Концепция развития валютного рынка в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:56, дипломная работа

Описание

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международные валютные отношения и развитие валютного рынка 6
1.1. Понятие валютных отношений и валютных систем. Мировая валютная система 6
1.2. Понятие и история развития валютного рынка 11
1.3. Валютное регулирование и валютный контроль как элементы экономической политики 23
1.4. Зарубежный опыт регулирования валютного рынка 27
Глава 2. Европейский валютный союз 34
2.1. Цели создания валютного союза 34
2.2. Этапы создания валютного союза 35
2.3. Роль Европейского Центрального Банка в валютном регулировании и валютном контроле 37
Глава 3. Концепция развития валютного рынка в России 42
3.1. Связь валютной стратегии с общей экономической политикой государства 42
3.2. Центральный банк российской федерации – орган валютного регулирования и контроля 48
3.3. Основные параметры валютного регулирования в российской экономике на современном этапе 68
3.4. Валютная стратегия и утечка капитала 71
3.5. Современный подход Банка России к курсообразованию 77
Заключение 90
Список использованной литературы 92

Работа состоит из  1 файл

диплом-Оксана-2-валюта.doc

— 554.00 Кб (Скачать документ)

Эффекты инновации Банка  России

      Современные инновации Банка России оказывают несколько эффектов на финансовый и реальный сектор экономики. В первую очередь, изменения в денежно-кредитной политике отразятся на финансовых рынках. Курс рубля к евро станет менее волатильным, а амплитуда колебаний курса рубля к доллару заметно возрастет. Банк России возьмет на себя обеспечение общей стабильности рубля, а не его устойчивости в отношении отдельных валют. Если раньше прогнозирование курса рубля к американской валюте не представляло собой большой проблемы, то теперь никто не берется предсказывать курс доллара на конец года.

      В настоящее время биржевой оборот по евро на ММВБ - мизерный, не более 3%. На внебиржевом межбанковском рынке доля евро выше, около 20%. Вполне возможно, что оборот по евро возрастет и тогда перед Банком России возникнет выбор – проводить ли бивалютные интервенции. Пока же эффективного рынка евро в России не существует.

      Проблема управления рисками будет также актуальна и для банковских клиентов, которые должны озаботиться хеджированием валютных сделок. Ранее задача хеджирования валютного риска клиентурой не стояла, поскольку Банк России минимизировал колебания курса доллар-рубль и его динамика была хорошо предсказуема. Теперь же, когда денежные власти отказались от ежедневной стабилизации курса, участники внешней торговли будут вынуждены страховать выручки на фьючерсном и форвардном рынках. Рынок производных инструментов в нашей стране не развит из-за отсутствия необходимого законодательства. Изменение курсовой политики, безусловно, будет способствовать росту срочного рынка и посреднических доходов банков.

      Спрос на иностранную валюту через сеть обменных пунктов изменяется вслед за событиями на бирже. Спонтанные колебания спроса на рынке наличной валюты и очереди в обменниках на первом этапе, будут неизбежными. Тем не менее, когда высокая волатильность курса станет нормой, чувствительность спроса к рыночной конъюнктуре должна снизиться. В долгосрочном плане при сохранении макроэкономической стабильности нововведение Банка России будет способствовать росту привлекательности рублевых активов. Что касается реального сектора экономики, то, по оценкам Центра экономических исследований ММИЭИФП, нововведения не окажут на него существенного влияния. Безусловно, волатильность валютного рынка возрастет, и это в краткосрочной перспективе заставит цены более нервно реагировать на колебания обменного курса доллар-евро. Однако с течением времени бесчисленные мелкие движения курса вверх и вниз должны оторвать ценообразование на внутреннем потребительском рынке от доллара. В среднесрочной перспективе Банк России продолжит ориентироваться на реальный эффективный курс рубля как на операционную цель денежно-кредитной политики. Это означает, что политика валютного курса для реального сектора экономики претерпит незначительные изменения. Для предприятий, в отличие от финансового сектора, краткосрочные колебания курса не представляют большого интереса. Если Банк России действительно в среднесрочной перспективе сохранит прежний стиль управления обменным курсом рубля, серьезных макроэкономических изменений ожидать не следует. В долгосрочном плане постепенная дедолларизация российского рынка и отрыв ценообразования от доллара «развяжут руки» Банку России для проведения денежно-кредитной политики, не зависящей от конъюнктуры валютного рынка. Денежные власти наконец-то смогут перейти от управления финансовым рынком с помощью валютных интервенций к регулированию посредством процентных ставок. В будущем пересмотр инструментария позволит Банку России уйти от пассивной политики «а ля валютное правление» к полноценному денежно-кредитному регулированию экономики.45

