Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:18, курсовая работа
Цель работы – осветить основные стороны государственного бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические стороны вопроса : структура бюджета, структура доходов и расходов бюджета, функции бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.
Рассмотреть структуру государственного бюджета РФ, проблему бюджетного дефицита, бюджетную политику в РФ, бюджетный федерализм в РФ.
Проанализировать проблему повышения эффективности бюджетных расходов в РФ.
Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" в проекте федерального бюджета на 2002 год предусматривается рост доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений. В этих целях в доходах федерального бюджета в 2002 году будут учтены средства, получаемые министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом.
В связи
с принимаемыми мерами по
В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах, установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Остальные нормативы распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году.
Бюджетная политика в следующем году характеризуется ограничением уровня непроцентных расходов, доля которых в ВВП предусмотрена в размере 12.46%, что ниже ожидаемой оценки текущего года.
В то же время в реальном выражении объем непроцентных расходов возрастет в следующем году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных расходов в расходах бюджета на 1.3 процентный пункт. Уровень непроцентных расходов консолидированного бюджета в следующем году в сопоставимых условиях будет снижаться и составит 23.4% ВВП против 24.6% по ожидаемой оценке в т.г. и 24.0% в 2000 году, что вызвано сокращением доходной базы бюджетов регионов.
Несмотря на проведение жесткой бюджетной политики в предстоящем году расходная часть федерального бюджета сформирована с учетом необходимости достижения важнейших социальных и экономических задач.
В 2002 году определены следующие приоритетные направления бюджетной политики:
Этапность реформирования денежного довольствия позволит равномерно распределить нагрузку на федеральный бюджет в период 2002-2004 годов и обеспечить финансовыми ресурсами реализацию мероприятий, утвержденных Советом Безопасности Российской Федерации.
Формирование
расходов на текущее содержание "силового"
блока предусматривает
Масштабы такого сокращения предполагают одновременно финансовое обеспечение мер социальной защиты увольняемых военнослужащих и приравненных к ним лиц. В связи с этим расходы на реализацию военной реформы в 2002 году предусмотрены в сумме 16.4 млрд.руб., что в 3.9 раза превышает уровень текущего года. Увеличатся также расходы на выплаты пенсий военнослужащим и иным приравненным к ним категориям на 15 млрд.руб. в связи с реформированием системы денежного довольствия и на 2.8 млрд.руб. - в связи с сокращением численности.
Реализация социальной реформы. Бюджетная политика в социальной сфере будет направлена на:
Ключевым элементом социальной реформы в 2002 году является повышение роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе увеличения оплаты труда, улучшения пенсионного обеспечения в ходе осуществления пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населения.
В качестве этапа реализации социальной реформы в 2002 году предусматривается осуществить индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC. Предусмотренные изменения в системе оплаты труда работникам бюджетных организаций позволят в среднем в 1.89 раза увеличить тарифную часть фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC.
Проведение в 2002 году социальной и пенсионной реформ позволит установить одинаковый, по состоянию на 1 января 2002 года, уровень ставки первого разряда ETC и базовой части трудовой пенсии, сблизив при этом соотношение прожиточного минимума пенсионера и базовой части трудовой пенсии с соотношением прожиточного минимума трудоспособного населения и ставки 1 разряда ETC. В перспективе это позволит индексировать уровень базовой пенсии и ставки 1 разряда ETC только в соответствии с уровнем инфляции.
В 2002 году предусматривается осуществить первый шаг по реализации пенсионной реформы. В этой связи в предстоящем году предусматривается зачисление в доходы федерального бюджета части единого социального налога и направление указанных средств в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части трудовой пенсии. Объем зачисляемых в федеральный бюджет и выплачиваемых из него средств составит в 2002 году 257.5 млрд. рублей.
Формирование федеральных целевых программ. В соответствии Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации в 2002 году резко сокращен перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета. Вместо 133 федеральных целевых программ, действующих в текущем году, на следующий год в проекте федерального бюджета учтено 48. Ряд программных мероприятий, не вошедших в указанный перечень, в 2002 году будут включены в состав смет федеральных органов исполнительной власти или расходных статей федерального бюджета.
