Рассмотрим сструктуру отдельных видов
неналоговых доходов.
Доходы
от имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и
муниципальной
собственности;
- дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и
муниципальной
собственности;
- арендная плата за пользование лесным фондом;
- арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;
- арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения;
- прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в
государственной
и муниципальной собственности;
- проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях
временно свободных
средств бюджета;
- проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;
- проценты по государственным кредитам. Предоставляемым Российской
Федерацией
правительствам иностранных государств;
- возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с
изъятием сельскохозяйственных
угодий;
- доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
- перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;
- платежи от государственных и муниципальных организаций;
- прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и
муниципальной
собственности, или от деятельности;
Доходы
от продажи имущества, находящегося
в государственной и муниципальной
собственности:
- поступления от приватизации организаций. Находящихся в государственной
и муниципальной
собственности;
- поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
- доходы от продажи квартир;
- доходы от продажи принадлежащих государству производственных и
непроизводственных
фондов, транспортных средств, иного
оборудования;
- доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества,
переходящего
в государственную или муниципальную
собственность в
порядке наследования
или дарения, и кладов.
Поступления
капитальных трансфертов из негосударственных
источников:
- От резидентов
- От нерезидентов
Административные
платежи и сборы:
- таможенные сборы;
- прочие неналоговые таможенные платежи;
- сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме
штрафов);
- прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение
определенных
функций.
Штрафные
санкции, возмещение ущерба:
- поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с
отступлением
от стандартов и технических условий;
- санкции за нарушение порядка применения цен;
- административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение
правил дорожного
движения;
- суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и
недостаче материальных
ценностей.
Доходы от внешнеэкономической
деятельности:
- поступление средств от централизованного экспорта;
- прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.
Нужно
отметить, что в кризисных ситуациях
(войны, стихийные бедствия, экономические
кризисы и пр.) государство более активно
использует именно неналоговые инструменты
для финансирования своих расходов, пример
– это предкризисный период 1998 года, когда
Правительство РФ прибегало к массированным
внешним заимствованиям и приватизации
государственной собственности.
- Структура расходов бюджет
По влиянию
на процесс расширенного воспроизводства
(2) выделяют:
Текущие
расходы - это бюджетные средства, выделяемые
юридическим лицам, для финансированиях
их текущих потребностей; к текущим расходам
относятся: содержание экономической
и социальной инфраструктуры, государственных
отраслей народного хозяйства, текущие
субсидии нижестоящим органам государственной
власти, выплата процентных платежей по
государственному долгу и другие платежи.
Капитальные
расходы – это государственные вложения
в основной капитал и прирост запасов.
Предметный
признак – все государственные
расходы делятся на несколько
групп. Выделяют следующие группы госрасходов:
- расходы на национальную безопасность;
- расходы на научные иследования;
- расходы на осуществление внешней политики;
- финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт и др);
- создание резервных фондов;
- расходы на гос. управление;
- расходы по обслуживанию государственного долга.
Ведомственный
признак, в каждой группе расходов позволяет выделить
соответствующее юридическое лицо, получающаее
ассигнование из бюджета
Территориальный
признак. Госрасходы подразделяются
на расходы федерального бюджета, бюджетов
субъектов федерации и расходы
местных бюджетов. В унитарных
государствах: расходы республиканского
бюджета, расходы местных бюджетов.
- Функции государственного бюджета.
Существует 2 вида
классификации функций государственного
бюджета.
Согласно 1-ой функции
делятся на:
- Распределительная (перераспределительная). Государство, концентирруя в своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции. В отношении с бюджетом вступают все участники общественого производства, поэтому сфера действия данной функции очень велика.
- Контрольная функция, бюджет объективно отражает экономические процессы, происходящие в экономики. Основой данной фукнции является движение бюджетных ресурсов.
Согласно 2-ой классификации
функции подразделябтся на:
- Экономические – финансирование убыточных, но важных для народного хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт и угольная отрасль), развитие инфраструктуры.
- Социальная – поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта и др. социальных программ.
- Политическая – финансирование армии и правоохранительных органов, финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства, расходы на гос. управление.
- Функция межотраслевого и мерегионального перерапределиня ресурсов – поддержка деприсивных регионов и неразвитых или отстающих отраслей нарродного хозяйства.
- Финансирование НИОКР, фундаментальных и прикладных научных изысканий.
