Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 17:11, курсовая работа
Целью работы является разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия .
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить и обобщить теоретические и методические подходы к конкуренции и оценке конкурентоспособности предприятий;
проанализировать конкурентоспособность ОАО «Камышинпищепром»;
разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Понятие резервов конкурентоспособности гораздо шире и многоаспектнее. Наличие неиспользуемых резервов конкурентоспособности далеко не всегда является свидетельством недостаточного внимания к ним. К моменту их анализа многие возможности, выступающие в дальнейшем как резервы, еще не сложились, не сформировались и поэтому не могли быть учтены. Научно-технический прогресс, связанный с ним рост квалификации кадров и появление новой техники, технологии и продукции - непрерывный процесс. Поэтому в каждый данный момент времени возникает разрыв между учтенными и новыми возможностями производства и рыночной ситуации. Этот разрыв и проявляется в виде наличия резервов конкурентоспособности , то есть неиспользованных возможностей.
Следует отметить, что состав резервов не является постоянным, застывшим. Непрерывное появление новых конструкций изделий, новых прогрессивных технологий и самой техники, форм организации производства и управления деятельностью предприятий, новых рыночных ситуаций и форм конкуренции обуславливает возникновение новых видов резервов и необходимость их выявления, учета и использования.
Резервы конкурентоспособности как неиспользованные возможности связаны, с одной стороны, с особенностями использования отдельных элементов внутреннего потенциала предприятия, а с другой, что также немаловажно, с использованием факторов внешней рыночной среды. Последние включают резервы использования «формальных правил игры», устанавливаемых государством, и резервы использования самих рыночных механизмов, также формирующих отношение потребителей к предприятию.
Исходя из такого подхода, предлагается классификация резервов повышения конкурентоспособности предприятия по 5-ти основным группам, представленная ниже
Классификация резервов повышения конкурентоспособности промышленного предприятия представленна в таблице 2.
Таблица 2 – Классификация резервов повышения конкурентоспособности предприятия
Группа | Вид | Классификация |
I | Резервы использования рыночной ситуации |
|
II | Резервы использования организационного потенциала предприятия |
|
Продолжение таблицы 2
III | Резервы использования
производственно- |
|
IV | Резервы использования финансово- экономического потенциала предприятия |
|
V | Резервы использования кадрового потенциала |
|
1.3
Типы рыночных ситуаций, виды конкуренции
В условиях рыночной экономики предприятия, обеспечивая выпуск продукции требуемого потребителю качества, действуют в конкурентной среде, являющейся неотъемлемой чертой рынка. Для обеспечения эффективной деятельности предприятия, ориентированной на допуск продукции, обладающей необходимым потребителю качеством и конкурентоспособностью, необходимо целенаправленно и профессионально изучать и анализировать конкурентную среду, реализуя один из принципов маркетинга: «Кто забывает о конкурентах, того завтра забудет рынок». Характер конкурентной среды зависит от конкурентной структуры или типа рынка. При этом обычно выделяют возможные конкурентные структуры в распространенной стратегии рынков (Таблица 3).
Таблица 3 - Характеристика основных типов рынка
Параметры | Виды конкуренции | |||
|
Совершенная конкуренция | Монополисти-ческая конкуренция | Олигополия | Монополия |
Количество предприятий, производящих продукт | Много независимых предприятий; нет контроля по рынкам | Много предприятий, производящих сходные товары и услуги | Несколько крупных предприятий, производящих товары и услуги | Один продукт и одно предприятие |
Контроль над ценами | Контроля нет. Цены определяются рынком | Влияние ограничено возможностью замены | Существует влияние «ценового лидера» | Практически полный контроль |
Товарная дифференциация | Отсутствует. Продукты неразличимы по свойствам и качеству | Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка | Существенна для отдельных продуктов. Мала для стандартизованных | Отсутствует |
Уровень усилий для входа на рынок | Относительно легкий вход и выход | Относительно легкий вход и выход | Трудный вход, часто требующий больших инвестиций | Очень трудный вход и выход |
Совершенная конкуренция характерна для рынка, в котором участвуют множество продавцов и покупателей одинакового товара или услуг (например, пищевые продукты, сырье, ценные бумаги и т. п.). Здесь одно предприятие не может влиять на положение на рынке, так как доля на нем невелика. В современных условиях такие рынки встретится только но ограниченному кругу товаров или услуг.
