Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 00:23, курсовая работа

Описание

Цели работы:
1. Показать, что в настоящее время, государство (правительство, власть) - главный инструмент позволяющий реализовывать наиболее результативные меры инвестиционной политики.
2. Проанализировать инвестиционную политику нашего государства начиная с посткризисного переиода и заканчивая нашим временем. На основе данного анализа, попытаться привести собственные меры по обеспечению наиболее правильного инвестиционного курса в нашей стране

Содержание

Ведение - 3 -
1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение - 4 -
2. История развития инвестиционной политики в РФ - 4 -
3. Финансово-инвестиционная политика РФ - 6 -
4. Российский банк как элемент инвестиционной политики РФ - 8 -
5. Инвестиции в высшее образование - 8 -
6. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности - 11 -
7. Проблемы бюджетного финансирования инвестиций - 13 -
8. Влияние государства на развитие инвестиционных проектов - 14 -
9. Государственное воздействие на инновационное развитие экономики - 16 -
10. Инвестиции, валютный курс и национальная конкурентоспособность - 18 -
11. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций - 19 -
12. Формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка - 20 -
13. Налоговая политика - 22 -
14. Активизация инвестиционного процесса путем правового и нормативного регулирования - 23 -
15. Причины активизации инвестиционной политики регионов - 24 -
16. Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов - 25 -
17. Причины низкой инвестиционной активности ФПГ - 26 -
18. Способы повышения инвестиционной привлекательности промышленных предприятий - 28 -
19. Развитие инвестиционной деятельности в условиях интеграции - 36 -
Заключение - 38 -
Список литературы - 41 -

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 445.50 Кб (Скачать документ)

      В Налоговом кодексе льготы по налогообложению  существенно сокращены. В частности, в системе налоговых скидок не предусмотрена льгота по расходам на капитальные вложения. Это связано с тем, что данная льгота во многом не выполняла возложенной на нее роли стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики из-за неконкретности механизма реализации, предусмотренного законодательством. Практическое применение существующих ограничений (данная льгота предоставляется при условии полного использования суммы начисленной амортизации) усложняло расчет налогооблагаемой прибыли и оставляло возможность для уклонения от налогов.

      Более эффективным видом налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит. Он предусматривает уменьшение в течение определенного срока и в допустимых пределах платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В отличие от других видов льгот налоговый инвестиционный кредит выступает как прямое снижение налогового обязательства и в большей степени учитывает имущественное положение налогоплательщика. Если использование налоговых скидок является более выгодным для налогоплательщиков, чьи доходы облагаются по высоким ставкам, то применение инвестиционного налогового кредита — для налогоплательщиков с низкими доходами.

      В России порядок применения инвестиционного налогового кредита был определен Федеральным законом «Об инвестиционном налоговом кредите», однако вследствие сложности оформления кредита и несовершенства правовой базы данный вид налоговых льгот не получил распространения. В Налоговом кодексе инвестиционный налоговый кредит рассматривается как основной вид льгот, стимулирующих инвестиции в реальный сектор экономики. Предусмотрено три основания для получения такого кредита:

* проведение  организацией научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства;

осуществление внедренческой или инновационной  деятельности, включая создание новых  или совершенствование применяемых  технологий, а также применение новых  видов сырья или материалов;

* выполнение  организацией особо важного заказа  по социально-экономическому развитию  региона или предоставление ею  особо важных услуг населению.

      В первом случае сумма инвестиционного  кредита может быть равна 30%- стоимости  приобретенного для проведения НИОКР или технического перевооружения оборудования. В остальных случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

      Предприятие может получить несколько инвестиционных налоговых кредитов по разным основаниям при соблюдении определенных ограничений. В частности, в каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% платежей, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. Накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот период.

      Инвестиционный  налоговый кредит может предоставляться  на срок от одного до пяти лет. Проценты, начисляемые на полученную сумму, не должны быть менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка. Субъектам Федерации и органам местного самоуправления дано право устанавливать иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита (в том числе сроки действия и. ставки процентов за кредит) по региональным местным налогам соответственно.

      Составной частью промышленной политики является налоговая деятельность государства. Государство может оказывать  стимулирующее воздействие на инновационное  воспроизводство, снижая налоговый пресс на предпринимательство, что позволяет быстрее обновлять основные фонды, увеличивать ассигнования на проведение НИОКР для выпуска инновационной продукции, коммерчески успешной ее реализации и послепродажного обслуживания.

      В нашей стране в рамках совершенствования  налоговой деятельности, по-видимому, целесообразно в целях поощрения инновационной деятельности освободить от НДС все операции научных и научно-образовательных учреждений различных организационно –правовых форм собственности, ввести льготы по налогообложению доходов научных работников. Занятых в вузовской, академической, прикладной науке исследовательской, образовательной деятельности, способствующей инновационному росту, а также ряд других налоговых льгот, поощряющих инновационную деятельность.

      Наша  налоговая система продолжает совершенствоваться. Так, по мнению специалистов, налоговые и инновационные кредиты по срокам предоставления должны иметь тесную связь со сроками реализации инновационного и инвестиционного проектов, причем предоставление налогового кредита должно быть увязано с расчетами доходов, которые могут быть получены при реализации инновационного проекта. Налоговый кредит может быть увязан с другими формами налоговых льгот (снижение ставки налога на прибыль и пр.).

