- Учредительные
документы
- Документ,
подтверждающий госрегистрацию (выписка
из единого государственного реестра
юридических лиц)
- Список аудиторов
- Список членов
исполнительного органа
- Список учредителей,
являющихся аудиторами и аудиторскими
организациями, документы, подтверждающие
размеры их долей в уставном капитале
- Письменные
рекомендации, подтверждающие безупречную
деловую репутацию не менее 3-х аудиторов,
сведения о которых включены в реестр
аудиторов не менее чем за 3 года до дня
дачи рекомендаций и которые не являются
учредителями данной аудиторской организации,
не входят в состав её органов управления
и не состоят с ней в трудовых отношениях
- Экземпляр
утверждённых правил внутреннего контроля
качества работы.
- Государственный
контроль за деятельностью
СОА.
Государственный
контроль за деятельностью СОА осуществляют
уполномоченные федеральные органы в
форме плановых и внеплановых проверок.
УФО утверждают ежегодный план проверок
СОА. Плановая проверка СОА осуществляется
не чаще 1 раза в 2 года. Основанием для
внеплановой проверки СОА может являться
поданная в УФО жалоба на действия (или
бездействия) СОА, нарушение требований
правовых актов. Жалоба в УФО может быть
подана аудитором, федеральным органом
исполнительной власти, органом исполнительной
власти субъектов РФ, ЦБ РФ и другими СОА.
УФО устанавливает порядок назначения
и проведения проверки СОА, программу
проверки и порядок оформления её результатов.
Руководитель проверяемой СОА имеет право
обжаловать действия (или бездействия)
должностных лиц, осуществляющих проверку,
руководителю УФО в течение 10 рабочих
дней со дня, следующего за днём совершения
действия (или же бездействия). УФО по результатам
проверки может применить по отношению
к СОА следующие меры воздействия:
- Вынести предписание,
обязывающее СОА устранить выявленные
по результатам проверки нарушения и устанавливающее
сроки устранения нарушений;
- Вынести предупреждение
в письменной форме о недопустимости нарушений
требований законодательства и иных нормативных
актов;
- Вынести решение
об исключении сведений из государственного
реестра СОА о проверенных СОА;
- Обратиться
в арбитражный суд с исковым заявлением.
УФО
в течение 3-х рабочих дней со дня,
следующего за днём принятия решения
по результатам проверки СОА обязан
сообщить в письменной форме о
принятом решении данной СОА. О принятом
решении УФО обязан проинформировать
также Совет по аудиторской деятельности.
СОА в течение 3 рабочих дней после дня
истечения срока, установленного для устранения
нарушения, должна проинформировать в
письменной форме УФО и Совет по аудиторской
деятельности об устранении выявленных
нарушений.
- Ведение
реестра аудиторов и
аудиторских организаций
и государственного
реестра СОА.
Реестр
аудиторов и аудиторских организаций
– это систематизированный перечень
аудиторов и аудиторских организаций.
Контрольный экземпляр аудиторов и аудиторских
организаций – это свод реестра аудиторов
и аудиторских организаций. Ведение реестра
аудиторов и аудиторских организаций
осуществляется СОА в отношении своих
членов. Ведение контрольного экземпляра
реестра осуществляется УФО. Реестр и
контрольный экземпляр реестра ведутся
на бумажном и электронном носителе. При
несоответствии записи на бумажном и электронном
носителе приоритет имеют записи на бумажном
носителе. Сведения, содержащиеся в реестре,
являются открытыми и общедоступными.
Они предоставляются СОА по письменному
запросу заинтересованного лица не позднее
10 рабочих дней со дня получения запроса.
Сведения о члене СОА вносятся в реестр
не позднее 7 рабочих дней со дня, следующего
за днём принятия аудитора в члены СОА.
СОА не имеет права взимать плату за внесение
сведений в реестр, а также выдвигать какие-либо
требования или условия при внесении сведений
в реестр. Сведения о прекращении членства
в СОА также вносятся в реестр не позднее
7 рабочих дней со дня прекращения членства.
СОА обязана передавать сведения об изменении
реестра в УФО для внесения соответствующих
изменений в контрольный экземпляр реестра.
