Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики

1.Типология основных  общественно-экономических систем  и основные модели хозяйствования

2. Объективная необходимость  ГРЭ

3.Различные модели  государственного регулирования.

4. Определение понятия  _Государственное регулирование  экономики

5 .Субъекты и объекты  государственного регулирования  экономикой

 

1.Типология  основных общественно-экономических  систем и основные модели хозяйствования

Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

 Рыночная  система."Чистый" капитализм характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Либеральное течение в экономической науке, отрицающее, точнее принижающее роль государства в экономике, берет свое начало с Адама Смита, основоположника современной политической экономии. Он ввел в экономическую науку принципы "невидимой руки" и "ночного сторожа". Однако и во времена А.Смита существовало государство, оно и в те времена активно вмешивалось в хозяйственную жизнь. А.Смит не мог не видеть этого и не задумываться над этой проблемой. В итоге он пришел к выводу, что государство должно защищать и охранять те правила игр, по которым осуществляются рыночные связи или выполнять роль "ночного сторожа" и кое-какие другие функции.

 Более последовательным  и принципиальным сторонником  свободного рынка XX в. был Фридрих  фон Хайек, благодаря которому  либеральная экономическая теория  как бы получила "второе дыхание". Среди его сторонников крупнейшие  экономисты П.Самуэльсен, М.Фридмен и другие. Но современная "неолиберальная" экономическая теория не игнорирует роль государства в экономике, а отводит ему второстепенную роль и выступает за последовательное снижение роли государства в экономике.

Плановая экономика. Суть этой системы сводится к следующему: общественная (государственная) собственность практически на все материальные средства производства; командное регулирование из центрально планирующего органа (Госплан); централизованное распределение производственных ресурсов и произведенных продуктов: централизованно устанавливаемая цена. Основоположником теории плановой системы ведения хозяйства был один из крупнейших экономистов XIX в. К.Маркс, который, исходя из процесса обобществления производства, доказывал объективную необходимость смены капитализма коммунизмом, частной собственности - общественной, конкуренции - планом и т.д. Крупнейшими последователями марксистской экономической теории были К.Каутский, Ф.Энгельс, В.Ленин и др.

Смешанные системы. В настоящее время большинство авторов отмечают, что рыночная экономика представляет собой смешанную, в которой взаимодействуют государственный и частный секторы, при этом она фактически не является ни государственной, ни частной, а включает оба сектора. В смешанной экономике государство и частный сектор (предприятия и потребители) играют важную роль для общества в целом. Экономические системы всех стран являются смешанными, хотя одни тяготеют больше к командным, в то время как другие опираются в основном на рыночные методы".

Национальные модели организации хозяйства. Кроме деления экономических систем по типам, в каждой системе существуют еще и свои национальные модели организации хозяйства, свойственные данной стране и основанные на уровне экономического развития, исторических, культурных, бытовых традициях. Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. В Соединенных Штатах большая часть ресурсов распределяется при помощи рынков, на которых отдельные лица и частные фирмы осуществляют торговые сделки с другими лицами или фирмами. Однако в экономике США, как и в других странах со смешанной экономикой, большую роль играют государственные органы власти и управления.. Экономическая система фактически не является ни государственной, ни частной, а включает как бы смесь обоих факторов

 

2. Объективная  необходимость ГРЭ

Государственное регулирование  экономики в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные  задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и социальной сфере. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером  и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми призвано справиться  ГРЭ. К объективным причинам ГРЭ можно отнести:

1.Невозможность успешного  развития экономики вне определения  ее территориального пространства. Определенность и целостность   территориального пространства  обеспечивается государством;

2.Необходимость постоянного воспроизводства и поддержания экономической среды, определяющей цели развития страны и долговременные интересы всего населения;

3.Создание  и поддержание  баланса экономических интересов  в стране;

4.Преодоление и корректировка  диспропорций, возникающих между фазами воспроизводства (производством, распределением, обменом и потреблением), между спросом и предложением и создание более действенных механизмов по их предотвращению;.5. Необходимость учета общемировых тенденций развития приводит к необходимости создания и поддержки развитой коммуникационной и информационной инфраструктуры.

 

3.Различные  модели государственного регулирования

Классическая  модель государственного регулирования  Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал А.Смит. В 1776 г. была опубликована книга А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", принесшая автору мировую славу. Она начинается с характеристики разделения труда как главного фактора роста его производительности. Причину, вызывающую разделение труда, А.Смит видел в склонности человека к обмену одного товара на другой. В основе же этого обмена лежит, согласно А.Смиту, реализация своекорыстного интереса, состоящего в необходимости использовать для удовлетворения собственных потребностей товары и услуги, произведенные другими людьми. Каждый человек достигает своей цели, оказывая услуги другим людям, предлагая им свой труд и его результаты. Поскольку люди имеют самые несходные дарования, последние служат предпосылкой обмены результатов одного вида труда на другой, следствием чего является взаимная выгода. И она тем больше, чем успешнее каждый член общества находит свое место в системе общественного разделения труда, чем выше его природные дарования и уровень профессионального мастерства.