Заключение

      Цель  валютной стратегии – определение  средне- и долгосрочных организационных и экономических мероприятий в области валютной политики, исходя из приоритетов общества – обеспечения устойчивого экономического роста, занятости населения, повышения его жизненного уровня, социальной защищенности. Именно это и является основной задачей рыночных реформ. Валютная стратегия должна описывать не только целевые ориентиры базовых макроэкономических элементов собственно валютной политики (режим валютного курса, роль государственных органов в регулировании валютного рынка, степень либерализации и достаточности валютных ограничений), но и более узкие прикладные задачи (развитие рыночной инфраструктуры, ликвидность самого рынка). При разработке валютной стратегии важно учитывать также степень влияния тех или иных решений, принимаемых на валютном рынке, на другие параметры макроэкономики (инфляцию, рост производства, инвестиционную активность).

      Любое кардинальное решение в области  валютного рынка должно предварительно проходить тщательную совместную экспертизу научных институтов, регулирующих государственных органов, представителей бизнеса в лице профессиональных организаций с точки зрения оценки последствий реализации задач, сформулированных в валютной стратегии страны.

      Девяносто восемь процентов общего биржевого  валютного оборота в РФ приходится на доллар и порядка двух процентов  на все остальные валюты. Опираясь на эту статистику, приходится констатировать, что появление расчетов в евро вряд ли существенно скажется на отношениях российского доллара и рубля, сузит сферу их взаимодействия.

      Будущее евро в России зависит от многих факторов. В частности, важными окажутся решения национальных банков разных стран, а значит, и Банка России, размещать часть своих резервов в новой валюте или нет. Большое значение будет иметь выбор валют при номинировании ценных бумаг, эмитированных как российскими корпорациями, так и государством. Пока не вполне понятно, какую часть своих резервов отечественные компании и коммерческие банки готовы перевести в новую европейскую валюту.

      В настоящее время российские экспортеры, получающие выручку в отличных от доллара валютах, вынуждены конвертировать эти средства в американскую валюту, чтобы выполнить свои обязательства по продаже семидесяти пяти процентов валютной выручки на специальной торговой сессии.

      Проведенные экономистами ряда исследований показывают, что проблема либерализации валютного обращения в России часто рассматривается иррационально, с точки зрения веры в позитивное воздействие любой либерализации вообще. Аргументы, которые экономисты приводят в пользу либерализации, носят либо характер торга экспортеров капитала с властью, либо характер восторженно-идеалистический. Поэтому, в этой сфере особенно важно использовать взвешенный научный подход к принятию решений, способных повлиять на судьбу страны и ее денежной системы на многие годы вперед. От того, насколько защищенной будет сегодня национальная валюта России, зависят не только темпы экономического развития, но и выживание страны как целостного независимого государства в условиях жесткой глобальной конкуренции под бременем крупной внешней задолженности. 

