Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия .
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 изучить и обобщить теоретические и методические подходы к конкуренции и оценке конкурентоспособности предприятий;
 проанализировать конкурентоспособность ОАО «Камышинпищепром»;
 разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

глава1 и 2и 3.doc

— 460.00 Кб (Скачать документ)

     Мы  провели  SWOT - анализ , который помог  структурировать имеющуюся информацию о предприятии и рынке и  по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы (Таблица 9),что позволило нам увидеть оптимальный путь развития бизнеса, надвигающиеся опасности и отобразить имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы. В дальнейшем это может быть использовано дл формулирования стратегии предприятия.

     Основные  стратегические возможности предприятия  состоят в:

  • расширении сбытовой сети за счет приобретения торгового павильона или склада;
  • появлении новой технологии производства продукции;
  • улучшении маркетинговой деятельности;
  • совершенствовании дизайна продукции.

     Основные  угрозы внешней и внутренней среды  рынка заключаются в:

  • появление крупного конкурента в г. Камышине;
  • потеря важного оставщика солода;
  • рост налогов;
  • невозможность погашения задолженностей.

     Основные  сильные стороны предприятия:

  • высокое качество продукции;
  • себестоимость продукции ниже чем у региональных конкурентов;
  • хорошая известность торговой марки в городе;
  • большая доля на местном рынке;
  • активные «паблик рилейшэнз».

     Слабые  стороны предприятия:

  • сезонный характер поступления основного потока денежных средств;
  • неудовлетворительный дизайн продукции;
  • минимальный срок годности;
  • низкая доля охвата областного рынка.

 

        Таблица 9- Матрица SWOT-анализа

  Возможности Угрозы
Сильные стороны Торговля через  торговый павильон или склад высококачественноц и доступной продукцией;

Расширение  ассортимента продукции и улучшение  качества за счет применения новых  технологий производства;

Увеличение  продаж за счет активной рекламы и  улучшения дизайна

Удержание покупателей от прехода к конкуренту за счет использования гибкой ценовой политики и поддержания высокого качества продукции;

Налаживание устойчивых и долговременных связей с поставщиками;

Увеличение  ликвидности активов предприятия 

Слабые  стороны В результате сезонного характера поступления потока основных средств могут возникнуть трудности с приобретением торгового павильона, а также станет невозможным провести рекламную кампанию и улучшить дизайн продукции Появившийся конкурент  может предложить рынку продукцию  аналогичную ОАО «Камышинпищепром»,по более низким ценам.

Невозможность погашения задолженностей из-за сезонного  характера поступления потока основных средств

     В качестве одного из вариантов комплексной  оценки по всем критериям и направлениям деятельности предлагается следующий метод, основанный оценки групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по этому методу включает следующие этапы:

  1. выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия;
  2. расчет коэффициентов весомости выбранных критериев;
  3. определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности предприятия для каждой группы критериев и перевод показателей в относительные величины (для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых могут выступать: среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего показателя или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени);
  4. расчет коэффициентов весомости выбранных единичных показателей;
  5. расчет количественных значений критериев конкурентоспособности предприятия;
  6. расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия.

     Криворотов  В. В. утверждает,что повышение конкурентоспособности предприятия является многофакторным процессом, подлежащим стратегическому управлению, ориентированному на ряд важнейших принципов.

     Во-первых, это принцип системности, в соответствии с которым поведение каждого  элемента системы влияет на поведение системы в целом, каждый элемент влияет на нее во взаимодействии хотя бы еще с одним элементом, нет элементов, которые влияли бы на систему независимо от других элементов, систему нельзя разделить на независимые части, а в целом она обладает свойствами, которые отсутствуют у ее частей.

     Для раскрытия сущности повышения конкурентоспособности  предприятия показатели , характеризующие  различные стороны этого процесса, должны быть сведены в систему.

     Во-вторых, это принцип комплексной оценки факторов. Каждый показатель системы характеризует влияние на рассматриваемый процесс какого-либо фактора или группы факторов. Соответственно дополняющие друг друга показатели  должны строиться с учетом комплекса факторов, обусловливающих конкурентоспособность   предприятия .

     В-третьих, это принцип функциональной направленности управления процессом повышения  конкурентоспособности предприятия, предполагающий использование  показателей , характеризующих различные функции: планирование организаций, учет и контроль, мотивирование и стимулирование, координацию и регулирование.

     Четвертый принцип - учет специфики производства.  Система  должна включать в себя  показатели , характеризующие отраслевые особенности производства и их влияние  на  конкурентоспособность .

     В соответствии с пятым принципом иерархичности показателей они должны быть ранжированы по их значению - от общих к частным. К первым относятся сводные, обобщающие  показатели , обеспечивающие полную, интегральную характеристику основных направлений повышения  конкурентоспособности предприятия. Частные показатели должны дополнять их, учитывая влияние на исследуемый процесс особенностей деятельности предприятия.

     Шестой  принцип - принцип информационного  обеспечения. Система должна содержать  такие показатели, расчет которых может быть обеспечен имеющейся (в действующих формах учета и статистической отчетности) информацией, обладающей достаточной достоверностью. Показатели , полученные в результате абстрактных построений или экспертным путем, на наш взгляд, мало способствуют управлению процессом повышения  конкурентоспособности .