Центральная идея учения А.Смита состоит в утверждении, согласно которому взаимодействие личного  и общественного интересов будет  оптимальным при отсутствии государственного вмешательства в этот процесс, притом, что функции регулирования,  будут осуществляться "невидимой рукой" рыночных сил. Анализируя взаимосвязь и взаимозависимость категорий спроса, предложения, конкуренции, рыночной и действительной цены,  А.Смит создал модель, названную в современной экономический теории рынком совершенной конкуренцией.Последователей А.Смита относят к так называемой классической школе, связанной с именами Д.Рикардо. Ж.Сэя, Д.Милля, А.Маршалла.

Модель активного  государственного вмешательства в  рыночную экономику. Кейнсианство вошло, как известно, в жизнь в 30-х гг. нашего века, когда в ответ на потребности Великой депрессии англичанин Дж.М.Кейнс (1883-1946 гг.) опубликовал свою знаменитую книгу "Общая теория занятости, процента и денег". Свою книгу он начинает опровержением постулатов классической экономической теории о том, что конкурентный процесс непрерывно толкает экономику к устойчивому состоянию полной занятости всякий раз, когда она отклоняется в сторону не до использования своего капитального запаса. Полная занятость, по Кейнсу, достижима при наличии "эффективного спроса", под которым он поднимает ту величину совокупного спроса на произведенный продукт, при которой предприниматели получают максимальную прибыль. "... Уровень занятости, - пишет он - определяется точкой пересечения функций совокупного спроса и совокупного предложения. Именно в этой точке ожидаемая предпринимателями прибыль будет наибольшей. Величину (Д) в этой точке кривой функции совокупного спроса, где она пересекается с функцией совокупного предложения, назовем эффективным спросом".Однако достижение этой точки равновесного состояния экономики за счет сил свободной конкуренции Кейнс считает невозможным.  Можно отметить три ключевых момента в кейнсианстве: признание за системой свободного рынка генетического порока - отсутствия механизма обеспечения устойчивости экономического развития; выделение спроса на товары и услуги в качестве основополагающего фактора регулирования экономики (государство призвано способствовать стимулированию совокупного спроса, влияя на повышение уровня занятости, расширение государственных закупок, снижение цены кредита);  главным инструментом развития спроса считается всемерное поощрение инвестиционной активности.

 

4.Современная  неоконсервативная концепция о  государственном регулировании. Монетаристская теория функционирования рынка.

Монетаризм главным  инструментом регулирования экономических  процессов признает денежное обращение. В монетаристской модели можно выделить три особенности. Предполагается, что  рынки в достаточной мере конкурентны и что система конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Проводится курс на минимизацию государственного вмешательства в функционирование экономики. Деньги рассматриваются как решающий фактор косвенного регулирования всех процессов в экономике. Монетаризм в этом плане реализуется как либерально-ограничительная концепция стабилизационных программ. Типичными мерами государственных программ такого рода (которые называют еще ортодоксальными) являются:сокращение бюджетного дефицита (секвестирование государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий, повышение цен на продукцию и услуги госсектора, увеличение налогов);ограничение роста заработной платы, направляемое на сжатие потребительского спроса;ограничительная кредитно-денежная политика, введение лимитов на эмиссию денег и на государственные займы в Нацбанке, увеличение ставки банковского процента;ослабление контроля над ценами и над экспортно-импортными операциями, поощрение перелива ресурсов в экспортный сектор экономики:девальвация национальной денежной единицы для оздоровления платежного баланса

Концепция предложения  как новое направление ГРЭ. Концепция предложения исходит из недостаточности одной лишь финансовой и денежной политики, Бездействующей на спрос, и включает механизм целенаправленного влияния на предложение. В этой связи ставка делается на меры по снижению издержек производства, что приводит к понижению инфляционных ожиданий людей (и предприятий). Тем самым инфляция преодолевается не за счет безработицы, а в результате поведения субъектов рынка, ориентированного на снижение издержек. Типичными мерами по стимулированию предложения являются: сокращение подоходных налогов, что снижает издержки производства; расшивка узких мест в производстве, в том числе путем обучения дефицитным специальностям, создания хорошо работающей службы трудоустройства; воздействие на заработную плату (сдерживание затрат на оплату труда при снижении налогов); создание благоприятной атмосферы для предпринимательства, особенно инновационного.Если в итоге издержки производства и инфляционные ожидания будут снижены, то кривая предложения сместится вправо и вниз. Это означает, что достигаются одновременно и снижение уровня инфляции, и рост производства. Инфляция опускается, а уровень производства возрастает.

4. Определение  понятия Государственное регулирование  экономики

Государственное регулирование  экономики (ГРЭ) в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.На протяжении всей истории человечества государство в разной степени и формах постоянно участвовало в экономических процессах в рамках всего народного хозяйства, в сферах экономики (промышленности, сельском хозяйстве, финансах, транспорте и т.д.), в отраслях и регионах, в отдельных субъектах хозяйствования и во внешнеэкономической деятельности.Для обозначения роли государства в народном хозяйстве в экономической литературе используются разные термины: "государственное вмешательство в экономику", "государственное регулирование экономики", "государственная экономическая политика", "государственно -монополистическое регулирование". Наиболее соответствующим сущности явления являются термины "государственное регулирование экономики" и "государственная экономическая политика".

5 .Субъекты  и объекты государственного регулирования экономикой

Субъектами экономической  политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных  интересов.

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"