Ценообразование в коммерческой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

Содержание

Введение
1.ЦЕНЫ, ФУНКЦИИ ЦЕН И МЕТОДЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1.Понятие цены, функции цены
1.2.Методы ценообразования (рыночная, затратная)
1.3 Подходы и понятия цены и ценообразования
2. ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1.Цели ценообразования
2.2 Целевые стратегии
2.3.Механизм ценообразования
2.4.Себестоимость и прибыль, как слагаемые оптовой цены
3.ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ НА ООО «ЭЛЕКТРОПЕЧЬ»
3.1.Организационно-экономическая характеристика ОАО БЗ «Электропечь»
3.2.Анализ ценообразующих факторов на предприятии
3.3.Оценка издержек предпринимательской деятельности
3.4.Стратегия совершенствования ценообразования на предприятии
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ценообразованию.doc

— 521.00 Кб (Скачать документ)

Таблица 3- Плановая калькуляция на изготовление основных марок электропечей по ОАО БЗ «Электропечь» (тыс.руб.)

 

Наименование статей

Ед. изм.

СШЗ-6.30/7 И2

СНО-8.16.5/12И4

СШЦМ-6.12/9И5

СДО-15.15.10/13И2

США-6.6/7И1

1

Основная зарплата

тыс.руб.

93,2

97,6

118,7

81,4

54,9

2

Отчисления на соцстрах (34,8%)

тыс.руб.

32,4

34,0

41,3

28,3

19,1

3

Сырье и материалы

тыс.руб.

350

364,7

310,5

288,9

210,5

4

Общепроизводственные  расходы

тыс.руб.

466

488

593,5

407

274,5

5

Общехозяйственные расходы

тыс.руб.

186,4

195,2

237,4

162,8

109,8

6

Прочие произв.расходы

тыс.руб.

1,6

1,9

2,2

0,9

0,8

7

Производственная себестоимость

тыс.руб.

1129,6

1181,4

1303,6

969,3

669,6

8

Коммерческие расходы

тыс.руб.

0

0

0

0

0

9

Полная себестоимость

тыс.руб.

1129,6

1181,4

1303,6

969,3

669,6

10

Уровень рентабельности

%

10

11

12,2

11,4

14,5

11

Прибыль

тыс.руб.

113,0

130,0

159,0

110,5

97,1

12

Оптовая цена

тыс.руб.

1242,6

1311,3

1462,6

1079,8

766,7

13

НДС (18%)

тыс.руб.

223,7

236,0

263,3

194,4

138,0

14

Оптовая цена с НДС

тыс.руб.

1466,3

1547,4

1725,9

1274,2

904,7


Исходя их приведенных в таблице 3 данных, отмечаем, что  различные марки производимых заводов печей отличаются составом расходов. Это определяется как конструктивными, так и технологическими особенностями продукции. Поэтому, прежде всего в составе калькуляционных статей отмечаем расходы на сырье и материалы и на заработную плату.

Суммы отчислений на социальное страхование (34,8%), общепроизводственные расходы (500%) и общехозяйственные расходы  (200%) различны ввиду того, что рассчитываются к основной заработной плате, которая, как указано выше, неодинакова для разных марок печей. Сформированная таким образом производственная себестоимость выше всего у электропечи СШЦМ-6.12/9 И5 – 1303,6 тыс.руб. Предприятие раньше имело в составе калькуляционных статей коммерческие расходы (в основном, по транспортировке продукции), но в последние годы отгрузка производится за счет покупателей. Поэтому полная себестоимость совпадает с производственной себестоимостью. Далее: уровень рентабельности различен ввиду неоднозначности спроса на изделия. По тем электропечам, которые наиболее востребованы потребителями и которые не изготовляют заводы-конкуренты, ОАО «Электропечь» применяет плановую  ставку рентабельности повыше средней, например, по марке США-6.6/7И1 – 14,5%.

Представленный перечень продукции неполный, поскольку предприятие способно в настоящее время производить около 90 наименований электрических печей самого разного назначения. Но рынок таков, что: либо предприятия, нуждающиеся в такой продукции, не в состоянии изыскать средства на приобретение данного вида продукции, либо конкуренты более активны в поиске заказов на изготовление аналогов.

