Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа
Исследованы теоретические основы конкурентоспособности продукции и предприятия. Приведена организационно-экономическая характеристика предприятия. Дана оценка конкурентоспособности продукции и предприятия. Предложены пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия.
Введение 4
1 Конкурентоспособность – важнейший фактор устойчивого положения предприятия в условиях рынка 5
1.1 Виды конкуренции 5
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 15
1.3 Конкурентоспособность предприятия и ее оценка 20
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
3 Оценка конкурентоспособности предприятия 26
3.1 Оценка факторов конкурентоспособности продукции предприятия 26
3.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 36
4 Пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия 42
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение А 49
Приложение Б 50
пивоваренный
завод"
ОАО
"Балтика"
Абсолютное
отклонение
Эффективность производственной деятельности предприятия
1.Издержки производства на единицу продукции, руб.
0,71
0,65
-0,06
2.Фондоотдача, тыс. руб.
2,3364
2,4058
0,0694
3.Рентабельность товара, %
40,85
53,85
13,00
4.Производительность труда, тыс. руб./ чел.
152,36
159,53
7,17
Финансовое положение предприятия
1. Коэффициент автономии
0,5480
0,6510
0,103
2. Коэффициент
1,0480
1,8670
0,819
3. Коэффициент абсолютной ликвидности
0,0456
0,0856
0,04
4. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
2,0560
3,7850
1,729
Эффективность организации сбыта и продвижения товара
1.Рентабельность продаж, %
33,33
39,32
5,99
2.Коэффициент затоваренности готовой продукцией
0,15
0,12
-0,03
3.Коэффициент загрузки производственной мощности
0,89
0,93
0,04
4.Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта
0,38
0,46
0,083
Конкурентоспособность товара
1.Качество товара (по 5-бальной шкале)
4,22
4,63
0,41
2.Цена товара (по 5-бальной шкале)
4,42
3,98
-0,44
Расчет показателей
Расчет критериев и
коэффициента конкурентоспособности
предприятия представлен в
Таблица 9 - Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности
Показатели
ОАО "Тихорецкий
пивоваренный
завод"
ОАО
"Балтика"
Абсолютное
отклонение
1. Критерий эффективности производственной деятельности предприятия
32,2376
38,1496
5,9121
2. Критерий финансового положения предприятия
0,6933
1,1608
0,4674
3. Критерий эффективности
организации сбыта и
12,6157
14,8455
2,2297
4. Показатель качества товара
0,9547
1,1635
0,2088
5. Коэффициент
8,2534
9,8575
1,6041
Критерий эффективности
производственной деятельности предприятия
у ОАО "Тихорецкий пивоваренный завод"
ниже на 5,9121, критерий финансового положения
предприятия ниже на 0,4674, критерий эффективности
организации сбыта и
Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.
4 Пути повышения
Несмотря на хорошую конкурентную позицию пива ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод», существуют заделы увеличения его конкурентоспособности. Для того, чтобы определить направления совершенствования деятельности предприятия, помимо анализа на основе внутренних источников информации, целесообразно обратиться к данным маркетингового исследования потребителей. Респонденты в анкетах указали ряд пожеланий, основные из которых заключаются в следующем:
- проводить более лояльную
ценовую политику (часть респондентов
отметили, что необходимо поддерживать
стабильный уровень цен,
- увеличить выпуск продукции
(несмотря на жесткую
- использовать разнообразные виды рекламы;
- расширить ассортимент
пива (при выявлении «идеальных»
характеристик пива, которые бы
могли доставить конкретному
потребителю максимальное
- производить не только
пастеризованное, но и «живое»
пиво (в то время как отечественные
предприятия начинают
- возвратиться к производству
старых, незаслуженно забытых сортов
пива (особенно часто упоминается
старое «Жигулевское»,
- использовать топонимику,
фирменную тару; открывать фирменные
бары (это возможно, если продукт
обладает высоким уровнем
Организационные меры, направленные
на повышение
- обеспечение технико-
- изменение качества изделия
и его технико-экономических
- выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
- выявление преимуществ
и недостатков товаров-
- изучение мероприятий
конкурентов по
- определение возможных
модификаций продукта путем
- выявление и использование
ценовых факторов повышения
- нахождение и использование
возможных приоритетных сфер
применения продукции, в
- приспособление продукции
к работе в различных условиях:
тропических или полярного
- дифференциация продукции,
обеспечивающая относительно
- воздействие непосредственно
на потребителя путем
Заключение
Конкуренция представляет собой
соперничество между
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Анализ конкурентных позиций фирмы на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к фирме и ее продукции и как результат - изменение доли фирмы в продажах на конкретном рынке: страновом, отраслевом или мировом товарном рынке. Эти факторы можно систематизировать следующим образом: коммерческие условия; организация сбытовой сети; организация технического обслуживания продукции; представление о фирме со стороны потребителей; воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.
