Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия .
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 изучить и обобщить теоретические и методические подходы к конкуренции и оценке конкурентоспособности предприятий;
 проанализировать конкурентоспособность ОАО «Камышинпищепром»;
 разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

глава1 и 2и 3.doc

— 460.00 Кб (Скачать документ)

     Гребнев Э. Т. предлагает для оценки конкурентоспособности предприятия использовать следующие показатели:

  • отношение обшей стоимости продаж к стоимости нереализованной продукции;
  • отношение прибыли к общей стоимости продаж;
  • отношение стоимости реализованной продукции к ее количеству за текущий период;
  • отношение суммы продаж к сумме дебиторской задолженности;
  • отношение величины сбытовых расходов к обшей сумме прибыли.

     Уменьшение  значения первого показателя свидетельствует  о падении спроса на продукцию  предприятия и затоваривании готовой продукцией, увеличение второго показателя говорит о повышении конкурентоспособности предприятия, третий показатель определяет, за счет какого фактора увеличились продажи -- за счет роста цен либо за счет возрастания объемов реализации, четвертый – показывает, какая доля реализованной продукции приобретена покупателями на основе коммерческого кредита и пятый позволяет выявить непроизводительные расходы по всей цепочке товародвижения от производителя до потребителя.

     Миронов М. Г. попытался выделить наиболее важные критерии и показатели конкурентоспособности предприятия,которые приведены ниже.

     Первый  критерий – это эффективность производственной деятельности предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по данному критерию предполагает рассмотрение таких групп показателей, как

  • эффективность управления производственным процессом;
  • экономичность производственных затрат;
  • рациональность использования основных фондов;
  • совершенство технологии изготовления товара, организации труда на производстве.

     Второй  критерий конкурентоспособности предприятия - финансовое состояние предприятия. Оценка финансового состояния предприятия предполагает рассмотрение показателей, объединенных в следующие группы;

  • анализ относительных показателей финансовой устойчивости;
  • анализ абсолютных и относительных показателей ликвидности предприятия;
  • анализ рентабельности и деловой активности  предприятия.

     М. И. Баканов предлагает процедуру проведения комплексной сравнительной оценки, состоящей из следующих этапов:

  • конкретизация целей и задач комплексной оценки;
  • выбор исходной системы показателей;
  • организация сбора исходной информации;
  • расчет и оценка значений частных показателей;
  • обеспечение сравнимости оцениваемых показателей;
  • выбор конкретной методики, т.е. разработка алгоритма и программы расчета комплексных сравнительных оценок;
  • расчет комплексных оценок;
  • экспериментальная проверка адекватности комплексных, обобщающих оценок реальной экономической действительности;
  • анализ и использование комплексных сравнительных оценок.

     Л.В. Донцова и Н.А. Никифорова предлагают производить оценку финансовой устойчивости предприятия, учитывая многообразие финансовых процессов, множественность показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических оценок, складывающуюся степень отклонения от них фактических значений коэффициентов и возникающие в связи с этим сложности в общей оценке финансовой устойчивости предприятия. Авторы рекомендуют производить интегральную бальную оценку финансовой устойчивости. Сущность этой методики заключается в классификации предприятий, по степени риска банкротства, исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах. В частности в работе Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой предложена следующая система показателей и рейтинговая оценка, выраженная в баллах, которая приводится в несколько измененном виде (Таблица 8):

          Таблица 8 – Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния

 
Показатель
Границы классов согласно критериям
I класс

(балл)

II класс

(балл)

III класс

(балл)

IV класс

(балл)

V класс

(балл)

VI класс (балл)
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,25 и выше (20) 0,2

(16)

0,15

(12 )

0,1

(8)

0,05

(4)

Менее 0,05

(0)

Коэффициент критической ликвидности 1,0 и выше

(18)

0,9

(15)

0,8

(12)

0,7

(9)

0,6

(6)

Менее

0,5

(0)

Коэффициент текущей ликвидности 2,0 и выше

(16,5)

1,9/1,7

(15/12)

1,6/1,4

(10,5/7,5)

1,3/1,1

(6/3)

1,0

(1,5)

Менее

1,0

(0)

Коэффициент финансовой независимости 0,6 и выше (17) 0,59/0,54

(15/12)

0,53/0,43

(11,4/7,4)

0,42/0,41

(6,6/1,8)

0,4

(1)

Менее

0,4

( 0)

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,5 и выше (15) 0,4

(12)

0,3

(9)

0,2

(6)

0,1

(3)

Менее

0,1

(0)

Коэффициент обеспеченности запасов собственным  капиталом 1,0 и выше

(15)

0,9

(12)

0,8

(9)

0,7

(6)

0,6

(3)

Менее

0,5

(0)

Минимальное значение границы 100 85 – 64 63,9 – 54,9 41,6 – 28,3 18 Менее

18

     Используя эти критерии, определяют к какому классу относится анализируемое  предприятие:

     I класс – предприятия с хорошим  запасом финансовой устойчивости, позволяющем быть уверенным в  возврате заемных средств;

     II класс – предприятия, демонстрирующие  некоторую степень риска по  задолженности, но еще не рассматриваются  как рискованные;

     III класс – проблемные предприятия.  Здесь вряд ли существует риск  потери средств, но полное получение  процентов представляется сомнительным;

     IV класс – предприятия с высоким  риском банкротства даже после  принятия мер по финансовому  оздоровлению. Кредиторы рискуют  потерять свои средства и проценты; 

     V класс – предприятия высочайшего  риска, практические несостоятельные

     Основные  недостатки приведенной выше методики, по нашему мнению, заключены в субъективном подходе к определению экспертных оценок и не учете специфических особенностей предприятия и отраслей.

