Ценообразование в коммерческой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

Содержание

Введение
1.ЦЕНЫ, ФУНКЦИИ ЦЕН И МЕТОДЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1.Понятие цены, функции цены
1.2.Методы ценообразования (рыночная, затратная)
1.3 Подходы и понятия цены и ценообразования
2. ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1.Цели ценообразования
2.2 Целевые стратегии
2.3.Механизм ценообразования
2.4.Себестоимость и прибыль, как слагаемые оптовой цены
3.ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ НА ООО «ЭЛЕКТРОПЕЧЬ»
3.1.Организационно-экономическая характеристика ОАО БЗ «Электропечь»
3.2.Анализ ценообразующих факторов на предприятии
3.3.Оценка издержек предпринимательской деятельности
3.4.Стратегия совершенствования ценообразования на предприятии
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ценообразованию.doc

— 521.00 Кб (Скачать документ)

 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1.ЦЕНЫ, ФУНКЦИИ ЦЕН И МЕТОДЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

1.1.Понятие цены, функции цены

1.2.Методы ценообразования (рыночная, затратная)

1.3 Подходы и понятия цены и ценообразования

2. ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1.Цели ценообразования

2.2 Целевые стратегии

2.3.Механизм ценообразования

2.4.Себестоимость и прибыль, как слагаемые оптовой цены

3.ФОРМИРОВАНИЕ  ЦЕНЫ НА ООО  «ЭЛЕКТРОПЕЧЬ»

3.1.Организационно-экономическая характеристика ОАО БЗ «Электропечь»

3.2.Анализ ценообразующих факторов на предприятии

3.3.Оценка издержек предпринимательской деятельности

3.4.Стратегия совершенствования ценообразования на предприятии

Заключение

Список использованных источников

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где  свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного  воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

Становление рыночной системы в России определяет динамичный, развивающийся характер нормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование. Это  вызывает необходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по формированию свободных и регулируемых цен, налогообложению, таможенному регулированию и другим вопросам, связанным с ценообразованием.

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая  рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также  политические последствия. Поэтому  во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия  или предпринимателя во многом зависит  от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Сложность состоит в том, что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Поэтому предприятие или предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Исходя из актуальности проблемы, целью данной курсовой работы является исследование проблемы ценообразования в коммерческой деятельности предприятия на примере ОАО БЗ «Электропечь». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть сущность и функции цены, методы ценообразования и применяемые подходы;
  2. изучить цели и стратегии ценообразования;
  3. проанализировать слагаемые цены и факторы, влияющие на ее уровень;
  4. рассмотреть ценообразующие факторы в коммерческой деятельности ОАО БЗ «Электропечь», произвести анализ издержек;
  5. сформулировать стратегию совершенствования ценообразования на предприятии.

Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач в работе использовались теоретические методы: анализа, синтеза, сравнения и обследования. При написании работы информационной базой послужила финансовая и статистическая отчетность ОАО БЗ «Электропечь».

 

1.ЦЕНЫ, ФУНКЦИИ ЦЕН И МЕТОДЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

 

1.1.Понятие цены, функции цены

В экономической науке не существует единой трактовки понятия цены. Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д. Рикардо и развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу. Поэтому применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка. Это фундаментальная экономическая категория.

По другой теории (Джон Миллль, Ж.Б.Сэй) цена – количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги [12, с. 86].

С философской  точки зрения, любой обмен товарами есть обмен возможностями между субъектами обмена. Между людьми, в конечном счете. Физическая природа товара и его происхождение не имеют при этом принципиального значения. Так как главное не то, что есть товар по природе своей и как он возник, а то, что он может дать человеку. Какие возможности ему дать. Эти возможности как раз и есть то общее, качественно однородное, что сравнивается и приравнивается при обмене товаров. Товар является, всего лишь, носителем и натуральной единицей измерения тех конкретных возможностей, которые он обеспечивает человеку, а посредством цены проявляется его стоимость.

Цена  является элементом живого организма  под названием «человеческое  общество». Существующего в определенном месте пространства и в определенный период времени. Поэтому и цена существует как в плане пространства, так и в плане времени. Множество конкретных цен имеет и пространственную, и временную протяженность [6, с. 172].

Таким образом, сущностью меновой стоимости, возникающей при бартерном обмене, является обмен одной конкретной человеческой возможности на другую конкретную возможность, а сущностью цены является обмен конкретной возможности на все рыночные возможности. На возможности вообще, в общем виде. Опять же, в тех пределах, которые диктуются количеством денег, приходящихся на данное количество товара. То есть, его ценой.

Многие современные экономисты склоняются к такой формулировке цены: цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др. Решающий момент в понимании категории «цена» — обмен. Масштабы и интенсивность обмена предопределяют масштабы и объективность ценообразования. Так, в условиях административно регулируемой экономики неправомерно использовать понятия «цена земли», других природных ресурсов, рабочей силы, не являющихся объектами купли-продажи. В условиях рыночной экономики, когда большая часть товаров и услуг является объектами купли-продажи, значительно большие масштабы имеет и ценообразование [19, с. 124].

В силу того, что теоретическое  толкование цены в настоящее время остается дискуссионным вопросом, широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.

Практическая связь между стоимостью и ценой была проложена посредством  применения затратного принципа, в  рамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарных  затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены [21, с. 137].

С математической точки зрения, цена товара есть множество, составленное из двух других множеств, – множества товаров и множества денег. Образ цены состоит из образов этих двух множеств, как из своих прообразов. И множество товаров, и множество денег входят в множество цен, но множество цен отличается и от множества товаров, и от множества денег. Потому что элементом множества цен является не отдельный товар и не отдельная единица денег, а именно отношение этих элементов – некоторая новая величина, отличная от образующих ее величин.

Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящий в единую систему. Реально под одним наименованием «цена» существует множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования: оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других [21, с. 164].

Цены, несомненно, представляют собой  тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой. Разумеется, можно предложить и другие формулировки категории «цена» применительно к современным условиям. Лучшему пониманию этой категории поможет анализ функций цены.

В таблице 1сформулированы основные понятия рыночных и регулируемых цен

Таблица 1 - Рыночные и регулируемые цены

Наименование  цен

Содержание

1.Рыночные цены товаров (работ, услуг)

Цены между  субъектами предпринимательства, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и  предложения

Свободная цена

Рыночная цена, образующаяся под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции

Монопольно  высокая (низкая) цена

Рыночная цена, складывающаяся в условиях доминирующего  положения на рынке одного или  нескольких субъектов ценообразования

Демпинговая цена

Рыночная цена, специально заниженная одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся уровнем цен

2. Регулируемые цены

Цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия

Фиксированная цена

Регулируемая  цена твердо установленной величины на определенный отрезок времени

Предельная  цена

Регулируемая  цена, ограниченная нижним или верхним  пределом сбытовых и торговых надбавок, уровнем рентабельности и т. д.


Наибольшее распространение в  экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи четыре функции: учетная, перераспределительная, стимулирующая, функция балансирования спроса и предложения.

Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам. Только в ценностном выражении можно определить макроэкономические, отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли [18, с. 206].

Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.

Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя. Вместе с тем вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения последних. Стимулирующая функция цены характеризуется ее взаимодействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.

Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов — с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой политики и т. д. [29, с. 288].

Информация о работе Ценообразование в коммерческой деятельности предприятия