Конкурентоспособность продукции и предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание

Исследованы теоретические основы конкурентоспособности продукции и предприятия. Приведена организационно-экономическая характеристика предприятия. Дана оценка конкурентоспособности продукции и предприятия. Предложены пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия.

Содержание

Введение 4



1 Конкурентоспособность – важнейший фактор устойчивого положения предприятия в условиях рынка 5



1.1 Виды конкуренции 5



1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 15



1.3 Конкурентоспособность предприятия и ее оценка 20



2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22



3 Оценка конкурентоспособности предприятия 26



3.1 Оценка факторов конкурентоспособности продукции предприятия 26



3.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 36



4 Пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия 42



Заключение 45



Список использованной литературы 47



Приложение А 49



Приложение Б 50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эк-ка предприятия.docx

— 70.62 Кб (Скачать документ)

 

Многие сорта уже получили высокое признание профессионалов на престижных конкурсах в Санкт-Петербурге, Москве и Сочи.

 

Технология промышленного  приготовления пива на предприятии  включает в себя следующие основные стадии:

 

1. Приготовление сусла.  Дробленное зерно смешивают с водой. Эту массу, называемую затором, выдерживают при определенных температурах. Затем фильтруют, кипятят с добавлением хмеля и проваривания массы, которая и получила название сусла.

 

2. Сбраживание и фильтрация. Полученное сусло охлаждают, после  небольшого периода бурного брожения  молодое пиво дображивают при  низкой температуре на протяжении  нескольких недель или месяцев.  И, наконец, готовое пиво фильтруют  и разливают по бутылкам или  КЭГам.

 

В марте 1998 года выпускаемая  заводом продукция - пиво была сертифицирована, как экологически безопасная, а количество примесей в нем в 12,8 раз ниже установленного ГОСТами предельно-допустимого уровня.

 

Основные технико-экономические  показатели финансово-хозяйственной  деятельности приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 -  Основные технико-экономические  показатели финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод» в 2001-2002 гг.

Показатели 

Годы 

Абсолютное

 

изменение 

Темп

 

роста, %

 

2001 

2002

 

1. Объём выпуска продукции,  тыс. руб. 

4578,20 

5789,50 

1211,30 

126,46

 

2. Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, тыс. руб. 

2264,00 

2478,00 

214,00 

109,45

 

3. Прибыль от реализации, тыс. руб. 

1422,37 

1678,96 

256,59 

118,04

 

4. Полная себестоимость  продукции, тыс. руб. 

3155,83 

4110,55 

954,71 

130,25

 

5. Среднесписочная численность  работников, чел. 

34 

38 

111,76

 

6. Годовой фонд оплаты  труда, тыс. руб. 

1695,97 

2223,11 

527,14 

131,08

 

7. Среднемесячная заработная  плата, руб. 

4156,78 

4875,24 

718,46 

117,28

 

8. Затраты на 1 руб. товарной  продукции, руб. 

0,69 

0,71 

0,02 

103,00

 

9. Фондоотдача, руб. 

2,02 

2,34 

0,31 

115,54

 

10. Производительность труда,  тыс. руб. 

134,65 

152,36 

17,70 

113,15

 

 

За анализируемый период объем выпуска продукции увеличился на 1211,30 тыс. руб. или на 26,46%. Стоимость  основных производственных фондов увеличилась  на 214,00 тыс. руб. (или на 9,45%). Фондоотдача  возросла на 0,31 руб. (или на 15,54%).

 

Размер прибыли от реализации возрастал медленнее объема выпуска  – темп роста 118,04%, что в стоимостном  выражении составляет 256,59 тыс. руб. Быстрее всего росла полная себестоимость  продукции – темп роста 130,25%, что  в стоимостном выражении составляет 954,71 тыс. руб. При этом прирост затрат на 1 руб. товарной продукции составил 3,00% (или 0,03 руб.)

 

Также возросла среднесписочная  численность работников с 34 чел. до 38 чел (на 4 чел.), т. е. темп роста составил 11,76%. При этом годовой фонд оплаты труда увеличился на 31,08% или на 527,14 тыс. руб. Следовательно, среднемесячная заработная плата возросла на 718,46 руб. или на 117,28%. В тоже время производительность труда росла меньшими темпами (113,15%), что говорит о неэффективном  использовании трудовых ресурсов.

3 Оценка конкурентоспособности  предприятия

3.1 Оценка факторов конкурентоспособности  продукции предприятия

 

Оценка конкурентоспособности  товара представляет собой расчет способности  продукции быть более привлекательной  для потребителя по сравнению  с другими изделиями аналогичного вида или назначения благодаря лучшему  соответствию своих качественных и  стоимостных характеристик требованиям  определенного рынка и потребительским  оценкам.