     Рассчитаем  коэффиенты для ОАО «Камышинпищепром» и занесем результаты в таблицу 9.

     В таблице 9 используются следующие условные обозначения:

     ДС  – денежные средства;

     КЗ  – кредиторская задолженность;

     КФВ – краткосрочные  финансовые вложения;

     КЗС – краткосрочные заемные средства;

     ЗВД – задолженность перед участниками по выплате доходов;

     Пр_крат_обяз – прочие краткосрочные обязательства;

     ОА  – оборотные активы;

     СК  – собственный капитал;

     ВА  – внеоборотные активы;

     КДЗ – краткосрочная дебиторская  задолжность;

     НДС – НДС по приобретенным ценностям.

            Таблица 9 - Оценка  финансового состояния ОАО «Камышинпищепром» по интегральной бальной системе

Показатель Методика расчета Значение показателя Класс (баллы)
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,1 VI класс (8)
Коэффициент текущей ликвидности 0,4 I класс

(0)

Коэффициент текущей  ликвидности 1,7 II класс

(12)

Коэффициент финансовой независимости 0,65 I класс

(17)

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,4 II класс

(12)

Коэффициент обеспеченности запасов собственным  капиталом 0,7 IV класс

(6)

Минимальное значение границы     55 баллов

III класс

     Таким образом, на конец 2006 года по степени риска ОАО «Камышинпищепром» можно отнести к четвертой группе. Это значит, что на данном предприятии налицо тенденция к ухудшению его финансового состояния. И если не принимать срочных мер по повышению платежеспособности и укреплению финансовой устойчивости, то это приведет к несостоятельности ОАО «Камышинпищепром».

     Проблемами конкурентоспособности предприятий занимались В.Г. Смирнова, А.Н. Романов, Н.Е. Симионова, А.Ф. Андреев, А. И. Ковалев, Е. В. Попов, М. Портер и ряд других ученых.

     Анализ  точек зрения этих авторов позволяет выделить следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:

  1. оценка с позиции сравнительных преимуществ – сущность данного метода заключается в том, что производство и реализация предпочтительнее, когда издержки производства ниже чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности.
  2. оценка с позиции теория равновесия А. Маршалла – в основе данного метода рассматривается положение, при котором каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом данного метода является возможность определения внутренних резервов.
  3. оценка исходя из теории эффективности конкуренции - выделяют два подхода при использовании данного метода:
    1. структурный подход – сущность которого заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства. Основным критерием конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация производства и капитала;
    2. функциональный подход – оценка конкурентоспособности осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности. В качестве критерия оценки конкурентоспособности используется соотношение цены, затрат и нормы прибыли.

     4) оценка на базе качества продукции  – метод заключается в сопоставлении  ряда параметров продукции, отражающих  потребительские свойства. В качестве  интегрального показателя конкурентоспособности  И. Ансоффом для оценки позиции  фирмы в конкуренции предложен показатель «конкурентный статус фирмы» , представляющий собой произведение трех сомножителей: уровня капиталовложений, стратегического норматива и норматива возможностей:

           КСФ= , (1)

     где If –уровень стратегических капиталовложений фирмы;

          Ik- критическая точка объема капиталовложений, находящаяся на границе прибылей и убытков;

         Sf , So- соответственно действующая и «оптимальная» стратегия фирмы;

         Cf, Co- соответственно имеющиеся и «оптимальные» возможности фирмы.

     Для определения степени соответствия действующей стратегии оптимальной, имеющихся возможностей оптимальным возможностям приводятся факторы, влияние которых предлагается оценить в баллах. Выражения Sf/So, Cf/Co - являются среднеарифметическими бальной оценки.

  1. профиль требований – с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент.
  2. профиль полярностей – определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т.е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания.
  3. построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» -данный метод предполагает оценку конкурентоспособности  предприятия по 8 факторам:
  • концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
  • качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
  • цена товара с возможной наценкой;
  • финансы – как собственные так и заемные;
  • торговля – с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
  • послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
  • внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
  • предпродажная подготовка.

     Оценка  возможностей предприятия по этим факторам позволяет построить «гипотетический  многоугольник конкурентоспособности»

  1. SWOT - анализ – определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Сводится к заполнению «матрицы  SWOT - анализа ». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны анализируемого предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Информация о работе Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"