Государственный бюджет. Структура, назаначение, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:18, курсовая работа

Описание

Цель работы – осветить основные стороны государственного бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические стороны вопроса : структура бюджета, структура доходов и расходов бюджета, функции бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.
Рассмотреть структуру государственного бюджета РФ, проблему бюджетного дефицита, бюджетную политику в РФ, бюджетный федерализм в РФ.
Проанализировать проблему повышения эффективности бюджетных расходов в РФ.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 612.50 Кб (Скачать документ)

Политика Правительства  Российской Федерации в 2002 году в  сфере внутреннего долга будет  направлена на реализацию следующих  целей:

- осуществление заимствований исходя из потребностей бюджета, при одновременном соблюдении основных параметров денежно-кредитной политики;

- размещение  на рынке средне- и долгосрочных  государственных облигаций;

- внедрение  новых финансовых инструментов  и технологий, направленных на оптимизацию сроков и доходности заимствований, а также защиту интересов различных групп инвесторов.

Политика в  области внутренних заимствований  сформирована таким образом, чтобы  не изымать ликвидность с рынка  для финансирования непроцентных расходов. Чистый объем внутренних заимствований составит в следующем году 9.8 млрд.руб. при уплате платежей по обслуживанию внутреннего долга - 57.9 млрд.рублей. Такая политика будет оказывать положительное влияние на уровень банковских процентных ставок и стоимость кредитных ресурсов.

С целью сокращения государственного внешнего долга и, следуя консервативной политике государственных  заимствований в период 2002-2003 годов, общая сумма займов на внешних  финансовых рынках будет ограничена 1 млрд. долларов США в год. При этом платежи по государственному внешнему долгу в предстоящем году предусмотрены в соответствии с оригинальными графиками без учета реструктуризации. Заимствования от Международного валютного фонда в 2002 году не предусматриваются. Такой подход, в отличие от предыдущих лет, позволяет реалистично прогнозировать объемы внешних заимствований, вне зависимости от результатов переговоров с кредиторами. В предстоящем году не предусматривается также осуществлять новые заимствования по связанным иностранным кредитам.

Реализация  намеченной бюджетной политики будет  способствовать снижению государственного долга. Начавшееся в 2000 году сокращение государственного долга продолжится  и в 2002 году. На конец 2002 года общий  объем государственного долга составит 158.5 млрд.долларов США, или 48.2% ВВП. В предстоящие три года доля государственного долга в ВВП будет снижаться и составит к концу 2004 года около 40% ВВП.

На величину государственного долга в 2002 году и  в последующие годы влияние будет  оказывать как профицитная политика бюджета, так и укрепление курса рубля и реальный рост ВВП.

Таким образом, основные направления бюджетной  и налоговой политики на 2002 год  и среднесрочную перспективу  подготовлены с учетом целей экономической  политики и направлены на создание условий для продолжения роста экономики и повышения реальных доходов населения.

2.4. Федеральный  бюджет РФ 2002 года.

Основные параметры  бюджета: расходы - 1947386,3 млн. рублей. Доходы - 2125718,2 млн. рублей. ВВП - 10950 млрд. рублей. Инфляция декабрь 2002 к декабрю 2002  - 12% (5)

Доходы федерального бюджета РФ на 2002 год формирууются за счёт (ст. 8 Федерального Закона о  федеральном бюджете на 2002 год):

- доходов от  уплаты федеральных налогов и  сборов - в соответствии с нормативами  отчислений согласно приложениям 2 и 3 к настоящему Федеральному закону;

единого налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства, - по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;

единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - по нормативам, установленным законодательством  Российской Федерации;

земельного  налога за земли городов и поселков и сельскохозяйственные угодья - по нормативам, установленным статьей 12 настоящего Федерального закона;

дивидендов  по акциям, принадлежащим Российской Федерации, - в размере 100 процентов  доходов;

- доходов от  сдачи в аренду находящегося  в федеральной собственности  имущества, расположенного на  территории Российской Федерации, - в размере 100 процентов доходов;

доходов от арендной платы за земли городов и поселков и сельскохозяйственные угодья - в  соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;

консульского  сбора, взимаемого на территории Российской Федерации, - в размере 100 процентов доходов;

платы за выдаваемые паспорта, в том числе заграничные, документы о приглашении в  Российскую Федерацию лиц из других государств, визы и вид на жительство в Российской Федерации иностранным  гражданам и лицам без гражданства - в размере 100 процентов доходов;

платы за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков - в размере 100 процентов доходов;

платы за опробование  и клеймение изделий и сплавов  из драгоценных металлов - в размере 90 процентов доходов;

платы за заимствование  материальных ценностей из государственного материального резерва - в размере, установленном статьей 24 настоящего Федерального закона;

- платы за  отдельные виды услуг, оказываемых  федеральными органами исполнительной власти;

- прибыли Центрального  банка Российской Федерации;

- патентных  пошлин и регистрационных сборов  за официальную регистрацию программ  для ЭВМ, баз данных и топологий  интегральных микросхем, за исключением  средств, поступающих от Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, - в размере 100 процентов доходов;

доходов от деятельности совместного предприятия "Вьетсовпетро" - в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

- части прибыли  федеральных государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, обязательных платежей и сборов;

-  доходов,  поступающих от выдачи Министерством  экономического развития и торговли  Российской Федерации сертификатов, паспортов бартерных сделок и  от оказания им консультационных услуг, - в размере 100 процентов доходов;

