Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия .
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 изучить и обобщить теоретические и методические подходы к конкуренции и оценке конкурентоспособности предприятий;
 проанализировать конкурентоспособность ОАО «Камышинпищепром»;
 разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

глава1 и 2и 3.doc

— 460.00 Кб (Скачать документ)

     Введение 

     В современной России в условиях рыночной экономики на одно из первых мест выходит конкурентоспособность и эффективность производственно-хозяйственной деятельности любого экономического субъекта, в связи продолжающейся интеграцией в экономическое пространство показатель эффективности приобретает первостепенное значение.

     Россия - часть мировой экономики, и это  свершившийся факт. Промышленность - основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. Промышленная политика Правительства РФ: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.

     Конкурентоспособность российской промышленности - это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.

     Тема  выпусконой работы на сегодня является актуальной, т.к. в исследовании проблем конкурентоспособности предприятий организации, фирмы и ученые системно не занимались разработкой теории управления конкурентоспособностью, так как они под нею понимают фактическую (сложившуюся) конкурентоспособность конкретного объекта на конкретном рынке. Ее не надо прогнозировать, поэтому не нужна никакая теория. Этот подход сомнителен, особенно для переходной экономики, не имеющей отлаженных механизмов рыночных отношений. Экономика предприятия в данный момент имеет весьма низкий уровень конкурентоспособности на уровне организаций. Этот вывод поддерживается различными учеными, по данным которых практически все показатели, характеризующие конкурентоспособность экономики, имееют весьма невысокий уровень.

     Целью работы является разработка путей повышения  конкурентоспособности предприятия .

     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить и обобщить теоретические и методические подходы к конкуренции и оценке конкурентоспособности предприятий;
  • проанализировать конкурентоспособность ОАО «Камышинпищепром»;
  • разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.

     В качестве объекта исследования выбрано предприятие пищевой промышленности города Камышина ОАО «Камышинпищепром».

     Предметом исследования являются организационно-экономические отношения,возникающие в процессе деятельности предприятия, а также роль оценки конкурентоспособности как основы для разработки путей по её повышению.

     Работы  состоит из двух глав.

     В первой главе выпускной работы рассмотрены  теоретические основы конкуренции  и конкурентоспособности в организации; факторы и резервы обеспечения конкурентоспособности предприятия; типы рыночных ситуаций, виды конкуренции; взаимосвязь конкурентоспособности с различными уровнями управления.

     Во  второй главе работы рассмотрены организационная характеристика предприятия ОАО «Камышинпищепром»,его основные показатели деятельности; методические основы оценки конкурентоспособности предприятия; предложены пути повышения конкурентоспособности предприятия.

     В заключении сделанные обоснованные выводы.

     Практическая  значимость: результаты выпускной работы могут быть использованы при определении направлений работы по повышению конкурентоспособности ОАО «Камышинпищепром», а именно в :

  • развитии внутреннего рынка и рост ВВП;
  • росте экспорта и валютных поступлений в независимости от состояния сырьевых рынков;
  • стабильных налоговых поступлениях в бюджет;
  • рациональном использовании природных ресурсов, вследствие обеспечения глубокой переработки сырья;
  • сохранении и развитии научно-технического потенциала;
  • занятости населения;
  • социальнай и политическай стабильности;

     Структура выпускной работы. Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, списка литературы и приложений. 

 

      1 Конкурентоспособность предприятия

       1.1 Сущность и содержание конкурентоспособности предприятия 

     В современном мире ключевым понятием является конкурентоспособность. Однако современная экономическая наука не дает как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования

     В общем случае под конкурентоспособностью принято понимать способность конкурировать на рынках товаров и услуг. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) конкурентоспособность определена как способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечить сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

     Трактуя понятие «конкурентоспособность», многие авторы опираются на термин «конкуренция», определяя его как «экономическое соревнование» (Таблица 1).

            Таблица 1 - Некоторые примеры определения термина «конкурентоспособность».

Автор Определение
М. Гельвановский В самом общем  смысле – обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования [ 10]
Р. Завьялов Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (равно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке
Р.Ф. Фатхутдинов Свойство объекта, характеризующееся степенью реального  или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению  с аналогичными объектами, представленными на данном рынке
Е. Дж. Визер Способность фирмы  приобрести, сохранить и увеличить  долю на рынке

 

     Продолжение таблицы 1

П.У. Зулькарпаев, Л.Р. Ильясова Интегральная  конкурентоспособность предприятия – это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю
М. Мескон, А. Альберт, Ф. Хедоури Выраженная  компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучше, чем  ее конкуренты, т.е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей

     Однако  в современной экономике все  чаще термин «конкурентоспособность» используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли национальной экономики и др. и, наконец, конкурентоспособность государства. Системно это может быть представлено в виде многоуровневой модели, упрощенная схема которой представляет собой «пирамиду конкурентоспособности» (Рисунок 1).

     

     Рисунок1 - Пирамида конкурентоспособности

     Надо  отметить неразрывную связь современной внутринациональной конкуренции с международной, а современные процессы глобализации обусловливают тот факт, что международная конкуренция не только усиливает проявления национальной конкуренции, но часто влияет на характер ее проявлений.

 

      1.2 Сущность факторов и резервов конкурентоспособности предприятия 

     Факторы конкурентоспособности предприятия. Многоугольник конкурентоспособности.

     Анализ  конкурентных позиций предприятия  на рынке предполагает выяснение  его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А.Олливье, А. Дайана  и Р.Урсе, оно должно обеспечить себе уровень  конкурентоспособности  по восьми факторам. Это:

  • концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
  • качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
  • цена товара с возможной наценкой;
  • финансы - как собственные, так и заемные;
  • торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
  • послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
  • внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
  • предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

     Оценка  возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности » (Рисунок 2). 

          Рисунок 2 - Многоугольник конкурентоспособности: сплошная и пунктирная линии-различные предприятия

     Если  подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы  друг на друга, то, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому (Рисунок 2 - предприятия А и Б).

     Весьма  схожую точку зрения высказывают  и отечественные экономисты. В  частности, К «ключевым факторам рыночного успеха» относят: «финансовое положение предприятия, развитость базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них, наличие передовой технологии, обеспеченность высококвалифицированными кадрами, способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию, наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков, состояние технического обслуживания, возможности по кредитованию своего экспорта (в том числе, с помощью государственных организаций), действенность рекламы и системы связей с общественностью, обеспеченность информацией, кредитоспособность основных покупателей».

     Анализ  же отобранных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных  и слабых сторон как в своей  деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной  стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.

     Ряд других авторов, анализируя факторы  конкурентоспособности предприятия, предлагают иные принципы систематизации. В частности, предлагается их классифицировать в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта труда.

     Для предприятий, создающих товары потребительского назначения, выделяют:

  • коммерческие условия - возможности фирмы предоставлять покупателям потребительский или коммерческий кредиты, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретенного у фирмы товара, использовавшего свой экономический ресурс, возможности заключения товарообменных (бартерных) сделок;
  • организация сбытовой сети - расположение сети магазинов, супермаркетов, доступность их широкому кругу покупателей, проведение демонстрации изделий в действии в салонах и демонстрационных залах фирмы или у ее торговых посредников, на выставках и ярмарках, эффективность проводимых рекламных кампаний, воздействие средствами «паблик релейшенз»;
  • организация технического обслуживания продукции - объем предоставляемых услуг, сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания и т.д.;
  • представление потребителей о фирме, ее авторитете и репутации, ассортименте ее продукции, сервисе, воздействие товарного знака фирмы на привлечение внимания покупателей к ее продукции;
  • воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.

Информация о работе Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"