Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 00:23, курсовая работа
Цели работы:
1. Показать, что в настоящее время, государство (правительство, власть) - главный инструмент позволяющий реализовывать наиболее результативные меры инвестиционной политики.
2. Проанализировать инвестиционную политику нашего государства начиная с посткризисного переиода и заканчивая нашим временем. На основе данного анализа, попытаться привести собственные меры по обеспечению наиболее правильного инвестиционного курса в нашей стране
Ведение - 3 -
1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение - 4 -
2. История развития инвестиционной политики в РФ - 4 -
3. Финансово-инвестиционная политика РФ - 6 -
4. Российский банк как элемент инвестиционной политики РФ - 8 -
5. Инвестиции в высшее образование - 8 -
6. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности - 11 -
7. Проблемы бюджетного финансирования инвестиций - 13 -
8. Влияние государства на развитие инвестиционных проектов - 14 -
9. Государственное воздействие на инновационное развитие экономики - 16 -
10. Инвестиции, валютный курс и национальная конкурентоспособность - 18 -
11. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций - 19 -
12. Формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка - 20 -
13. Налоговая политика - 22 -
14. Активизация инвестиционного процесса путем правового и нормативного регулирования - 23 -
15. Причины активизации инвестиционной политики регионов - 24 -
16. Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов - 25 -
17. Причины низкой инвестиционной активности ФПГ - 26 -
18. Способы повышения инвестиционной привлекательности промышленных предприятий - 28 -
19. Развитие инвестиционной деятельности в условиях интеграции - 36 -
Заключение - 38 -
Список литературы - 41 -
Для
инвесторов, особенно иностранных, первостепенное
значение имеют стабильность и транспарентность
экономики государства в целом, поэтому
при принятии инвестиционных решений
учитываются в первую очередь не региональные,
а страновые риски. Мировой опыт показывает,
что основные потоки средств стратегических
инвесторов устремляются не столько в
места, где созданы максимальные налоговые
льготы, сколько в страны, экономика которых
стабильно и последовательно развивается
на собственной, внутренней основе, так
как здесь можно рассчитывать на сохранность
вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие
перспективы.
Задачи
обеспечения экономического роста
и инвестиционного подъема
Реструктурирование производства направлено на оздоровление производственного потенциала, обеспечение снижения трансакционных издержек, повышение эффективности менеджмента, усиление интеграции промышленного и финансового капитала. Важнейшей задачей реструктурирования является повышение инвестиционной: привлекательности предприятий. Для этого необходимо создать систему, обеспечивающую открытость, доступность и достоверность информации о состоянии предприятий для потенциальных инвесторов (агентства, кредитные бюро и т.д.), повышение защиты прав собственности акционеров и других владельцев предприятий, улучшение качества работы и ответственности менеджеров высшего звена, организацию отношений собственности и управления, устанавливающую четкую зависимость между доходами менеджера и получаемой предприятием прибылью.
Реструктуризация
также предполагает выделение и
поддержку конкурентоспособных
производств и активизацию
Другая сторона этой проблемы связана с необходимостью повышения низкой в настоящее время способности восприятия производственного сектора к инвестициям. Отсутствие перспективных прогнозов развития на многих российских предприятиях, недостаточность эффективных инвестиционных проектов, низкая степень проработанности имеющихся инвестиционных проектов препятствуют вложениям капитала и инвестиционному оживлению. Это обусловливает необходимость решения перечисленных выше задач в рамках проведения политики на микроэкономическом уровне, включая задачу формирования необходимых институциональных предпосылок.
Ключевым направлением реструктурирования реального сектора является создание условий для становления крупных корпоративных структур, интеграции научно-технического, производственного, финансового и торгового капитала, стимулирования процессов организации финансово-промышленных групп. Крупные корпорации способны выступить стратегическими партнерами государства в проведении реформ, взять на себя функции организации деятельности и обеспечения инвестиционного процесса в важнейших народно-хозяйственных сферах, используя как рыночные, так и (в рамках корпоративного оборота) планово-распределительные методы.
Создание и функционирование финансово-промышленных групп (ФПГ) опирается на два экономических фактора: с одной стороны, это содействие росту эффективности производства, с другой — повышение уровня конкуренции на национальном и региональных рынках. ФПГ должны противодействовать спаду экономики, стабилизируя межхозяйственные связи и формируя внутреннюю конкурентную среду; ослаблять неплатежи; поддерживать малый и средний бизнес, включая его представителей в круг своих партнеров; усиливать регулируемость национальной экономики, снижать риски для инвесторов.
Для стимулирования процессов становления корпораций, способных к самостоятельному выживанию в условиях внутренней нестабильности и жесткой международной конкуренции, необходимо разработать многообразные организационные формы, позволяющие объединять предприятия, связанные технологической цепочкой, рассмотреть возможность снятия ряда антимонопольных ограничений на вертикальную интеграцию при приобретении предприятий в результате банкротства, сократить ограничения на взаимное участие в собственности финансовых и производственных структур.
