Конкурентоспособность продукции и предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание

Исследованы теоретические основы конкурентоспособности продукции и предприятия. Приведена организационно-экономическая характеристика предприятия. Дана оценка конкурентоспособности продукции и предприятия. Предложены пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия.

Содержание

Введение 4



1 Конкурентоспособность – важнейший фактор устойчивого положения предприятия в условиях рынка 5



1.1 Виды конкуренции 5



1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 15



1.3 Конкурентоспособность предприятия и ее оценка 20



2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22



3 Оценка конкурентоспособности предприятия 26



3.1 Оценка факторов конкурентоспособности продукции предприятия 26



3.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 36



4 Пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия 42



Заключение 45



Список использованной литературы 47



Приложение А 49



Приложение Б 50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эк-ка предприятия.docx

— 70.62 Кб (Скачать документ)

 

Другой выдающийся австрийский  экономист и политический философ  — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». Для того чтобы осуществить свой .выбор в мире ограниченных ресурсов, экономические агенты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Однако в экономике, если она построена не на натуральном производстве, а на «расширенном порядке человеческого сотрудничества», такая информация рассредоточена, рассеяна среди множества продавцов и покупателей. Ее не в состоянии собрать даже гигантский хозяйственный Центр. В этих условиях единственно верную информацию можно получить только через ценовые сигналы, подаваемые рынками. Повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага подсказывает экономическим агентам, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции показывает («открывает»), какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

 

Совершенная конкуренция

 

Совершенная (свободная) конкуренция  основана на частной собственности  и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке  имеется множество независимых  фирм, самостоятельно решающих, что  создавать и в каких количествах, а также:

 

1.Объём производства отдельной  фирмы является незначительным  и не оказывает влияния на  цену реализуемого этой фирмой  товара;

 

2.Реализуемые каждым производителем  товары являются однородными;

 

3.Покупатели хорошо информированы  о ценах, и если кто-то повысит  цену на свою продукцию, то  потеряет покупателей;

 

4.Продавцы действуют независимо  друг от друга;

 

5.Доступ на рынок никем  и ничем не ограничен.

 

Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли  хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и  иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную  связь между производителями  и потребителями. Совершенная конкуренция  является также условием формирования рыночного механизма, образования  цен и самонастройки экономической  системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические  побуждения отдельных индивидов  к получению собственной экономической  выгоды обращаются на благо всего  общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет  всем перечисленным условиям. Поэтому  схема совершенной конкуренции  имеет в основном теоретическое  значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

 

Несовершенная конкуренция

 

Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась  в конце XIX – начале XX в. в связи  с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми  ресурсами. Монополизация экономики  явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного  производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор  П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей».[1]

 

Термин «монополия» в  буквальном смысле означает единственного  продавца товара, но в современных  условиях употребление этого термина  вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения  различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной  конкуренции.

 

Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее  одному лицу, определённой группе лиц  или государству. Это означает, что  по своей природе монополия –  прямая противоположность совершенной  конкуренции . Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей.

 

В экономической литературе даётся следующая классификация  монополий:

 

С учётом охвата экономики  выделяются такие виды монополистических  организаций:

 

 А) Чистая монополия  (один продавец, доступ на рынок  закрыт, полный контроль над ценой);

 

 Б) Абсолютная монополия  (находится в руках государства  или хозяйственных органов).

 

В зависимости от причин возникновения  различают следующие виды монополий:

 

 А) Естественная монополия  (ею обладают собственники и  организации, владеющие редкими  и невоспроизводимыми ресурсами,  а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и  т.д.).

 

 Б) Легальные монополии,  образующиеся на законном основании  (патенты и т. д.)

 

В) Искусственные монополии. Под этим названием имеется в  виду объединение предприятий, создаваемое  ради получения монополистических  выгод. Эти монополии преднамеренно  меняют структуру рынка:

 

Создают барьеры для вхождения  на рынок новых фирм;

 

Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли  в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

 

Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень  технологий;

 

Применяют более крупный  капитал;

 

«Забивают» новые фирмы  хорошо поставленной рекламой.

 

 Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

 

 Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.

 

 Анализируя проблемы  монополистической конкуренции,  следует иметь в виду, сто существует  несколько видов конкуренции  в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

 

 Монопсония – тип  рыночной структуры, при которой  существует монополия единственного  покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель  обеспечивает себе монопольную  прибыль за счёт потери части  доходов продавца. Монопсония рассматривается  как составная часть рыночной  конкуренции. 