Государственный реестр СОА ведёт УФО
в установленном им порядке. Для внесения
сведений в государственный реестр СОА
в УФО должны быть представлены следующие
документы:
- Копию свидетельства
о государственной регистрации некоммерческой
организации
- Копию устава
- Перечень
членов - физических лиц
- Перечень
членов – юридических лиц
- Заверенную
копию документов, подтверждающих государственную
регистрацию членов СОА – юридических
лиц
- Заверенную
копию документов, подтверждающих наличие
компенсационного фонда, принятых правил
независимости, утверждённых стандартов
аудиторской деятельности, кодекса профессиональной
этики.
УФО
в течение 40 рабочих дней со дня получения
документов проверяет сведения о некоммерческой
организации. Не позднее 5 рабочих дней
после дня окончания проверки документов
и сведений УФО вносит сведения о СОА в
государственный реестр или принимает
решение об отказе во внесении сведений
в государственный реестр. Основанием
для отказа могут быть несоответствие
организации установленным требованиям,
представление документов, не соответствующих
требованиям, или непредставление каких-либо
документов, представление документов,
содержащих недостоверную информацию.
УФО
может исключить сведения из государственного
реестра СОА:
- по заявлению
СОА
- При ликвидации
или реорганизации СОА
- При отказе
СОА от участия в деятельности Единой
Аттестационной Комиссии
- При невыполнении
СОА требований о ведении реестра аудиторов
и аудиторских организаций
- При вступлении
в силу решения суда.
В
течение 60 рабочих дней со дня, следующим
за днём исключения сведений о СОА
из государственного реестра, аудиторские
организации и аудиторы, являвшиеся
членами данной СОА и не вступившие в члены
другой СОА, не вправе заключать договор
оказания аудиторских услуг.
Тема
5. Организация подготовки
аудиторской проверки.
- Клиенты
аудита и их выбор аудиторскими
организациями.
До
заключения договора о проведении аудита
аудитор изучает все источники
информации о потенциальном клиенте:
- Статистические
данные
- Официальные
отчёты потенциального клиента
- Публикации
в профессиональных и отраслевых журналах
и юридических изданиях
- Запросы третьим
лицам
- Консультации
с аудитором, проводившим аудит в предыдущие
периоды
- Осмотр производственных
помещений потенциального клиента
- Опрос персонала
- Учредительные
документы
- Хозяйственные
договора
- Планы и бюджеты
- Организационную
и производственную структуру
- Учётную политику
- Материалы
налоговых проверок, судебных процессов
и решений по ним.
С
руководством потенциального клиента
должны быть согласованы организационные
вопросы, связанные с созданием условий
для работы аудиторов и оплатой их услуг.
Предварительно необходимо выяснить:
- Причины,
побудившие потенциального клиента обратиться
к услугам аудиторской организации или
сменить аудиторскую организацию;
- Объём и характер
нарушений, выявленных предыдущими аудиторскими
проверками и налоговыми проверками;
- Виды деятельности
и наличие лицензии на них;
- Наличие факта
смены руководства и главного бухгалтера
потенциального клиента;
- Планы потенциального
клиента в отношении изменения объёмов
производственной деятельности, объявления
о банкротстве или ликвидации.
Аудитор
до заключения договора проводит экспресс-анализ
состояния дел потенциального клиента.
Он должен выяснить форму и структуру
собственности, составить список крупнейших
собственников, определить уровень квалификации
учётно-финансовых работников, выяснить
наличие внутреннего контролирующего
органа, его функции, права и обязанности,
оценить эффективность системы внутреннего
контроля, провести анализ отчётности
(статьи отчётности в динамике, расчёт
основных финансовых показателей, соотношения
между статьями отчётности и др. Если результаты
экспресс-анализа указывают на то, что
профессиональный риск аудитора будет
слишком высоким при работе с данным клиентом,
а проверка слишком трудоёмкой, то аудитор
имеет право отказаться от проведения
аудита и не заключать договор на проведение
аудиторской проверки.
- Письмо-обязательство
аудиторской организации
о согласии на проведение
аудита.
Письмо-обязательство
о согласии на проведение аудита является
официальным ответным документом, подтверждающим
согласие на проведение аудита. Целью
письма-обязательства является регламентация
обязательств аудируемого лица и аудитора
на этапе соглашения по проведению аудита.