-. средств, полученных  от реализации имущества, конфискованного  по вступившим в законную силу  приговорам (решениям) судов (судей)  либо по решениям таможенных  органов Российской Федерации, признанного в установленном порядке бесхозяйным, а также изъятого федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией за вычетом затрат на реализацию указанного имущества, в соответствии с законодательством Российской Федерации, по нормам и перечню, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации;

- доходов от  платежей при пользовании недрами  - в соответствии со статьей  23 настоящего Федерального закона;

- платы за  пользование водными биологическими  ресурсами, включая поступления от реализации квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, осуществляемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, - в размере 100 процентов доходов;

- доходов от  эксплуатации и использования  имущества федеральных автомобильных дорог - в размере 100 процентов доходов;

- доходов от  использования лесного фонда  - в размере 100 процентов доходов,  получаемых органами управления  лесным хозяйством;

- прочих поступлений  от имущества, находящегося в  федеральной собственности, а также поступлений от разрешенных видов деятельности организаций, финансируемых из федерального бюджета (за исключением доходов, по которым настоящим Федеральным законом установлен иной порядок исполнения);

- доходов от  продажи земли и нематериальных  активов - в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- доходов от  применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафов, компенсаций, возмещения  ущерба, - в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

- средств исполнительского  сбора, взимаемого в процессе  исполнительного производства, - в  размере 30 процентов поступлений;

доходов от внешнеэкономической  деятельности - в размере 100 процентов  доходов;

- доходов от  реализации и (или) использования природного сырьевого компонента низкообогащенного урана, являющегося федеральной собственностью, возвращаемой Российской Федерации в результате исполнения международных обязательств по использованию высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия; от поставки являющегося федеральной собственностью высокообогащенного урана в рамках исполнения Российской Федерацией международных договоров о научно - техническом сотрудничестве и поставках высокообогащенного урана; от реализации являющегося федеральной собственностью специального сырья и делящихся материалов;

- прочих налогов,  сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в федеральный  бюджет в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 

 

Структура расходов фелерального бюджета РФ 2002:

1. Социальная  политика - 22,06%

2. Обслуживание  государственного и муниципального  долга - 14,61%

3. Национальная  оборона - 14,57%

4. Финансовая  помощб бюджетам других уровней  - 13,61%

5. Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности государства - 8,91

6. Образование  - 4,11%

7. Дорожное хозяйство  - 3,51

8. Промышленность, энергетика, строительство - 2,96%

9. Государственное  управление - 2,91

10.Международная  деятельность - 2,2%

11.Здравоохранение  и физическая культура - 1,64

12.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу - 1,55

13.Сельское хозяйство  и рыболовство - 1,38

14.Прочие расходы  - 5,98%

Проблема зависимости  доходов бюджета от внешнеэкономической  конъюнктуры очень остро стоит  перед нашей страной. В первую очередь существует зависимость доходов бюджета от мировых цен на энергоресурсы (нефть и газ). Во-первых,

Поностью структуру  доходов и расходов федерального бюджета РФ на 2002 год см. в приложениях  № 1 и 2 соответственно.

 

2.5. Бюджетный  Федерализм в РФ.

Бюджетный федерализм – это отношения между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  РФ по поводу разграничения бюджетных  полномочий. В первую очередь речь идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализма, единства общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего в регионах, и входящих в них муниципальных образований. В идеале здесь предполагаются самостоятельность бюджета каждого субъекта РФ, высокая степень автономности местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения строительства и деятельности государства.

 

Базовыми  принципами бюджетного федерализма являются (13):

 

- сосуществование  нескольких уровней бюджетно-налоговой системы, соответствующих уровням территориально-политического и территориально-административного устройства страны;

- законодательное  или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из указанных уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;

- наличие устойчивых  представлений (они могут быть  закреплены в нормативах) о величине  необходимых и достаточных расходов для самостоятельной реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;

- использование  надежных и общепризнанных субъектами  Федерации способов учета их  особенностей для корректировки величины вышеуказанных расходов (или их нормативов);

- сложившееся  в соответствии с законом и  исходящее из критерия достаточности  для покрытия нормативно распределяемых  расходов закрепление за каждым  уровнем бюджетно-налоговой системы  (федеральным, региональным, местным)  налоговых и неналоговых доходных источников;

  • установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики федеративного государства, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов (так называемое "горизонтальное бюджетное выравнивание" с помощью дотаций, субсидий, субвенций), реализация программ селективной поддержки развития отдельных регионов, принятие мер по чрезвычайной поддержке депрессивных территорий и т.п. При этом законодательно устанавливаются процедуры обоснования соответствующих расходов, их распределения не только между бюджетами (отдельных регионов и муниципальных образований), но и между конечными получателями - финансируемыми из бюджета предприятиями и организациями, группами населения.

Теоретические концепции бюджетного федерализма:

  1. Корпоративная (применятеся в ФРГ), суть: есть разпределение налогов на федеральные, региональные и местные. Применяется принцип равенства равенства региональных потребностей. Применяется политика выравнивания через федеральный бюджет.
  2. Конкурентная (применятеся в США), суть: нет распределиня налогов, действует принцип – «один налог – один бюджет». Выравнивание регионов производится через гос. программы.
  3. Индивидуальная (договорная) межбюджетные отношения строятся на основании договоров между центральными органами власти и субъектами федерации (в РФ в начале 90-ых годов такие договоры были заключены с республиками Татарстан, Башкортостан и Саха-Якутия).

Информация о работе Государственный бюджет. Структура, назаначение, функции