 

 Олигопсония – тип  рыночной структуры, при которой  существует группа покупателей  определённого товара. Ограничивая  закупки товара, покупатели обеспечивают  себе монопольную прибыль за  счёт потери части доходов  продавца.

 

 Олигополия – тип  рыночной структуры, при которой  несколько крупных фирм монополизируют  производство и сбыт основной  массы продукции и ведут между  собой преимущественно неценовую  конкуренцию. При олигополии могут  иметь место три вида рынков:

 

Рыночная структура, в  которой действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы;

 

Структура, в которой несколько  крупных поставщиков, не связанных  никакими соглашениями, конкурируют  между собой;

 

Рынок, в котором господствует группа корпораций типа «производственной  пирамиды», в которой существует производственная связь в виде подетальной специализации. Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупные корпорации. Например, автомобильный рынок США с тремя корпорациями: General Motors, Ford и Chrysler.

 

 Дуополия – тип рыночной  структуры, при которой имеются  только два производителя определённого  товара и между ними отсутствуют  какие-либо соглашения о ценах,  рынках сбыта и квотах. Дуополия  – наиболее простой случай  олигополии. Например, на рынке микропроцессоров  для персональных компьютеров  на данный момент находятся  два доминирующих производителя:  Intel и AMD.

 

 Билатеральная монополия  (двухсторонняя монополия) – тип  рыночной структуры, при котором  возникает противоборство единого  поставщика и единого (объединённого)  потребителя. Такой рынок возникает  при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения.

 

 Итак, в условиях монополистической  формы хозяйствования конкуренция  носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных  условиях обладает довольно точной  информацией о потребителях и  потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия  оказывает существенное влияние  на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий  реклама является более доступной.  В-третьих, монополия через каналы  финансовых и политических связей  оказывает воздействие на заказчика  в лице государственных учреждений  или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают  уровень риска в процессе конкуренции  и обеспечивают получение монопольной  прибыли.

1.2 Факторы, определяющие  конкурентоспособность продукции

 

Конкурентоспособность - это  свойство объекта, характеризующееся  степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию  в сравнении с аналогичными объектами  на данном (внутреннем или внешнем) рынке.

 

В зависимости от дохода потребителей конкурентоспособность формируется  по конкретным видам объектов: среднего качества - для потребителей с низким доходом (капиталом), высокого качества - для массового потребителя со средним доходом, очень высокого (престижного) качества - для потребителей с высоким доходом. Исключения составляют только нормативные акты (законы, указы, постановления, стандарты и т.п.) они должны быть только очень высокого качества.

 

Конкурентоспособность объекта  определяется по отношению к конкретному  рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим  признакам стратегической сегментации  рынка. Если не указан рынок, на котором  конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно. Международные стандарты, серии ИСО 9000, а также законы Российской федерации "О сертификации продукции и услуг", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", введенные в 1993 году, проблемы конкурентоспособности затрагивают частично.

 

Конкурентоспособность анализируемого объекта желательно измерять количественно, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности  анализируемого объекта необходима качественная информация, характеризующая  полезный эффект данного объекта  и объектов-конкурентов за нормативный  срок их службы и совокупные затраты  за жизненный цикл объектов.

 

Полезный эффект - это отдача объекта, интегральный показатель как  система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Другими словами, полезный эффект - это совокупность свойств  объекта, используемых для выполнения конкретной работы конкретным потребителем, а качество - это потенциальный  полезный эффект для нескольких групп  потребителей. Полезный эффект использования  объекта конкретным потребителем, как  правило, меньше интегрального показателя качества объекта. Приближение этих показателей друг к другу по величине приводит к разунификации объекта и увеличению затрат в сферах производства и восстановления. Значительный разрыв между интегральным показателем качества объекта и его полезным эффектом приводит к недоиспользованию полезных возможностей объекта, что тоже плохо. Поэтому целесообразно проектировать (разрабатывать, формировать) объект с полезным эффектом для конкретных условий, равным 0,8—0,9 интегрального показателя качества. Тогда в одних условиях будет полностью или частично использоваться набор одних потенциальных параметров объекта, в других - набор других параметров.

 

Полезный эффект объектов можно измерять в натуральных  единицах (например, производительность однопараметрических машин и  оборудования), денежном выражении, либо в условных баллах (полезный эффект объектов, характеризующихся несколькими, дополняющими друг друга, важнейшими параметрами). Основные методы прогнозирования полезного  эффекта: нормативный, экспериментальный, параметрический, экспертный.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и предприятия