Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:10, курсовая работа
Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.
Введение
1.ЦЕНЫ, ФУНКЦИИ ЦЕН И МЕТОДЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1.Понятие цены, функции цены
1.2.Методы ценообразования (рыночная, затратная)
1.3 Подходы и понятия цены и ценообразования
2. ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1.Цели ценообразования
2.2 Целевые стратегии
2.3.Механизм ценообразования
2.4.Себестоимость и прибыль, как слагаемые оптовой цены
3.ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ НА ООО «ЭЛЕКТРОПЕЧЬ»
3.1.Организационно-экономическая характеристика ОАО БЗ «Электропечь»
3.2.Анализ ценообразующих факторов на предприятии
3.3.Оценка издержек предпринимательской деятельности
3.4.Стратегия совершенствования ценообразования на предприятии
Заключение
Отмечаем, что фактическая себестоимость данного изделия претерпела изменения по сравнению с предшествующим периодом, а также по сравнения с плановым расчетом. В целом рост себестоимости планировался в размере 103,9% (ввиду ожидаемого повышения стоимости теплоэнергоресурсов и материалов), но реалии оказались выше, итоговые затраты по сравнению с запланированными составили 100,5%, темп роста – 104,5%.
Хотя удельный вес практически по всем статьям остался почти неизменным, но по абсолютной величине возросли расходы по материалам, по топливу и электроэнергии. Так, по основным материалам темп роста к предыдущему году составил 104,3%, по топливу и электроэнергии – на 105,3%. Хотя предприятие вынуждено было снизить выплату заработной платы в части премирования по сравнению с планом на 8%, это мало отразилось на общем итоге возросшей себестоимости.
В свою очередь, по следующей позиции, рассматриваемой в данной работе – электропечи марки США-6.6/И1, произошло некоторое снижение фактической себестоимости по сравнению с плановой. Это обусловлено рядом конструкторско-технологических мероприятий по снижению затрат на покупные изделия посредством применения деталей собственного изготовления в литейном производстве.
Таблица 6 - Состав затрат на производство электропечи США-6.6/7И1 по экономическим элементам
№ п/п |
Экономические элементы затрат |
Денежное выражение затрат, тыс.руб. |
Процентное выражение затрат, % | ||||
по отчету за прошлый период |
анализируемый период |
по отчету за прошлый период |
анализируемый период | ||||
план |
отчет |
план |
отчет | ||||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Основные материалы |
172,2 |
173,2 |
176,7 |
26,0 |
25,9 |
26,5 |
2 |
Покупные изделия и полуфабрикаты |
28,8 |
28,3 |
22,9 |
4,4 |
4,2 |
3,4 |
3 |
Вспомогательные материалы |
8 |
9 |
9 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
4 |
Топливо и эл.энергия |
215,4 |
219,3 |
220,1 |
32,5 |
32,8 |
33,0 |
5 |
Заработная плата |
98,1 |
99,7 |
98,3 |
14,8 |
14,9 |
14,7 |
6 |
Отчисления на соцстрах |
34,1 |
34,7 |
34,2 |
5,2 |
5,2 |
5,1 |
7 |
Амортизация основных средств |
104,4 |
104,6 |
104,6 |
15,8 |
15,6 |
15,7 |
8 |
Прочие производственные расходы |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
9 |
Итого затрат |
661,8 |
669,6 |
666,7 |
100 |
100 |
100 |
Таким образом, несмотря на повышение
затрат на материалы и топливно-энергетич
Рассчитаем влияние изменения каждой статьи себестоимости по сравнению с планом по изделию США-6.6/7И1 на общее изменение себестоимости по формуле:
I = (1 - Izi) * dfi,
где I – общее изменение себестоимости;
Izi – изменение статьи калькуляции;
dfi – доля статьи i в себестоимости продукции.
Влияние на общее изменение себестоимости под действием изменения затрат на основные сырье и материалы (I1) находим по формуле 5:
I1 = (1- 176,7 / 173,2) * 26,5 = - 0,536.
Под влиянием изменения такой статьи, как сырье и материалы значение общего изменения себестоимости будет отрицательным (- 0,536). Значит, что под влиянием этого фактора себестоимость повысилась.
