Аудит. Аудиторская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:21, курс лекций

Описание

Теоретические основы аудита. Понятие и сущность аудита, его роль и функции в развитии контроля.
Виды аудита.
Профессиональная подготовка и аттестация аудиторов на право осуществления деятельности в РФ. Профессиональная этика аудиторов.
Контроль качества аудита. Государственное регулирование аудиторской деятельности.
Организация подготовки аудиторской проверки.
Оценка существенности и риска в аудите.
Система организации внутреннего контроля и методы её оценки.

Работа состоит из  1 файл

Аудит. Основы аудита.doc

— 358.50 Кб (Скачать документ)
  • Учредительные документы
  • Документ, подтверждающий госрегистрацию (выписка из единого государственного реестра юридических лиц)
  • Список аудиторов
  • Список членов исполнительного органа
  • Список учредителей, являющихся аудиторами и аудиторскими организациями, документы, подтверждающие размеры их долей в уставном капитале
  • Письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию не менее 3-х аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов не менее чем за 3 года до дня дачи рекомендаций и которые не являются учредителями данной аудиторской организации, не входят в состав её органов управления и не состоят с ней в трудовых отношениях
  • Экземпляр утверждённых правил внутреннего контроля качества работы.
  1. Государственный контроль за деятельностью СОА.

  Государственный контроль за деятельностью СОА осуществляют уполномоченные федеральные органы в форме плановых и внеплановых проверок. УФО утверждают ежегодный план проверок СОА. Плановая проверка СОА осуществляется не чаще 1 раза в 2 года. Основанием для внеплановой проверки СОА может являться поданная в УФО жалоба на действия (или бездействия) СОА, нарушение требований правовых актов. Жалоба в УФО может быть подана аудитором, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов РФ, ЦБ РФ и другими СОА. УФО устанавливает порядок назначения и проведения проверки СОА, программу проверки и порядок оформления её результатов. Руководитель проверяемой СОА имеет право обжаловать действия (или бездействия) должностных лиц, осуществляющих проверку, руководителю УФО в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днём совершения действия (или же бездействия). УФО по результатам проверки может применить по отношению к СОА следующие меры воздействия:

  1. Вынести предписание, обязывающее СОА устранить выявленные по результатам проверки нарушения и устанавливающее сроки устранения нарушений;
  2. Вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушений требований законодательства и иных нормативных актов;
  3. Вынести решение об исключении сведений из государственного реестра СОА о проверенных СОА;
  4. Обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением.

  УФО в течение 3-х рабочих дней со дня, следующего за днём принятия решения  по результатам проверки СОА обязан сообщить в письменной форме о  принятом решении данной СОА. О принятом решении УФО обязан проинформировать также Совет по аудиторской деятельности. СОА в течение 3 рабочих дней после дня истечения срока, установленного для устранения нарушения, должна проинформировать в письменной форме УФО и Совет по аудиторской деятельности об устранении выявленных нарушений.

  1. Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций и государственного реестра СОА.

  Реестр  аудиторов и аудиторских организаций  – это систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций. Контрольный экземпляр аудиторов и аудиторских организаций – это свод реестра аудиторов и аудиторских организаций. Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций осуществляется СОА в отношении своих членов. Ведение контрольного экземпляра реестра осуществляется УФО. Реестр и контрольный экземпляр реестра ведутся на бумажном и электронном носителе. При несоответствии записи на бумажном и электронном носителе приоритет имеют записи на бумажном носителе. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными. Они предоставляются СОА по письменному запросу заинтересованного лица не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса. Сведения о члене СОА вносятся в реестр не позднее 7 рабочих дней со дня, следующего за днём принятия аудитора в члены СОА. СОА не имеет права взимать плату за внесение сведений в реестр, а также выдвигать какие-либо требования или условия при внесении сведений в реестр. Сведения о прекращении членства в СОА также вносятся в реестр не позднее 7 рабочих дней со дня прекращения членства. СОА обязана передавать сведения об изменении реестра в УФО для внесения соответствующих изменений в контрольный экземпляр реестра. Государственный реестр СОА ведёт УФО в установленном им порядке. Для внесения сведений в государственный реестр СОА в УФО должны быть представлены следующие документы:

  • Копию свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации
  • Копию устава
  • Перечень членов - физических лиц
  • Перечень членов – юридических лиц
  • Заверенную копию документов, подтверждающих государственную регистрацию членов СОА – юридических лиц
  • Заверенную копию документов, подтверждающих наличие компенсационного фонда, принятых правил независимости, утверждённых стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики.