Список  использованной литературы

  1. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»  от 21 ноября 2003 г. // www.akdi.ru/gd/proekt/091251GD.SHTM
  2. О покупке юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности. Указание ЦБ РФ от 30 декабря 1999 г. № 721-У // Вестник Банка России. – 1999. - № 48.
  3. О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары: Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 и № 01-20/10538 от 26 июля 1995 года (в ред. письма ЦБ РФ от 16.01.96 № 229; письма ЦБ РФ № 134-У, ГТК РФ № 01-23/732 от 14.01.98) // Вестник Банка России – 1998.-№48.
  4. О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов: Положение Банка России № 62 от 25.06.97. // Вестник Банка России. - 1997. - № 50.
  5. О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги Положение ЦБР от 15 августа 1997 г. № 503 // Вестник Банка России – 1997.-№ 63.
  6. О территориальных органах по валютному и экспортному контролю: Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 74 (с изм. и доп. от 7 июля 1998 г.) // САПП РФ. - 1994. - № 7. - ст. 563. - СПС «Гарант».
  7. О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю: Указ Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444 // САПП РФ от 22 ноября 1993 г. - № 47. - ст. 4534.
  8. О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин: Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629(с изменениями от 24 декабря 1993 г., 15 марта 1999г.) // Российская газета. - 1992. - 18 июня. - СПС «Гарант».
  9. Об утверждении Положения о Министерстве торговли РФ: Постановление Правительства РФ от 21.12.1999 № 1420 п. 2. // СЗ. - 1999. - №52.- ст.6413.
  10. Об утверждении Положения о Министерстве финансов РФ: Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 (с изменениями от 18 июня 1999 г.) // СЗ РФ. - 1998. - №11. - ст. 1288. - СПС Гарант.
  11. Об утверждении Положения о Министерстве финансов РФ: Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 (с изменениями от 18 июня 1999 г.) // СЗ РФ. - 1998. - №11. - ст. 1288. - СПС Гарант.
  12. Об утверждении положения о министерстве экономики РФ: Пост. Правительства РФ от 26.08.1995 № 884 (с изм. и доп. от 20.11.95; 13.09.96; 22.02.97; 27.03.97; 21.07.97; 25.05.99) // СПС «Гарант».
  13. Об утверждении Положения о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю: Постановление СМ РФ от 15 ноября 1993 г. N 1157 (с изм. и доп. от 3 июня 1995 г., 11 декабря 1997 г.) // САПП РФ. - 1993. - № 93. - ст. 4534.
  14. Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории РФ (с изменениями от 7 декабря 1994 г., 27 февраля 1995 г., 25 июня, 19 ноября 1997 г.): Письмо ЦБР от 2 сентября 1994 г. № 107 // Экономика и жизнь. - 1994. - № 38.
  15. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.
  16. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. – М., 2004. С.24.
  17. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1994. –383 с.
  18. Баринов В.Т. Справочная книга инспектора валютных операций коммерческих банков М.:МЕНАТЕП ИНФОРМ, 2001. – 132 с.
  19. Белоусов А.Р. Развитие российской экономики в посткризисный период (макроэкономический аспект) // Проблемы прогнозирования, 2003. –№ 6. – С.20.
  20. Березин И. История экономического развития. – М.: Русская деловая литература, 1998.
  21. Быков П., Кокшаров А. Европейский союз. // Эксперт. - 1999. - № 2. - С.24-26.
  22. Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля за операциями, связанными с движением капитала. Ткаченко Н.В. // Законодательство. - 1998. - № 1. - С 13.
  23. Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам: Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. № 254 (с изменениями от 23 июня, 23 июля, 3 сентября 1999 г.) п.2 // СЗ . - 1999. -№11.- ст. 1299. - СПС «Гарант».
  24. Вопросы федеральной службы России по валютному и экспортному контролю: Постановление СМ РФ от 16 июня 1993 г. № 560 (с изм. и доп. от 7 июля 1998 г.) // САПП РФ. - 1993. - №93. - ст. 2394. - СПС «Гарант»
  25. Грачева Е.Ю., Куфакова НА., Пепеляев С.Г. Финансовое право России: Учебник. – М.: ТЕИС, 1999. – 340 с.
