Конкурентоспособность продукции и предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание

Исследованы теоретические основы конкурентоспособности продукции и предприятия. Приведена организационно-экономическая характеристика предприятия. Дана оценка конкурентоспособности продукции и предприятия. Предложены пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия.

Содержание

Введение 4



1 Конкурентоспособность – важнейший фактор устойчивого положения предприятия в условиях рынка 5



1.1 Виды конкуренции 5



1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 15



1.3 Конкурентоспособность предприятия и ее оценка 20



2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22



3 Оценка конкурентоспособности предприятия 26



3.1 Оценка факторов конкурентоспособности продукции предприятия 26



3.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 36



4 Пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия 42



Заключение 45



Список использованной литературы 47



Приложение А 49



Приложение Б 50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эк-ка предприятия.docx

— 70.62 Кб (Скачать документ)

 

Анализ конкурентных позиций  фирмы на рынке предполагает выяснение  факторов, воздействующих на отношение  покупателей к фирме и ее продукции  и как результат - изменение доли фирмы в продажах на конкретном рынке: страновом, отраслевом или мировом товарном рынке. Эти факторы можно систематизировать следующим образом.

 

Для товаров потребительского назначения это:

 

1) коммерческие условия:  возможности фирмы предоставлять  покупателям потребительский или  коммерческий кредит, скидки с  прейскурантной цены, скидки при  возврате ранее приобретенного  у фирмы товара, использовавшего  свой экономический ресурс; возможности  заключения товарообменных (бартерных)  сделок;

 

2) организация сбытовой  сети: расположение сети магазинов,  супермаркетов, доступность их  широкому кругу покупателей; демонстрация  изделий в действии в салонах  и демонстрационных залах фирмы  или у ее торговых посредников, на выставках и ярмарках; эффективность проводимых рекламных кампаний, воздействие средствами «паблик рилейшнз»;

 

3) организация технического  обслуживания продукции: объем  предоставляемых услуг, сроки  гарантийного ремонта, стоимость  послегарантийного обслуживания  и др.;

 

4) представление о фирме  со стороны потребителей, ее авторитет  и репутация, информированность  потенциальных покупателей о  фирме, ассортименте ее продукции,  сервисе; воздействие товарного  знака фирмы на привлечение  внимания покупателей к ее  продукции; выяснение мнения покупателей  путем опросов; 

 

5) воздействие тенденций  развития конъюнктуры на положение  фирмы на рынке. 

 

Товары собственного производства и конкурирующих предприятий  оцениваются по уровню конкурентоспособности  товара. Каждый показатель, входящий в  соответствующую группу технических, экономических или технико-экономических  показателей, оценивается по уровню доверия (УД), который устанавливается  в пределах от 0,7 до 0,99.

 

УД показателей, которые  основываются на новых технических  решениях, может превышать единицу, но не более чем на 50%. В каждом конкретном случае УД устанавливается  по данным экспертной оценки.

 

Интегральный показатель относительной конкурентоспособности  /-го товара определяется как произведение индивидуальных показателей доверия, входящих в соответствующую группу:

 

ОКСim=УДj1m УДj2m… УДjlm=,

 

где    ОКСim - относительная конкурентоспособность i-го товара;

 

k — количество показателей,  включенных в соответствующую    j-ю группу показателей; 

 

УДjlm - уровень доверия j-го показателя i-го товара.

 

Аналогично рассчитывается относительный уровень конкурентоспособности  по другим группам: экономическим, технико-экономическим  и т.д.

 

Номенклатура товаров, включаемых в план производства, определяется при следующих условиях:

 

- интегральный показатель  конкурентоспособности i-го товара собственного производства не должен быть ниже показателя аналогичного товара у товаропроизводителя-конкурента, т.е. ОКСimн≥ ОКСimкн

 

- номенклатура i-го товара собственного производства не должна включаться в план производства, если ОКСimн<ОКСimкн. При условии равенства уровней, т.е. ОКСimн=ОКСimкн, номенклатура i-го товара может быть включена в план производства только в случае, когда уровень конкурентоспособности производства будет выше, чем у конкурента.