 

В качестве обследованных  территорий-сегментов были выбраны  гг. Краснодар, Тихорецк, Ростов, Ставрополь. Это обусловлено необходимостью учёта неоднородности рынка пива Северо-Кавказского региона по уровню жизни, который наиболее высок в  Краснодаре, несколько ниже в Тихорецке  и наиболее низкий в Ростове. Рассчитать размер выборочной совокупности формальным путем оказалось затруднительно ввиду отсутствия сведений о величине генеральной совокупности (неизвестно, сколько в Северо-Кавказском регионе  потребителей и предприятий, в номенклатуре которых представлено пиво). Численность  выборки потребителей обусловлена  соображениями простоты установления контактов с респондентами, экономичности  и оперативности, однако в каждом из городов величина выборочной совокупности превышала размеры малой выборки.

 

Для достижения цели обследования предполагался достаточным следующий  объем выборочной совокупности: 160 торговых предприятий; 390 потребителей пива в  г.г. Краснодар (200 человек), Тихорецк (50 человек), Ростов (110 человек) и Ставрополь (30 человек). По способу отбора единиц выборочная совокупность являлась случайной.

 

Опыт работников отделов  сбыта ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод» показал, что для формирования выборки можно положить в основу половозрастной признак, поскольку  данные о других характеристиках  потребителей пива, например об уровне доходов, отсутствуют. Кроме того, имеется  предположение об отсутствии тесной связи между уровнем дохода и  предпочтением того или иного  сорта пива на момент проведения обследования.

 

Половозрастная структура  потребителей пива не совпадает с  половозрастной структурой населения  региона. Так, самую большую часть  населения региона составляют женщины  преклонного возраста, однако их доля среди потребителей пива невелика. Для определения половозрастной структуры выборочной совокупности потребителей пива представляется достаточным  обследовать мнение 40 представителей розничных торговых организаций, чтобы  они указали приблизительную  долю потребителей того или иного  возраста и пола, покупающих для  себя пиво. Результаты анкетирования  отражены на рисунке 3.

 

Таким образом, разнообразие типов опрошенных респондентов, а  также их количество позволили получить репрезентативные результаты.

 

Характеристики пива, наиболее значимые для потребителей, определялись в результате обработки данных заполненных  протоколов «Оценка экспертами значимости для потребителя характеристик  пива» (Приложение 1), в которых содержится перечень основных свойств пива и  атрибутов, составляющих его окружение. Выборочная совокупность в количестве 60 респондентов (40 человек из г. Ярославля  и 20 человек из г. Рыбинска запротоколировали  свое мнение), на наш взгляд, позволяет  судить о значимых для потребителей характеристиках напитка.

 

Выявлено, что наиболее значимым для экспертов является вкус, затем  аромат, на третьем месте — цена. После них следуют остальные  органолептические показатели, имидж  товаропроизводителя, информационные составляющие, до- и послепродажное обслуживание.

 

Для определения объективности  полученных результатов был рассчитан  коэффициент конкордации W, значение которого составило 0,5084, что свидетельствует о том, что действия экспертов в большей степени согласованны, чем несогласованны. Значение полученного показателя близко к пограничному (W должен быть строго больше 0,5 — при соблюдении этого условия полученную оценку можно считать достоверной и повторной экспертизы не требуется). Поэтому целесообразно включить в анкеты по исследованию покупателей все выделенные составляющие конкурентоспособности пива.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Половозрастная структура  выборочной совокупности потребителей пива

 

Определение сортов пива, представленных на момент проведения обследования в  торговых организациях Северо-Кавказского  региона, проводилось путем наблюдения за ассортиментом пива в торговых организациях, опроса их персонала. В  результате этого выяснилось, что  на рынках региона в основном распространены сорта ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод» («Оригинальное», «Светлое», «Янтарное», «Темное», «Крепкое», «Жигулевское особое»); пиво ОАО «Балтика» («Балтика» № 1, 3, 4, 6, 9); импортные сорта (Bavaria, Holsten, Faxe).

 

Параметры выборочной совокупности, характеристики пива, значимые для  потребителя, и сорта пива, представленные на рынках Ярославской области, были применены при разработке анкет. Был разработан протокол опроса потребителей пива, содержание которого уточнялось после проведения пробного анкетирования  группы респондентов численностью 30 человек. Окончательные варианты анкет «Изучение  потребителей пива» (Приложение 2) использовались для проведения масштабного исследования.

 

Для оценки покупателями своего отношения к составляющим конкурентоспособности  пива была применена 5-балльная («школьная») шкала как наиболее привычная  для восприятия респондентами, что  упрощает выражение их мнения в количественной форме.

 

После проведения анкетирования  данные были подвергнуты обработке  посредством программы в среде FOX PRO 2.6.

 

Изложим результаты анализа  систематизированной информации по обследованию потребителей пива.

 

Пиво является популярным напитком среди жителей Северо-Кавказского  региона. Отметим, что мужчины настроены  более лояльно к этому продукту, чем женщины: 74,8% мужчин ответили, что  любят пиво, только незначительная их часть (1,6%) относится к нему негативно, в то время как 10,5% опрошенных женщин не любят данный напиток. Однако большинство (53,4%) женщин отметили свое положительное  отношение к этому продукту.

