Финансовая диагностика и прогнозирование результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 03:52, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является проведение финансовой диагностики предприятия, а также прогнозирование результатов его деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СБОР И ОБРАБОТКА БАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ФИНАНСВОГО МЕНДЖМЕНТА 6
1.1 Финансовые результаты деятельности предприятия 6
1.2 Движение денежных средств 12
1.3 Оценка качества финансового обеспечения предприятия 18
1.4 Финансовое состояние предприятие 22
1.4.1 Оценка ликвидности баланса 22
1.4.2 Определение типа финансовой устойчивости 255
1.5 Финансовые коэффициенты 28
1.5.1 Анализ показателей ликвидности 28
1.5.2 Анализ показателей финансовой устойчивости 30
1.5.3 Анализ показателей деловой активности 311
1.5.4 Анализ показателей рентабельности 34
2 ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА 38
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 42
4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Бухгалтерский баланс ОАО «Орбита» на 31.12.2007
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Бухгалтерский баланс ОАО «Орбита» на 31.12.2008
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Отчёт о прибылях и убытках ОАО «Орбита» за период с 1 января по 31 декабря 2007 года
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Отчёт о прибылях и убытках ОАО «Орбита» за период с 1 января по 31 декабря 2008 года
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Отчёт о движении денежных средств ОАО «Орбита» за период с 1 января по 31 декабря 2007 года
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Отчёт о движении денежных средств ОАО «Орбита» за период с 1 января по 31 декабря 2008 года

Работа состоит из  1 файл

КП Ленин.doc

— 1.03 Мб (Скачать документ)

     Основными путями улучшения ликвидности компании являются:

     - увеличение собственного капитала,

     -  продажа части постоянных активов, 

     - сокращение сверхнормативных запасов, 

     - совершенствование работы по  взысканию дебиторской задолженности, 

     - получение долгосрочного финансирования, реструктуризация заемных средств предприятия.

     Прежде  всего предприятию необходимо наладить работу по взысканию дебиторской задолженности, которая позволит высвободить дополнительные денежные средства и тем самым повысить ликвидность.

     Как уже было сказано выше, предприятию ОАО «Орбита»» необходимо оптимизировать уровень складских запасов (особенно это касается запасов готовой продукции и товаров для перепродажи, сырье, материалы и другие аналогичные ценности).  Для этой цели рассчитывают то количество запасов, которое позволит с одной стороны функционировать компании без риска остановки в результате нехватки сырья, а с другой это должен быть минимальный уровень, чтобы «не замораживать» финансовые ресурсы.

     Предприятие может уменьшить дефицит денежных средств путем продажи неиспользуемых основных средств или сдачи их в аренду.

     Привлечение дополнительных долгосрочных источников финансирования положительно сказывается  на повышении ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. Пополнение уставного капитала за счет дополнительных вкладов собственников поможет увеличить собственные средства компании, что также повысит ее ликвидность.

     Как увеличение размера дебиторской  задолженности, так и резкое ее снижение оказывает на предприятие негативное воздействие. Так, с одной стороны, рост дебиторской задолженности снижает объем оборотных средств предприятия и как следствие увеличивает потребность в привлечении дополнительных ресурсов для своевременного погашения собственных обязательств. Однако, с другой стороны, хотя рост потока платежей от дебиторов и, соответственно, увеличение размера оборотных средств – достаточно значимый фактор для предприятия, резкое снижение дебиторской задолженности может указывать на возможное снижение объема реализации данной продукции в результате потери части покупателей, приобретавших эту продукцию в кредит.

     Следовательно, можно говорить о необходимости  управления дебиторской задолженностью с целью оптимизации ее величины. При этом руководителям и финансовым менеджерам предприятия необходимо  решить следующие задачи:

     - выбрать условия продаж, обеспечивающие  гарантированное и своевременное  поступление денежных средств; 

     - определять конкретные размеры  скидок или надбавок для разных  групп покупателей; 

     - оценивать упущенную выгоду от не использования средств, замороженных в дебиторской задолженности, и устанавливать приемлемый уровень этой задолженности;

     - изыскивать способы ускорения  востребования долгов.

     Политика  управления дебиторской задолженностью часть общей политики предприятия в области управления оборотными средствами, и заключается она в оптимизации общего размера данного вида задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания. Управление дебиторской задолженностью требуется осуществлять на всех этапах взаимодействие с клиентами: от проведения преддоговорных процедур до исполнения операций в соответствии с договором.