Произведен качественный пересмотр программ. Принципиальным положением стало исключение из состава "Прочих расходов" затрат, связанных с текущим содержанием государственных заказчиков. В проекте федерального бюджета применен новый подход к формированию региональных программ. Помимо резкого сокращения количества региональных программ произведено упорядочение расходов, имеющих федеральную и региональную значимость. Финансирование федеральных объектов региональных программ включено в государственную инвестиционную программу, а объекты, относящиеся к региональной и муниципальной форме собственности, включены в Фонд развития регионов, который выделен в специальный подраздел раздела федерального бюджета "Финансовая помощь субъектам Российской Федерации". Это позволило избежать дублирования в финансировании объектов за счет разных источников финансирования и сконцентрировать ресурсы на приоритетных мероприятиях программ. Причем большая часть программ развития регионов, финансируемых за счет средств Фонда регионального развития в 2002 году, будет направлена на финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Реформа межбюджетных
отношений в 2002 основана на утвержденной
Правительством Российской Федерации
Программе развития бюджетного федерализма
на период до 2005 года. Основной целью
программы является установление четкого
разграничения расходных и дохо
В 2002 году выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) предусматривается осуществлять при одновременном создании стимулов для реализации на региональном (местном) уровне проводимых структурных реформ.
Основная часть
финансовой помощи субъектам Российской
Федерации будет
В целях достижения паритета при формировании доходной базы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в проекте федерального бюджета на 2002 год предусмотрены дотации на стабилизацию доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с принятием части второй Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 3.0 млрд.рублей.
В соответствии с проектом Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, начиная со следующего года, в составе финансовой помощи субъектов Российской Федерации предусмотрено создание Фонда софинансирования социальных расходов. Средства фонда будут направлены на поддержку приоритетных, социально значимых расходов в условиях проведения структурных реформ. В 2002 году средства фонда в сумме 5.0 млрд. руб. предусмотрено направить на частичное возмещение, на долевой основе, расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление жилищных субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг. Это позволит ускорить переход к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг, повысить социальную защищенность населения при проведении реформы, обеспечить заинтересованность субъектов Российской Федерации в соблюдении федеральных стандартов и тем самым создать предпосылки для реализации программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
В целях ресурсного
обеспечения реформы
Для компенсации потерь доходов бюджетов регионов в 2002 году в связи в введением нового налогового законодательства федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации увеличен на 8 млрд. рублей. Это позволит обеспечить долю доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов консолидированного бюджета с учетом передаваемой из федерального бюджета финансовой поддержки регионов в размере 51.%.
Стратегия в области управления государственным долгом в 2002 году и на среднесрочную перспективу остается важнейшим направлением бюджетной политики. Она нацелена на смягчение "пиков" платежей, улучшение структуры долга и снижение стоимости его обслуживания.
Основной целью управления государственным долгом является сокращение объема государственного долга и процентных платежей по его обслуживанию. Учитывая значительное влияние долгового бремени на федеральный бюджет и экономику в целом, управление долгом будет осуществляться в рамках единой системы. Для повышения эффективности управления государственным долгом создается единая система управления долгом, предусматривающая не только наличие системы учета всех обязательств, но и реализацию единой стратегии управления государственным долгом как внутренним, так и внешним.
Система управления государственным долгом, учитывающая вопросы учета, методологии, анализа рисков, планирования и подходов к регулированию долга позволит обеспечить осуществление заимствований и выплат на максимально выгодных для государства условиях.
Сохранение профицита федерального бюджета в предстоящем году и направление части доходов на погашение государственного долга создает механизм регулирования денежного предложения и стерилизации, приводит к сокращению долгового бремени государства и соответственно повышению его рейтинга как страны принимающей инвестиции и как страны-заемщика.
Формирование долговой политики на 2002 год осуществлялось с учетом преодоления последствий кризиса августа 1998 года. На рынке внутреннего долга восстановлено доверие инвесторов к рынку государственных ценных бумаг, значительно снизилась доходность всех торгуемых на рынке ценных бумаг. Государственные заимствования размещаются на внутреннем финансовом рынке исходя из доходности, приближенной к уровню инфляции.
Информация о работе Государственный бюджет. Структура, назаначение, функции