Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия .
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 изучить и обобщить теоретические и методические подходы к конкуренции и оценке конкурентоспособности предприятий;
 проанализировать конкурентоспособность ОАО «Камышинпищепром»;
 разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

глава1 и 2и 3.doc

— 460.00 Кб (Скачать документ)

     Понятие резервов  конкурентоспособности  гораздо шире и многоаспектнее. Наличие  неиспользуемых резервов  конкурентоспособности  далеко не всегда является свидетельством недостаточного внимания к ним. К моменту их анализа многие возможности, выступающие в дальнейшем как резервы, еще не сложились, не сформировались и поэтому не могли быть учтены. Научно-технический прогресс, связанный с ним рост квалификации кадров и появление новой техники, технологии и продукции - непрерывный процесс. Поэтому в каждый данный момент времени возникает разрыв между учтенными и новыми возможностями производства и рыночной ситуации. Этот разрыв и проявляется в виде наличия резервов  конкурентоспособности , то есть неиспользованных возможностей.

     Следует отметить, что состав резервов не является постоянным, застывшим. Непрерывное  появление новых конструкций  изделий, новых прогрессивных технологий и самой техники, форм организации  производства и управления деятельностью предприятий, новых рыночных ситуаций и форм конкуренции обуславливает возникновение новых видов резервов и необходимость их выявления, учета и использования.

     Резервы  конкурентоспособности  как неиспользованные возможности связаны, с одной стороны, с особенностями использования отдельных элементов внутреннего потенциала предприятия, а с другой, что также немаловажно, с использованием факторов внешней рыночной среды. Последние включают резервы использования «формальных правил игры», устанавливаемых государством, и резервы использования самих рыночных механизмов, также формирующих отношение потребителей к предприятию.

     Исходя  из такого подхода, предлагается классификация  резервов повышения  конкурентоспособности  предприятия по 5-ти основным группам, представленная ниже

     Классификация резервов повышения конкурентоспособности промышленного предприятия представленна в таблице 2.

            Таблица 2 – Классификация резервов повышения конкурентоспособности предприятия

Группа Вид Классификация
I Резервы использования рыночной ситуации
  • резервы использования налоговых льгот;
  • резервы использования государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций;
  • резервы использования государственной системы страхования деятельности;
  • резервы использования государственных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия;
  • резервы грамотного учета и использования законодательной и нормативной базы хозяйствования
II Резервы использования  организационного потенциала предприятия
  • резервы повышения  эффективности рекламы;
  • резервы использования научно-технического потенциала предприятия;
  • резервы сертификации;
резервы предприятия  по постпроизводственному обслуживанию продукции

 

     Продолжение таблицы 2

III Резервы использования  производственно-технологического потенциала предприятия
  • резервы использования основных фондов
  • резервы совершенствования технологии производства
  • резервы улучшения материально-технического обеспечения;
  • резервы улучшения монтажных и пусконаладочных работ;
  • резервы улучшения погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг
IV Резервы использования  финансово- экономического потенциала предприятия
  • резервы финансовой устойчивости предприятия
  • резервы инвестиционной привлекательности предприятия;
  • резервы использования ценовых факторов повышения  конкурентоспособности  предприятия, в том числе применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены; сроков и объемов гарантий)
V Резервы использования  кадрового потенциала
  • резервы уменьшения потерь рабочего времени
  • резервы повышения квалификации кадров;
  • резервы повышения творческой активности кадров
 

     1.3 Типы рыночных ситуаций, виды конкуренции 

     В условиях рыночной экономики предприятия, обеспечивая выпуск продукции требуемого потребителю качества, действуют  в конкурентной среде, являющейся неотъемлемой чертой рынка. Для обеспечения эффективной деятельности предприятия, ориентированной на допуск продукции, обладающей необходимым потребителю качеством и конкурентоспособностью, необходимо целенаправленно и профессионально изучать и анализировать конкурентную среду, реализуя один из принципов маркетинга: «Кто забывает о конкурентах, того завтра забудет рынок». Характер конкурентной среды зависит от конкурентной структуры или типа рынка. При этом обычно выделяют возможные конкурентные структуры в распространенной стратегии рынков (Таблица 3).

 

      Таблица 3 - Характеристика основных типов рынка

Параметры Виды  конкуренции
 
 
Совершенная конкуренция Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Монополия
Количество  предприятий, производящих продукт Много независимых предприятий; нет контроля по рынкам Много предприятий, производящих сходные товары и услуги Несколько крупных предприятий, производящих товары и услуги Один продукт  и одно предприятие
Контроль  над ценами Контроля нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует  влияние «ценового лидера» Практически полный контроль
Товарная  дифференциация Отсутствует. Продукты неразличимы по свойствам и качеству Товары и  услуги дифференцированы для сегментов рынка Существенна для  отдельных продуктов. Мала для стандартизованных Отсутствует
Уровень усилий для входа на рынок Относительно  легкий вход и выход Относительно  легкий вход и выход Трудный вход, часто  требующий больших инвестиций Очень трудный вход и выход

     Совершенная конкуренция характерна для рынка, в котором участвуют множество продавцов и покупателей одинакового товара или услуг (например, пищевые продукты, сырье, ценные бумаги и т. п.). Здесь одно предприятие не может влиять на положение на рынке, так как доля на нем невелика. В современных условиях такие рынки встретится только но ограниченному кругу товаров или услуг.

