Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 00:23, курсовая работа

Описание

Цели работы:
1. Показать, что в настоящее время, государство (правительство, власть) - главный инструмент позволяющий реализовывать наиболее результативные меры инвестиционной политики.
2. Проанализировать инвестиционную политику нашего государства начиная с посткризисного переиода и заканчивая нашим временем. На основе данного анализа, попытаться привести собственные меры по обеспечению наиболее правильного инвестиционного курса в нашей стране

Содержание

Ведение - 3 -
1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение - 4 -
2. История развития инвестиционной политики в РФ - 4 -
3. Финансово-инвестиционная политика РФ - 6 -
4. Российский банк как элемент инвестиционной политики РФ - 8 -
5. Инвестиции в высшее образование - 8 -
6. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности - 11 -
7. Проблемы бюджетного финансирования инвестиций - 13 -
8. Влияние государства на развитие инвестиционных проектов - 14 -
9. Государственное воздействие на инновационное развитие экономики - 16 -
10. Инвестиции, валютный курс и национальная конкурентоспособность - 18 -
11. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций - 19 -
12. Формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка - 20 -
13. Налоговая политика - 22 -
14. Активизация инвестиционного процесса путем правового и нормативного регулирования - 23 -
15. Причины активизации инвестиционной политики регионов - 24 -
16. Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов - 25 -
17. Причины низкой инвестиционной активности ФПГ - 26 -
18. Способы повышения инвестиционной привлекательности промышленных предприятий - 28 -
19. Развитие инвестиционной деятельности в условиях интеграции - 36 -
Заключение - 38 -
Список литературы - 41 -

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 445.50 Кб (Скачать документ)

      Данные  факты свидетельствуют о необходимости  усиления роли селективного подхода  при государственном инвестировании, концентрации государственных инвестиций на строго определённых приоритетных направлениях, ужесточения контроля за средствами Бюджета развития, отбором конкурсных проектов.

Сумма инвестиций из Федерального бюджета за последние  четыре года увеличилась всего на 17%, тогда как общий объем инвестиций за этот же период увеличился на 75%. 

  1. Влияние государства на развитие инвестиционных проектов
 

      В рыночной экономике, где основным критерием  инвестирования выступает эффективность  инвестиционных вложений, не могут  использоваться прежние технологии распределения централизованных капитальных вложений между предприятиями на безвозвратных началах, не стимулирующая предприятия к росту эффективности. Поскольку прямые государственные инвестиции менее эффективны, чем инвестиции частных инвесторов, рискующих своим капиталом, более оправданным подходом является государственная поддержка частных инвестиций.

      Государственная поддержка частных инвестиций осуществляется посредством долевого участия государства  в инвестиционных проектах, прошедших  конкурсный отбор. Размещение централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе ориентировано на повышение инвестиционной активности и мобилизацию капитала частных отечественных и иностранных инвесторов по приоритетным направлениям экономического развития, подъём коммерческой, бюджетной и народно-хозяйственной эффективности инвестиционных вложений по всем формам собственности.

      Первым  документом, регламентирующим порядок  финансирования инвестиционных проектов, явились «Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов» (Утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Министерством строительства РФ 2 декабря 1994 г. и введены в действие с 1 января 1995).

      В Методических указаниях были определены условия участия инвестиционных проектов в конкурсе, этапы его реализации и проведения, функции федеральных органов власти и Комиссии по инвестиционным конкурсам при Минэкономики РФ, права и обязанности организаторов конкурса, даны рекомендации по подготовке пакета документов, в том числе и бизнес-плана в соответствии с общепринятыми в мировой практике принципами проектного финансирования, изложены основные требования к конкурсным предложениям, механизм рассмотрения инвестиционных проектов и оформления результатов конкурсов.

      Новый порядок финансирования инвестиционных проектов предоставлял инвесторам право  выбора формы участия государства  в финансовом обеспечении прошедшего инвестиционный конкурс проекта. Участие  государства в финансировании инвестиционного  проекта могло осуществляться в следующих формах:

* государственного  инвестиционного кредита со сроком  возврата в течении двух лет и уплатой процентов за пользование предоставленными ресурсами в размере ставки рефинансирования Банка России

* закрепления  в государственной собственности части акций создаваемого предприятия, реализуемых на рынке в течение двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта, с направлением выручки от реализации в доход федерального бюджета.

