Конкурентоспособность продукции и предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание

Исследованы теоретические основы конкурентоспособности продукции и предприятия. Приведена организационно-экономическая характеристика предприятия. Дана оценка конкурентоспособности продукции и предприятия. Предложены пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия.

Содержание

Введение 4



1 Конкурентоспособность – важнейший фактор устойчивого положения предприятия в условиях рынка 5



1.1 Виды конкуренции 5



1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 15



1.3 Конкурентоспособность предприятия и ее оценка 20



2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22



3 Оценка конкурентоспособности предприятия 26



3.1 Оценка факторов конкурентоспособности продукции предприятия 26



3.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 36



4 Пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия 42



Заключение 45



Список использованной литературы 47



Приложение А 49



Приложение Б 50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эк-ка предприятия.docx

— 70.62 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 3 - Оценка имиджа основных пивоваренных предприятий, представленных на рынке Северо-Кавказского региона (по 5-балльной шкале)

Взыскания 

«Тихорецкий пивоваренный завод» 

«Балтика»

 

Хорошо известная компания 

4,9 

4,9

 

Быстрорастущая компания 

4,4 

4,6

 

Компания, вызывающая доверие 

4,3 

4,5

 

Компания, способная противопоставить свою продукцию конкурентам 

4,5 

4,6

 

Компания, заботящаяся о  потребителе своей продукции 

4,2 

4,3

 

Компания с большим  будущим 

4,7 

4,8

 

Компания, проводящая хорошую  рекламную кампанию 

4,0 

3,9

 

Компания, проводящая правильную ценовую политику 

4,0 

3,5

 

Компания, заботящаяся о  качестве своей продукции 

4,1 

4,7

 

Сумма баллов 

39,1 

39,8

 

Средняя арифметическая 

4,3 

4,4

 

 

Наиболее привлекательным  пивоваренным предприятием респонденты  считают ОАО «Балтика» и чуть хуже результат у ОАО «Тихорецкий  пивоваренный завод».

 

Исследуем влияние составляющих конкурентоспособности (известности, качества, цены, до- и послепродажного  обслуживания, имиджа товаропроизводителя) на предпочтения потребителей. Корреляционно-регрессионный  анализ показал, что для потребителей наиболее значимо качество пива, а  в последнее время усилилось  воздействие и ценового фактора. Важную роль играют, кроме того, известность  сорта пива как обладание определенным уровнем качества, а также системный  эффект всех составляющих этого продукта (табл. 4).

 

Результаты измерения величины общей связи вариации результативного признака со всеми факторами представлены в таблице 5.

 

Таблица 4 - Влияние вариации каждой составляющей конкурентоспособности  и их суммарного эффекта на вариацию предпочтения сортов пива

 

 «Тихорецкий пивоваренный  завод»

 

 

 

 

 

Таблица 5 - Коэффициенты множественной  детерминации (R2) для признаков, оказывающих  влияние на выбор потребителей

 

 «Тихорецкий пивоваренный  завод»

 

 

 

 

 

Для всех сортов пива коэффициент  множественной детерминации имеет  высокое значение при небольшой  ошибке, что свидетельствует о  надежности вычисленных параметров уравнений регрессии.

 

Рассмотрим, существует ли корреляция между предпочтением сорта и  такими характеристиками респондентов, как род занятий, уровень доходов  и пол. Из рассмотренных связей неколичественных признаков наибольшее влияние на предпочтение сортов пива оказывает  уровень доходов потребителей: значения показателей сопряженности которого φ2= 0,296115 и коэффициент Чупрова = 0,281005 — приближаются к границе, за которой связь считается средней тесноты; коэффициент Пирсона = 0,477978 свидетельствует об устойчивой средней связи. С уровнем дохода связан род занятий респондентов, находящийся по степени влияния на предпочтение на втором месте: показатель сопряженности = 0,185931; коэффициент Пирсона = 0,395956. Низкое значение коэффициента Чупрова, равное 0,039363, связано с относительно большим количеством признаков. Предпочтение сортов пива имеет некоторые гендерные особенности, что подтверждают значения показателей сопряженности: φ2=0,16016; коэффициент Чупрова = 0,103331, то есть данная связь является слабой; но величина коэффициента Пирсона, равная 0,371551, свидетельствует о связи средней тесноты.