Монополистическая конкуренция возникает на рынках с большим количеством продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары
В этих условиях предприятие должно приложить усилия, чтобы сделать свой товар более привлекательным для потребителя, чем аналогичный товар конкурента (например, по новизне, уникальности, универсальности, надежности, качеству, низкой цене и экономичности в использовании и др.).
Олигополистпическая конкуренция существует на рынках, где преобладает и доминирует продукция нескольких крупных предприятий, производящих как одинаковую по качественным характеристикам (стандартизованную) продукцию, так и различную по своим параметрам (например, в автомобильной промышленности, производстве бытовых холодильников, аудио- и видеотехники, сигарет, канцелярских товаров и т.п.). При олигополистической конкуренции в создании благоприятной конкурентной среды предприятия преобладающую роль играют технологические и организационные факторы производства, маркетинговые стратегия и средства предприятия.
В случае чистой монополии на рынке представлено одно предприятие или отрасль-монополист, создающие и реализующие конкретную продукцию или услугу, что позволяет им устанавливать монопольную цену в соответствии с платежеспособным спросом (например, электрическая и газовая компании, железнодорожный транспорт, трубопро-и т. п.). Чистая монополия может возникать и на основе других форм собственности, таких как интеллектуальная (например, наличие авторских прав на патенты, изобретения, произведения искусства литературы и т. п.), рыночные приоритеты (например, зарегистри-янный в установленном порядке товарный знак, средства рекламы и различные виды информационной собственности и т.п.). Роль сдерживающего монополию регулятора выполняет государство.В России существуют и действуют антимонопольное законодательство-и антимонопольный комитет, в США – антитрестовое законодательство, аналогичное регулирование осуществляется и в других с рыночной экономикой .
Рассмотренные в таблице 2 типы рынков и конкуренции в чистом виде встречаются сравнительно редко и распространяются на весьма ограниченный круг товаров и услуг. В реальных условиях чаще встречаются такие ситуации на рынке, которые профессор Джоан Робинсон (Великобритания) определяет как несовершенную конкуренцию, но-и с точки зрения факторов и параметров имеют смешанный характер. Однако знание основных особенностей различных типов рынков и конкуренции важно для методически осознанного и обоснованного создания конкурентной среды предприятия, структура которой представлена на рисунке 3.
|
Рисунок 3 - Структура конкурентной среды предприятия
Конкурентная среда, т. е. изучение и вариативный анализ по предприятиям-конкурентам, конкурирующим товарам и услугам, необходимы для целенаправленного создания конкурентных преимуществ предприятия, включает значительное количество факторов и показателей.
Анализ характеристик основных конкурентов целесообразно проводить по следующим направлениям.
Рынок: емкость рынка и его основные сегменты: способы проникновения конкурентов на рынок; расстановка приоритетов конкурентов на данном рынке; гибкость и адаптивность рыночной стратегии конкурентов; устойчивость положения конкурентов на определенных сегментах рынка; реакция конкурентов на возможные изменения рыночной ситуации, в частности рыночную диверсификацию, изменение цен и др.
Продукция и услуги: степень новизны; качество; уникальность; универсализм; многовариантность в использовании; габариты; упаковка; уровень сервисного обслуживания; гарантийный срок; престиж торговой марки и др.
Цена и финансовые отношения с потребителями: прейскурантная цена; рыночная цена реализации; льготная цена и уровень льготных скидок; формы и сроки платежа; условия кредита; политика ценообразования конкурентов в отношении освоенных в производстве и создаваемых изделий и услуг.
Организация сбыта и распределения: формы сбыта (прямая доставка, торговые представители, оптовые посредники – дилеры, дистрибьюторы, комиссионеры, агенты); каналы сбыта; степень охвата рынка; эффективность размещения складских помещений, системы контроля запасов, системы транспортировки и др.
Продвижение продукции и услуг на рынке: использование форм и видов маркетинговых коммуникаций, включая рекламу для потребителей и для торговых посредников; формы индивидуальной продажи: стимулы для потребителей, демонстрационная торговля, показ образцов изделий, обучение и подготовка персонала; продвижение по каналам торговли (организация ярмарок и выставок, продажа на конкурентной основе, премии торговым посредникам, купоны, демонстрация товаров в действии и рекомендации по их использованию, использование средств электронной рекламы и коммерции) и др.
Объективная оценка положения предприятия в конкурентной среде должна проводиться по всем функциям, подразделениям и направлениям деятельности (разработка, производство, сбыт, продажа, финансы, маркетинг, менеджмент). При этом различают несколько видов конкуренции и конкурентоспособности: функциональная, видовая., предметная.
Информация о работе Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"