Общее изменение себестоимости под влиянием изменения статьи комплектующих изделий и полуфабрикатов (I2):
I2 = (1-22,9 / 28,3) * 3,4 = + 0,649.
Под влиянием изменения статьи покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий значение общего изменения себестоимости является положительным (+0,649) и под влиянием этой статьи себестоимость снизилась.
Общее изменение себестоимости под влиянием изменения затрат на вспомогательные материалы (I3):
I3 = (1- 9 / 9) * 1,3 = 0.
Под влиянием одинаковой стоимости вспомогательных материалов себестоимость осталась неизменной.
Общее изменение себестоимости под влиянием изменения затрат на топливо и энергию (I4):
I4 = (1-220,1 / 219,3) * 33 = - 0,12.
Под влиянием изменения затрат на
топливо и энергию общее
Общее изменение себестоимости изделия под влиянием изменения заработной платы (I5):
I5 = (1- 98,3 / 99,7) * 14,7 = + 0,21.
Под влиянием изменения заработной
платы себестоимость снизилась,
так как общее изменение
Общее изменение себестоимости электропечи под влиянием изменения суммы отчислений из заработной платы на социальное страхование (I6):
I6 = (1-34,2 / 34,7) * 5,1 = + 0,07.
Изменения суммы отчислений из заработной платы на социальное страхование также положительно влияют на снижение себестоимости, так как общее изменение себестоимости равно + 0,07.
Общее изменение себестоимости изделия под влиянием изменения суммы амортизационных отчислений (I7):
I7 = (1-104,6 / 104,6) * 15,7 = 0
Амортизационные отчисления вообще не оказывают никакого влияния на себестоимость продукции.
Общее изменение себестоимости электропечи под влиянием изменения прочих производственных расходов (I8):
I8 = (1-0,9 / 0,8) * 0,1 = - 0,012.
При влиянии изменения прочих производственных расходов общее изменение себестоимости является отрицательным значением (-0,012), следовательно, под воздействием этого фактора себестоимость продукции повышается.
Рисунок 5 отражает как динамику издержек на электропечь США-6.6/7И1 (фактические издержки в сравнении с базовым периодом и с запланированным уровнем), так и структуру состава затрат по экономическим элементам.
Рисунок 5 - Динамика и структура издержек на изготовление США-6.6/7И1
Можно отметить, что структура издержек на заводе крайне неблагополучная в плане большой доли затрат на энергоресурсы. Вероятно, высокий уровень энергоемкости не удастся преодолеть в силу специфики технологии, но необходимо изыскание других резервов, посредством которых возможно будет снижение затрат на производство продукции. Например, даже незначительная, на первый взгляд, экономия по покупным полуфабрикатам на 5,4 тыс.руб. к плану и на 5,9 тыс.руб. к факту прошлого года на фоне роста по другим статьям позволило снизить общую себестоимость.
Не исключено, что практически по всем маркам электропечей возможен пересмотр состава и норм расходных материалов, а также технологического снижения удельных норм всех ресурсов, включая энергопотребление. Таким образом, на примере сравнения только двух марок выпускаемой на предприятии номенклатуры, можно сделать выводы о возможности совершенствования технологии и поиска других резервов снижения себестоимости.
3.4.Стратегия совершенствования ценообразования на предприятии
Цена всегда небезразлична не только для покупателя, но и для производителя. Прежде чем варьировать цену товара, необходимо выделить отправные точки этой деятельности. При установлении цены определяющими, как рассматривалось выше, выступают следующие факторы: себестоимость товара (сумма прямых издержек производства и накладных расходов, определяющая базу, точку отсчета); удовлетворяющие фирму (запланированные) размеры прибыли; цены конкурентов и цены заменителей, аналогов данного товара (дают ориентиры для будущей цены); состояние платежеспособного спроса; требования органов управления и других общественных институтов; уникальность определенных качеств продукта (аргумент для самостоятельности в определении цены).
На заводе «Электропечь» на маркетинговую службу возложены функции изучения рынка поставщиков, конкурентной среды, а также отслеживание общих тенденций, включающих влияние таких факторов как инфляция, курсы иностранных валют и т.д.
