Государственный бюджет. Структура, назаначение, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:18, курсовая работа

Описание

Цель работы – осветить основные стороны государственного бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические стороны вопроса : структура бюджета, структура доходов и расходов бюджета, функции бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.
Рассмотреть структуру государственного бюджета РФ, проблему бюджетного дефицита, бюджетную политику в РФ, бюджетный федерализм в РФ.
Проанализировать проблему повышения эффективности бюджетных расходов в РФ.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 612.50 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим сструктуру отдельных видов неналоговых доходов.

 

Доходы  от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности;

  • дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
  • доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности;

  • арендная плата за пользование лесным фондом;
  • арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;
  • арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения;
  • прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в

государственной и муниципальной собственности;

  • проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях

временно свободных  средств бюджета;

  • проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;
  • проценты по государственным кредитам. Предоставляемым Российской

Федерацией  правительствам иностранных государств;

  • возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с

изъятием сельскохозяйственных угодий;

  • доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
  • перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;
  • платежи от государственных и муниципальных организаций;
  • прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности, или от деятельности;

 

Доходы  от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности:

  • поступления от приватизации организаций. Находящихся в государственной

и муниципальной  собственности;

  • поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
  • доходы от продажи квартир;
  • доходы от продажи принадлежащих государству производственных и

непроизводственных  фондов, транспортных средств, иного  оборудования;

  • доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества,

переходящего  в государственную или муниципальную  собственность в 

порядке наследования или дарения, и кладов.

 

Поступления капитальных трансфертов из негосударственных  источников:

 

  • От резидентов
  • От нерезидентов

 

Административные  платежи и сборы:

  • таможенные сборы;
  • прочие неналоговые таможенные платежи;
  • сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме

штрафов);

  • прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение

определенных  функций.

 

Штрафные  санкции, возмещение ущерба:

  • поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с

отступлением  от стандартов и технических условий;

  • санкции за нарушение порядка применения цен;
  • административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение

правил дорожного  движения;

  • суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и

недостаче материальных ценностей.

 

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

  • поступление средств от централизованного экспорта;
  • прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

Нужно отметить, что в кризисных ситуациях (войны, стихийные  бедствия, экономические  кризисы и пр.) государство более активно использует именно неналоговые инструменты для финансирования своих расходов, пример – это предкризисный период 1998 года, когда Правительство РФ прибегало к массированным внешним заимствованиям и приватизации государственной собственности.

 

 

    1. Структура расходов бюджет

По влиянию  на процесс расширенного воспроизводства (2) выделяют:

Текущие расходы - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансированиях их текущих потребностей; к текущим расходам относятся: содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, текущие субсидии нижестоящим органам государственной власти, выплата процентных платежей по государственному долгу и другие платежи.

Капитальные расходы – это государственные вложения в основной капитал и прирост запасов.

Предметный  признак – все государственные  расходы делятся на несколько  групп. Выделяют следующие группы госрасходов:

  • расходы на национальную безопасность;
  • расходы на научные иследования;
  • расходы на осуществление внешней политики;
  • финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт и др);
  • создание резервных фондов;
  • расходы на гос. управление;
  • расходы по обслуживанию государственного долга.

Ведомственный признак, в каждой группе расходов позволяет выделить соответствующее юридическое лицо, получающаее ассигнование из бюджета

Территориальный признак.  Госрасходы подразделяются на расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и расходы  местных бюджетов. В унитарных  государствах: расходы республиканского бюджета, расходы местных бюджетов.

 

    1. Функции государственного бюджета.

Существует 2 вида классификации функций государственного бюджета.

Согласно 1-ой функции  делятся на:

  1. Распределительная (перераспределительная). Государство, концентирруя в своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции.  В отношении с бюджетом вступают все участники общественого производства, поэтому сфера действия данной функции очень велика.
  2. Контрольная функция, бюджет объективно отражает экономические процессы, происходящие в экономики. Основой данной фукнции является движение бюджетных ресурсов.

Согласно 2-ой классификации  функции подразделябтся на:

  1. Экономические – финансирование убыточных, но важных для народного хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт и угольная отрасль), развитие инфраструктуры.
  2. Социальная – поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения,  культуры, спорта и др. социальных программ.
  3. Политическая – финансирование армии и правоохранительных органов,   финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства,  расходы на гос. управление.
  4. Функция межотраслевого и мерегионального перерапределиня ресурсов – поддержка деприсивных регионов и неразвитых или отстающих отраслей нарродного хозяйства.
  5. Финансирование НИОКР, фундаментальных и прикладных научных изысканий.

