Ценовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:09, курсовая работа

Описание

Цена представляет собой гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, а также важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров.
Все это делает данную работу достаточно актуальной.
Целью данной работы является рассмотреть цены и ценовую политику предприятия.

Содержание

Оглавление
Введение…………………………………………………….………………3
1. Теоретические аспекты цены …………………..………………………4
1.1. Понятие, функции и виды цен...…………………………………4
1.2. Функции цены…………………………………………………….6
2. Ценовая политика предприятия…………………………………….…15
2.1. Понятие и цели ценовой политики…………………..…………15
2.2. Анализ ценообразующих факторов……………………………16
2.3. Оценка издержек производства………………………………...22
Заключение………………………………………………………………...32
Список литературы………………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Цены и ценовая политика предприятия.doc

— 1.29 Мб (Скачать документ)


Оглавление

Введение…………………………………………………….………………3

1.      Теоретические аспекты цены …………………..………………………4

1.1.    Понятие, функции и виды цен...…………………………………4

1.2.           Функции цены…………………………………………………….6

2.      Ценовая политика предприятия…………………………………….…15

2.1.    Понятие и цели ценовой политики…………………..…………15

2.2.    Анализ ценообразующих факторов……………………………16

2.3.    Оценка издержек производства………………………………...22

Заключение………………………………………………………………...32

Список литературы………………………………………………………..33

 

 

33

 



Введение

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовых результатах предприятия. Именно цены определяют структуру производства, оказывают реальное воздействие на движение материальных потоков, уровень доходности предприятия. Для самостоятельных товаропроизводителей, работающих на рынок, вопрос о ценах – это вопрос их существования и благополучия. Поэтому знание правил разумной ценовой стратегии и политики, этапов разработки цен, методов их установления – это вопрос финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятия, средство достижения желаемых финансово-экономических результатов.

Цена представляет собой гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, а также важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров.

Все это делает данную работу достаточно актуальной.

Целью данной работы является рассмотреть цены и ценовую политику предприятия.

 


1. Теоретические аспекты цены

1.1 Понятие, функции и виды цен

Категория цены является одним из наиболее сложных экономических понятий, вызывающих споры среди экономистов, и до настоящего времени среди них нет единства по этому вопросу. В экономической теории выделяются два основных направления познания экономической природы цены: марксистское, признающее, что в основе цены лежит стоимость, и австрийское (маржинальное), считающее, что базой цены является полезность товара. В основе первой лежит теория стоимости. В соответствии с ней в основе цены лежит стоимость товара, определяемая трудовыми затратами на его производство и необходимо различать две стороны труда – стоимость как выражение заложенного в товаре абстрактного труда и потребительная стоимость, как вещное выражение результатов труда. Здесь возникает противоречие: с одной стороны, товар – это выражение труда, а с другой – «ценность». Но на рынке покупатель платит одну цену, а не две – по затратам и по результатам. Рыночная цена как бы объединяет эти два фактора, несмотря на их противоречия. Как именно оно разрешается в этой теории не объясняется. Советская политэкономия приняла закон стоимости как закон затрат. Согласно этой концепции цена - денежное выражение стоимости товара. Связь между ценой и стоимостью осуществлялась на основе затратного принципа, в рамках которого величина цены определялась путем суммирования затрат всех факторов производства в денежном выражении (издержек) на единицу товара, к которой прибавлялась определенная величина прибыли. Стоимостной подход имеет ряд недостатков:

1. все затраты признаются необходимыми уже на стадии производства;

2. не учитывается ценность товара для потребителей;

3. невозможно определить цену товаров, не являющихся предметами труда;

4. категории стоимости и труда носят абстрактный характер и неприменимы для оценки конкретного товара[1].

Маржинальная теория цены противостоит марксистскому подходу, в рамках нее цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе обмена на рынке. Маржинальная теория выделяет в качестве основы цены категорию «полезность». Базой цены здесь выступает предельная полезность, означающая прирост единицы продукции и определяемая по формуле:[2]

Пп= ΔП / В (1.1)

где Пп – предельная полезность;

ΔП – прирост величины полезности;

В – прирост объема производства.

Основные положения маржинальной теории были развиты и дополнены А. Маршаллом, который создал маржинальную теорию цены, объединившую в единую систему важнейшие понятия из различных учений. Основные принципы маржинальной теории цен:

1. Рассмотрение спроса и предложения как равнозначных факторов.

2. Достижение равновесия на рынке, рыночная цена - цена равновесия.