 

Если продукция не включается в план производства, так как не соответствует указанному выше требованию, но товаропроизводитель заинтересован  в ее изготовлении, проводится анализ уровней доверия. На основе результатов  анализа разрабатывается план организационно-технических  мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности товара, не включенного  в план.

 

Новый интегральный показатель рассчитывается по следующей формуле:

 

ОКСimн= ОКСim/

 

где    ОКСimн, ОКСim - относительный интегральный показатель конкурентоспособности i-го товара соответственно до и после осуществления плана мероприятий;

 

m — показатели, включенные  в план организационно-технических  мероприятий; 

 

b — показатели изменившихся  уровней доверия УДjmн вследствие внедрения результатов этого плана.

 

Изменение УД и интегрального  показателя конкурентоспособности  товара рассчитывается только по тем  показателям, которые претерпели изменение  в результате внедрения плана  организационно-технических мероприятий.

 

Новый уровень доверия  УДjiн рассчитывается двумя методами. Первый метод используется в случае, когда j-й показатель продукции прямо пропорционален уровню доверия, т. е. с увеличением фактического значения j-го показателя уровень доверия также растет. В этом случае используется следующая формула:

 

УДjiн= УДji(1±D УДji)

 

где D УДji - относительная величина прироста (+) или снижения уровня доверия (—) j-го показателя i-й продук­ции, которая представляет собой произведение DjiУДji (здесь Dji - фактическое изменение j-го показателя в долях единицы, т.е. Dji = jiн/ji— отношение фактического значения показателя до и после внедрения плана организационно-технических мероприятий).

 

Второй метод используется, когда j-й показатель обратно пропорционален уровню доверия, т. е. с увеличением  значения j-го показателя уровень доверия падает. Для расчета используется следующая формула:

 

УДjiн= УДji/(1+Dji УДji).

 

Уровень конкурентоспособности  фирм - производителей сырьевых товаров  во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где и как товары потребляются.

1.3 Конкурентоспособность  предприятия и ее оценка

 

Поскольку конкуренция фирм на рынке принимает вид конкуренции  самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции фирмой, изготовившей и продающей ее на мировом  рынке.

 

Конкурентные позиции  фирмы на рынке зависят также  от той поддержки и содействия, которые фирма получает со стороны  национальных государственных органов  и других организаций путем предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов, предоставления экспортных субсидий, обеспечения информацией о конъюнктуре  рынков и др.

 

Фирмы придают большое  значение анализу своих сильных  и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых фирма могла бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности  фирмы пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют  о степени устойчивости положения  фирмы, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и  обеспечивающую фирме получение  намеченных и стабильных конечных результатов.

 

Фирма, имеющая более низкие издержки производства, получает большую  величину прибыли, что позволяет  расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую  эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему  сбыта. В результате конкурентоспособность  такой фирмы и выпускаемой  ею продукции повышается, что способствует увеличению ее доли на рынке за счет других фирм, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.

 

Важное значение имеет анализ издержек обращения, производимый путем отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта.

 

Анализ издержек обращения  позволяет обнаружить непроизводительные расходы во всей системе товародвижения от продавца к покупателю.

 

Таким образом, оценка конкурентоспособности  фирмы на конкретном рынке или  его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей фирмы. Она призвана определить потенциальные  возможности фирмы и мероприятия, которые фирма должна предпринять  для обеспечения конкурентных позиций  на конкретном рынке.

 

Такая оценка должна содержать  следующие показатели:

 

1) потребность в капиталовложениях  фактических и на перспективу как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость («продуктовая дифференциация»);

 

2) набор рынков или их  сегментов для каждого продукта («рыночная дифференциация»);

 

3) потребность в средствах  на формирование спроса и стимулирование  сбыта; 

 

4) перечень мер и приемов,  которыми фирма может обеспечить  себе преимущество на рынке; 

 

5) создание благоприятного  представления о фирме у покупателей; 

 

6) выпуск высококачественной  и надежной продукции; 

 

7) постоянное обновление  продукции на основе собственных  разработок и изобретений, обеспеченных  патентной защитой; 

 

8) добросовестное и четкое  выполнение обязательств по сделкам  в отношении сроков поставок  товаров и услуг.

 

Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии фирмы, ее технической, ассортиментной и сбытовой политики.