На рисунке 6 представлена схема ценовой политики предприятия, которая отражает взаимосвязь влияний на ценообразование.
Рисунок 6 - Составляющие ценовой политики предприятия
На формирование цен на продукцию завода «Электропечь» в большей или в меньшей степени оказывают влияние все перечисленные факторы.
Структура, динамика издержек, а также степень их влияния на формирование цены представлены в предыдущем параграфе. Для предприятия важно, какую продукцию и в каком количестве более выгодно производить, с меньшими издержками и с более высокой прибылью. Расчет производственной программы формируется на основе заключенных с покупателями договоров, поэтому далеко не всегда можно строить коммерческие расчеты на основе такой номенклатуры, которая может принести предприятию наибольший доход.
По данным последнего квартала количество выпущенных изделий отличается от планового расчета ввиду поступления внеочередных заказов, что позволило улучшить финансовые показатели.
Рассмотрим влияние на цену основных составляющих: себестоимости и прибыли, а также объема производства на выручку от реализации по плану и фактически за последний квартал. В таблицах 7 и 8 Показаны общая себестоимость электропечей, общая сумма прибыли и сумма выручки от реализации по плану и фактически.
Таблица 7 - Расчет объема реализации электропечей по плану
На единицу продукции |
Кол-во ед. |
На объем выпуска | ||||||
с/сть |
норма прибыли |
сумма прибыли |
оптовая цена |
с/сть |
сумма прибыли |
выручка | ||
СШЗ-6.30/7 И2 |
1130 |
10 |
113 |
1243 |
6 |
6777,6 |
677,8 |
7455,4 |
СНО-8.16.5/12И4 |
1181 |
11 |
130 |
1311 |
11 |
12995,4 |
1429,5 |
14424,9 |
СШЦМ-6.12/9И5 |
1304 |
12,2 |
159 |
1463 |
6 |
7821,6 |
954,2 |
8775,8 |
СДО-15.15.10/13И2 |
969 |
11,4 |
111 |
1080 |
8 |
7754,4 |
884,0 |
8638,4 |
США-6.6/7И1 |
670 |
14,5 |
97 |
767 |
9 |
6026,4 |
873,8 |
6900,2 |
Итого |
40 |
41375,4 |
4819,3 |
46194,7 |
Таблица 8 - Расчет объема реализации электропечей по фактическому выпуску
На единицу продукции |
Кол-во ед. |
На объем выпуска | ||||||
с/сть |
норма прибыли |
сумма прибыли |
оптовая цена |
с/сть |
сумма прибыли |
выручка | ||
СШЗ-6.30/7 И2 |
1131 |
10,7 |
121 |
1252 |
8 |
9051,2 |
968,5 |
10019,7 |
СНО-8.16.5/12И4 |
1179 |
11,1 |
131 |
1310 |
9 |
10612,8 |
1178,0 |
11790,8 |
СШЦМ-6.12/9И5 |
1311 |
11,7 |
153 |
1464 |
7 |
9173,5 |
1073,3 |
10246,8 |
СДО-15.15.10/13И2 |
971 |
11,5 |
112 |
1082 |
8 |
7765,6 |
893,0 |
8658,6 |
США-6.6/7И1 |
667 |
15,1 |
101 |
767 |
12 |
8000,4 |
1208,1 |
9208,5 |
Итого |
44 |
44603,5 |
5320,9 |
49924,4 |
На основании приведенных расчетов отмечаем, что за рассматриваемый период выпуск продукции планировался в количестве 40 изделий, а фактически произведено и реализовано 44 электропечи. Соответственно, выручка от реализации превысила плановый уровень на 3729,7 тыс.руб. (49924,4 – 46194,7). Этот результат отражает несколько более активную работу маркетологов, чем в предшествующем году, поскольку у завода зачастую были неблагоприятные периоды, когда заказов было меньше, что влекло за собой длительные простои производства. В рассматриваемый период благодаря новым, незапланированным заявкам от потребителей, финансовое состояние несколько улучшилось.
Информация о работе Ценообразование в коммерческой деятельности предприятия