3. Учет и анализ соотношения спроса и предложения, их взаимосвязь с ценой в условиях чистой конкуренции: рост спроса и падение предложения при уменьшении цены и снижение спроса и рост предложения при ее увеличении.

В этой конструкции цена тяготеет к денежным издержкам, но эти издержки не связаны со стоимостью в марксистском понимании, а сами определяются соотношением спроса и предложения на те факторы производства, которые образуют издержки. Новым в учении А. Маршалла является включение фактора времени в анализ цен: взаимосвязь между издержками и ценами зависит от того, за какой период (долгосрочный или краткосрочный) осуществляется анализ. Предложенный А. Маршаллом подход к формированию цены стал основой той части современной западной экономической науки.

Для понимания сущности цены целесообразно объединить различные подходы и рассмотреть понятие «стоимость» как категорию, выполняющую одновременно две функции: функцию учета затрат и функцию учета общественных потребностей, проявляющуюся в полезности товаров.

Исходя из всего вышесказанного можно дать следующее определение цены: цена конкретного товара есть денежное выражение комплекса ценообразующих факторов, действующих в данное время. При этом рыночные цены обладают способностью самонастраиваться в зависимости от состояния экономики. Именно с этой точки зрения целесообразно рассматривать характер формирования цены.

1.2 Функции цены

Экономическое содержание цены проявляется в ее функциях. Как правило, выделяют пять важных функций[3]:

1) учетная;

2) стимулирующая;

3) распределительная;

4) функция сбалансирования спроса и предложения;

5) функция цены как критерия рационального размещения производства.

Учетная функция означает необходимость учета в цене всей совокупности затрат, связанных с производством и реализацией товаров. Реализуя учетную функцию, цена дает возможность, определить затраты различных ресурсов (трудовых и материальных) на производство товаров, сопоставить различные товары и услуги, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов.

Сущность стимулирующей функции цены выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: НТП; экономию затрат ресурсов; изменение качества продукции; изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование ценами НТП выражается в разработке и внедрении новой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, производстве новых видов продукции. Все это позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных и сырьевых ресурсов.

Стимулирование оптимальной структуры производства и потребления совершается с помощью применения новых ценовых мероприятий.

Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвенных налогов (НДС, акцизов и др.), а также использования различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий, системы свободных, договорных (контрактных) цен.

Т. о., стимулирующая функция цены проявляется в том, что ее уровень служит материальным стимулом к применению прогрессивных и экономичных форм и методов общественного производства и наиболее эффективному использованию всех видов ресурсов общества.

Распределительная функция цен означает, что с помощью цены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, регионами страны, социальными группами, т.е. происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения. Механизм такого перераспределения заключается в том, что часть стоимости, созданная при производстве одного товара, реализуется в цене другого товара. В результате цены одних товаров формируются ниже стоимости, цены других – выше стоимости.

Государство может использовать перераспределительную функцию цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные или неблагоприятные условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные слои населения.

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим методом одновременно. В условиях рыночных отношений, реализуя эту функцию, цена играет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.

Уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.

Функция цены как критерия рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен осуществляется «перелив» капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов – туда, где норма прибыли более высокая.

Рассмотренные функции цены взаимосвязаны между собой, что проявляется как в единстве, так и в противоречии.

Все цены классифицируются по видам и разновидностям.

Первым признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения, цены подразделяются на[4]:

I.                  оптовые цены на продукцию промышленности;

II.                цены на строительную продукцию;

III.              закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

IV.              тарифы грузового и пассажирского транспорта;

V.                розничные цены;

VI.              тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;

VII.            цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

I.                 Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности. Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:

a)          оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. Состоит из себестоимости, прибыли, акциза и НДС;

b)         оптовая цена промышленности – цена, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям, включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС.

Таким образом, цены различаются в зависимости от стадии товародвижения. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:

                 предприятие – оптовая торговля;

                 оптовая торговля – розничная торговля;

                 розничная торговля – потребители.

Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:

                 оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;

                 оптовая цена промышленности;

                 розничная цена.

II.              Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

a)              сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

b)              прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв.м жилой площади, 1 кв.м полезной площади, 1 кв.м малярных работ и др.);

c)              договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками.

III.           Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. Она состоит из: себестоимости, размера прибыли и НДС.

IV.           Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС. Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за движенческую операцию (транспортировка грузов).

V.              Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными. Состоит из оптовой цены промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж[5].

Информация о работе Ценовая политика предприятия