клиента.

  1. Использование результатов работы экспертов.

  В процессе проведения аудиторских проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг могут возникнуть ситуации, когда необходимо привлекать к работе экспертов. В этом случае аудитор  должен руководствоваться ФПСАД  №32 «Использование аудитором результатов работы экспертов». Экспертом признаётся специалист, не состоящий в штате аудиторской организации, имеющий достаточные знания и опыт в определённой области, отличной от бух учёта и аудита и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области. В качестве эксперта может привлекаться специализированная организация. Эксперт должен иметь:

  • Соответствующую квалификацию, подтверждённую документами (лицензия, диплом, квалификационный аттестат)
  • Опыт и репутацию в той области, заключение в которой предполагает получить аудитор, подтверждённые отзывами, рекомендациями, публикациями и т.д..

  Работа  эксперта может быть использована:

  • При оценке отдельных видов имущества (земля, здания, оборудование)
  • При определении количества и физического состояния имущества
  • При определении объёма выполненных и незавершённых работ (строительных, ремонтных, проектных и прочих работ)
  • При юридической оценке договоров, учредительных документов, нормативных актов.

  Эксперт должен быть объективным и независимым. Аудитор может использовать работу эксперта только с согласия аудируемого лица. Отказ экономического субъекта от привлечения эксперта должен быть представлен в письменной форме. В этом случае аудитор рассматривает вопрос о подготовке модифицированного аудиторского заключения. Аудитор использует работу экспертов на основе договора возмездного оказания услуг, заключаемого между аудируемым лицом и экспертом или между аудитором и экспертом. Договор должен предусматривать:

  • Цели и объём работы эксперта
  • Описание конкретных вопросов, в отношении которых необходимо заключение эксперта
  • Требование о сохранении конфиденциальности информации
  • Форму и содержание заключения эксперта.

  Если  аудитор не уверен в компетентности и независимости эксперта, то он должен обсудить свои подозрения с руководством аудируемого лица и при необходимости выполнить дополнительные аудиторские процедуры или обратиться к другому эксперту. Эксперт несёт ответственность за уместность и приемлемость использованных им допущений и методов. Использование аудитором результатов работы эксперта не снимает с него ответственность за аудиторское заключение. Эксперт предоставляет результаты своей работы в виде заключения в письменной форме. Заключение должно быть полным и подробным и исключать возможность неоднозначных толкований. Заключение эксперта-юридического лица должно быть скреплено печатью. Заключение предоставляется не менее чем в 2 экземплярах (аудитору и аудируемому лицу). Заключение эксперта включается в рабочую документацию аудитора. Если аудитор считает, что заключение эксперта не предоставляет достаточных и уместных доказательств, то он должен провести дополнительные аудиторские процедуры, привлечь другого эксперта или модифицировать аудиторское заключение. Аудиторское заключение не должно содержать указаний на использование аудитором результатов работы экспертом.

Информация о работе Аудит. Аудиторская деятельность