Чтобы определить, степень влияния отдельных статей расходов по каждому виду перечисленной продукции, произведем укрупненную группировку статей. Это позволит рассмотреть, какой удельный вес в разрезе представленного перечня продукции занимают: зарплата с отчислениями, материалы, накладные расходы и прибыль.

В таблице 4 представлена структура калькуляционных статей.

Таблица 4 - Структура статей калькуляции электропечей

 

Наименование статей

Ед. изм.

СШЗ-6.30/7 И2

СНО-8.16.5/12И4

СШЦМ-6.12/9И5

СДО-15.15.10/13И2

США-6.6/7И1

1

Основная зарплата и  отчисления на соцстрах

тыс.руб.

125,6

131,6

160,0

109,7

74,0

2

удельный вес

%

10,1

10,0

10,9

10,2

9,7

3

Сырье и материалы

тыс.руб.

350

364,7

310,5

288,9

210,5

4

удельный вес

%

28,2

27,8

21,2

26,8

27,5

5

Накладные расходы

тыс.руб.

652,4

683,2

830,9

569,8

384,3

6

удельный вес

%

52,5

52,1

56,8

52,8

50,1

7

Прочие произв.расходы

тыс.руб.

1,6

1,9

2,2

0,9

0,8

8

удельный вес

%

0,1

0,1

0,2

0,1

0,1

9

Себестоимость

тыс.руб.

1129,6

1181,4

1303,6

969,3

669,6

10

удельный вес

%

90,9

90,1

89,1

89,8

87,3

11

Прибыль

тыс.руб.

113,0

130,0

159,0

110,5

97,1

12

удельный вес

%

9,1

9,9

10,9

10,2

12,7

13

Оптовая цена

тыс.руб.

1243

1311

1463

1080

767


 

Отмечаем, что удельный вес каждой позиции в составе затрат по различным видам продукции не слишком отличается:

  • заработная плата основных производственных рабочих с отчислениями на соцстрах колеблется примерно в одном диапазоне – от 9,7% до 10,9%;
  • сырье и материалы – от 21,2% до 28,2%;
  • накладные расходы – от 50,1% до 56,8%.

Здесь важен другой момент – слишком большие затраты на накладные расходы, которые в совокупности составляют 700% к основной заработной плате. Т.е., более половины сумм в составе оптовой цены предприятия приходится на содержание зданий, на расходы по теплоэнергоресурсам, на оплату труда управленческого персонала и т.д.

Удельный вес прибыли в составе оптовой цены сравнительно невысок: от 9,1% до 12,7%. В прежние времена стандартом считалась норма прибыли в размере 25%, по некоторым позициям продукции, пользующейся повышенным спросом, можно было заработать до 30% прибыли. Все это способствовало финансовой устойчивости предприятия и позволяло направлять значительную часть прибыли на развитие производства (обновление станочного парка и совершенствование технологий).

Из представленного перечня продукции рассмотрим две позиции, в которых в силу различных технологических причин отличается структура формирования оптовой цены изделий (рисунки 3 и 4).

 

 

Рисунок 3 - Структура оптовой цены электропечи СШЦМ-6.12/9 И5

 

 

 

 

Рисунок 4 - Структура оптовой цены электропечи США-6.6/7 И1

Следует отметить, что на первый взгляд предприятию выгоднее производство и реализация электропечей марки  СШЦМ-6.12/9И5 по оптовой цены 1463 тыс.руб., но, если исходить из соотношения затрат и прибыли, выгоднее производство электропечей марки США-6.6/7И1, хотя их оптовая цена почти в два раза ниже (767 тыс.руб.). Соотношение затрат и прибыли в первом случае таково: совокупный удельный вес затрат – 89%, прибыли – 11%. И наоборот, у электропечи США-6.6/7И1 удельный вес затрат  - 87%, прибыли – 13%. В том и в другом случае очень высока доля накладных расходов, преобладающую часть в которых составляют общепроизводственные расходы, но в первом случае это 57%, во втором – 50% от оптовой цены предприятия. Таким образом, первое изделие технологически дороже и  является более трудоемким. Поэтому предприятию целесообразнее отдавать предпочтение выпуску электропечей США. Но производственную программу формирует рыночный спрос, а на цену, кроме внутренних затрат на производство, влияет и конкурентная среда. В результате конкуренция вынуждает, как правило, снижать именно прибыль, т.е., ту часть оптовой цены, посредством которой предприятие может развиваться.

