Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция
1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.
Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику , а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.
В постиндустриальной экономике
Кроме того, всё бо́льшую роль играет производство информации. Этот сектор экономически эффективнее материального производства, так как достаточно изготовить первоначальный образец, а затраты на копирование несущественныё
В результате относительного снижения значения материального производства экономика постиндустриальных стран стала меньше зависеть от поставок сырья. Например, беспрецедентный рост цен на нефть в 2004—2005 гг. не вызвал кризиса, подобному нефтяным кризисам в 1970-х годах.
За последние десятилетия доля постиндустриальных и новых индустриальных стран в мировой торговле, инвестициях, инновациях выросла, а остальных стран — снизилась. Идет замыкание товарных, денежных, а главное информационных потоков внутри развитого мира (в смысле сокращения удельной доли потоков, приходящихся на остальные страны).
По мнению В.Иноземцева, « постиндустриальный мир входит в XXI век вполне автономным социальным образованием, контролирующим мировое производство технологий и сложных высокотехнологичных товаров, вполне обеспечивающим себя промышленной и сельскохозяйственной продукцией, относительно независимым от поставок энергоносителей и сырья, а также самодостаточным с точки зрения торговли и инвестиций».
2. Структурная политика государства и ее основные параметры
Структурная политика представляет
собой систему мер
В большинстве стран важнейшей целью структурной политики является развитие экспортных отраслей экономики и повышение национальной конкурентоспособности.
Основными формами осуществления структурных преобразований являются налоговая политика, в частности налоговые льготы новым и другим приоритетным отраслям, прямое финансирование некоторых новейших отраслей, в том числе их развитие в рамках государственного сектора, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и выделение на их основе перспективных направлений развития производства для поддержки государства. Ее конечная цель - обеспечить благосостояние членов общества, развитие и эффективное использование человеческого капитала.
Содействие повышению
конкурентоспособности
3. Необходимость
формирования активной
Цель промышленной политики
- преимущественно косвенные
Промышленная политика, как ядро общеэкономической политики, связана в первую очередь с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного производства. В принципе макроэкономическая политика главной целью имеет финансовую стабилизацию хозяйства, а промышленная политика - экономический рост при динамичном изменении структуры и повышении эффективности промышленного производства и конкурентоспособности продукции.
Образно выражаясь, промышленная политика должна способствовать реализации модели "созидательного разрушения", что в условиях рыночной экономики означает расширение и создание новых рынков, выход на конкурентоспособный уровень производства, увеличение доходности предприятий, обеспечение их лидирующей роли на рынке промышленных товаров и услуг, получение сверхприбыли за счет временной монополии по сравнению с другими конкурентами в результате предложения "суперпродукта".
Рассматривая историю этого вопроса, следует отметить, что произошла эволюция промышленной политики. Когда-то промышленная политика во многом была связана с прямым регулированием государством. Государственный сектор во многих странах, особенно во время войны и первые десятилетия после войны, составлял значительную долю - 30-35% и до 40%. В результате нарастающих процессов приватизации эволюция проходила в направлении перехода от прямых методов регулирования промышленного развития со стороны государства к косвенным методам регулирования на основе промышленной политики.
Одновременно по мере вызревания рыночной экономики постепенно отпадает необходимость создания сложных бюрократических структур в целях детального регламентирования промышленной политики.
Следует различать активную и пассивную роль промышленной политики.
Активная роль промышленной политики заключается в том, чтобы не просто исходить из динамики совокупного платежеспособного спроса, а формировать его на новой основе маркетинговых, технологических и финансово-инвестиционных связей, вести лидирующую роль в связке: государство-рынок.
Пассивная роль промышленной политики проявляется в том случае, если она ориентируется только на общий финансовый индикатор развития народного хозяйства.
Промышленная политика
должна решать следующие основные проблемы
(по классификации Европейской
1) реформы в области
нормотворчества и развития
2) политика в конкретных
промышленных секторах (промышленная
перестройка, закрытие и
3) занятость и
4) инвестиции в материальные активы (промышленность, транспортная инфраструктура, связь);
5) инвестиции в нематериальные активы (промышленные исследования и разработки, передача технологии; подготовка кадров, в том числе управленческих; повышение качества, экологически чистые технологии; развитие стандартизации и статистики);
6) политика в области
конкурентоспособности и
7) международные инвестиции;
8) экологическая политика, промышленная экология;
9) промышленные аспекты энергетической политики;
10) политика регионального развития;
11) промышленное сотрудничество между развитыми странами и странами, находящимися на переходном этапе;
12) специфические аспекты
промышленного развития стран,
находящихся на переходном
4. Виды промышленной политики
Далее рассмотрим основные модели промышленной политики: экспортоориентированная модель; модель импортозамещения; инновационная модель.