     Монополистическая конкуренция возникает на рынках с большим количеством продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары

     В этих условиях предприятие должно приложить усилия, чтобы сделать свой товар более привлекательным для потребителя, чем аналогичный товар конкурента (например, по новизне, уникальности, универсальности, надежности, качеству, низкой цене и экономичности в использовании и др.).

     Олигополистпическая конкуренция существует на рынках, где преобладает и доминирует продукция нескольких крупных предприятий, производящих как одинаковую по качественным характеристикам (стандартизованную) продукцию, так и различную по своим параметрам (например, в автомобильной промышленности, производстве бытовых холодильников, аудио- и видеотехники, сигарет, канцелярских товаров и т.п.). При олигополистической конкуренции в создании благоприятной конкурентной среды предприятия преобладающую роль играют технологические и организационные факторы производства, маркетинговые стратегия и средства предприятия.

     В случае чистой монополии на рынке представлено одно предприятие или отрасль-монополист, создающие и реализующие конкретную продукцию или услугу, что позволяет им устанавливать монопольную цену в соответствии с платежеспособным спросом (например, электрическая и газовая компании, железнодорожный транспорт, трубопро-и т. п.). Чистая монополия может возникать и на основе других форм собственности, таких как интеллектуальная (например, наличие авторских прав на патенты, изобретения, произведения искусства литературы и т. п.), рыночные приоритеты (например, зарегистри-янный в установленном порядке товарный знак, средства рекламы и различные виды информационной собственности и т.п.). Роль сдерживающего монополию регулятора выполняет государство.В России существуют и действуют антимонопольное законодательство-и антимонопольный комитет, в США – антитрестовое законодательство, аналогичное регулирование осуществляется и в других с рыночной экономикой .

     Рассмотренные в таблице 2 типы рынков и конкуренции в чистом виде встречаются сравнительно редко и распространяются на весьма ограниченный круг товаров и услуг. В реальных условиях чаще встречаются такие ситуации на рынке, которые профессор Джоан Робинсон (Великобритания) определяет как несовершенную конкуренцию, но-и с точки зрения факторов и параметров имеют смешанный характер. Однако знание основных особенностей различных типов рынков и конкуренции важно для методически осознанного и обоснованного создания конкурентной среды предприятия, структура которой представлена на рисунке 3.

 

     

Предприятия, вступающие на данный рынок           Предприятия, производящие товары-заменители
         
Угроза новых конкурентов           Угроза товаров-заменителей
 
 
  Предприятия отрасли    
 
Давление  поставщиков   Конкуренция с предприятиями отрасли   Давление потребителей
 
 
           
 
Поставщики       Потребители
продукции на отраслевой рынок           продукции

     Рисунок 3 - Структура конкурентной среды предприятия

     Конкурентная  среда, т. е. изучение и вариативный  анализ по предприятиям-конкурентам, конкурирующим  товарам и услугам, необходимы для  целенаправленного создания конкурентных преимуществ предприятия, включает значительное количество факторов и показателей.

     Анализ  характеристик основных конкурентов  целесообразно проводить по следующим направлениям.

     Рынок: емкость рынка и его основные сегменты: способы проникновения конкурентов на рынок; расстановка приоритетов конкурентов на данном рынке; гибкость и адаптивность рыночной стратегии конкурентов; устойчивость положения конкурентов на определенных сегментах рынка; реакция конкурентов на возможные изменения рыночной ситуации, в частности рыночную диверсификацию, изменение цен и др.

     Продукция и услуги: степень новизны; качество; уникальность; универсализм; многовариантность в использовании; габариты; упаковка; уровень сервисного обслуживания; гарантийный срок; престиж торговой марки и др.

     Цена  и финансовые отношения с потребителями: прейскурантная цена; рыночная цена реализации; льготная цена и уровень льготных скидок; формы и сроки платежа; условия кредита; политика ценообразования конкурентов в отношении освоенных в производстве и создаваемых изделий и услуг.

     Организация сбыта и распределения: формы сбыта (прямая доставка, торговые представители, оптовые посредники – дилеры, дистрибьюторы, комиссионеры, агенты); каналы сбыта; степень охвата рынка; эффективность размещения складских помещений, системы контроля запасов, системы транспортировки и др.

     Продвижение продукции и услуг на рынке: использование форм и видов маркетинговых коммуникаций, включая рекламу для потребителей и для торговых посредников; формы индивидуальной продажи: стимулы для потребителей, демонстрационная торговля, показ образцов изделий, обучение и подготовка персонала; продвижение по каналам торговли (организация ярмарок и выставок, продажа на конкурентной основе, премии торговым посредникам, купоны, демонстрация товаров в действии и рекомендации по их использованию, использование средств электронной рекламы и коммерции) и др.

     Объективная оценка положения предприятия в  конкурентной среде должна проводиться по всем функциям, подразделениям и направлениям деятельности (разработка, производство, сбыт, продажа, финансы, маркетинг, менеджмент). При этом различают несколько видов конкуренции и конкурентоспособности: функциональная, видовая., предметная.

Информация о работе Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"