Конкурентоспособность продукции и предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание

Исследованы теоретические основы конкурентоспособности продукции и предприятия. Приведена организационно-экономическая характеристика предприятия. Дана оценка конкурентоспособности продукции и предприятия. Предложены пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия.

Содержание

Введение 4



1 Конкурентоспособность – важнейший фактор устойчивого положения предприятия в условиях рынка 5



1.1 Виды конкуренции 5



1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 15



1.3 Конкурентоспособность предприятия и ее оценка 20



2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22



3 Оценка конкурентоспособности предприятия 26



3.1 Оценка факторов конкурентоспособности продукции предприятия 26



3.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 36



4 Пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия 42



Заключение 45



Список использованной литературы 47



Приложение А 49



Приложение Б 50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эк-ка предприятия.docx

— 70.62 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

53 с., 3 рис., 9 табл., 30 источников

 

 

 

Конкурентоспособность,  конкуренция, Анализ,  оценка, продукция, фирма, организационно-экономическая  характеристика, факторы, рекомендации

 

 

Тема: «Конкурентоспособность продукции и предприятия»

 

 

 

 

Цель: комплексное исследование конкурентоспособности продукции  и предприятия.

 

 

Исследованы теоретические  основы конкурентоспособности продукции  и предприятия. Приведена организационно-экономическая  характеристика предприятия. Дана оценка конкурентоспособности продукции  и предприятия. Предложены пути повышения  конкурентоспособности продукции  и предприятия.

 

 

Содержание

 

Введение  4

 

1 Конкурентоспособность  – важнейший фактор устойчивого  положения предприятия в условиях  рынка   5

 

1.1 Виды конкуренции  5

 

1.2 Факторы, определяющие  конкурентоспособность продукции  15

 

1.3 Конкурентоспособность  предприятия и ее оценка  20

 

2 Организационно-экономическая  характеристика предприятия   22

 

3 Оценка конкурентоспособности  предприятия   26

 

3.1 Оценка факторов конкурентоспособности  продукции предприятия  26

 

3.2 Оценка конкурентоспособности  предприятия  36

 

4 Пути повышения конкурентоспособности  продукции и предприятия   42

 

Заключение  45

 

Список использованной литературы   47

 

Приложение А   49

 

Приложение Б  50

 

 

Введение

 

Понятие конкурентоспособности  фирмы включает в себя большой  комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на отраслевом рынке (национальном или  мировом). Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические  условия производства и сбыта товаров фирмы.

 

Конкурентоспособность продукции  и конкурентоспособность фирмы - производителя продукции соотносятся  между собой как часть и  целое. Возможность компании конкурировать  на определенном товарном рынке непосредственно  зависит от конкурентоспособности  товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

 

Целью написания курсовой работы является комплексное исследование конкурентоспособности продукции  и предприятия.

 

В ходе написания курсовой работы поставлены и решены следующие  задачи:

 

- исследованы теоретические  основы конкурентоспособности продукции  и предприятия;

 

- приведена организационно-экономическая  характеристика предприятия;

 

- дана оценка конкурентоспособности  продукции и предприятия;

 

- предложены пути повышения  конкурентоспособности продукции  и предприятия.

 

Объектом исследования курсовой работы выступает ОАО «Тихорецкий  пивоваренный завод».

 

При написании курсовой работы были использованы труды российских и зарубежных авторов по проблемам  оценки конкурентоспособности продукции  и предприятия, а также материалы  периодической печати.

1 Конкурентоспособность  – важнейший фактор устойчивого  положения предприятия в условиях  рынка

1.1 Виды конкуренции

 

Конкуренция – соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое  столкновение неизбежно и порождается  объективными условиями: полной хозяйственной  обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной  конъюнктуры и противоборством  с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание  и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей  состояния рынка.

 

Основными показателями являются:

 

   количество фирм (хозяйственных,  промышленных, торговых предприятий,  имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

 

   свобода вхождения  предприятия на рынок и выхода  из него;

 

   дифференциация товаров  (придание определённому виду  товара одного и того же  назначения разных индивидуальных  особенностей - по фабричной марке,  качеству, цвету и др.);

 

   участие фирм в  контроле над рыночной ценой.

 

Классификация рыночного  соперничества представлена на рисунке 1.

 

Как и всякое явление, конкуренция  имеет свои положительные и отрицательные  стороны.

 

Положительные стороны конкуренции:

 

   конкуренция заставляет  постоянно искать и использовать  в производстве новые возможности;

 

   конкуренция требует  совершенствовать технику и технологии;

 

   конкуренция стимулирует  повышение качества товара;

 

   конкуренция заставляет  снижать затраты (и цены);

 

   конкуренция требует  от поставщиков товаров (продавцов)  снижать цены на предлагаемый  товар;

 

   конкуренция ориентирует  на ассортимент товаров повышенного  спроса;

 

   конкуренция повышает  качество продукции (клиент всегда  прав);

 

   конкуренция вводит  новые формы управления.

 

 

Рисунок 1 - Классификация  рыночного соперничества.

 

Отрицательные стороны конкуренции:

 

   при конкуренции  наблюдается беспощадность и  жестокость по отношению к  неудачнику;

 

   многочисленность  «жертв» в виде банкротств  и безработицы.

 

На конкурентоспособность  товара влияют следующие факторы:

 

1) при его производстве:

 

   внедрение научно-технических  разработок;

 

   производительность  труда;

 

   уровень налогообложения;

 

   размеры прибыли  предприятия;

 

   организация и оплата  труда.