 

    1. Проблема бюджетного дефицита: теоретические концепции сбалансированности государственного бюджета.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами. Выделяют несколько причин этого явления:

  1. Низкая эффективность общественного производства.
  2. Резкое снижение налоговых поступлений вследствии экономических кризисов или изменения экономической конъюнктуры (падение мировых цен на нефть в 1998 году привело к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет РФ от нефтяных компаний)
  3. Нерациональная структура бюджетных расходов, т.е. положение, при котором страна живёт не по средствам.
  4. Резкий, неожиданный рост расходов,  связанный со стихийными бедствиями, крупными социально-политическими потрясениями или войнами.
  5. Крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию экономики.

В экономической  теории существуют различные подходы  к решению проблемы бюджетного дефицита.

  1. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год. Так как в противном случае для покрытия дефицита Правительство выходит на финансовый рынок и вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные ресурсы. Это приводит к повышению % ставки и уменьшению инвестиций в частном секторе, возросший % по долговым инструментам делает финансовые операции более привлекательными для нерезидентов. Приток иностранных денежных средств ведёт к росту внешенго долга. Для покупки высокодоходных бумаг нерезиденты вынуждены покупать национальную валюту, это ведёт к росту спроса на эту валюту и, как следствие повышению её курса, что препятствует экспорту и способствует импорту.

В итоге снижение инвестиций в частный сектор, рост импорта и сокращение экспорта ведёт к снижению налоговых поступлений и соответственно росту бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно было наблюдать в России в период с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного дефицита Правительство вырускало ГКО и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот период в России имели место все негативаные последствия подобной политики (снижение инвестиций, рост импорта, рост внешнего долга, сокращение налоговых поступлений в бюджет).

  Эмиссионное же финансирование бюджетного дефицита неминуемо приводит к росту инфляции, что негативно сказывается на все экономике вцелом.

Единственный  выход в подобных ситуациях –  это сокращение государственных  расходов и повышение налогов. Однако, подобные действия неминуемо приведут к сокращению совокупного спроса, что, в свою очередь, приведёт к безработице и дальнейшему снижению налоговых поступлений.

  1. Бюджет должен быть сбалансирован по экономическому циклу. В периоды экономических спадов Правительство должно сокращать налоги и увеличивать госрасходы, тем самым сознательно вызывая бюджетный дефицит, однако, в периоды экономического подъёма Правительство должно повысить налоги и сократить расходы.  Проводя подобную полтитику, правительсво может столкнуться с рядом трудностей:
  • где найти источники финансирования бюджетного дефицита, мы же установили, что  выпуск гос. долговых обязательсв, и тем более денежная эмиссия приводят к негативным последствиям в экономике;
  • периоды спада и рста могут быть неравнозначны, напрмер, после длительного экономического спада может наступить непродолжительный рост, в итоге сбалансированности бюджета добиться не удасться;
  • политическая ситуация может не позволить поднять налоги или сократить расходы, в данном случае так же не удасться добиться сбалансированности бюджета.

3. Концепция функциональных финансов. Суть: целью бюджетной политики является не  сбалансированность бюджета, а стабильность экономики вцелом. Для достижения этой цели можно допускать бюджетные дефициты.

Выводы:

  1. Структура бюджетной системы зависит от типа гос. устройства, в федеративных государствах 3 уровня бюджентйо системы, в унитарных – 2.
  2. Доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые.
  3. Существует 2 классификации функций государственного бюджета: согласно 1-ой у бюджета  - 2 функции (контрольная и распределительная), согласно 2-ой – 5 (экономическая, политическая, социальная, функция бюджетного выравнивания, функция финансирования научных изысканий и инновационной деятельности).
  4. Существует 3 теоретических концепции сбалансированнсоти бюджета: ежегодно сбалансированный бюджет, бюджет, сбалансированный по экономическому циклу, концепция функциональных финансов. 
  5. Эмиссионное и долговое финансирование дефицита государственного бюджета оказывают негативное влияние на экономику вцелом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Государственный бюджет РФ.

2.1. Структура  бюджетной системы РФ.

Бюджетная система  РФ состоит из трех уровней:

  1. Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
  2. Бюджеты 89-ти субъектов РФ.
  3. Местные бюджеты (примерно 29 тысяч бюджетов муниципальных образований и районов).

Информация о работе Государственный бюджет. Структура, назаначение, функции