      Начиная с 1997 г. получили развитие новые подходы в области государственной поддержки инвесторов, связанные с сертификацией инвестиционных проектов, предоставлением государственных гарантий, образованием бюджета развития.

      Сертификация  проекта удостоверяет его качество и определяет размер государственной поддержки: 

Вид проекта Размер государственной  поддержки (в % от стоимости проекта)
Производство  продукции (услуг), не имеющей аналогов в мире (при подтверждении Роспатентом) 50
Экспорт продукции (услуг) обрабатывающей промышленности 40
Импортозамещение (при более низкой цене) 30
Удовлетворение  платежеспособного спроса 20
 

      Сертификация  проекта позволяет проводить  аукционы по привлечению инвесторов. Контакты с зарубежными инвесторами  показывают, что проведение сертификации значительно повышает их доверие к проектам. Это позволит создать конкуренцию капиталов на инвестиционном рынке и будет способствовать снижению ставки процента коммерческого кредита, что в конечном счете обеспечит повышение эффективности инвестиций. 
 

  1. Государственное воздействие на инновационное развитие экономики3
 

     Необходимость достижения устойчивого экономического роста не за счет природных ресурсов, а путем перехода к инновационному типу воспроизводства уже отмечалась на самом высоком политическом уровне.

     У нашей страны по-прежнему велик природно-ресурсный потенциал. Он превышает ресурсы США примерно в 2 раза, в 5-6 раз Германию и 18-20 раз Японию. Существуют и другие мнения о запасах наших природно-ресурсных возможностях (главным образом углеводородных).

     Российский ТЭК уже принял на себя основную нагрузку по формированию государственных валютных ресурсов, по образованию доходной части государственного бюджета. К тому же отрасли топливно-энергетического комплекса имеют относительно высокую экономическую эффективность по сравнению с отраслями обрабатывающей промышленности. По экспертным оценкам, производительность труда в сырьевых отраслях в 5 — 7 раз выше, чем в машиностроении, сельском хозяйстве и легкой промышленности.

     Вместе  с тем ориентация на преимущественно сырьевую направленность как основной фактор экономического роста ведет к углубляющейся примитивизации структуры российской индустрии. Конкурентные преимущества современных экспортноориентированных отраслей на мировом рынке объясняются в значительной мере относительной дешевизной отечественного газа, электроэнергии, низким уровнем заработной платы. Со временем ожидается уменьшение значения данных факторов.

Наращивание добычи полезных ископаемых будет требовать  все больше инвестиций, что приведет к росту капиталоемкости. Мировой же рынок сырья довольно неустойчив.

Эксперты ИНП  РАН отмечали, что развитие сырьевых отраслей в интересах наращивания  экспорта не может быть очень динамичным.

     К тому же экспортная сырьевая ориентация имеет свою оборотную сторону  — зависимость от импорта технологий, машин, оборудования и т.п.

     Сложившееся понимание, что для нашей страны необходимы не только количественный рост — удвоение ВВП, но и инновационный  путь развития и повышения конкурентоспособности  национальной экономики выдвигает еще ряд проблем, например, вопрос о взаимоотношениях современного государства, в частности, нашего, с субъектами инновационной деятельности.

     Наша  страна, встав на путь рыночных преобразований, столкнулась с рядом дилемм. Например, государство в рыночной экономике — субъект экономических отношений или же сохраняются только его объектные функции. Должно ли государство разрабатывать экономическую политику, как для всей национальной экономики, так и поддерживать отдельные комплексы и отрасли или в условиях доминирования частной собственности и всеобщего развития товарно-денежных отношений эти обязанности с государства снимаются, они становятся лишними. Если все же государство несет ответственность за проведение экономической политики, то сама политика должна быть активной, т.е. выполняющей определенные регулирующие функции или лишь реагировать под воздействием рыночных сил.

     В нашей стране за несколько первых лет рыночных преобразований сменилось  несколько экономических концепций  государственной промышленной политики.

     Обязанности по разработке и проведению экономической  политики по существу определяются институцией  РФ (ст. 114).