 

Методика оценки конкурентоспособности  предприятия, основанная на теории эффективной  конкуренции, приведена в разделе 3.2.

2 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

Субъектом исследования курсовой работы выступает ОАО «Тихорецкий  пивоваренный завод».

 

Строительство завода началось в 1983 году. Новый технологический  комплекс был введен в действие в  июне 1993 года, тогда же впервые сваренное  на заводе пиво было разлито в бутылки, а последняя суббота июня стала  ежегодно отмечаться как День завода.

 

Основателем и первым руководителем  завода являлся Г. Г. Осколков, которому удалось сплотить вокруг себя команду  единомышленников. За основу творческого  поиска были взяты западно-европейские и исконно русские традиции пивоварения. Сделав ставку на отличное качество, тихорецкие пивовары всерьез решили приучить население к вкусу настоящего пива - чистого, свежего, хмельного. Завод быстро вышел на проектные мощности - 100 тыс. дал пива в год.

 

В декабре 95-го на местный  рынок с ошеломляющим успехом  ворвался «Брандмейстер». В считанные  дни он покорил сердца абсолютного  большинства любителей пива, стал первым в ряду еще одной оригинальной коллекции.

 

Большинство российских пивоварен  пережили не одну мучительную реконструкцию, прежде чем занялись выгодным делом. Новый завод в Тихорецке с  самого начала строился и оснащался  с учетом данной специализации. Этим можно объяснить легкость, с которой  коллективу удается осуществлять все  самые смелые проекты. В начале 1996 года заводская лаборатория получила аккредитацию российского Госстандарта на полную техническую компетентность. Пользуясь современными методиками, коллектив лаборатории проводит все необходимые виды контроля: физико-химический, аналитический, микробиологический, водный.

 

Сегодня завод является крупнейшим производителем пива Северо-Кавказском регионе и входит в число двадцати ведущих российских пивоваренных предприятий. Контракты по приобретению современного оборудования и высококачественного  сырья, заключенные с Германией, Францией, Италией, Австрией, Чехией - помогают предприятию выходить на качественно  новый уровень производства.

 

Что такое "Тихорецкий пивоваренный завод" сегодня?

 

1. Это современный высоко  технически оснащенный пивоваренный  завод.

 

2. Продукция завода получила  свыше пяти десятков наград  на престижных конкурсах и  выставках, в т.ч. международных.

 

3. Контрольный пакет акций  ОАО «Тихорецкий пивоваренный  завод»  принадлежит членам трудового  коллектива завода.

 

Организационная структура  завода приведена на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 - Организационная  структура ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод»

 

В 2000 году руководство завода, понимая, что при развитом рынке  будущее за имеющей относительно невысокую себестоимость качественной продукцией, утвердило долгосрочную программу развития предприятия. Значительная доля прибыли была направлена на техническое  переоснащение и модернизацию производства.

 

Все что сегодня делается на заводе - легко вписывается в  логику поведения на рынке ведущих  пивоваренных компаний России.

 

Высокое качество, стабильный вкус и аромат являются содержанием  товарной марки «Брандмейстер». С  этой маркой акционерное общество производит сорта пива собственных технологических  разработок. Для приготовления продукции  используется экологически чистое сырье  наилучшего качества. Отличное стойкое  пиво не пастеризуется и не содержит консервантов. Применение передовых  технологий, которыми располагает ОАО  «Тихорецкий пивоваренный завод», позволяет  выпускать продукцию, отвечающую требованиям  современного рынка.

 

 

Сегодня торговая марка «Брандмейстер» широко известна. Ей отдают предпочтение истинные любители отечественных напитков в Краснодаре, Тихорецке, Ростове, Ставрополе и многих других городах. Это не удивительно: все сорта выпускаемой продукции  разрабатываются на основе собственных  оригинальных рецептов, производятся в строгом соответствии с классической технологией и лучшими мировыми традициями производства. У пива, выпускаемого ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод», чистый золотистый (светлые сорта), или насыщенный шоколадный (темный сорт) цвет, высокая, густая пена, гармоничный  вкус и превосходный хмелевой аромат. Это пиво не только блестяще выдерживает  конкуренцию на местных рынках сбыта, но и завоевывает новые.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и предприятия