Конкурентоспособность продукции и предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание

Исследованы теоретические основы конкурентоспособности продукции и предприятия. Приведена организационно-экономическая характеристика предприятия. Дана оценка конкурентоспособности продукции и предприятия. Предложены пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия.

Содержание

Введение 4



1 Конкурентоспособность – важнейший фактор устойчивого положения предприятия в условиях рынка 5



1.1 Виды конкуренции 5



1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 15



1.3 Конкурентоспособность предприятия и ее оценка 20



2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22



3 Оценка конкурентоспособности предприятия 26



3.1 Оценка факторов конкурентоспособности продукции предприятия 26



3.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 36



4 Пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия 42



Заключение 45



Список использованной литературы 47



Приложение А 49



Приложение Б 50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эк-ка предприятия.docx

— 70.62 Кб (Скачать документ)

пивоваренный

 

завод" 

ОАО

 

"Балтика" 

Абсолютное

 

отклонение

 

Эффективность производственной деятельности предприятия

 

1.Издержки производства  на единицу продукции, руб. 

0,71 

0,65 

-0,06

 

2.Фондоотдача, тыс. руб. 

2,3364 

2,4058 

0,0694

 

3.Рентабельность товара, % 

40,85 

53,85 

13,00

 

4.Производительность труда,  тыс. руб./ чел. 

152,36 

159,53 

7,17

 

Финансовое положение  предприятия

 

1. Коэффициент автономии 

0,5480 

0,6510 

0,103

 

2. Коэффициент платёжеспособности 

1,0480 

1,8670 

0,819

 

3. Коэффициент абсолютной  ликвидности 

0,0456 

0,0856 

0,04

 

4. Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств 

2,0560 

3,7850 

1,729

 

Эффективность организации  сбыта и продвижения товара

 

1.Рентабельность продаж, % 

33,33 

39,32 

5,99

 

2.Коэффициент затоваренности  готовой продукцией 

0,15 

0,12 

-0,03

 

3.Коэффициент загрузки  производственной мощности 

0,89 

0,93 

0,04

 

4.Коэффициент эффективности  рекламы и средств стимулирования сбыта 

0,38 

0,46 

0,083

 

Конкурентоспособность товара

 

1.Качество товара (по 5-бальной  шкале) 

4,22 

4,63 

0,41

 

2.Цена товара (по 5-бальной  шкале) 

4,42 

3,98 

-0,44

 

 

Расчет показателей конкурентоспособности  показал следующее. Практически  по всем показателям ОАО «Балтика»  является более конкурентоспособной, чем ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод». Лишь бальный показатель цены товара  на 0,44 меньше у «Тихорецкого пивоваренного завода» чем у  «Балтики».

 

Расчет критериев и  коэффициента конкурентоспособности  предприятия представлен в таблице 9.

 

Таблица 9 - Расчет критериев  и коэффициента конкурентоспособности

Показатели конкурентоспособности 

ОАО "Тихорецкий

 

пивоваренный

 

завод" 

ОАО

 

"Балтика" 

Абсолютное

 

отклонение

 

1. Критерий эффективности  производственной деятельности  предприятия 

32,2376 

38,1496 

5,9121

 

2. Критерий финансового  положения предприятия 

0,6933 

1,1608 

0,4674

 

3. Критерий эффективности  организации сбыта и продвижения  товара 

12,6157 

14,8455 

2,2297

 

4. Показатель качества  товара 

0,9547 

1,1635 

0,2088

 

5. Коэффициент конкурентоспособности  предприятия 

8,2534 

9,8575 

1,6041

 

 

Критерий эффективности  производственной деятельности предприятия  у ОАО "Тихорецкий пивоваренный завод" ниже на 5,9121, критерий финансового положения  предприятия ниже на 0,4674, критерий эффективности  организации сбыта и продвижения  товара ниже на 2,2297, показатель качества товара ниже на 0,2088. Таким образом, коэффициент  конкурентоспособности предприятия  у ОАО "Тихорецкий пивоваренный завод" ниже на 1,6041.

 

Данная оценка конкурентоспособности  предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает  дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия  на отраслевом рынке. Использование  в ходе оценки сравнения показателей  за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод  как вариант оперативного контроля отдельных служб.