 

Таким образом, фактором, оказывающим  наибольшее влияние на предпочтение пива, является его качество. Следовательно, целесообразно более глубоко  исследовать уровень именно этой составляющей конкурентоспособности  анализируемого напитка. Определим  сначала, что опрошенные понимают под «качеством пива». Это необходимо для того, чтобы производитель имел представление о приоритетных для потребителей характеристиках и уделял им больше внимания. В таблице 6 содержатся частоты варианта ответа респондентов на вопрос анкеты «Что, на Ваш взгляд, означает понятие «качественное пиво»?» При этом опрашиваемые сами вписывали наиболее значимую характеристику.

 

Большинство респондентов под  качеством понимают вкус; помимо органолептических  были выделены также и другие качественные показатели пива — пенообразование, крепость, прозрачность. Соответствие стандартам и соблюдение технологии указало относительно небольшое количество респондентов.

 

Таблица 6 - Мнение респондентов о понятии «качественное пиво»

 

Выяснилось, что понятие  «качественное пиво» потребителями  толкуется расширительно по сравнению  с тем, как качество напитка определяется в его показателях на производстве, и распространяется не только на физико-химические и органолептические свойства, но и на другие составляющие конкурентоспособности. Так, важными характеристиками являются охлаждение напитка, что относится  к допродажному обслуживанию, качество и привлекательность упаковки. Для потребителей значимо также соотношение качества и цены пива.

 

Насколько потребители ориентируются  на цену, желая получить определенное качество продукта, при покупке пива? На вопрос анкеты «Согласны ли Вы с  утверждением, что чем выше цена, тем выше качество?» только 11% респондентов ответили утвердительно. Большее количество респондентов согласны с данным утверждением лишь отчасти, 6,7% — совсем не согласны. Таким образом, большинство потребителей при желании получить требуемое качество ориентируются не столько на цену, сколько на известность сорта как имеющего определенный уровень качества.

 

Определим, какие параметры  пива больше нравятся потребителям в  соответствии с результатами исследования.

 

Большинство потребителей (особенно мужчин) склоняются к традиционному  солодовому вкусу светлого пива с  долей спирта 3—6% со стойким, но низким пенообразованием, слабо выраженной хмелевой горечью (особенно это характерно для женщин) и сроком хранения 3—12 суток. Однако ответы респондентов имели  высокую вариативность, что позволяет  производителям выпускать пиво с  различным сочетанием характеристик, которое бы нашло своего потребителя.

 

В качестве наиболее привлекательной  упаковки была названа традиционная стеклянная бутылка объемом 0,5 л. Большая  доля женщин, чем мужчин, выбрала  жестяную банку и возможность  пить пиво в баре. Это объясняется  меньшим потреблением пива женщинами, что позволяет покупать его в  более дорогой упаковке, а также  тем, что для многих женщин ценен  не столько напиток как таковой, сколько окружающая обстановка при его потребления. Подавляющее большинство респондентов предпочитают традиционный объем 0,5 л как наиболее эргономичный. В этом случае также наблюдаются гендерные особенности: женщины предпочитают тару меньших размеров, чем мужчины.

3.2 Оценка конкурентоспособности  предприятия

 

Для оценки конкурентоспособности  ОАО «Тихорецкий пивоваренный завод» будем использовать метод, основанный на теории эффективной конкуренции.

 

Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество  факторов - ресурсов фирмы. Оценка эффективности  работы каждого из подразделений  предполагает оценку эффективности  использования им этих ресурсов. В  основе метода лежит оценка четырёх  групповых показателей или критериев  конкурентоспособности (табл. 7).

 

В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность  управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.

 

Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность  управления оборотными средствами: независимость  предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия  расплачиваться по своим долгам, возможность  стабильного развития предприятия  в будущем.

 

В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление  об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.

 

И в четвёртую группу - показатели конкурентоспособности  товара: качество товара и его цена.

 

 

Таблица 7 - Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия

Критерии и показатели конкурентоспособности 

Роль показателя в оценке 

Правило расчета показателя

 

Эффективность производственной деятельности предприятия

 

1.Издержки производства  на единицу продукции, руб. 

Отражает эффективность  затрат при выпуске продукции 

Валовые издержки / Объём  выпуска продукции

 

2.Фондоотдача, тыс. руб. 

Характеризует эффективность  использования основных производственных фондов 

Объём выпуска продукции / среднегодовая стоимость основных производственных фондов

 

3.Рентабельность товара, % 

Характеризует степень прибыльности производства товара 

Прибыль от реализации / Полная себестоимость продукции х 100 %

 

4.Производительность труда,  тыс. руб./ чел. 