     Следующий принцип - обеспечение сопоставимости. Необходима сопоставимость показателей  по их характеристикам, методам получения  информации, единицам измерения и  способам расчета.

     Наконец, важным принципом является принцип непрерывности, предполагающий корректировку тех или иных показателей системы либо включение в нее дополнительных показателей по мере поступления новых данных об объекте исследования и окружающей его конкурентной среде. Такая корректировка должна иметь дискретный характер и осуществляться только по результатам использования системы показателей.

     Среди названных методических принципов  разработки  системы показателей  повышения конкурентоспособности  предприятий  одним из основополагающих, на наш взгляд, является принцип обобщенной оценки конкурентоспособности фирмы на товарных рынках.

     Согласно  этой методике оценку конкурентоспособности  предприятия на рынке покупатель осуществляет опосредованно через предпочтение (конкурентоспособность) товаров данного товаропроизводителя по отношению к конкурентам. Итоговая рыночная конкурентоспособность компании есть обобщенная конкурентоспособность ее товаров. На рынке покупателю интересны лишь конкурентные преимущества фирмы, т.е. факторы, которые позитивно влияют на принятие решения о покупке. Стратегические рыночные индикаторы предприятия представляют показатели рыночной роли, роста продаж, чистой прибыли, прибыли на акционерный капитал и др.

     Конкурентоспособность производителя можно определить как относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного продуцента от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности.

     Исходя  из принятого определения, показатель конкурентоспособности производителя должен включать в себя две составляющие: обобщенный показатель конкурентоспособности товаров и компании и экономическую эффективность деятельности организации.

     Уровень товарной конкурентоспособности следует рассматривать для всех товаров, выпускаемых фирмой:

            , (2)

     где - конкурентоспособность i-го товара;

            - удельный вес i-го товара по всей товарной массе фирмы в течение определенного времени.

     Эффективность хозяйственной деятельности может  быть оценена целым рядом показателей, важнейшим из которых считается прибыль. Именно прибыль выступает основным критерием успеха коммерческой деятельности

     Но  производительность, рентабельность, продуктивность суммарных затрат, фондоотдача, взятые отдельно, не дают исчерпьвающего представления об эффективности производства, Одновременное достижение максимальных значений этих показателей, как правило, трудно осуществимо. В реальной практике они тесно взаимосвязаны, и повышение одних может быть обеспечено за счет других.

     С другой стороны, повышение конкурентных позиций предприятия в рыночных условиях выдвигает задачу – полное вовлечение в хозяйственный оборот всех резервов производства, эффективное использование имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов. Именно они нуждаются сейчас в правильно разработанных методиках оценки.

     Для обобщающей оценки влияния различных  факторов на результативность производства по аналогии с обобщающей оценкой качества продукции мы рекомендуем применять интегральный показатель эффективности производства, характеризуемый отношением достигнутых результатов производства к затратам различных видов ресурсов.

           Jэ=П/З ¨ max,  (3)

     где Jэ - интегральный показатель эффективности;

          П - достигнутый результат или эффект;

          З - совокупные затраты различного вида, обусловившие достижение данного результата или эффекта.

     Согласно  этой зависимости эффективность производства будет повышаться по мере увеличения выпуска продукции в единицу времени, роста производительности труда, повышения фондоотдачи, материалоотдачи, повышения качества продукции и снижения затрат живого и прошлого труда, обусловивших выпуск данной продукции.

     Для оценки эффективности деятельности предприятий рекомендуем применение зависимости следующего вида:

           Jэ= , (4)

     где Q - чистая прибыль, руб.;

          L – трудовые ресурсы, выраженные через объем оплаты труда, руб.;

          M – стоимость израсходованных материальных ресурсов;

          A – годовая амортизация.

     Полученный  показатель в идеальном варианте должен стремится к единице,в  противном случае это будет свидетельствовать о неэффективной деятельности предприятия, о недостаточной конкурентоспособности данной организции на внешнем рынке.

     Оценим  эффективность деятельности ОАО «Камышинпищепром», подставив в формулу данные из бухгалтерского баланса предприятия за 2006 год:

     Q = 12048 тыс.руб.,

     L = 18682,7 тыс.руб.;

     M = 32117,6 тыс.руб.;

     A = 3090,7 тыс.руб.,

     Jэ=12048/(18682,7 + 32117,6 + 3090,7)=0,22.

     Сравнив полученный результат с единицей, мы видим, что наше предприятие недостаточно конкурентоспособно. Это можно обьяснить небольшим значением показателя чистой прибыли в силу сезонного потупления основного потока денежных средств от реализации продукции, а также увеличением стоимости израсходованных материальных ресурсов.  

     2.3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия 

     Изучив  различные методики оценки конкурентоспособности, мы выяснили,что в целом конкурентоспособность предприятия зависит от общей эффективности его деятельности и определяется совершенством используемых технологий, умелой постановкой маркетинговой стратегии, эффективным менеджментом и рядом других экономических и технических параметров работы организации.

Информация о работе Конкурентоспособность организации на примере ОАО "Камышинпищепром"