     Помимо  этого, на всех этапах ведения хозяйственной  деятельности необходимо осуществлять следующие действия:

     -  постоянно следить за соотношением  дебиторской и кредиторской задолженности, (значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской создает угрозу финансовой устойчивости предприятия);

     - уделять повышенное внимание  возможному появлению недопустимых  дебиторских задолженностей (неоплата в срок отгруженных товаров, неоплата ввиду наличия претензий со стороны покупателей, наличие задолженностей по расчетам в связи с возмещением материального ущерба и по статье «прочие дебиторы»);

     - прогнозировать поступление денежных  средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации;

     - оценивать реальную стоимость  дебиторской задолженности. 

     Существуют  три группы мер, которые необходимо принимать предприятию, чтобы обеспечить полный возврат (или хотя бы максимизировать  его) дебиторской задолженности, сводя к минимуму возможные потери:  меры по досудебному взысканию задолженности, страхование риска не возврата дебиторской задолженности и факторинговые операции. При этом решения, принимаемые в ходе текущего управления дебиторской задолженностью, должны основываться на оценке эффективности различных методов ее оптимизации, а также оценке реальной стоимости дебиторской задолженности.

     Использование мер досудебного взыскания задолженности  предполагает заключение договора с  какой-либо частной компанией, владеющей технологиями возврата задолженностей. При этом порядок применения таких технологий обязательно должен согласовываться с предприятием-заказчиком.

     Страхование – это способ сведения возможных  потерь от безнадежных долгов к минимуму. Решение о страховании кредитов базируется на оценках средних ожидаемых потерь от безнадежных долгов, финансовой способности предприятия противостоять этим потерям, а также стоимости страхования.

     Возврат дебиторской задолженности и  снижение рисков ее неполучения также  возможны с помощью факторинговых операций.

     Факторинговые операции – это продажа прав на взыскание дебиторской задолженности  третьему лицу. При этом оно, например, может обязаться немедленно, выплатить 80% стоимости отфактурированных  поставок продукции предприятия, а оставшуюся часть (за вычетом процента за свои услуги) – в строго установленные сроки, независимо от того, поступает или нет выручка от дебиторов. При принятии решения об использовании данного механизма необходимо оценить, может ли он дать экономический эффект (то есть, не будет ли более эффективным подождать еще некоторое время, но зато получить долг с дебитора сполна). [2]

     Проведение финансовой диагностики предприятия показало также, что все показатели деловой активности имеют отрицательную динамику. Поэтому для повышения деловой активности предприятия необходимо предпринять ряд действий.

       а) Необходимо увеличить оборачиваемость собственного капитала, что можно сделать, увеличив выручку от продажи продукции. Для этого следует пересмотреть политику ценообразования на предприятии.

     Предприятие может использовать политику гибких цен. При этом должна разрабатываться система скидок и надбавок к базовой цене. Для этого следует учитывать такие факторы, как изменение качества выпускаемой продукции, условия поставок, ценовая политика конкурентов, объём закупок, психологическое воздействие цен на покупателя (реакция потребителей на изменение цен на продукцию) и так далее. Таким образом, предприятию следует проводить ценовую политику так, чтобы это приводило к росту объёмов продаж и выручки, а не было причиной убытков.

     б) Необходимо уменьшить длительность оборота дебиторской задолженности покупателей и кредиторской задолженности поставщикам. Что также можно сделать посредством увеличения выручки от продажи продукции, а также за счёт сокращения дебиторской задолженности предприятия. Как уже было сказано выше, последнее следует проанализировать и оценить, каков характер существующей дебиторской задолженности, проанализировать состав дебиторов, выявить в их составе безнадёжные долги.  Безнадёжная дебиторская задолженность может быть покрыта за счёт специально созданных резервов (например, резерв по сомнительным долгам). Для сокращения риска потерь предприятие также может разработать гибкую систему договоров, в которой предусматривалась бы полная или частичная предоплата продаваемой продукции (полная или частичная). Можно также воспользоваться такой услугой, как факторинг. Таким образом, усилия по своевременному востребованию дебиторской задолженности – это возможность увеличить деловую активность предприятия, а следовательно оптимизировать его финансовое состояние. Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности полезно сравнивать с показателями оборачиваемости кредиторской задолженности. Это позволяет сопоставить условия кредитования, которые предоставляет и которыми пользуется предприятие. На ОАО «Орбита существует неравноценность условий кредитования не в пользу предприятия: мы должны расплачиваться по своим обязательствам в течение 82 дней (2008 г.), а  должники предприятия  – в течение 106 дней.  