      Также по предложению специалистов следовало бы не взимать НДС с предприятий, работающих в инновационной и научно-технической сферах, и с предприятий, производящих новой продукции не менее 80% от ее общего объема.

      Даже  на этих немногочисленных примерах можно увидеть, что целенаправленно проводимая промышленная политика может помочь переводу экономики страны на инновационный этап воспроизводства. Так, по экспертным оценкам, если наша страна сумеет внедрить и использовать только информационные технологии, сконцентрированные в технопарках, то на мировом рынке данных технологий ее доля может достичь к 2010 г. 3,5 % (в 2004г. она составила 0,9%), что в долларовом эквиваленте равняется примерно 55 млрд.

      Снижение  налога на прибыль создает благоприятные условия для создания и освоения передовых технологий. 

  1. Активизация инвестиционного  процесса путем правового  и нормативного регулирования
 

      Совершенствование правового регулирования инвестиционного  процесса является одним из важнейших  условий его активизации. Базисными законами в области инвестиционной деятельности являются, как отмечалось, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ с дополнениями и изменениями, Федеральный. закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ (Приложения 1, 2, 3). Правовые основы регулирования инвестиционной сферы отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

      Между тем в практической организации  инвестиционной деятельности остается целый ряд проблем, которые требуют правовой регламентации. К ним можно отнести: гарантии реального обеспечения прав собственности, вопрос о частной собственности на землю, процедуры регистрации предприятий, связанных с деятельностью иностранных инвесторов, Непредсказуемого и частого изменения таможенных пошлин, а также несогласованность и противоречивость используемых правовых подходов.

      Необходимо  законодательно определить пределы  административного воздействия, повысить роль правовой регламентации хозяйственной жизни, создать эффективную систему судебного рассмотрения хозяйственных споров, перейти к использованию нормативных методов регулирования экономики.

      Широкое применение нормативных методов  регулирования (процентных и налоговых  ставок, экономических нормативов ликвидности, платежеспособности, финансового состояния, норм обязательного резервирования, нормативных требований, предъявляемых при лицензировании и регистрации хозяйственной деятельности, критериев конкурсов инвестиционных проектов и т.д.) позволит обеспечить объективность принятия хозяйственных решений, ограничить роль административных органов контролем за соответствием деятельности хозяйствующих субъектов нормативам, требованиям и критериям, установленным законодательством.

      Таким образом, принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить, очевидно, что для инициирования устойчивого инвестиционного подъема необходимы согласованные меры по обеспечению благоприятной среды инвестиционной деятельности, выработка форм и методов экономического регулирования, учитывающих реальную инвестиционную ситуацию. 

  1. Причины активизации инвестиционной политики регионов
 

      В условиях формирования рыночной модели хозяйствования государственная региональная инвестиционная политика базировалась на общих принципах децентрализации инвестиционного процесса. Реализация этого курса на практике применительно к регионам явилась основой возрастания их роли в инвестиционном процессе и активизации их собственной инвестиционной политики. При последовательном сокращении доли федерального бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал (с 16,6% в 1992 г. до 6,6% в 1999 г.) доля бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов продолжала держаться на уровне немногим выше 10%.

      Вместе  с тем активизация собственной инвестиционной политики регионов имеет и ряд других причин. Среди этих причин: попытки преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамках региона.

      Региональные  органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционного  климата, создании зон наибольшего  благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки Инвестиций, В 1993—1994 гг. над формированием собственного инвестиционного законодательства стали работать республики Коми, Саха-Якутия и Татарстан. Затем к формированию пакета законодательных и иных документов по инвестиционной деятельности приступил ряд других регионов. Если в 1997 г. только пять регионов имели специальное инвестиционное законодательство, то к 2000 г. около 70 регионов приняли законодательные и нормативные акты в области инвестиционной деятельности.

      В целом процесс формирования регионального  инвестиционного права был направлен  на совершенствование и дополнение в рамках компетенции региональных органов власти федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. Вместе с тем анализ показывает наличие существенных различий в ранних и более поздних законодательных актах: если первые законодательные акты были нацелены в основном на привлечение иностранных инвестиций, последующие документы определяли условия, благоприятные для всех типов инвесторов. В определенной степени это явилось отражением постепенного отхода от младореформистской трактовки иностранных инвестиций как решающего фактора экономического развития и признания того факта, что масштабный приток иностранных инвестиций, как правило, следует за возобновлением внутренних инвестиций в результате создания благоприятных и стабильных условий в стране.

      В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие  основные элементы:

* разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;

* предоставление  гарантий сохранности частного  капитала; предоставление налоговых  и иных льгот, отсрочек по  налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;

* создание организационных  структур по поддержке, инвестиционной  деятельности;

* содействие  в разработке, проведении экспертизы  и сопровождении инвестиционных  проектов;

* выдача гарантий  и поручительств коммерческим 6aнкaм,  финансирующим инвестиционные проекты;

* мобилизация  средств населения посредством  выпуска муниципальных ценных  бумаг;

* содействие  становлению институтов региональной  инвестиционной инфраструктуры. 

  1. Проблемы  согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов
 

      С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных  противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного  капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны.

      Российские  регионы характеризуются высокой  степенью экономической неоднородности, а следовательно, и различием  возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

      Дифференцированность  инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций; отсутствие унифицированных схем продвижения  проектов затрудняют активизацию инвестиционного процесса. Анализ фактологического и статистического материала свидетельствует о продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных инвестиций и т.д.

Информация о работе Инвестиционная политика государства