Другое дело, если предприятие является монополистом в выпуске таких  марок электропечей, которые не производит ни один из конкурентов. Это дает возможность  регулировать общую прибыль завода через увеличение ставки прибыли  по отдельным изделиям.   

Но вначале необходимо проанализировать характер и структуру издержек как основной составляющей цены продукции.

 

3.3.Оценка издержек предпринимательской деятельности

 

Себестоимость промышленной продукции - это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на её производство и сбыт. Затраты на производство образуют производственную себестоимость, а затраты на производство и сбыт – полную себестоимость промышленной продукции. Как отмечалось выше, завод «Электропечь» в последние годы не несет затрат на сбыт продукции, т.е. расходы на транспортировку электропечей несет получатель продукции.

В процессе анализа дается оценка выполнения плана по себестоимости, выявляются и анализируются слагаемые  себестоимости продукции по отдельным  статьям расходов, изучается уровень себестоимости отдельных видов продукции с учетом их качества и определяется, под влиянием каких факторов он сформировался; выясняется, как повлияло на выполнение плана снижения себестоимости внедрение организационно-технических мероприятий, предусмотренных в плане цеха, участка. Завершающим этапом анализа является разработка предложений по реализации внутрипроизводственных резервов дальнейшего снижения себестоимости.

Затраты на производство охватывают все материальные, трудовые и денежные расходы, необходимой для производственно-хозяйственной деятельности предприятия. При составлении сметы они формируются по экономическому содержанию, то есть независимо от места их возникновения.

Элементами затрат на производство являются:

а) сырье и материалы;

б) топливо;

в) электроэнергия;

г) заработная плата;

д) отчисления из зарплаты на соцстрах;

е) амортизация;

ж) прочие расходы.

Отражение затрат по элементам способствует изучению изменения уровня себестоимости  под влиянием различных составляющих.

Изучение состава и структуры  затрат на производство необходимо для  выяснения причин их снижения и определения  уровня изменения себестоимости  продукции. Определение удельного  веса затрат позволяет сделать вывод  о том, является ли производство трудоемким, материалоемким, энергоемким и т.д. Тем самым намечаются основные направления, которые позволят вскрыть резервы снижения себестоимости продукции. Одни изделия, производимые заводом «Электропечь» настолько трудоемки, что это формирует значительный состав затрат на их производство и, соответственно,  высокую цену. Чаще всего потребность различных отраслей промышленности – именно на такую продукцию. Наиболее платежеспособные потребители таких изделий – отрасли нефтехимии и добычи и переработки газа.

Рассмотрим структуру издержек по двум ранее рассмотренным позициям по данным таблиц 5 и 6.

Таблица 5 - Состав затрат на производство электропечи СШЦМ-6.12/9И5

по экономическим элементам

№ п/п

Экономические элементы затрат

Денежное выражение  затрат, тыс.руб.

Процентное выражение затрат, %

по отчету за прошлый  период

анализируемый  период

по отчету за прошлый  период

анализируемый  период

план

отчет

план

отчет

А

Б

1

2

3

4

5

6

1

Основные материалы

219,9

226,3

229,4

17,5

17,4

17,5

2

Покупные изделия и  полуфабрикаты

70,3

73,2

74,7

5,6

5,6

5,7

3

Вспомогательные материалы

10

11

10

0,8

0,8

0,8

4

Топливо и эл.энергия

444,8

462,1

468,2

35,5

35,4

35,7

5

Заработная плата

295,4

303,6

301,4

23,6

23,3

23,0

6

Отчисления на соцстрах

102,8

105,7

104,9

8,2

8,1

8,0

7

Амортизация основных средств

108,8

119,5

119,5

8,7

9,2

9,1

8

Прочие производственные расходы

2,1

2,2

2,4

0,2

0,2

0,2

9

Итого затрат

1254,1

1303,6

1310,5

100

100

100

Информация о работе Ценообразование в коммерческой деятельности предприятия