Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия .
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 изучить и обобщить теоретические и методические подходы к конкуренции и оценке конкурентоспособности предприятий;
 проанализировать конкурентоспособность ОАО «Камышинпищепром»;
 разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

глава1 и 2и 3.doc

— 460.00 Кб (Скачать документ)

     Функциональная  конкуренция возникает при удовлетворении данным товаром наряду с товарами других предприятий конкретной потребности, а подобные товары называются товарно-родовыми конкурентами (например, автомобиль, мотоцикл, велосипед как средства транспорта; штанги, гири, эспандеры как спортивные товары и т. п.).

     Видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товара, удовлетворяющими одну и ту же потребность. При этом имеется хотя бы один параметр, по которому они различаются (мощность двигателя автомобиля, количество скоростей у велосипеда, количество диапазонов частот у радиоприемника и т. п.).

     Предметная конкуренция ведется по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными предприятиями. Такая конкуренция наиболее часто встречается в пищевой промышленности, между предприятиями, производящими продовольственные товары.

     Изучение  конкурентной среды, деятельности конкурирующих пред-Вриятий и конкурентоспособности продукции позволяет выявить достижения предприятия в этой среде, его сильные и слабые с точки зрения конкурентоспособности стороны. Для этого необходимо проводить постоянные маркетинговые исследования с тем, чтобы оценить положение на рынке предприятия и выпускаемой продукции в сравнении с конкурентами.

     Термин  «конкурентоспособность организации», часто используемый в настоящее время, имеет несколько трактовок. Так, под конкурентоспособностью организации предложено понимать способность национальных производителей продавать свои товары, способность увеличивать или, по крайней мере, удерживать за собой доли рынков, достаточные для расширения и совершенствования производства, для роста уровня жизни, для поддержания сильной и эффективной оргпнизации. 

     1.4 Сущность конкурентного преимущества 

     С понятиями «конкурентоспособность»  и «конкуренция»тесно связан и термин «конкурентное преимущество» - фундаментальное понятие в теории конкуренции, отражающее характеристики товара, марки или предприятия над конкурентами в рыночной борьбе. Конкурентное преимущество организации (фирмы) – превосходство, высокая компетентность фирмы в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами. Эти свойства, или атрибуты, могут быть самыми различными и относиться как к самому базовому товару, так и к дополнительным услугам, формам производства и сбыта, специфичным для фирмы или товара. Чтобы добиться успеха и процветания, любая фирма должна найти источники этого превосходства, создать условия для его устойчивости и на этой основе разработать конкурентную стратегию.

     Фактор  конкурентного преимущества – конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит конкурирующие фирмы. Факторы могут быть тактическими и стратегическими.

     Конкурентное  преимущество с позиции субъекта рынка – это его активы и различные характеристики (например, для фирмы – оборудование, позволяющее экономить затраты, торговые марки на технически прогрессивную продукцию права собственности на сырье и материалы и т.д.), дающие ему преимущества над соперниками в конкуренции.

     В условиях усиления конкуренции на глобальном и локальных рынках проблема создания и удержания конкурентных преимуществ, т. е. формирования устойчивых преимуществ высокого ранга: патентованной технологии, дифференциации продукции, репутации предприятия, тесных связей с потребителями.– длительное время одна из самых актуальных задач.

     Тактический фактор конкурентного преимущества фирмы – конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит или будет превосходить в ближайший период (не более года) конкурирующие фирмы. Стратегический фактор конкурентного преимущества фирмы – конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она может превзойти конкурирующие фирмы после выполнения в перспективе конкретных условий, определяющих превосходство анализируемого компонента фирмы по сравнению с конкурирующими. Отдаленность срока реализации стратегического фактора конкурентного преимущества фирмы может быть не менее двух лет.

     С позиции конкурентных преимуществ  конкурентоспособность рассмотрел М.Портер и в дальнейшем сформировал идею «национального ромба». "Национальный ромб" характеризует систему детерминантов конкурентного преимущества , компоненты которой содержатся не только во внутренней среде предприятия , но и в его внешнем окружении,и,находясь во взаимодействии , взаимно усиливают или ослабляют уровень конкурентных преимуществ предприятий страны. Эти детерминанты представляют собой условия для факторов; стратегии фирм, их структуру и соперничество, состояние спроса, родственные и поддерживающие отрасли, а также характер внутренней конкуренции и действий правительства (Рисунок 4). Каждый детерминант формируется особым образом, под влиянием на него других детерминантов. Конкурентное преимущество , основанное на одном либо двух детерминантах, также возможно, но только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или отраслях, не использующих смежных технологий и высококвалифицированной труд. Однако такое преимущество не является устойчивым, обычно кратковременно и теряется со вступлением на данный рынок крупных компаний и фирм

     

     Рисунок 4 - Национальный ромб М. Портера

     Действие  каждого фактора зависит от трех остальных. Слабая позиция любой  из составляющих ограничивает возможности  развития в целом. Вместе с тем  позиции в ромбе взаимно усиливают  друг друга и образуют единую систему. Эти факторы и их связи при системном подходе обуславливают возникновение национальной конкурентной среды и выход на уровень международной конкуренции

     Поэтому преимущества по каждому в отдельности  из компонентов системы не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Лишь взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает синергетический (самоусиливающийся) эффект системы.

     Из  изложенного выше подхода ясно видно, на сколько велика роль правильного  выявления и использования факторов  конкурентоспособности .