4 Пути повышения конкурентоспособности  продукции и предприятия

 

Несмотря на хорошую конкурентную позицию пива ОАО «Тихорецкий  пивоваренный завод», существуют заделы увеличения его конкурентоспособности. Для того, чтобы определить направления совершенствования деятельности предприятия, помимо анализа на основе внутренних источников информации, целесообразно обратиться к данным маркетингового исследования потребителей. Респонденты в анкетах указали ряд пожеланий, основные из которых заключаются в следующем:

 

- проводить более лояльную  ценовую политику (часть респондентов  отметили, что необходимо поддерживать  стабильный уровень цен, некоторые  указывали даже на необходимость  их снижения);

 

- увеличить выпуск продукции  (несмотря на жесткую конкуренцию  на рынке пива, спрос и предложение  этого напитка не сбалансированы);

 

- использовать разнообразные  виды рекламы;

 

- расширить ассортимент  пива (при выявлении «идеальных»  характеристик пива, которые бы  могли доставить конкретному  потребителю максимальное удовольствие, дисперсия полученных характеристик  была значительна, что свидетельствует  о большой неоднородности вкусов; поэтому для пивзаводов появляется  возможность увеличить ассортимент  своей продукции);

 

- производить не только  пастеризованное, но и «живое»  пиво (в то время как отечественные  предприятия начинают осваивать  технологию пастеризации пива, потребители  уже изменили свое предпочтение  в пользу непастеризованного напитка);

 

- возвратиться к производству  старых, незаслуженно забытых сортов  пива (особенно часто упоминается  старое «Жигулевское», производившееся  ранее ОАО «Тихорецкий пивоваренный  завод»);

 

- использовать топонимику, фирменную тару; открывать фирменные  бары (это возможно, если продукт  обладает высоким уровнем качества, эффект от которого способен  перекрывать затраты на указанные  мероприятия).

 

Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности  фирмы, можно свести к следующим:

 

- обеспечение технико-экономических  и качественных показателей, создающих  приоритетность продукции фирмы  на рынке; 

 

- изменение качества изделия  и его технико-экономических параметров  с целью учета требований потребителя  и его конкретных запросов, повышение  внимания к надежности продукции; 

 

- выявление и обеспечение  преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

 

- выявление преимуществ  и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее  использование этих результатов  в своей фирме; 

 

- изучение мероприятий  конкурентов по совершенствованию  аналогичных товаров, с которыми  они выступают на рынке, и  разработка мер, дающих преимущества  по сравнению с конкурентами;

 

- определение возможных  модификаций продукта путем повышения  качественных характеристик, например, таких, как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение  внешнего оформления (дизайна);

 

- выявление и использование  ценовых факторов повышения конкурентоспособности  продукции, в том числе применяемых  фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий);

 

- нахождение и использование  возможных приоритетных сфер  применения продукции, в особенности  новой продукции; 

 

- приспособление продукции  к работе в различных условиях: тропических или полярного климата,  на различных грунтах (каменистых, песчаных, болотистых);

 

- дифференциация продукции,  обеспечивающая относительно устойчивое  предпочтение покупателей, отдаваемое  определенным видам взаимозаменяемых  товаров; значение ценовой конкуренции  в этих условиях снижается,  поскольку покупатели руководствуются  сложившимися предпочтениями в  отношении качества продукции,  особенностей ее эксплуатации, репутации  фирмы-производителя и др.;

 

- воздействие непосредственно  на потребителя путем искусственного  ограничения поступления на рынок  новых и более прогрессивных  товаров, проведения активной  рекламной деятельности, предоставления  денежного или товарного кредита,  в частности, путем рассрочки  платежа.

Заключение

 

Конкуренция представляет собой  соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие условия  производства, купли и продажи  товаров. По состоянию рынка различают  совершенную, несовершенную и регулируемую конкуренцию. По способу соперничества  конкуренция бывает ценовая и  неценовая. Конкурентоспособность - это  свойство объекта, характеризующееся  степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию  в сравнении с аналогичными объектами  на данном (внутреннем или внешнем) рынке.

 

Конкурентоспособность объекта  определяется по отношению к конкретному  рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим  признакам стратегической сегментации  рынка. Анализ конкурентных позиций  фирмы на рынке предполагает выяснение  факторов, воздействующих на отношение  покупателей к фирме и ее продукции  и как результат - изменение доли фирмы в продажах на конкретном рынке: страновом, отраслевом или мировом товарном рынке. Эти факторы можно систематизировать следующим образом: коммерческие условия; организация сбытовой сети; организация технического обслуживания продукции; представление о фирме со стороны потребителей; воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.