  УФО в течение 40 рабочих дней со дня получения документов проверяет сведения о некоммерческой организации. Не позднее 5 рабочих дней после дня окончания проверки документов и сведений УФО вносит сведения о СОА в государственный реестр или принимает решение об отказе во внесении сведений в государственный реестр. Основанием для отказа могут быть несоответствие организации установленным требованиям, представление документов, не соответствующих требованиям, или непредставление каких-либо документов, представление документов, содержащих недостоверную информацию.

  УФО может исключить сведения из государственного реестра СОА:

  • по заявлению СОА
  • При ликвидации или реорганизации СОА
  • При отказе СОА от участия в деятельности Единой Аттестационной Комиссии
  • При невыполнении СОА требований о ведении реестра аудиторов и аудиторских организаций
  • При вступлении в силу решения суда.

  В течение 60 рабочих дней со дня, следующим  за днём исключения сведений о СОА  из государственного реестра, аудиторские  организации и аудиторы, являвшиеся членами данной СОА и не вступившие в члены другой СОА, не вправе заключать договор оказания аудиторских услуг.

  Тема 5. Организация подготовки аудиторской проверки.

  1. Клиенты аудита и их выбор аудиторскими организациями.

  До  заключения договора о проведении аудита аудитор изучает все источники  информации о потенциальном клиенте:

  • Статистические данные
  • Официальные отчёты потенциального клиента
  • Публикации в профессиональных и отраслевых журналах и юридических изданиях
  • Запросы третьим лицам
  • Консультации с аудитором, проводившим аудит в предыдущие периоды
  • Осмотр производственных помещений потенциального клиента
  • Опрос персонала
  • Учредительные документы
  • Хозяйственные договора
  • Планы и бюджеты
  • Организационную и производственную структуру
  • Учётную политику
  • Материалы налоговых проверок, судебных процессов и решений по ним.

  С руководством потенциального клиента должны быть согласованы организационные вопросы, связанные с созданием условий для работы аудиторов и оплатой их услуг. Предварительно необходимо выяснить:

  1. Причины, побудившие потенциального клиента обратиться к услугам аудиторской организации или сменить аудиторскую организацию;
  2. Объём и характер нарушений, выявленных предыдущими аудиторскими проверками и налоговыми проверками;
  3. Виды деятельности и наличие лицензии на них;
  4. Наличие факта смены руководства и главного бухгалтера потенциального клиента;
  5. Планы потенциального клиента в отношении изменения объёмов производственной деятельности, объявления о банкротстве или ликвидации.

  Аудитор до заключения договора проводит экспресс-анализ состояния дел потенциального клиента. Он должен выяснить форму и структуру собственности, составить список крупнейших собственников, определить уровень квалификации учётно-финансовых работников, выяснить наличие внутреннего контролирующего органа, его функции, права и обязанности, оценить эффективность системы внутреннего контроля, провести анализ отчётности (статьи отчётности в динамике, расчёт основных финансовых показателей, соотношения между статьями отчётности и др. Если результаты экспресс-анализа указывают на то, что профессиональный риск аудитора будет слишком высоким при работе с данным клиентом, а проверка слишком трудоёмкой, то аудитор имеет право отказаться от проведения аудита и не заключать договор на проведение аудиторской проверки.