 

2) при его потреблении:

 

   продажная цена  товара;

 

   качество;

 

   новизна;

 

   послепродажное обслуживание;

 

   уровень предпродажной  подготовки.

 

Существует несколько  теорий конкуренции. В том числе  можно выделить следующие:

 

- поведенческая;

 

- структурная;

 

- функциональная.

 

Поведенческая теория конкуренции. Термин    «конкуренция» вошел  в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». Именно такое, поведенческое, толкование конкуренции утвердилось первоначально в классической экономической теории. А. Смит, в частности, понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Он считал, что независимое поведение может возникнуть даже на рынке с двумя продавцами, но более вероятно—на рынке с двадцатью продавцами, поскольку в этом случае менее вероятен сговор между ними. Следовательно, при рассмотрении конкуренции классики делали акцент на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за наиболее выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы они считали цены.

 

Поведенческая трактовка  конкуренции была характерна и для  неоклассической политической экономии. Неоклассики, конкретизировав экономический  анализ и включив в него гипотезу рационального рыночного агента, связывали конкуренцию с борьбой  за редкие экономические блага, а  также за деньги потребителей, на которые  их можно приобрести.

 

С точки зрения неоклассиков, фактор редкости благ имел исключительно  важное значение для анализа поведения рыночных агентов. Редкость, в их понимании, носит относительный характер. Она означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей. Отсюда делается вывод о необходимости производственной деятельности, результатом которой являются товары и услуги, удовлетворяющие существующие потребности. Но экономические блага, так же как и ресурсы, применяемые в их производстве, можно использовать по-разному, что создает проблему выбора, предназначенности каждого блага (ресурса) для определенных целей, конкурирующих между собой.

 

Структурная концепция конкуренции. Наряду с поведенческой трактовкой в XIX и особенно в XX в. в экономическую  теорию стала проникать другая, структурная  концепция конкуренции, вышедшая со временем на первое место. Ее авторами являются Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин и другие крупные ученые, заполнившие фундамент современной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. На языке математики цена является параметром для конкурирующих продавцов — она определяется рыночными силами и не может сознательно контролироваться фирмой.

 

Таким образом, при структурном  подходе акцент смещается с самой  борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые  господствуют на нем. Как подчеркивает А. Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае—об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».

 

Такое понимание конкуренции, как видим, заметно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Отождествление этих понятий у классиков объясняется  следующим обстоятельством. Говоря о конкуренции, классики имели в  виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость  продавцов настолько мала, что  ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение  других фирм. А это значит, что  при таком конкурентном поведении-соперничестве  ни одна фирма не могла стать лидером  на рынке. Именно эту (свободную) конкуренцию  классики противопоставляли монополии, т. е. власти одного продавца, при которой  нет и не может быть отношении конкуренции или соперничества по определению.

 

Однако когда спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, приблизившись к  реальной действительности, возникла необходимость в четком разграничении  понятий «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к  действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от конкурентного) положения на рынке. Например, если фирма А продает 50 единиц товара господину Петрову, то фирма Б уже не может удовлетворить эту часть спроса Петрова. В этом случае между фирмами возможно активное соперничество за деньги покупателя, стремление продать ему больше своей продукции, завоевать большую часть рынка, что трудно назвать чистой (совершенной) конкуренцией. Поэтому во избежание недоразумений термин «соперничество» часто используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка.

 

Среди продавцов (фирм) соперничество  может проявляться в предложении  новых товаров и услуг, улучшении  качества уже выпускаемых, рекламировании своей продукции, специальных мерах  по продвижению их на рынок и т. п. Среди покупателей (потребителей) соперничество может носить характер поиска более выгодных поставщиков  продукции или ресурсов, стремления получить ценовые скидки, предложения  более высоких цен за дефицитные блага и т. д.

 

В реальной действительности отношения соперничества характеризуют  поведение экономических агентов  лишь на олигополистическом рынке, когда  их взаимозависимость достаточно высока и они не могут игнорировать реакцию соперников на свои действия.

 

В соответствии с таким  пониманием соперничества термин «конкуренция»  используется не для описания существующего  поведения экономических агентов, а для характеристики модели, строения рынка, а следовательно, для предсказания поведения продавцов и покупателей на том или ином рынке. В условиях ограниченности ресурсов конкуренция между альтернативными целями их использования может принять форму соперничества лишь в том случае, когда число производителей (продавцов) данного товара невелико, в результате чего они зависят друг от друга и остро осознают эту зависимость.

 

Кроме поведенческой и  структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции  как «процедуры открытия».

 

Функциональная теория конкуренции. Функциональный подход к определению  конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста И. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели—организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. К функциям предпринимателя И. Шумпетер относил:

 

а) создание нового, еще незнакомого  потребителю материального блага  или прежнего блага, но с новыми качествами;

 

б) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли  промышленности способа производства;

 

в) завоевание нового рынка  сбыта или более широкое использование  прежнего;

 

г) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

 

д) введение новой организации  дела, например монопольного положения, или, наоборот, положения монополии.

 

Исходя из перечисленных  функций, И. Шумпетер подчеркивал: «Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие». Борясь с рутиной, осуществляя реализацию нововведений, обеспечивая тем самым экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, «созидающим разрушителем». Первоначально нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии и выпускающие не пользующуюся спросом продукцию.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и предприятия