Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа
Исследованы теоретические основы конкурентоспособности продукции и предприятия. Приведена организационно-экономическая характеристика предприятия. Дана оценка конкурентоспособности продукции и предприятия. Предложены пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия.
Введение 4
1 Конкурентоспособность – важнейший фактор устойчивого положения предприятия в условиях рынка 5
1.1 Виды конкуренции 5
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 15
1.3 Конкурентоспособность предприятия и ее оценка 20
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
3 Оценка конкурентоспособности предприятия 26
3.1 Оценка факторов конкурентоспособности продукции предприятия 26
3.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 36
4 Пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия 42
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение А 49
Приложение Б 50
53 с., 3 рис., 9 табл., 30 источников
Конкурентоспособность, конкуренция, Анализ, оценка, продукция, фирма, организационно-экономическая характеристика, факторы, рекомендации
Тема: «Конкурентоспособность продукции и предприятия»
Цель: комплексное исследование
конкурентоспособности
Исследованы теоретические
основы конкурентоспособности
Содержание
Введение 4
1 Конкурентоспособность
– важнейший фактор
1.1 Виды конкуренции 5
1.2 Факторы, определяющие
конкурентоспособность
1.3 Конкурентоспособность предприятия и ее оценка 20
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
3 Оценка конкурентоспособности предприятия 26
3.1 Оценка факторов
3.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 36
4 Пути повышения
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение А 49
Приложение Б 50
Введение
Понятие конкурентоспособности
фирмы включает в себя большой
комплекс экономических характеристик,
определяющих положение фирмы на
отраслевом рынке (национальном или
мировом). Этот комплекс может включать
характеристики товара, определяемые
сферой производства, а также факторы,
формирующие в целом
Конкурентоспособность продукции
и конкурентоспособность фирмы -
производителя продукции
Целью написания курсовой
работы является комплексное исследование
конкурентоспособности
В ходе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
- исследованы теоретические
основы конкурентоспособности
- приведена организационно-
- дана оценка
- предложены пути повышения
конкурентоспособности
Объектом исследования курсовой работы выступает ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод».
При написании курсовой работы
были использованы труды российских
и зарубежных авторов по проблемам
оценки конкурентоспособности
1 Конкурентоспособность
– важнейший фактор
1.1 Виды конкуренции
Конкуренция – соперничество
между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства,
купли и продажи товаров. Такое
столкновение неизбежно и порождается
объективными условиями: полной хозяйственной
обособленностью каждого
Основными показателями являются:
количество фирм (хозяйственных,
промышленных, торговых предприятий,
имеющих права юридического
свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
дифференциация товаров
(придание определённому виду
товара одного и того же
назначения разных
участие фирм в контроле над рыночной ценой.
Классификация рыночного соперничества представлена на рисунке 1.
Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны конкуренции:
конкуренция заставляет
постоянно искать и
конкуренция требует
совершенствовать технику и
конкуренция стимулирует повышение качества товара;
конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
конкуренция требует
от поставщиков товаров (
конкуренция ориентирует
на ассортимент товаров
конкуренция повышает
качество продукции (клиент
конкуренция вводит новые формы управления.
Рисунок 1 - Классификация рыночного соперничества.
Отрицательные стороны конкуренции:
при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:
1) при его производстве:
внедрение научно-технических разработок;
производительность труда;
уровень налогообложения;
размеры прибыли предприятия;
организация и оплата труда.
2) при его потреблении:
продажная цена товара;
качество;
новизна;
послепродажное обслуживание;
уровень предпродажной подготовки.
Существует несколько теорий конкуренции. В том числе можно выделить следующие:
- поведенческая;
- структурная;
- функциональная.
Поведенческая теория конкуренции. Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». Именно такое, поведенческое, толкование конкуренции утвердилось первоначально в классической экономической теории. А. Смит, в частности, понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Он считал, что независимое поведение может возникнуть даже на рынке с двумя продавцами, но более вероятно—на рынке с двадцатью продавцами, поскольку в этом случае менее вероятен сговор между ними. Следовательно, при рассмотрении конкуренции классики делали акцент на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за наиболее выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы они считали цены.
Поведенческая трактовка
конкуренции была характерна и для
неоклассической политической экономии.
Неоклассики, конкретизировав экономический
анализ и включив в него гипотезу
рационального рыночного
С точки зрения неоклассиков, фактор редкости благ имел исключительно важное значение для анализа поведения рыночных агентов. Редкость, в их понимании, носит относительный характер. Она означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей. Отсюда делается вывод о необходимости производственной деятельности, результатом которой являются товары и услуги, удовлетворяющие существующие потребности. Но экономические блага, так же как и ресурсы, применяемые в их производстве, можно использовать по-разному, что создает проблему выбора, предназначенности каждого блага (ресурса) для определенных целей, конкурирующих между собой.
Структурная концепция конкуренции. Наряду с поведенческой трактовкой в XIX и особенно в XX в. в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая со временем на первое место. Ее авторами являются Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин и другие крупные ученые, заполнившие фундамент современной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. На языке математики цена является параметром для конкурирующих продавцов — она определяется рыночными силами и не может сознательно контролироваться фирмой.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. Как подчеркивает А. Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае—об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».
Такое понимание конкуренции,
как видим, заметно отличается от
ее определения в классической теории,
не проводившей различия между конкуренцией
и соперничеством. Отождествление этих
понятий у классиков
Однако когда спектр рыночных
структур, анализируемых экономистами,
был расширен, приблизившись к
реальной действительности, возникла
необходимость в четком разграничении
понятий «конкуренция» и «
Среди продавцов (фирм) соперничество
может проявляться в
В реальной действительности
отношения соперничества
В соответствии с таким
пониманием соперничества термин «конкуренция»
используется не для описания существующего
поведения экономических
Кроме поведенческой и
структурной трактовки
Функциональная теория конкуренции. Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста И. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели—организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. К функциям предпринимателя И. Шумпетер относил:
а) создание нового, еще незнакомого
потребителю материального
б) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
в) завоевание нового рынка
сбыта или более широкое
г) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
д) введение новой организации дела, например монопольного положения, или, наоборот, положения монополии.
Исходя из перечисленных функций, И. Шумпетер подчеркивал: «Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие». Борясь с рутиной, осуществляя реализацию нововведений, обеспечивая тем самым экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, «созидающим разрушителем». Первоначально нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии и выпускающие не пользующуюся спросом продукцию.
Информация о работе Конкурентоспособность продукции и предприятия