- Проблема бюджетного дефицита: теоретические концепции сбалансированности государственного бюджета.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов
бюджета над доходами. Выделяют несколько
причин этого явления:
- Низкая эффективность общественного производства.
- Резкое снижение налоговых поступлений вследствии экономических кризисов или изменения экономической конъюнктуры (падение мировых цен на нефть в 1998 году привело к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет РФ от нефтяных компаний)
- Нерациональная структура бюджетных расходов, т.е. положение, при котором страна живёт не по средствам.
- Резкий, неожиданный рост расходов, связанный со стихийными бедствиями, крупными социально-политическими потрясениями или войнами.
- Крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию экономики.
В экономической
теории существуют различные подходы
к решению проблемы бюджетного дефицита.
- Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год. Так как в противном случае для покрытия дефицита Правительство выходит на финансовый рынок и вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные ресурсы. Это приводит к повышению % ставки и уменьшению инвестиций в частном секторе, возросший % по долговым инструментам делает финансовые операции более привлекательными для нерезидентов. Приток иностранных денежных средств ведёт к росту внешенго долга. Для покупки высокодоходных бумаг нерезиденты вынуждены покупать национальную валюту, это ведёт к росту спроса на эту валюту и, как следствие повышению её курса, что препятствует экспорту и способствует импорту.
В итоге снижение
инвестиций в частный сектор, рост
импорта и сокращение экспорта ведёт к снижению
налоговых поступлений и соответственно
росту бюджетного дефицита. Подобную ситуацию
можно было наблюдать в России в период
с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного
дефицита Правительство вырускало ГКО
и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот
период в России имели место все негативаные
последствия подобной политики (снижение
инвестиций, рост импорта, рост внешнего
долга, сокращение налоговых поступлений
в бюджет).
Эмиссионное
же финансирование бюджетного дефицита неминуемо приводит к росту
инфляции, что негативно сказывается на
все экономике вцелом.
Единственный
выход в подобных ситуациях –
это сокращение государственных
расходов и повышение налогов. Однако,
подобные действия неминуемо приведут
к сокращению совокупного спроса, что, в свою
очередь, приведёт к безработице и дальнейшему
снижению налоговых поступлений.
- Бюджет должен быть сбалансирован по экономическому циклу. В периоды экономических спадов Правительство должно сокращать налоги и увеличивать госрасходы, тем самым сознательно вызывая бюджетный дефицит, однако, в периоды экономического подъёма Правительство должно повысить налоги и сократить расходы. Проводя подобную полтитику, правительсво может столкнуться с рядом трудностей:
- где найти источники финансирования бюджетного дефицита, мы же установили, что выпуск гос. долговых обязательсв, и тем более денежная эмиссия приводят к негативным последствиям в экономике;
- периоды спада и рста могут быть неравнозначны, напрмер, после длительного экономического спада может наступить непродолжительный рост, в итоге сбалансированности бюджета добиться не удасться;
- политическая ситуация может не позволить поднять налоги или сократить расходы, в данном случае так же не удасться добиться сбалансированности бюджета.
3. Концепция функциональных финансов.
Суть: целью бюджетной политики является
не сбалансированность бюджета, а стабильность
экономики вцелом. Для достижения этой
цели можно допускать бюджетные дефициты.
Выводы:
- Структура бюджетной системы зависит от типа гос. устройства, в федеративных государствах 3 уровня бюджентйо системы, в унитарных – 2.
- Доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые.
- Существует 2 классификации функций государственного бюджета: согласно 1-ой у бюджета - 2 функции (контрольная и распределительная), согласно 2-ой – 5 (экономическая, политическая, социальная, функция бюджетного выравнивания, функция финансирования научных изысканий и инновационной деятельности).
- Существует 3 теоретических концепции сбалансированнсоти бюджета: ежегодно сбалансированный бюджет, бюджет, сбалансированный по экономическому циклу, концепция функциональных финансов.
- Эмиссионное и долговое финансирование дефицита государственного бюджета оказывают негативное влияние на экономику вцелом.
Глава 2.
Государственный
бюджет РФ.
2.1. Структура
бюджетной системы РФ.
Бюджетная система
РФ состоит из трех уровней:
- Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
- Бюджеты 89-ти субъектов РФ.
- Местные бюджеты (примерно 29 тысяч бюджетов муниципальных образований и районов).