Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:18, курсовая работа
Цель работы – осветить основные стороны государственного бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические стороны вопроса : структура бюджета, структура доходов и расходов бюджета, функции бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.
Рассмотреть структуру государственного бюджета РФ, проблему бюджетного дефицита, бюджетную политику в РФ, бюджетный федерализм в РФ.
Проанализировать проблему повышения эффективности бюджетных расходов в РФ.
Согласно БК РФ консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (пример - консолидированый бюджет Омской области ).
Принципы бюджетной системы РФ:
Согласно БК (1) РФ в России действуют следующие принципы бюджетной системы:
10. Принцип адресности
и целевого характера
2.2. Бюджетный дефицит в РФ.
История вопроса.
Существенное замедление темпов экономического роста во 2-ой половине 60-ых годов сократило финансовую базу советского руководства, при этом потребности государства постоянно росли, гонка вооружений, поддержка социалистических режимов зарубежом, амбициозные проекты внутри страны (БАМ и др) всё это приводило к росту расходной части бюджета. (9) С 70-ых годов дефицит финансовых ресурсов покрывался за счёт кредитования экономики банковским сектором. Антиалкогольная компания 1985 года привела к резкому сокращению поступлений налога с оборота, одновременно осуществление программ ускорения и переворужения машиностроительного комплекса привело к росту гос расходов. Это привело к тому, что уже в 1985 году дефицит консолидированного бюджета СССР превысил 2% ВВП. В 1988 году бюджетный дефицит составлял уже 9,2% ВВП.
Тенденция к росту бюджетного дефицита сохранялась (в ситуации политической нестабильности Правительство боялось предпринимать жёсткие непопулярные меры по сокращению государственных расходов), это привело к тому, что дефицит бюджета РСФСР в 1991 году составлял 31% ВВП.
Можно сделать вывод: к началу реформ в РФ был огромный бюджетный дефицит, обусловленный высокими и во многом неэффективными госрасходами, низкой эффективностью экономики, отсутствием внятной и последовательной бюджетной политики, макроэкономической нестабильностью.
В дальнейшем правительства Гайдара, Черномырдина и Кириенко пытались бороться с дефицитом исключительно за счёт сокращения государоственных расходов, такая политика оказывала негативное влияние на социальную сферу. Одновременно финансирование бюджетного дефицита осуществлялось за счёт массмированных заимствований путём продажи ГКО и ОФЗ, как мы установили ранее (в пункте 1.4.) подобные действия приводят к негативным последствиям в экономике (снижение промышленного производства, рост безработицы, как следствие снижение налоговых поступлений в бюджет).
В последние годы ситуация изменилась, рост ВВП и промышленного производства, обусловленные сначала резким снижением курса рубля и как следствие, сокращению импорат, и высокими мировыми ценами на нефть, а сейчас и фактором повышения внутреннего спроса, привёл к росту налоговых поступлений в бюджет, начиная с 2001 года в РФ нет бюджетного дефицита, однако не следует обольщаться, так как, во-первых, данный профицит вызван высокими ценам на нефть и др. товары российского экспорта (природный газ, металлы), а во-вторых, уровень государственных расходов на сегодня очень низок и не соответствует потребностям общества. Низкий уровень социального обеспечения, недостаточное финансирование вооружённых сил и правоохранительных органов, недостаточные инвестиции в научные исследования - это следствие сокращений гос. расходов, которые проводились в течение последних лет для борьбы с бюджетным дефицитом. В ближайшие годы рост госраходов будет неизбежен (необоходимость обслуживать внешний долг, пик платежей приходится на 2003 год, необходимость модернизации ЖКХ, образования, вооружённых сил, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и гос. служащим – всё это требует дополнительных бюджетных ассегнований), поэтому вновь возможно появление бюджетного дефицита.
2.3. Бюджетная политика в РФ.
Во время правления Б.Н. Ельцина внятной бюджетной политики в нашей стране не было. Правительство проводило курс на подавление инфляции и сокращение бюджетного дефицита, действовало непоследовательно, зачастую в угоду политической конъюнктуре. Так, в 1996 году резко выросли бюджетные расходы для обеспечения победы Ельцина на президентских выборах. Подобные действия привели к росту бюджетного дефицитв.. Это лишь один пример непоследовательности действий нашего правительства.
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2002 год и среднесрочную перспективу сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" (10) и с учетом реализации целей экономической политики, предусматривающих создание условий для продолжения экономического роста, увеличения реальных доходов населения, повышения эффективности государственных расходов. Бюджетная политика на 2002 год построена с учетом задач и приоритетов экономической политики на среднесрочную перспективу.
Основными задачами
бюджетной политики на 2002 год и
среднесрочную перспективу
- усиление роли
налогово-бюджетной политики в
качестве инструмента
- повышение
устойчивости бюджетной
- обеспечение
профицита федерального
- повышение
качества управления
Особенностью проекта федерального бюджета на 2002 год является превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с одной стороны обеспечить проведение согласованных с денежно-кредитной политикой мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с другой стороны - снизить долговое бремя государства.
Формирование
расходной части бюджета
Согласно данному подходу проект федерального бюджета на 2002 год сформирован по доходам в сумме 1995.4 млрд.руб. или 18.8% ВВП, по расходам - в сумме 1868.9 млрд.руб. или 17.6% ВВП и дефиците в сумме 126.5 млрд.руб или 1.2% ВВП. Объем непроцентных расходов проекта федерального бюджета определился в сумме 1579.1 млрд.руб. или 14.9% ВВП.
В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства бюджетов государственных внебюджетных фондов. В связи со снижением ресурсной базы консолидированного бюджета уровень непроцентных расходов в 2002 году несколько снизится в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же время, указанное сокращение будет компенсировано из федерального бюджета за счет средств, выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней.
Основными задачами в области налоговой политики в 2002 году являются снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2002 году меры налоговой политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее воздействие на рост экономики.
Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет:
- совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы, сокращения нелегального оборота;
- продолжения
снижения налогового бремени,
в первую очередь, на
Во исполнение поставленных задач в 2002 году предусмотрено снижение налогового бремени на 1.8% ВВП, а также создание налоговых механизмов стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития, снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.
В этой связи в 2002 году предусмотрены следующие ключевые изменения налоговой политики:
1. Снижается
ставка налога на прибыль
Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей или 1.9 процента к ВВП.
2. Вводится налог
на добычу полезных ископаемых
с одновременной отменой
3. Отменяются
льготы при уплате налога на
добавленную стоимость
4. Индексируются специфические ставки акцизов на 12 процентов по всем подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в 2002 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.
5. С учетом
прогнозируемого роста цен
В условиях снижения налогового бремени в 2002 году предусматривается продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если в 2001 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6 процента.
В 2002 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета. Выполнение налогоплательщиками условий реструктуризации согласно утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и текущих платежей позволит обеспечить в 2002 году поступления в федеральный бюджет в сумме 7.9 млрд. рублей.
Информация о работе Государственный бюджет. Структура, назаначение, функции