 

Конкурентоспособность продукции  и конкурентоспособность фирмы - производителя продукции соотносятся  между собой как часть и  целое. Возможность компании конкурировать  на определенном товарном рынке непосредственно  зависит от конкурентоспособности  товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

 

Субъектом исследования курсовой работы выступает общество с ОАО  «Тихорецкий пивоваренный завод». Сегодня  завод является крупнейшим производителем пива Северо-Кавказском регионе и  входит в число двадцати ведущих  российских пивоваренных предприятий.

 

Высокое качество, стабильный вкус и аромат являются содержанием  товарной марки «Брандмейстер». С  этой маркой акционерное общество производит сорта пива собственных технологических  разработок. Для приготовления продукции  используется экологически чистое сырье  наилучшего качества. Отличное стойкое  пиво не пастеризуется и не содержит консервантов. Применение передовых  технологий, которыми располагает ОАО  «Тихорецкий пивоваренный завод», позволяет  выпускать продукцию, отвечающую требованиям  современного рынка. Многие сорта уже  получили высокое признание профессионалов на престижных конкурсах в Санкт-Петербурге, Москве и Сочи.

 

Для оценки конкурентоспособности  ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод» был использован метод, основанный на теории эффективной конкуренции. Расчет показателей конкурентоспособности  показал следующее. Практически  по всем показателям ОАО «Балтика»  является более конкурентоспособной, чем ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод». Лишь бальный показатель цены товара  на 0,44 меньше у «Тихорецкого пивоваренного завода» чем у  «Балтики».

 

Критерий эффективности  производственной деятельности предприятия  у ОАО "Тихорецкий пивоваренный завод" ниже на 5,9121, критерий финансового положения  предприятия ниже на 0,4674, критерий эффективности  организации сбыта и продвижения  товара ниже на 2,2297, показатель качества товара ниже на 0,2088. Таким образом, коэффициент  конкурентоспособности предприятия  у ОАО "Тихорецкий пивоваренный завод" ниже на 1,6041.

 

Данная оценка конкурентоспособности  предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает  дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия  на отраслевом рынке. Использование  в ходе оценки сравнения показателей  за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод  как вариант оперативного контроля отдельных служб.

 

Несмотря на хорошую конкурентную позицию пива ОАО «Тихорецкий  пивоваренный завод», существуют заделы увеличения его конкурентоспособности: лояльная ценовая политика, увеличение выпуска продукции, использование  разнообразных видов рекламы; расширение ассортимента пива, использовать топонимику, фирменную тару, открывать фирменные  бары.

Список использованной литературы

 

1. Агапова. Т.А., Серегина  С.В. Макроэкономика. Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999. - 134 с.

 

2. Андрианов В. Конкурентоспособность  России в мировой экономике  / «Экономист», 1999, № 10 – с. 46-49.

 

3.  Баканов M.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001.- 232 с.

 

4. Большой экономический   словарь. М: Правовая  культура, 2000 г. - 357 с.

 

5. Борисов Е. Ф. Экономическая  теория: Учебник. - М.: Юрист, 1997. - 248 с.

 

6. Вводный курс по эк. теории : Учебник для лицеев/ Под общей ред. акад. Г.П.Журавлёвой. – М.: ИНФРА-М, 1997. - 172 с.

 

7.  Веснин В.Р. Основы  менеджмента: Учебник. - М.: Институт  международного права и экономики.  Изд-во "Триада. Лтд", 1996. - 147 с. 

 

8.  Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия,  организация, процесс: 2-е изд. Учебник. - М.: "фирма Гардарика", 1996. - 315 с.

 

9.  Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. - 476 с.

 

10.  Гличев A.B. Основы управления качеством продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1988. - 115 с.

 

11. Каретников Т.М., Каретников  М.В. Конкурентоспособность фирм. - Челябинск, ЧГТУ, 1996. - 142 с.

 

12.  Конкурентоспособность  российской промышленности. М.: Торгово-промышленная  палата РФ, 1996. - 264 с.

 

13.  Коротков Э.М. Концепция  менеджмента. - М.: "ДеКа", 1997. - 188 с.

 

14.  Котлер Φ. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990. - 944 с.

 

15. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 1997. - 544 с.

 

16. Курс экономической  теории: Учебник / Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 1999. - 265 с.

 

17. Маконнелл К, Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. 1, 2. - 1245 с.

 

18. Макроэкономика.  Учебно-методическое  пособие. М. ИНФРА-М, 1994 г. - 88 с.

 

19. Макроэкономика. Учебное  пособие. М.К. Бункина, В.А. Семенов. М: Издательство «Эльф К – пресс», 1999. - 132 с.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и предприятия