Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия .
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 изучить и обобщить теоретические и методические подходы к конкуренции и оценке конкурентоспособности предприятий;
 проанализировать конкурентоспособность ОАО «Камышинпищепром»;
 разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

глава1 и 2и 3.doc

— 460.00 Кб (Скачать документ)

     Продукция ОАО «Камышинпищепром» рассчитана на массовой потребителя. Конечными покупателями продукции являются практически все возрастные группы индивидуальных потребителей.

     На  предприятии эксплуатируется оборудование Рижского завода, которое с момента  установки не обновлялось. Первый варочный порядок установлен в 1963 году, второй – в 1970 году, емкости бродильно-лагерного подвала – в 1963 году. Дополнительно устанавливались емкости в 1985 году. Дробилка для ячменя заменена в 1988 году, солододробилка – в 1980 году.

     В настоящее время идет расширение варочного производства, после окончания  которого мощность составит 1 млн. дкл. пива в год. На данный момент эти  работы позволили увеличить выпуск пива с 600 тыс. дкл. до 800 тыс. дкл. Для  розлива бутылочного пива и безалкогольных напитков установлены две линии производительностью 6 тыс. бутылок в час и одна линия – для розлива пива в кеги. В баре и киосках установлены устройства для выдавливания пива с кег, что повысило культуру обслуживания.

     ОАО «Камышинпищепром» находится в центре города на площади, равной 8705 м2. Тарная база, расположенная на окраине города, занимает 10831 м2. Земля арендуется.

     Акционерное общество купило право аренды на 15 лет  трех продовольственных магазинов  и выкупило четыре закусочных. Кроме того, на балансе предприятия числятся 12 киосков для реализации бестарного пива, кваса и приема возвратной тары.

     ОАО «Камышинпищепром» работает в односменном  режиме и состоит из нескольких участков: розлив пива, розлив безалкогольных напитков, кондитерский, варочный, механический, энергетический, транспортный, лаборатория, розлив пива в кеги, строительный.

     Высшим  органом управления предприятия  является Общее собрание акционеров, которое назначает Генерального директора из числа членов Совета директоров. Данный совет избирается на 1 год. Из числа членов Совета директоров Общее собрание назначает Генерального директор: Директор контролирует деятельность участков основного производств планового отдела, финансового отдела и др.

     Основные  показатели деятельности ОАО «Камышинпищепром» за 2004-2006 годы представлены в таблице 4. 

        Таблица 4 - Технико-экономические показатели в динамике за 2004 - 2006  годы по ОАО «Камышинпищепром»

Наименование  показателей 2004 г. 2005 г. 2006 г. Рост, %
тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. 2005/2004 2006/2005 2004/2006
Объем выпуска продукции в действующих  ценах 46045 60725 75962 31,88 25,09 64,98
Объем выпуска продукции по номенклатуре, %
  • Пиво
  • Безалкогольные напитки
  • Кондитерские изделия
 
 
 
60

35 

5

 
 
 
55

37 

8

 
 
 
56

33 

11

 
 
 
-5

- 

3

 
 
 
1

2 

3

 
 
 
-4

-4 

6

Объем выпуска продукции по номенклатуре
  • Пиво
  • Безалкогольные напитки
  • Кондитерские изделия
 
 
 
27627

16116 

2302

 
 
 
33399

22468 

4858

 
 
 
42539

25067 

8356

 
 
 
-5

- 

3

 
 
 
1

2 

3

 
 
 
-4

-4 

6

Среднесписочная численность 274 278 290 0,01 0,04 0,05
Среднемесячная  зарплата 4079 4900 5300 0,2 0,08 0,3
Себестоимость 41551 48638 56231 0,17 0,16 0,36

     В таблице 4 указаны цепные показатели роста периода, а также базисные показатели роста. Показатель объем выпуска продукции действующих цепах показывает сумму выручки по годам по продажам производимой номенклатуры продукции. Достаточно высокий процент рост выручки (31,88%, 25,09% и итоговый 64,98%) связан не только с реальным ростом объемов продаж предприятия, но и ростом цен, обусловленных инфляцией.

     Показатель объема выпуска продукции по номенклатуре позволяет выявить структуру производства продукции, а также проследить ее изменение по годам.

     В таблице 4 рассчитаны цепные и базисные показатели рост среднесписочной численности, среднемесячной зарплаты трудящихся себестоимости продукции.

     В таблице 5 представлены основные финансовые показател деятельности предприятия.

Наименование  показателя 2004 год 2005 год 2006 год Относительное отклонение, %
2005/2004 2006/2005
Чистая  прибыль 2939 9049 11830 207,9 30,73
Себестоимость 41551 48638 56231 17,06 15,61
Сумма всех активов 29410 33817 39556 14,98 16,98
Собственный капитал 20563 27350 31648 33,01 15,71
Основные  средства 19079 19390 20525 1,63 5,85
Рентабельность  активов 9,99 26,79 29,9 16,8 3,11
Рентабельность  собственного капитала 14,29 33,08 37,38 18,79 4,3
Рентабельность  продукции 7,07 18,60 21,04 11,53 2,44

        Таблица 5 - Показатели прибыльности хозяйственной  деятельности ОАО «Камышинпищепром» за 2004 -2006 гг., тыс. руб

     Для финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Камышинпищепром» характерен нерегулярный спрос, и, соответственно, фактор сезонности реализации пива, проявляющийся в виде внутригодовых чередований подъемов и спадов выпуска продукции, а, следовательно существенных колебаний уровня себестоимости и других производственных показателей. Поэтому проанализируем основные результаты деятельности предприятия поквартально (Таблица 6)

          Таблица 6 - Основные результаты деятельности предприятия по кварталам на конец 2005 – 2006 гг.,тыс.руб.