Условия письма-обязательства остаются
в силе в течение срока действия соглашения
о проведении аудиторской проверки. Форма
и содержащие письма-обязательства предполагает
включение в него обязательных указаний
и дополнительных сведений. К обязательным
указаниям относятся:
- Указания
по условиям аудиторской проверки (сведения
об объекте и целях проверки; необходимость
включения в аудиторское заключение выводов
по филиалам, дочерним компаниям; ссылки
на законодательные и нормативные акты,
на основании которых проводится аудит;
дополнительные вопросы, решаемые в ходе
аудита);
- Указания
по обязательствам аудиторской организации
(форма отчётности аудитора по результатам
проведённой проверки; обязательства
по соблюдению коммерческой тайны; ответственность
аудиторов);
- Указания
о наличии риска необнаружения существенных
ошибок в бухгалтерской отчётности;
- Указания
по обязательствам аудируемого лица (сведения
об ответственности аудируемого лица
за полноту и достоверность представленной
документации и отчётности; обеспечение
свободного доступа к документации и информации,
необходимой для проведения аудита);
- Указания
о направлении в адрес дебиторов и кредиторов
по указанию аудитора писем о подтверждении
соответствующей задолженности;
- Указания
о неоказании давления на аудитора в любой
форме с целью изменения мнения о достоверности
отчётности.
К
дополнительным сведениям относятся:
- Сведения
о квалификации персонала, членстве в
СОА, а также в российских и международных
организациях аудиторов
- Сведения
о наиболее крупных клиентах
- Примерный
план проведения аудита
- Общая характеристика
применяемых методов
- Условия оплаты
аудиторов
- Рекомендации
по использованию аудиторского заключения
- Сведения
об оказываемых услугах и предложения
о дальнейшем развитии договорных отношений
- Определение
объёма аудита и оценка
стоимости аудиторских
услуг.
Объём
аудиторской проверки – это оценка
аудитором количества и глубины
проведения аудиторских процедур, затрат
времени, количества и состава специалистов,
которые требуются для проведения
аудиторской проверки и подготовки обоснованного
аудиторского заключения. При определении
объёма проверки аудиторы определяют
значимые области, имеющие определяющее
значение для финансово-хозяйственной
деятельности аудируемого лица и для формирования
финансовых результатов. Также определяется,
каких областей учёта бухгалтерских счетов
и операций у аудируемого лица нет. Для
значимых областей учёта и аудита необходимо:
- Определить
области применения и типы применяемых
аудиторских процедур по существу;
- Определить
возможность и необходимость использования
средств внутреннего контроля и проведения
тестов средств контроля;
- Определить
области проведения выборочной проверки
и сплошной проверки;
- Выявить условия,
требующие особого внимания аудитора;
- Определить
целесообразность проведения аудита в
филиалах и подразделениях;
- Определить
необходимость привлечения экспертов.
Оценка
стоимости аудиторских услуг
определяется с учётом объёма и трудоёмкости
предстоящих работ уровня возможного
аудиторского риска и предполагаемого
эффекта для аудируемого лица. Используемые
формы и виды оценки стоимости аудиторских
услуг подразделяют на следующие группы:
- Аккордная
оплата – сумма оплаты определяется и
фиксируется в договоре до начала проверки.
Недостатком данной формы является невозможность
оценить реальную трудоёмкость предстоящей
работы;
- Повременная
оплата – основывается на оценке стоимости
одного часа (дня) работы аудитора и зависит
от его квалификации, стажа, востребованности;
- Сдельная
оплата – расчёт производится исходя
из определения стоимости одной операции,
выполненной аудитором или стоимости
одного показателя в отчётности (применяется
при восстановлении бухгалтерского учёта);
- Оплата по
результатам – предусматривает отказ
от заранее определённой суммы и установления
оплаты в виде доли от сэкономленных для
аудируемого лица финансовых ресурсов
в результате выявления ошибок в ведении
учёта, уплате налогов и т.д.;
- Комбинируемая
оплата – представляет собой комбинации
из вышеперечисленных форм.
- Договор
на оказание аудиторских
услуг.