Конкурентоспособность продукции
и конкурентоспособность фирмы -
производителя продукции
Субъектом исследования курсовой работы выступает общество с ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод». Сегодня завод является крупнейшим производителем пива Северо-Кавказском регионе и входит в число двадцати ведущих российских пивоваренных предприятий.
Высокое качество, стабильный
вкус и аромат являются содержанием
товарной марки «Брандмейстер». С
этой маркой акционерное общество производит
сорта пива собственных технологических
разработок. Для приготовления продукции
используется экологически чистое сырье
наилучшего качества. Отличное стойкое
пиво не пастеризуется и не содержит
консервантов. Применение передовых
технологий, которыми располагает ОАО
«Тихорецкий пивоваренный завод», позволяет
выпускать продукцию, отвечающую требованиям
современного рынка. Многие сорта уже
получили высокое признание
Для оценки конкурентоспособности
ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод»
был использован метод, основанный
на теории эффективной конкуренции.
Расчет показателей
Критерий эффективности
производственной деятельности предприятия
у ОАО "Тихорецкий пивоваренный завод"
ниже на 5,9121, критерий финансового положения
предприятия ниже на 0,4674, критерий эффективности
организации сбыта и
Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.
Несмотря на хорошую конкурентную позицию пива ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод», существуют заделы увеличения его конкурентоспособности: лояльная ценовая политика, увеличение выпуска продукции, использование разнообразных видов рекламы; расширение ассортимента пива, использовать топонимику, фирменную тару, открывать фирменные бары.
Список использованной литературы
1. Агапова. Т.А., Серегина С.В. Макроэкономика. Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999. - 134 с.
2. Андрианов В.
3. Баканов M.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001.- 232 с.
4. Большой экономический словарь. М: Правовая культура, 2000 г. - 357 с.
5. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрист, 1997. - 248 с.
6. Вводный курс по эк. теории : Учебник для лицеев/ Под общей ред. акад. Г.П.Журавлёвой. – М.: ИНФРА-М, 1997. - 172 с.
7. Веснин В.Р. Основы
менеджмента: Учебник. - М.: Институт
международного права и
8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. Учебник. - М.: "фирма Гардарика", 1996. - 315 с.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. - 476 с.
10. Гличев A.B. Основы управления качеством продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1988. - 115 с.
11. Каретников Т.М., Каретников
М.В. Конкурентоспособность
12. Конкурентоспособность российской промышленности. М.: Торгово-промышленная палата РФ, 1996. - 264 с.
13. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: "ДеКа", 1997. - 188 с.
14. Котлер Φ. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990. - 944 с.
15. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 1997. - 544 с.
16. Курс экономической теории: Учебник / Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 1999. - 265 с.
17. Маконнелл К, Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. 1, 2. - 1245 с.
18. Макроэкономика. Учебно-методическое пособие. М. ИНФРА-М, 1994 г. - 88 с.
19. Макроэкономика. Учебное пособие. М.К. Бункина, В.А. Семенов. М: Издательство «Эльф К – пресс», 1999. - 132 с.
Информация о работе Конкурентоспособность продукции и предприятия