Статья 3-й квартал  2005 4-й квартал  2005 1-й квартал 2006 2-й квартал  2006 3-й квартал  2006 4-й квартал  2006
Выручка от реализации 23658 7562 9652 18365 32562 15383
Себестоимость 19682 6489 6652 12365 23569 12605

 

     Продолжение таблицы 6

Валовая прибыль 3976 1073 2960 6000 8993 2778
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода 3022 815 2250 4560 6835 2111

     Из таблицы видно, что выручка от реализации несколько ниже четвертом и первом кварталах по причине уменьшения спроса на пиво, составляющая которого в выручке значительна.

     В целом показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Камышинпищепром» имеют положительную динамику, несмотря на то, что 2005 году наблюдалось некоторое снижение основных показателей.

     Оценка  собственных возможностей предполагает также выявление потенциала предприятия. Анализ деятельности ОАО «Камышипищепром» показывает, что предприят ие имеет большие возможности для увеличения объемов выпуска продукции, так как производственные мощности используются не полностью.

     Основные  конкуренты ОАО «Камышинпищепром» среди производителей г. Камышина представлены в таблице 7

        Таблица 7 - Доли производителей различных уровней  на рынке города Камышина по номенклатуре продукции

Конкурент Пиво, % Кондитерские  изделия, % Безалкогольные  напитки, %
ОАО «Камышинпищепром» 35 30 20
Иные  производители г. Камышина - 20 35
Производители Волгоградской области 35 30 20
Производители России других стран 30 20 25

     Среди производителей города Камышина конкуренцию  ОАО «Камышинпищепром» в производстве и реализации кондитерских изделий составляют «Камышинская Сластена», по производству безалкогольных напитков основным конкурентом является ООО «Пилот», причем его положение более устойчиво (35%). Пиво в Камышине производит только ОАО «Камышинпищепром».

     Предприятие сталкивается с серьезной конкуренцией г. Волгограда и Волгоградской области на рынке. Пиво по схожей технологии производит город Волжский («Волжанин»). Также конкурентами являются предприятия города Волгограда. Доля рынка производителей Волгоградской области – 35%. На рынке кондитерских изделий - ЗАО «Конфил», ООО «Красный октябрь» и другие - 30%. По производству безалкогольных напитков множество различных производителей, общая доля рынка которых около 20%.

     Конкуренцию ОАО «Камышинпищепром» на рынке  пива города Камышина составляют следующие производители России и иных стран: Пивоваренный завод «БАЛТИКА», ЗАО Московский пивкомбинат «Очаково; ЗАО «Клинпиво», ОАО "Пивоваренный завод им. Степана Разина» «Bavaria Нидерланды, «Tuborg» Дания, «Holsten» Германия, «Staropramen» Чехия и т.д

     Следует отметить, что импортное пиво оказывает конкуренцию российскому в секторе высококачественных и дорогостоящих сортов.

     Что касается отечественного пива, ввозимого  на территорию города,. Камышина и Камышииского района, то оно, как правило, пастеризованное содержит различные добавки и консерванты, вследствие чего такое пиво имеет длительный срок хранения, но при этом теряются вкусовые и целебные качества.

     Основными конкурентными преимуществами пива, выпускаемого ОАО «Камышинпищепром», являются производство непастеризованного «живого пива и низкие по сравнению с конкурентами цены. 

     2.2 Методические основы оценки конкурентоспособности предприятия 

     Анализ  конкурентоспособности предприятия  имеет много общего с  анализом его хозяйственной деятельности. При анализе конкурентоспособности невозможно обойтись без многих показателей, используемых при проведении анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

     Оценка  конкурентоспособности – это  определение показателей конкурентоспособности  предприятия. Эти показатели прежде всего свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукции, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль.

     В настоящее время методология  и методика проведения оценки конкурентоспособности не является достаточно разработанной. Сложность категории конкурентоспособность обуславливается многообразием подходов к ее оценке.

     В зависимости от конкретных целей  анализа используются различные  показатели или их сочетание, которые  дают количественную и качественную оценку деятельности предприятия в области обеспечения конкурентоспособности. Оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль. Так, по мнению И. Н. Герчиковой, «оценка конкурентоспособности предприятия должна основываться на таких показателях, как:

  • потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу как в целом, так и по отдельным видам продукции;
  • ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость (продуктовая дифференциация);
  • набор рынков или их сегментов для каждого продукта (рыночная дифференциация);
  • потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта;
  • перечень мер и приемов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке: создание благоприятного представления о фирме у покупателей, выпуск высококачественной и надежной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок, четкое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товара и услуг.

Информация о работе Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"