Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа
Исследованы теоретические основы конкурентоспособности продукции и предприятия. Приведена организационно-экономическая характеристика предприятия. Дана оценка конкурентоспособности продукции и предприятия. Предложены пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия.
Введение 4
1 Конкурентоспособность – важнейший фактор устойчивого положения предприятия в условиях рынка 5
1.1 Виды конкуренции 5
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 15
1.3 Конкурентоспособность предприятия и ее оценка 20
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
3 Оценка конкурентоспособности предприятия 26
3.1 Оценка факторов конкурентоспособности продукции предприятия 26
3.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 36
4 Пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия 42
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение А 49
Приложение Б 50
Другой выдающийся австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». Для того чтобы осуществить свой .выбор в мире ограниченных ресурсов, экономические агенты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Однако в экономике, если она построена не на натуральном производстве, а на «расширенном порядке человеческого сотрудничества», такая информация рассредоточена, рассеяна среди множества продавцов и покупателей. Ее не в состоянии собрать даже гигантский хозяйственный Центр. В этих условиях единственно верную информацию можно получить только через ценовые сигналы, подаваемые рынками. Повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага подсказывает экономическим агентам, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции показывает («открывает»), какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.
Совершенная конкуренция
Совершенная (свободная) конкуренция
основана на частной собственности
и хозяйственной
1.Объём производства
2.Реализуемые каждым
3.Покупатели хорошо
4.Продавцы действуют
5.Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Последнее условие предполагает
возможность каждому гражданину
стать свободным
Несовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
существовала всегда, но особенно обострилась
в конце XIX – начале XX в. в связи
с образованием монополий. В этот
период происходит концентрация капитала,
возникают акционерные
Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.
Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции . Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей.
В экономической литературе даётся следующая классификация монополий:
С учётом охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:
А) Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);
Б) Абсолютная монополия
(находится в руках
В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий:
А) Естественная монополия
(ею обладают собственники и
организации, владеющие
Б) Легальные монополии,
образующиеся на законном
В) Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;
Ограничивают аутсайдерам
(предприятиям, которые не вошли
в монополистическое
Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
Применяют более крупный капитал;
«Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.
Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.
Анализируя проблемы
монополистической конкуренции,
Монопсония – тип
рыночной структуры, при
Олигопсония – тип
рыночной структуры, при
Олигополия – тип
рыночной структуры, при
Рыночная структура, в
которой действуют
Структура, в которой несколько крупных поставщиков, не связанных никакими соглашениями, конкурируют между собой;
Рынок, в котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», в которой существует производственная связь в виде подетальной специализации. Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупные корпорации. Например, автомобильный рынок США с тремя корпорациями: General Motors, Ford и Chrysler.
Дуополия – тип рыночной
структуры, при которой
Билатеральная монополия
(двухсторонняя монополия) –
Итак, в условиях монополистической
формы хозяйствования
1.2 Факторы, определяющие
конкурентоспособность
Конкурентоспособность - это
свойство объекта, характеризующееся
степенью удовлетворения им конкретной
потребности по сравнению с аналогичными
объектами, представленными на данном
рынке. Конкурентоспособность
В зависимости от дохода потребителей
конкурентоспособность
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно. Международные стандарты, серии ИСО 9000, а также законы Российской федерации "О сертификации продукции и услуг", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", введенные в 1993 году, проблемы конкурентоспособности затрагивают частично.
Конкурентоспособность анализируемого
объекта желательно измерять количественно,
что позволит управлять ее уровнем.
Для измерения
Полезный эффект - это отдача объекта, интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Другими словами, полезный эффект - это совокупность свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы конкретным потребителем, а качество - это потенциальный полезный эффект для нескольких групп потребителей. Полезный эффект использования объекта конкретным потребителем, как правило, меньше интегрального показателя качества объекта. Приближение этих показателей друг к другу по величине приводит к разунификации объекта и увеличению затрат в сферах производства и восстановления. Значительный разрыв между интегральным показателем качества объекта и его полезным эффектом приводит к недоиспользованию полезных возможностей объекта, что тоже плохо. Поэтому целесообразно проектировать (разрабатывать, формировать) объект с полезным эффектом для конкретных условий, равным 0,8—0,9 интегрального показателя качества. Тогда в одних условиях будет полностью или частично использоваться набор одних потенциальных параметров объекта, в других - набор других параметров.
Полезный эффект объектов можно измерять в натуральных единицах (например, производительность однопараметрических машин и оборудования), денежном выражении, либо в условных баллах (полезный эффект объектов, характеризующихся несколькими, дополняющими друг друга, важнейшими параметрами). Основные методы прогнозирования полезного эффекта: нормативный, экспериментальный, параметрический, экспертный.
Информация о работе Конкурентоспособность продукции и предприятия