Задача государственного регулирования состоит в том, чтобы усилить позитивные моменты в деятельности ФПГ и ослабить негативные. Следует упростить процедуры регистрации ФПГ, предоставить группам приоритетное право на приобретение пакетов акций предприятий, входящих в технологические цепочки. Необходимо разработать специальную государственную программу содействия формированию ФПГ в соответствии с обозначенными стратегическими приоритетами. Программа должна соответствовать международным нормам, учитывать опыт созданных групп, в том числе транснациональных. Со своей стороны государство должно обеспечить условия, которые бы способствовали экономической эффективности деятельности корпораций.
При рассмотрении инвестиционной активности выявлена определенная устойчивость групп инвестиционно-активных инвестиционно-пассивных предприятий. За период с 1997-2002 гг. 35% предприятий вообще не осуществляли инвестиций и только 3% делали это регулярно, остальные 62 % инвестировали периодически. В результате исследований выявлено, что основным источником финансирования инвестиционной деятельности для большинства опрошенных предприятий (свыше 70 % предприятий всех отраслей промышленности) остаются собственные финансовые средства. Из-за высоких процентных ставок и сложностей доступа к кредитным источникам предприятия крайне редко используют кредитные средства для осуществления инвестиций. Банковский кредит считают возможным источником ресурсов только каждое седьмое инвестирующее предприятие и каждое четырнадцатое предприятие не осуществляющее постоянных инвестиций.
К
2000 г. усилилась тенденция
Российская экономика остро нуждается в проведении структурных преобразований как в национальном масштабе, так и (возможно даже в большей степени) на каждом отдельно взятом предприятии. Значительная часть региональных промышленных предприятий испытывают серьезные трудности: основные фонды изношены; высокий уровень издержек; анализ рынка показывает бесперспективность выпуска старой номенклатуры продукции; низкая конкурентоспособность.
Для большинства машиностроительных предприятий характерны общие проблемы. Большинство предприятий машиностроения представляют собой огромные неиспользуемые мощности, которые никогда не будут востребованы в прежнем объеме. Технические параметры и потребительские свойства выпускаемой продукции не менялись многие годы. Для местоположения целого ряда предприятий характерны удаленность от сырья и отсутствие альтернатив поставщиков комплектующих.
Функционируя в условиях административно-планового хозяйства, предприятия машиностроения были ориентированы на создание продукции с большой металлоемкостью, которая в среднем на 15-20 % превышала зарубежные аналоги (а это при одинаковых ценах ставит в заведомо невыгодные условия эти предприятия); высокой энергоемкостью (так как стоимость сырья и энергоресурсов была минимальна); трудоемкость изготовления продукции была существенно выше, чем у зарубежных производителей (ввиду того, что оборудование давно не обновлялось, а производство чаще всего велось на универсальном оборудовании).
Обеспечить возрождение предприятий нельзя без кардинальной реструктуризации производственного процесса.
«Однако
решения о характере
В такой ситуации оказались многие предприятия машиностроения Ярославской области. Резкое падение платежеспособного спроса на их профильные изделия обострило конкурентное соперничество с лидерами машинотехнического производства. Выпуск продукции на морально устаревшем и сильно изношенном оборудовании не позволял обеспечить крепкие позиции на рынке. Требуется наладить производство более совершенных образцов, пользующихся спросом, для чего косметических мер по модернизации производства явно недостаточно.
Анализ предприятий машиностроения Ярославской области, проведенный под этим углом зрения, позволил выявить влияние стартовой ситуации на возможности реструктуризации производства.
В процессе исследования изучались следующие основные направления внутреннего анализа предприятия:
• загрузка основных фондов (зданий, оборудования) и эффективность структурных единиц (цехов, участков);
• структура общих издержек (отопление, амортизация и т.д.);
• структура прямых издержек (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость и т.д.;. Исследование загрузки основных фондов промышленных предприятий машиностроения Ярославской области показало, что около 60 % оборудования фактически не используется. Порядка 30% оборудования используется менее чем в одну смену, и только 10% используется в две смены (рисунок 1).
В то же время уровень износа универсального оборудования на предприятиях обычно превышает 75 %, а для стандартного—90 %. К этому необходимо добавить моральный износ и низкую эффективность основного технологического оборудования. Если сопоставить долю конкурентоспособных мощностей и динамику выпуска продукции, то это позволяет объяснить особенности изменений в ряде отраслей промышленности. В частности, в машиностроительном комплексе более одной трети всех мощностей отрасли является неконкурентоспособным, что является фактором ограничивающим возможности развития производства на новой технической основе (рисунок 2).
Рисунок
2. Удельный вес производственных
мощностей, не отвечающих
требованиям выпуска
конкурентоспособной
продукции, %
Таким образом, распространенное мнение среди руководителей, что вовлечение в производственный процесс недозагруженных мощностей и излишек рабочей силы позволят наращивать выпуск продукции без существенных дополнительных затрат не находит подтверждения при анализе действующих мощностей по критерию конкурентоспособности.
«Однако, если в сырьевых отраслях увеличение спроса можно удовлетворять за счет задействования имеющихся мощностей, поскольку качество сырья скорее зависит от его месторождения, а не способа его добычи, то в отраслях машиностроения резервы увеличения выпуска продукции и получения прибыли определяются эффективностью структуры производственного процесса».