  1. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

  Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита является официальным ответным документом, подтверждающим согласие на проведение аудита. Целью письма-обязательства является регламентация обязательств аудируемого лица и аудитора на этапе соглашения по проведению аудита. Условия письма-обязательства остаются в силе в течение срока действия соглашения о проведении аудиторской проверки. Форма и содержащие письма-обязательства предполагает включение в него обязательных указаний и дополнительных сведений. К обязательным указаниям относятся:

  1. Указания по условиям аудиторской проверки (сведения об объекте и целях проверки; необходимость включения в аудиторское заключение выводов по филиалам, дочерним компаниям; ссылки на законодательные и нормативные акты, на основании которых проводится аудит; дополнительные вопросы, решаемые в ходе аудита);
  2. Указания по обязательствам аудиторской организации (форма отчётности аудитора по результатам проведённой проверки; обязательства по соблюдению коммерческой тайны; ответственность аудиторов);
  3. Указания о наличии риска необнаружения существенных ошибок в бухгалтерской отчётности;
  4. Указания по обязательствам аудируемого лица (сведения об ответственности аудируемого лица за полноту и достоверность представленной документации и отчётности; обеспечение свободного доступа к документации и информации, необходимой для проведения аудита);
  5. Указания о направлении в адрес дебиторов и кредиторов по указанию аудитора писем о подтверждении соответствующей задолженности;
  6. Указания о неоказании давления на аудитора в любой форме с целью изменения мнения о достоверности отчётности.

  К дополнительным сведениям относятся:

  • Сведения о квалификации персонала, членстве в СОА, а также в российских и международных организациях аудиторов
  • Сведения о наиболее крупных клиентах
  • Примерный план проведения аудита
  • Общая характеристика применяемых методов
  • Условия оплаты аудиторов
  • Рекомендации по использованию аудиторского заключения
  • Сведения об оказываемых услугах и предложения о дальнейшем развитии договорных отношений
  1. Определение объёма аудита и оценка стоимости аудиторских услуг.

  Объём аудиторской проверки – это оценка аудитором количества и глубины  проведения аудиторских процедур, затрат времени, количества и состава специалистов, которые требуются для проведения аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения. При определении объёма проверки аудиторы определяют значимые области, имеющие определяющее значение для финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица и для формирования финансовых результатов. Также определяется, каких областей учёта бухгалтерских счетов и операций у аудируемого лица нет. Для значимых областей учёта и аудита необходимо:

  1. Определить области применения и типы применяемых аудиторских процедур по существу;
  2. Определить возможность и необходимость использования средств внутреннего контроля и проведения тестов средств контроля;
  3. Определить области проведения выборочной проверки и сплошной проверки;
  4. Выявить условия, требующие особого внимания аудитора;
  5. Определить целесообразность проведения аудита в филиалах и подразделениях;
  6. Определить необходимость привлечения экспертов.

  Оценка  стоимости аудиторских услуг  определяется с учётом объёма и трудоёмкости предстоящих работ уровня возможного аудиторского риска и предполагаемого  эффекта для аудируемого лица. Используемые формы и виды оценки стоимости аудиторских услуг подразделяют на следующие группы:

  1. Аккордная оплата – сумма оплаты определяется и фиксируется в договоре до начала проверки. Недостатком данной формы является невозможность оценить реальную трудоёмкость предстоящей работы;
  2. Повременная оплата – основывается на оценке стоимости одного часа (дня) работы аудитора и зависит от его квалификации, стажа, востребованности;
  3. Сдельная оплата – расчёт производится исходя из определения стоимости одной операции, выполненной аудитором или стоимости одного показателя в отчётности (применяется при восстановлении бухгалтерского учёта);
  4. Оплата по результатам – предусматривает отказ от заранее определённой суммы и установления оплаты в виде доли от сэкономленных для аудируемого лица финансовых ресурсов в результате выявления ошибок в ведении учёта, уплате налогов и т.д.;
  5. Комбинируемая оплата – представляет собой комбинации из вышеперечисленных форм.
  6. Договор на оказание аудиторских услуг.

Информация о работе Аудит. Аудиторская деятельность