 

Исследование потребителей показало, что существуют гендерные  особенности потребления пива. Так, женщины не часто употребляют  этот напиток. Для мужчин более характерно употреблять пиво несколько раз  в неделю, при этом мужчин, выпивающих этот напиток 1 раз в неделю, всего  на 4,6 процентного пункта больше. Доля женщин, потребляющих за 1 раз 1 бутылку, больше в 2,2 раза, чем мужчин, а потребляющих 3—4 бутылки — соответственно меньше в 3,8 раза.

 

Некоторое подорожание пива, обусловленное кризисной ситуацией  в России, в некоторой степени  оказало влияние на потребление: в целом 20,8% респондентов немного  снизили потребление, 8,6% стали покупать меньше этого напитка и 4,5% — гораздо  меньше. При этом ответы опрошенных различаются по городам. Для основной же массы потребителей некоторое увеличение цен не оказало никакого влияния на характер их потребления пива. Это объясняется тем, что пиво не является дорогим продуктом, поэтому небольшой рост цен на него не так заметен для бюджета семьи по сравнению с более дорогостоящими товарами. До кризиса можно было утверждать, что российский рынок пива выходит на тот уровень развития, когда цена перестает быть определяющей характеристикой, а наиболее важными становятся качество пива и реклама. Однако в условиях ухудшения уровня жизни ценовой фактор снова возвращается на ведущие позиции при формировании потребительского предпочтения.

 

Подавляющее большинство  респондентов предпочитают пиво отечественного производства. Это связано с низким уровнем жизни, поскольку импортное  пиво значительно дороже российского; кроме того, в Ростове и Краснодаре функционируют собственные пивоваренные предприятия.

 

Основная часть респондентов предпочитают светлые сорта пива, причем женщин, сделавших такой выбор, на 30,3% больше, чем мужчин.

 

Данные о предпочтении потребителями тех или иных сортов пива, представленных на рынке Северо-Кавказского  региона, были получены и систематизированы  на основе вопросов анкеты: «Какие сорта  пива Вам больше нравятся?» и «Почему  именно эти сорта пива являются Вашими любимыми?» По этим данным можно  сделать вывод, что наиболее предпочитаемыми, а следовательно, конкурентоспособными сортами являются: «Янтарное», «Оригинальное» и «Крепкое», производимые ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод». Предпочтение разных сортов «Балтики» ощутимо меньше потребления последних. Импортные сорта выбрали 14—15% опрошенных.

 

Среди причин выбора сортов пива местного производства потребители  указали следующие: удовлетворяет  вкус пива — от 42,8% у «Жигулевского  особого» до 53% у «Янтарного» и  «Оригинального»; удовлетворяет качество — от 18,6% у «Жигулевского особого» до 24,8 % у «Оригинального» (процент  потребителей, отметивших высокое качество «Янтарного», несколько меньше и  составляет 24,1%; опрошенные указали, что  качество «Янтарного» в последнее  время заметно ухудшилось); доступная цена — от 19,2% у «Жигулевского особого» до 12,8% у «Крепкого». В качестве других причин назывались: патриотизм, оптимальное содержание алкоголя, хороший имидж, традиционность.

 

Похожий результат получен  при балльной оценке потребительских  предпочтений сортов пива (табл. 2). В  таблице систематизированы данные балльной оценки выделенных составляющих конкурентоспособности пива — известности, уровня качества и цены сортов пива. При сведении результатов оценки уровней качества и цены сортов принимались  во внимание ответы только тех респондентов, уровень осведомленности которых  о данном сорте был более или  равен 3.

 

 Таблица 2 - Балльная  оценка потребителями Северо-Кавказского  региона сортов пива по ряду  показателей (по 5-балльной шкале)

 

 «Тихорецкий пивоваренный  завод»

 

 

 

 

 

Средняя (Sx) и предельная Dx ошибки выборки при балльной оценке предпочтения сортов пива равны: Sx = 0,031901; Dx = 0,062525. Имеют место следующие тенденции: более качественному сорту соответствует меньшее значение показателей вариации, в отношении цены, наоборот, с ростом ее уровня наблюдается большая согласованность ответов опрошенных. Таким образом, небольшая вариация по оценке предпочтения, известности и качества сортов пива, а также незначительная величина средней и предельной ошибки выборки свидетельствуют о достаточной репрезентативности полученных результатов.

 

Рассмотрим составляющие конкурентоспособности пива, относящиеся  ко всей номенклатурной группе продукции  одного предприятия, но оказывающие  влияние при выборе конкретного  сорта данного производителя. В  качестве таковых нами выделены: до- и послепродажное обслуживание и имидж производителя. В таблице 3 приведены среднеарифметические баллы оценки имиджа ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод» и ОАО «Балтика» (составляющих имиджа и общий, характеризующий образ продуцента в целом).

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и предприятия