     Конституцией  России правительство страны наделено полномочиями по формированию и расходованию государственного бюджета. В бюджетном  кодексе РФ бюджет трактуется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Кроме бюджета, к полномочиям правительства отнесено проведение единой финансово-кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

     Таким образом, государство в рыночной системе хозяйства, в том числе  и в отечественной переходной экономике, несомненно, проводит свою экономическую политику. Действует тенденция к сохранению за государством функций «выбора основного вектора движения не только централизованных, но и всех финансовых потоков в стране» для достижения «позитивных изменений структуры производства». Эта функция государства сохраняется даже в наиболее либеральных моделях рыночной экономики, когда возникает потребность защитить отечественных производителей, а также в целях повышения конкурентоспособности национального производства.

     Не  будем останавливаться на рассмотрении этапов промышленной политики в прошлом, а остановимся на нашем времени.

     В хозяйственной практике выработались два основных типа государственной  промышленной политики:

     1) общесистемный;

     2) селективный.

     Общесистемная промышленная политика направлена на создание общих институциональных экономических условий, которые бы максимально, соответствовали развитию реального сектора, она действует как бы по горизонтали. Ее меры не имеют какого-либо избирательного назначения (четкой нацеленности на отрасль, корпорацию, регион), а распространяют свое влияние более или менее равномерно на всех субъектов рынка, формируя экономическую и институциональную, организационную и правовую среду их активности, она является преимущественно макроэкономической.

     Общесистемная промышленная политика нацелена на создание формального равенства экономических  и правовых условий для всех экономических  субъектов рынка. Проводя данную политику, государство устанавливает  определенные правила их поведения. Так, общесистемная политика включает в себя законодательную деятельность государства в области трудовых отношений, осуществление налоговой и таможенной деятельности, введение и поддержание технологических и экологических стандартов, поддержание инновационной деятельности экономических субъектов.

     Так, основными направлениями государства  в инновационной сфере являются: разработка государственных программ развития, создание нормативно-правовой базы, прямое финансирование (включая  совместное) собственно инновационной деятельности, косвенное финансирование инновационной деятельности (налоговая и тарифная политика), организационно-институциональная поддержка (стимулирование кооперационных связей, прогнозирование инновационной деятельности на основе консультаций с частными инновационными фирмами и т.д.), а также деятельность по формированию кадрового потенциала инновационной деятельности.

     В качестве примера можно привести «План мероприятий по реализации Стратегии развития науки и новаций  в Российской федерации на период 2006-2008 годы». В этом плане в определенной мере обозначены задачи формирования рынка инновационной продукции. На стимулирование деятельности промышленности на рынок инновационного продукта нацелены документы: «Государственная промышленная политика» (разработана Торгово-промышленной палатой РФ) и «О новой промышленной политике».

      О мерах применимых к существующей налоговой системы РФ, будет сказано  далеее.

      Таким образом, НТР является важнейшим  средством достижения устойчивого  экономического роста, для чего необходима активная промышленная политика, основанная на выборе целей, определении приоритетных направлений при распределении ресурсов и новых методах ее реализации. 

  1. Инвестиции, валютный курс и национальная конкурентоспособность4
 

      Исключительное значение на приток прямых иностранных инвестиции (ПИИ) в российскую экономику оказывает политика валютного курса рубля, проводимая в стране в последние полтора десятилетия. При этом влияние данного фактора многогранно отражается как на мотивации зарубежных инвесторов, так и на эффективности привлечения ПИИ с позиций российской стороны.

      Несмотря  на декларированный т.н. «плавающий»  режим курсообразования, на самом  деле действующую систему установления курса рубля можно характеризовать  как «гибкую фиксацию», поскольку роль валютного рынка в режиме курсообразования больше формальная, чем решающая.

      Если  рассмотреть динамику движения валютного  курса рубля и цен на внутреннем российском рынке, то выявляется явно выраженная не параллельность развития этих двух параметров. При сохраняющемся или даже укрепляющемся курсе рубля внутренние цены, выраженные в тех же рублях, растут с годовыми темпами как минимум 18-20%, что ухудшает ценовую конкурентоспособность экспорта.

Информация о работе Инвестиционная политика государства