Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 17:11, курсовая работа
Целью работы является разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия .
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить и обобщить теоретические и методические подходы к конкуренции и оценке конкурентоспособности предприятий;
проанализировать конкурентоспособность ОАО «Камышинпищепром»;
разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.
При определении резервов целевого рынка обращается особое внимание на стадию жизненного цикла продукта, так как на одном рынке или сегменте рынка возможен спрос на товары рыночной и технологической новизны, на другом рынке - на товары традиционные, находящиеся в стадии зрелости и требующие небольших усовершенствований, на третьем - может выявиться проблема срочного изъятия товара с рынка в связи с появлением на нем принципиально новых изделий.
В современных условиях, когда мировой рынок и национальные отраслевые рынки поделены между участниками, наибольший интерес представляет изучение отдельных сегментов рынка и выявление в связи с этим резервов предприятия за счет четкой целевой ориентации производства на требования конкретных потребителей.
Сегмент рынка - это часть конкретного товарного рынка, на котором определенная группа потребителей ориентируется на определенную модификацию продукта. В основе сегментации рынка лежит положение о том, что отдельное предприятие в условиях конкурентной борьбы не в состоянии удовлетворить все потребности в определенном товаре и должно ориентироваться в своей деятельности на те сегменты, которые являются наиболее предпочтительными с точки зрения его конкурентоспособности .
Сегментация рынка в зависимости от целевой функции может быть различной. Выделяют географическую, демографическую сегментацию; сегментацию по социально-психологическим факторам; сегментацию по группам конкретных потребителей (разовые покупатели, постоянные покупатели, потенциальные покупатели и т.п.) и ряд других.
Тесно
связаны с резервами
В
группу резервов использования рыночной
ситуации отнесены и резервы, связанные
с тем, насколько предприятие эффективно
использует возможности повышения своей
конкурентоспособности за счет максимального
использования формальных правил деятельности,
устанавливаемых государством. Это резервы,
связанные с использованием различных
налоговых льгот для отдельных сфер деятельности;
резервы использования системы государственных
дотаций, субсидий, инвестиций, кредитов;
страхования деятельности; резервы, возникающие
при реализации государственных программ
по повышению конкурентоспособности
предприятий; резервы грамотного учета
и использования законодательной и нормативной
базы хозяйствования. Все эти резервы
могут и должны выявляться в ходе практической
деятельности маркетинговых служб предприятия
при оценке по отношению к нему среды деятельности.
От того насколько успешно будут действовать
данные подразделения предприятия, в значительной
степени будет зависеть уровень его конкурентоспособности
. Оставшиеся четыре группы резервов
конкурентоспособности предприятия связаны
с использованием возможностей потенциала
его самого по отдельным составляющим:
организационному, производственно-
Во вторую группу мы объединили резервы, связанные с использованием возможностей организационного потенциала предприятия. При этом сюда включаются резервы использования его научно-технического потенциала, позволяющего осуществлять конкуренцию нововведениями, а также резервы других аспектов деятельности предприятия, определяющих его возможности в области неценовой конкуренции.
Значительное место в повышении конкурентоспособности занимают резервы использования научно- технического потенциала предприятия. Они реализуются через повышение уровня патентно-правовой работы; обеспечение технико-экономических и качественных показателей, определяющих приоритетность продукции предприятия на рынке; изменение качества изделия, его технико- экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надежности продукции; выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями; выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами и соответствующее использование этих результатов на своем предприятии; изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами; определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких, как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна); нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой.
Третья
группа резервов повышения конкурентоспособности
предприятия связана с
Наконец,
четвертая группа резервов повышения
конкурентоспособности предприятия
- резервы его финансово-
И, наконец, пятая группа резервов повышения конкурентоспособности предприятия - резервы его кадрового потенциала. При всей важности всех других групп резервов, при всей высокой технологичности современного промышленного производства существуют значительные резервы улучшения использования рабочего времени, как за счет уменьшения потерь рабочего времени, так и за счет повышения квалификации и творческой активности кадров. Создание необходимой социально-психологической поддержки всей системы управления деятельностью - необходимое условие выявления и использования этой группы резервов.
Данная классификация, естественно, не ограничивается имеющимся в ней составом резервов конкурентоспособности . Их перечень может быть продолжен с учетом конкретных условий рынка, конкретных условий деятельности самого субъекта хозяйствования и результатов экономического анализа резервов в этих условиях.
Как видно из приведенной классификации, все резервы предприятия тесно связаны между собой и в то же время отличаются своими особенностями.
Анализ классификации показывает, что состав резервов конкурентоспособности также разнообразен, как разнообразна и вся деятельность предприятия на всех стадиях жизненного цикла продукта, где эти резервы и образуются.
2. Анализ конкурентоспособности ОАО «Камышинпищепром»
2.1 Организационная
характеристика предприятия
ОАО «Камышинпищепром» образовано в 1992 году на основе реорганизованного государственного завода пиво-безалкогольных напитков «Камышинский». Место нахождения предприятия: г. Камышин, ул. Советская, 27.
В
ОАО «Камышинпищепром»
Основными видами деятельности являются:
Доставка сырья осуществляется своим транспортом.
Реализация
готовой продукции
Особенностью ассортиментной политики предприятия является диверсификация производства. Она осуществляется в целях расширения круга выпускаемой разнородной продукции, что обеспечивает хозяйственную устойчивость предприятия.
Ассортимент производимой предприятием продукции и уровень цен приведен в приложении Б.
Номенклатура выпускаемой продукции выражена в следующем соотношении: производство пива – 58 процентов. безалкогольных напитков 33 процентов, кондитерских изделий – 11 процентов от общего уровня доходов (Рисунок 5). Направление деятельности - прибыльное, деятельность носит сезонный характер.
Рисунок 5 - Номенклатура выпускаемой продукции ОАО «Камышинпищепром»
Акционерное общество имеет следующие мощности для выпуска в год:
Основным
видом продукции ОАО «
Помимо такого способа изготовления на ОАО «Камышинпищепром; применяют также способ, когда солод частично заменяют пшеницей, рисом, ячменем. Качество и вкус пива при этом не страдают и это позволяет расширить ассортимент выпускаемой продукции (технологическая инструкция по производству солода и пива ТИ-1 8-6-47-85).
Производства пива осуществляется в три основных этапа: варка брожение и дображивание (выдержка пива). Точность соблюдения технологии на каждом из этих этапов сильно влияет на качество.
Варка пива - процесс, при котором из солода вытягивается экстракт, который в дальнейшем будет определять вкус пива, и при котором в пивном сусле образуется сахар, необходимый для дальнейшего брожения. На завершающем этапе варки в сусло добавляется хмель, который определяет аромат и горькость пива.
Сваренное пивное сусло охлаждается. в него добавляются дрожжи, и оно перекачивается в бродильный чан или бак, где бродит около 7 дней. Всё это время необходимо следить за правильной температурой в баке и за тем, чтобы пиво не перебродило и не скисло.
После недели брожения от пива отделяют дрожжи и перекачивают его в ёмкости для выдержки, где оно дображивает до нужного процента алкоголя и. насыщается углекислым газом. В этих баках или бочках пиво находился под давлением от 21 до 120 дней в зависимости от сорта пива и технологии производства. Всё это время в баках тоже должна быть определенная температура.
Срок хранения пива, установленный в РФ:
Весь технологический процесс осуществляется на основе норм, установленных техническим циклом, и в соответствии с санитарными нормами.
Основные поставщики сырья:
Основные покупатели продукции предприятия в городе Камышине:
Информация о работе Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"