  26. Захаров В.В. Валютная либерализация в действии // Экономика и жизнь. – 2004. – №4. – С.7.
  27. Киреев А.П. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. –  М., Международные отношения, 1997.– 324 с.
  28. Комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под ред. В.А. Максимцева, Б.Н. Габричидзе, - М.: Изд. Группа НОРМА -ИНФРА М, 1998. -С. 223 - 226.
  29. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. – М., 2002. – 532 с.
  30. Лиховидов В.Н. Фундаментальный анализ мировых валютных рынков: методы прогнозирования и принятия решений. – М., 2001. – 354 с.
  31. Лиховидов В.Н. Фундаментальный анализ мировых валютных рынков: методы прогнозирования и принятия решений. – М., 2002. – 320 с.
  32. Маняхин Т.В. Валютное регулирование и валютный контроль // Финансы и кредит. – 2004. – № 18. – С.11-12.
  33. Маняхин Т.В. Концепция развития валютного рынка и либерализация валютных операций // Проблемы прогнозирования -2001.- №6.–  С.3.
  34. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика.// Банковское дело. 2004. № 7. С.28-31.
  35. Никитина Г. Назвался груздем…// Computerworld Россия. - 1996. - №36. - С. 12-14.
  36. О налоговых органах Российской Федерации: Федеральный Закон от 21 марта 1991 г. N 943-1 (с изменениями от 24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г., 13 июня, 16 ноября 1996 г., 8 июля 1999 г.) //Ведомости СНД РФ и Верховного Совета РФ . - 1993. - N 12. - ст. 429. - СПС Гарант.
  37. Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. – М.: Изд. Юрист, 1999.–420 с.
  38. Орешкин В.А. Валютно-ценовой контроль внешнеторговых операций. – М.: Экономико-правовой бюллетень, 2001. – 208 с.
  39. Павлович В. Евро выходит на арену. // Вечерний Минск. - 1999. - №30. - С .3.
  40. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.
  41. Савин А.Ю. Финансовое право: Учебник. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997. –340с.
  42. Семенов В.П. Валютный курс и инфляция. – М., 2003. – 540 с.
  43. Сергеев П.В. Мировая экономика - вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 1998.
  44. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе. – М.: Новый Юрист, 1998.
  45. Советское финансовое право: Учебник / Под ред. Бесчеревных В.В. – М.: Юрид. лит., 1982. – 390 с.
  46. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: Инфра-М, 1998.
  47. Сухинин С.А. О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. – М.:ДЕ-ЮРЕ, 2001. – 326 с.
  48. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Марченко М.Н. изд. 2-е. – М.: Зерцало ТЕИС, 2001.– 465 с.
  49. Типовое положение о территориальном главном управлении ЦБР, утв. решением Совета директоров ЦБР от 06.12.91 N 33// СПС «Гарант».
  50. Уайт У. Европейский валютный союз и евро: влияние на европейскую банковскую систему. // Проблемы теории и практики управления. - 1998. -№ 5. - С. 9-11.
  51. Финансовое право: Учебник / Отв. Ред. Н.И. Химичева – М.: Изд. БЕК, 2001. –545 с.
  52. Финансовое право: Учебник. / Под ред. Горбуновой О.Н. – М.: Юристъ, 1999 – 450 с.
  53. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело ЛТД, 1995. – 314 с.
  54. Фрейхейт Е.Ф. Большая книга по экономике – М.: Терра, 1997. – 750 с.
  55. Хлестова И.О. Валютные операции и российское законодательство: Практическое пособие в вопросах и ответах. – М.: БЕК, 1997. – 175 с.
  56. Чемоданова О.А. Валютное законодательство в Российской Федерации. – М.: Изд. АКДИ «Экономика и жизнь», 1995. – вып. №7(57). – 370 с.
  57. Шалашев В.П. Валютные расчеты в Российской Федерации (при экспортно-импортных операциях). – М., 1999. – 368 с.
  58. Бирюков В.А. Экономика // web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/2/econ/avtor.html
  59. Ведомости // www.vedomosti.ru/newsline/undex.shtml2004/06/18/42954
  60. Панфилов В. Либерализация валютного рынка - возможные последствия // Независимая газета, 5 июня 2001 г - http://politeconomy.ng.ru/finances/2001-06-05/3_liberalization.html.
  61. Россия в цифрах. 2003, С.152-325. // www.forecast.ru.

Информация о работе Концепция развития валютного рынка в России