Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:18, курсовая работа
Цель работы – осветить основные стороны государственного бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические стороны вопроса : структура бюджета, структура доходов и расходов бюджета, функции бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.
Рассмотреть структуру государственного бюджета РФ, проблему бюджетного дефицита, бюджетную политику в РФ, бюджетный федерализм в РФ.
Проанализировать проблему повышения эффективности бюджетных расходов в РФ.
В настоящий момент бюджетный федерализм в РФ можно назвать корпоративным. Очевидно, что индивидуальный принцип для РФ на сегодняшний день неприемлем. Помимо коррупции подобная практика межбюджетных отношений ведёт к дальнейшему разрыву в экономическом и социальном развитии между субъектами РФ, а это, в свою очередь, негативно сказывается на политической и экономической ситуации в стране вцелом. Корпоративная модель, является наиболее приемлемой для РФ . Во-первых, сейчас именно на её принципах построены межбюджетные отношения в РФ, во-вторых, уровень социально-экономического развития регионов РФ очень разница, поэтому без бюджетного выравнивая нашей стране не обойтись, в – третьих, традиции федеративных отношений (в том числе и бюджетных) в России ещё не сформированы, поэтому бОльшая централизация в сфере бюджетных отношений является очевидным плюсом.
.
Рассмотрим структуру доходных и расходных полномочий по разным звеньям бюджетной системы РФ.
Таблица 1 Распределение расходных полномочий между бюджетами различного уровня (8)
Федеральный бюджет |
Бюджеты субъектов Федерации |
Местные бюджеты |
|
|
|
Следующие группы расходов финансируются совместно федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами:
прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таблица 2. Федеральные, региональные и местные налоги.
Федеральные налоги |
Региональные налоги |
Местные налоги |
|
|
|
Источник: Налоговый Кодекс РФ, Закон "Об основах налоговой системы РФ"
Таблица 3. Распределение
налоговых доходов между
Налог |
Федеральный бюджет |
Бюджеты субъектов Федерации |
1. Налог на
прибыль предприятий и организа |
по ставке 11% |
по ставке не выше 19% |
2. Налог на добавленную стоимость |
85% * 100% ** |
15% * 0% ** |
3. Подоходный налог с физических лиц |
16%* 1%** |
84%* 99%** |
4. Акцизы на спирт питьевой, водку и ликеро-водочные изделия |
50% |
50% |
5. Акцизы на импорт, минеральное сырье, топливо, автомобили |
100% |
0% |
6. Акцизы на остальные виды подакцизных товаров |
0% |
100% |
7. Налог на покупку иностранных денежных знаков |
60% |
40% |
8. Земельный налог |
30% |
20% – региональные бюджеты, 50% – муниципальные бюджеты |
9. Налог с продаж |
0% |
40% – региональные бюджеты 60% – муниципальные бюджеты |
10а. Единый
налог на вмененный доход, |
25% – федеральный бюджет 25% – социальные внебюджетные фонды и дорожный фонд |
50% |
10б. Единый
налог на вмененный доход, |
0% |
75% – бюджеты субъектов Федерации 25% – государственные внебюджетные фонды |
* до 01.01.2001
** начиная с 01.01.2001
Источник: Налоговый Кодекс РФ, Закон "Об основах налоговой системы РФ"
2.6. Зависимость
федерального бюджета РФ от
внешнеэкономической
Рассмотрим 2 графика:
График № 1 доходы федерального бюджета РФ млрд. руб.(11)
Для сравнения взяты графики доходной части федерального бюджета РФ за ряд лет и экспорта из РФ, так как влияние внешнеэкономической конъюнктуры проявляется в росте или снижении экспорта из РФ (основные товары нашего экспорта – нефть, газ и метталлы, цены на них очень подвержены колебанию).
Из данных графиково видно, росту доходов федерального бюджета с 1994 по 1997 год соответствует рост экспортных поступлений. Снижение экспорта в 1998 году, связанное в первую очередь с резким падением мировых цен на нефть, привело к снижению доходной части федерального бюджета, резкий рост экспортных поступлений в 2000 году привёл к практически двукратному росту доходов федерального бюджета в сравнении с предшествующим годом. Однако, в 2001 году, несмотря на некоторое снижение экспортных поступлений, доходная часть федерального бюджета заметно выросла. Это может указывать на то, что экономика, а вместе с ней бюджетная система РФ, уже не так сильно зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, если данная тенденция сохранится в этом, а так же следующем 2003 году, можно будет сделать выводо о том, что зависимость бюджета РФ от внешнеэкономической конъюнктуры стала ослабевать.
Выводы:
5. Федеральный бюджет
РФ подвержен зависимости от
внешнеэкономической
Глава 3.
Проблема оптимизации бюджетных расходов в РФ.
Очевидено, без борьбы с нецелевым использованием (а по сути разворовыванием) средств государственного бюджета говорить ни о какой оптимизации расходов не имеет смысла. Нецелевое использование бюджетных средств в России стало массовым явлением. Должного контроля за тем, как Правительство, областные (республиканские) или муниципальные власти расходуют бюджетные деньги, нет во многом потому, что его порядок не определен Конституцией. Правда, Счетная палата проверяет исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов, нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих госбюджет. Но этого недостаточно.
Парламент имеет
право заслушать отчет
Неоднократно предлагалось, во-первых, внести в Конституцию поправку, дающую право парламенту гласно контролировать исполнение бюджета в течение года, причем не только по Федерации в целом, но и по отдельному ее субъекту, городу, району; во-вторых, включить в законодательство статьи о конкретной ответственности чиновников за нарушение закона «О бюджете» (направил деньги не туда, куда должен был направить по закону, - отвечай по всей строгости Административного и Уголовного кодексов). При этом возбуждать дело по факту правонарушения должна прокуратура на основе депутатских запросов.
Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. К сожалению, пока все попытки добиться этого в России наталкиваются на глухое сопротивление. Об этом говорит, например, история разработки и принятия закона «О бюджетной классификации». Раньше треть расходов бюджета приходилась на национальную оборону. В бюджете их отражала единственная цифра. Эти деньги выделялись Министерству обороны в общей сумме, которое распределяло их по своему усмотрению, никто не знал, на что конкретно (на поддержание боеготовности войск или на роскошные дачи генералов, строительство казарм или содержание охотничьих хозяйств, закупку ракет или персональных «Мерседесов»). В этом одна из причин постоянной задолженности бюджетных (военных) организаций перед энергетиками. В обновленном законе «О бюджетной классификации» каждый раздел подробно расписан по министерствам и регионам, вместо одной - 20, 30 или 50 статей.
Информация о работе Государственный бюджет. Структура, назаначение, функции