     М. Портер определяет конкурентоспособность  фирм местом, которое она занимает в системе национального хозяйства. Причем во многом связывает с успехом  или неуспехом в конкретных отраслях. Среди важных факторов, влияющих на конкурентоспособность, отмечаются различия в экономике, культуре, инфраструктуре и др.

     «Фирмы  добиваются конкурентного преимущества, находя новые способы конкуренции  в своей отрасли и выходя с  ними на рынок, что можно назвать  одним словом - "нововведение"» М. Портер классифицировал источники конкурентного преимущества с точки зрения их удерживаемости. Преимущества низкого ранга (дешевая рабочая сила или сырье) довольно легко могут получить и конкуренты. Также на нижних ступенях иерархии находится преимущество, основанное исключительно на факторе масштаба от применения технологий, оборудования или методов, взятых у конкурентов (или доступных им). Преимущества более высокого порядка (патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров и услуг, репутация фирмы, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, или тесные связи с клиентами, укрепляемые тем, что менять поставщика клиенту будет накладно) можно удерживать более длительное время5.

 

      1.5 Взаимосвязь конкурентоспособности с различными уровнями управления 

     На  наш взгляд, содержание термина «конкурентоспособность организации» в широком смысле характеризуется  экономической и политической ролью организации в масштабе страны. Методологически уровень конкурентоспособности организации должен определяться степенью возможности реализации основных целей организации в долгосрочном периоде, а основные направления формирования конкурентных преимуществ организации должны корреспондироваться с её основными задачами: экономическими, политическими, социальными и др.

     Правомерно  выделить, определить содержание и  особенности понятия «экономическая конкурентоспособность» организации. Концепция повышения конкурентоспособности фирмы в системе  экономических отношений должна иметь своей целью решение социально-экономических проблем, дальнейшее поступательное развитие организации (с обеспечением благополучия населения города и максимизацией бюджетообразующей составляющей) и разрабатываться с учетом внешних и внутренних факторов, оказывающих значительное влияние на этот процесс .

     Количественно уровень экономической конкурентоспособности  организации может быть определен ее долей национального рынка, что во многом зависит от объемов её экспорта и внутреннего потребления

     Ряд авторов также отмечают, что в каждой стране должна быть собственная концепция макро-, мезо- и микроэкономического регулирования конкурентоспособности. Отсутствие такой в России - одна из основных причин нынешнего состояния нашей экономики. "Экономика России неконкурентоспособна только потому, что неконкурентна макроэкономическая политика, проводимая правительством". При этом важно не только разработать макроэкономическую стратегию обеспечения конкурентоспособности, но и четко структурировать ее, исследовав главные составляющие конкурентных преимуществ на разных уровнях. Это в свою очередь может послужить основанием для выстраивания стратегии повышения конкурентоспособности как всей хозяйственной системы, так и отдельных ее элементов.

     Конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом связывать с конкретным уровнем управления. На каждом из уровней действуют различные субъекты конкуренции.

     Исходя  из общего положения о связи характеристик  конкурентоспособности и уровня, на котором ведется соревнование между отдельными субъектами конкурентной борьбы, можно выстроить методологию исследования конкурентоспособности.

     Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня:

  • микроуровень, объединяющий конкретные виды продукции,
  • производства, предприятия;
  • мезоуровень - отрасли и корпоративные объединения предприятий и фирм;
  • макроуровень - народнохозяйственные комплексы.

     При этом микро- и мезоуровень могут иметь как национальный, так и международный масштаб.

     В соответствии с предлагаемой методологией анализа изучению подлежат не только конкурентоспособность как таковая, но и отчетливо различающиеся  аспекты микро- , мезо- и макроконкурентоспособности. В каждом из этих направлений исследования используются специфические подходы и методы, свои наборы показателей.

     Единого сформулированного общепринятого  определения конкурентоспособности  нет, несмотря на кажущуюся очевидность  содержания данной категории и ее близость к категории эффективности. Экономическая наука предлагает различные определения конкурентоспособности и различные подходы к ее измерению. Проблема конкурентоспособности является сложной, многоуровневой. Поэтому ее решение невозможно только на микро- или макроуровне. Конкурентоспособность определяют качество среды и действующих в ней механизмов.

     Исходя  из вышесказанного, универсально и  независимо от уровня проявления, конкурентоспособность  можно определить как имманентную экономическому субъекту способность участвовать в рыночной экономике в условиях конкуренции при росте доходов, расширении производства, повышении уровня и качества жизни участников экономического процесса.

     Понятие конкурентоспособности, в принципе имеющее вполне определенный экономический смысл по отношению к товару или фирме, лишено аналогичной строгости применительно к национальному хозяйству страны. В ходе уже давно продолжающихся дискуссий по поводу определения национальной конкурентоспособности единые подходы так и не выработаны, хотя экономическая конкуренция становится все острее, и, соответственно, потребность в исследованиях макроконкурентоспособности и формирующих ее факторов все возрастает.

     Макроконкурентоспособность  представляет собой наиболее сложную для оценки категорию, выражающую зависимость от множества разнообразных, трудно классифицированных факторов, многие из которых оцениваются экспертными методами.

     Очень важно для предприятия при  выработке стратегии четко определить целевой рынок своей деятельности. При этом рынок может быть мировым, национальным или отраслевым. Резервы правильного выбора целевого рынка возможно выявлять на основе анализа соответствующих показателей рынков или сегментов этих рынков, где предприятие может обеспечить себе наиболее высокую рентабельность и на которые оно будет ориентировать свою производственную программу.

Информация о работе Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"