Отражает эффективность  организации производства и использования  рабочей силы 

Объём выпуска продукции / Среднесписочная численность работников

 

Финансовое положение  предприятия

 

1. Коэффициент автономии 

Характеризует независимость  предприятия от заемных источников 

Собственные средства предприятия / Общая сумма источников финансирования

 

2. Коэффициент платёжеспособности 

Отражает способность  предприятия выполнять свои финансовые обязательства и измеряет вероятность  банкротства 

Собственный капитал / Общие  обязательства

 

3. Коэффициент абсолютной  ликвидности 

Отражает качественный состав средств, являющихся источниками покрытия текущих обязательств 

Денежные средства и быстрореализуемые  ценные бумаги / Краткосрочные обязательства

 

4. Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств 

Характеризует эффективность  использования оборотных средств. Соответствует времени, в течение  которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения 

Выручка от реализации продукции / Среднегодовой остаток оборотных  средств

 

Эффективность организации  сбыта и продвижения товара

 

1.Рентабельность продаж, % 

Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильность установления цены товара 

Прибыль от реализации / Объём  продаж х 100 %.

 

 

2.Коэффициент затоваренности  готовой продукцией 

Отражает степень затоваренности готовой продукцией. Рост показателя свидетельствует о снижении спроса 

Объём нереализованной продукции / Объём продаж

 

3.Коэффициент загрузки  производственной мощности 

Характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы сбыта 

Объём выпуска продукции / Производственная мощность

 

4.Коэффициент эффективности  рекламы и средств стимулирования сбыта 

Характеризует экономическую  эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта 

Затраты на рекламу и стимулирование сбыта / Прирост прибыли от реализации

 

Конкурентоспособность товара

 

1.Качество товара 

Характеризует способность  товара удовлетворять потребности  в соответствии с его назначением 

Комплексный метод

 

2.Цена товара. 

  -  

-

 

 

 

В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета  коэффициента конкурентоспособности  предприятия (ККП), экспертным путём  были разработаны коэффициенты весомости  критериев.

 

Расчет критериев и  коэффициента конкурентоспособности  предприятия производится по формуле  средней взвешенной арифметической:

 

ККП=0,15 ЭП + 0,29 ФП + 0,23 ЭС + 0,33 КТ

 

где: ККП - коэффициент конкурентоспособности  предприятия;

 

ЭП - значение критерия эффективности  производственной деятельности предприятия;

 

ФП - значение критерия финансового  положения предприятия;

 

ЭС - значение критерия эффективности  организации сбыта и продвижения  товара на рынке;

 

КТ - значение критерия конкурентоспособности  товара;

 

0,15; 0,29; 0,23; 0,33 - коэффициенты  весомости критериев.

 

ЭП = 0,31И + 0,19Ф + 0,40РТ + 0,10П

 

где: ЭП - критерий эффективности  производственной деятельности предприятия;

 

И - относительный показатель издержек производства на единицу продукции;

 

Ф - относительный показатель фондоотдачи;

 

РТ - относительный показатель рентабельности товара;

 

П - относительный показатель производительности труда;

 

0,31; 0,19; 0,40; 0,10 - коэффициенты  весомости показателей.

 

ФП = 0,29 КА + 0,20 КП 0,36 КЛ + 0,15 КО

 

где: ФП - критерий финансового  положения предприятия;

 

КА - относительный показатель автономии предприятия;

 

КП - относительный показатель платежеспособности предприятия;

 

КЛ - относительный показатель ликвидности предприятия;

 

КО - относительный показатель оборачиваемости оборотных средств;

 

0,29; 0,20; 0,36; 0,15 - коэффициенты  весомости показателей.

 

ЭС = 0,37РП + 0,29КЗ + 0,21КМ + 0,14КР

 

где: ЭС - критерий эффективности  организации сбыта и продвижения  товара;

 

РП - относительный показатель рентабельности продаж;

 

КЗ - относительный показатель затоваренности готовой продукцией;

 

КМ - относительный показатель загрузки производственных мощностей;

 

КР - относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта;

 

0,37; 0,29; 0,21; 0,14 - коэффициенты  весомости показателей.

 

КТ=К/Ц

 

где: К- показатель качества товара;

 

Ц- показатель цены товара;

 

КТ - показатель конкурентоспособности  товара.

 

Расчет показателей конкурентоспособности  предприятия приведен в таблице 8.

 

Таблица 8 - Показатели конкурентоспособности

Показатели конкурентоспособности 

ОАО "Тихорецкий

 

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и предприятия