     в) Необходимо сократить длительность оборота запасов, за счёт более рационального управления запасами предприятия (было рассмотрено выше).

     Все эти мероприятия позволяют сократить  длительности оборота запасов, дебиторской задолженности покупателей, а следовательно – уменьшить длительность операционного цикла предприятия.

     И наконец, показатели эффективности  деятельности предприятия (коэффициенты рентабельности) – все они сократились  за рассматриваемый период более  чем в два раза. Это свидетельствует о том, что предприятию необходимо увеличить объёмы продаж, возможно, пересмотреть политику ценообразования и управления запасами, что позволит сократить себестоимость выпускаемой продукции – всё это поможет увеличить прибыль от продаж и чистую прибыль, то есть добиться улучшения эффективности деятельности ОАО.

     Рассмотрим  подробнее каждый из показателей.

     Для увеличения рентабельности собственных  средств нужно увеличивать как  чистую прибыль, так и сумму собственных  средств или привлекать заемные средства на выгодных условиях, чтобы их привлечение способствовало увеличению рентабельности собственных средств, а не ее уменьшению.

     Для увеличения собственных оборотных  средств необходимо:

     - нарастить собственный капитал (увеличив уставный капитал, нераспределенную прибыль и резервы, повысив рентабельность с помощью контроля затрат и агрессивной коммерческой политики);

     - увеличить долю долгосрочных заимствований в структуре заемных средств;

     - увеличить объем продаж и прибыли при рациональном управлении последней.[1]

     Повысить  объем собственных финансовых ресурсов можно также путем сокращения суммы постоянных расходов на содержание управленческого персонала, ремонт основных средств. Нужно проанализировать использование прибыли: сокращение доли участия работников в прибыли, отчисление в резервный и страховые фонды следует рассматривать как потенциальный резерв пополнения собственных оборотных средств предприятия. [7]

     Для того чтобы увеличить рентабельность продаж, необходимо предпринять следующие действия:

     а) снизить расходы предприятия, то есть довести их до оптимального уровня (за счёт использования менее дорогих  сырья и материалов и более  эффективного их использования, повышения  технического уровня производства (однако при этом может увеличится стоимость активов предприятия, а следовательно замедлиться их оборачиваемость), более рациональной политики управления запасами и так далее);

     б) увеличить цены на выпускаемую продукцию (однако при этом следует учитывать  ценовую политику конкурентов и представлять реакцию покупателей на повышение цен);

     в) увеличить объём производства и  продажи продукции (например, за счёт повышения качества выпускаемой  продукции).

     Увеличив  рентабельность продаж, мы увеличим рентабельность активов предприятия, так как  последнее можно найти умножением первого на коэффициент оборачиваемости активов.

     Таким образом, для роста рентабельности активов необходимо также увеличить и оборачиваемость активов.

     Увеличение  рентабельности продаж и активов предприятия, способствует увеличению рентабельности собственного капитала.

     Таким образом, выполнив эти рекомендации в комплексе, можно улучшить финансовое состояние предприятия, показатели деловой активности, а также повысить эффективность деятельности предприятия.

 

      4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

       Прогнозирование финансовых показателей является логическим завершением финансовой диагностики. Оно позволяет оценить будущее  финансовое состояние предприятия  с учётом сложившегося финансового  состояния на исходный момент, принимаемых финансовым менеджером решений, а также с учётом внешних факторов (экономической ситуации, налоговой системы и рыночной конъюнктуры). При этом полезно предусмотреть несколько вариантов финансового прогноза (оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный).

       Наиболее  полную характеристику финансового  состояния предприятия на перспективу  можно получить путём разработки ряда прогнозных финансовых документов (прогнозного баланса и прогнозного  отчёта о прибылях и убытках).

       Стартовой точкой прогнозирования финансовых результатов является определение  объёмов продаж на перспективу в  натуральном и денежном измерении. За рассматриваемый период выручка  увеличилась на 26%, но так как цены на выпускаемую продукцию выросли  на 11%, то объём продаж увеличился на  15%. Поэтому предположим, что в прогнозном периоде без учёта цен объём производства останется на прежнем уровне в пессимистическом варианте,   в наиболее вероятном увеличится на 8%, а в оптимистическом увеличится на 15%.  Пропорционально объёмам продаж изменяется и величина выручки.

Информация о работе Финансовая диагностика и прогнозирование результатов деятельности предприятия