1.Экспортоориентированная модель. Суть экспортоориентированной модели промышленной политики состоит во всемерном поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции. Основные поощрительные меры направлены на развитие и поддержку конкурентоспособных экспортных отраслей. Приоритетной задачей считается производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок. Происходит ориентация промышленности страны на мировую конъюнктуру с целью захвата как можно большей доли мирового рынка. Правительство проводит политику создания через налоговые и таможенные льготы, кредитование предприятий-экспортёров, поддержку низкого валютного курса и т.п. благоприятных условий для функционирования и развития экспортоориентированных отраслей.
Важными преимуществами
этой модели является включение страны
в мировое хозяйство и доступ
к мировым ресурсам и технологиям;
развитие сильных конкурентных отраслей
экономики, которые обеспечивают мультипликативный эффект
развития остальных, “внутренних” отраслей
и являются основным поставщиком денежных
средств в бюджет; привлечение валютных
средств в страну и их инвестирование
в развитие производства и сферы услуг
национальной экономики.
2. Модель импортозамещения
Модель импортозамещения представляет
собой стратегию обеспечения внутреннего
рынка на основе развития национального
производства. Импортозамещение предполагает
проведение протекционистской политики
и поддержание твёрдого курса национальной
валюты (тем самым предотвращается инфляция)
. Импортозамещающая модель способствует
улучшению структуры платёжного баланса,
нормализации внутреннего спроса, обеспечению
занятости, развитию машиностроительного
производства, научного потенциала. Негативными
сторонами импортозамещающей модели промышленной
политики являются самоизоляция от новых
тенденций в мировой экономике; возможность
технологического, а следовательно, конкурентного
отставания от развитых стран; опасность
создания тепличных условий для национальных
производителей, что приведёт к неэффективному
управлению и использованию ресурсов;
необходимость, независимо от международного
разделения труда, выстраивать полностью
производственные цепочки, которые могут
быть более капитало- и ресурсоёмкими,
чем уже существующие в других странах.
3. Инновационная модель. Инновационный процесс представляет собой процесс создания, развёртывания и исчерпания новейших технологий, производственно-экономического и социально-организационного потенциала нововведений. Таким образом, мы можем сказать, что инновации есть инвестиции финансовых средств в разработку и использование различного рода новшеств, а не только технических.
Инновационная деятельность
включает в себя как все этапы
научно-технической деятельност
5. Роль
инвестиционной сферы в
В самом широком смысле
слова инвестиционная политика может
рассматриваться как часть
К настоящему времени сложилась определенная структура инвестиций: целевые кредиты инвестиционного характера, сюда относятся: целевые кредиты иностранных государств, международных финансовых институтов, иностранные инвестиции в виде частного капитала.
При выборе приоритетов инвестиционной политики необходимо исходить из долгосрочной стратегии структурной перестройки отечественной экономики.
6.Основные источники инвестиций.
Инвестициями являются: денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество и имущественные права, интеллектуальные ценности
Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет : собственных ресурсов инвестора (прибыли, денежных накоплений, сбережений граждан, юридических лиц и др.);- заемных финансовых средств инвесторов (облигационных займов, банковских и бюджетных кредитов);- бюджетных инвестиционных ассигнований.
Инвестиции вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.
7.Формы
государственного
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики осуществляются:
- в соответствии с
государственными
- прямым управлением государственными инвестициями
- введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот
- предоставлением финансовой пом
- проведением финансовой
и кредитной политики, политики
ценообразования,
- контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, правил обязательной сертификации;
- антимонопольными мерами;
- приватизацией объектов государственной собственности;
- экспертизой инвестиционных проектов.
Нужно выделить прорывные направления, требующие государственной поддержки формирования долгосрочных инновационных и инвестиционных программ и проектов и выработки эффективного механизма их реализации. Эти программы охватывают стратегическую часть инвестиционной деятельности.
Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"