Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

Постиндустриальная  теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную  экономику , а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.

В  постиндустриальной  экономике  наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит конечная составляющая производства — торговля, реклама, маркетинг, то есть сфера услуг, а также информационная составляющая в виде патентов, НИОКР и т. д.

Кроме того, всё бо́льшую роль играет производство информации. Этот сектор экономически эффективнее материального производства, так как достаточно изготовить первоначальный образец, а затраты на копирование несущественныё

В результате относительного снижения значения материального производства экономика  постиндустриальных  стран стала меньше зависеть от поставок сырья. Например, беспрецедентный рост цен на нефть в 2004—2005 гг. не вызвал кризиса, подобному нефтяным кризисам в 1970-х годах.

За последние десятилетия  доля  постиндустриальных  и новых индустриальных стран в мировой торговле, инвестициях, инновациях выросла, а остальных стран — снизилась. Идет замыкание товарных, денежных, а главное информационных потоков внутри развитого  мира  (в смысле сокращения удельной доли потоков, приходящихся на остальные страны).

По мнению В.Иноземцева, « постиндустриальный  мир  входит в XXI век вполне автономным социальным образованием, контролирующим мировое производство технологий и сложных высокотехнологичных товаров, вполне обеспечивающим себя промышленной и сельскохозяйственной продукцией, относительно независимым от поставок энергоносителей и сырья, а также самодостаточным с точки зрения торговли и инвестиций».

 

2. Структурная  политика государства и ее  основные параметры

Структурная политика представляет собой систему мер государственного регулирования с целью создания условий для устойчивого долгосрочного  экономического роста и перестройки  структуры народного хозяйства  с целью защиты и поощрения  отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или служащих национальным интересам.

В большинстве стран важнейшей  целью структурной политики является развитие экспортных отраслей экономики  и повышение национальной конкурентоспособности.

Основными формами осуществления структурных преобразований являются налоговая политика, в частности налоговые льготы новым и другим приоритетным отраслям, прямое финансирование некоторых новейших отраслей, в том числе их развитие в рамках государственного сектора, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и выделение на их основе перспективных направлений развития производства для поддержки государства. Ее конечная цель - обеспечить благосостояние членов общества, развитие и эффективное использование человеческого капитала.

Содействие повышению  конкурентоспособности отечественных  производителей товаров и услуг  на внутреннем и мировом рынках и  обеспечение структурного маневра  в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой  степенью переработки, и отраслей сферы услуг. Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего, на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

 

3. Необходимость  формирования активной промышленной  политики на долгосрочную перспективу

Цель промышленной политики - преимущественно косвенные методы государственного регулирования эффективного промышленного развития (а в необходимых случаях - прямого регулирования), устранение всех препятствий для экономического роста, которые не могут быть устранены естественным ходом событий.

Промышленная политика, как ядро общеэкономической политики, связана в первую очередь с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного производства. В принципе макроэкономическая политика главной целью имеет финансовую стабилизацию хозяйства, а промышленная политика - экономический рост при динамичном изменении структуры и повышении эффективности промышленного производства и конкурентоспособности продукции.

Образно выражаясь, промышленная политика должна способствовать реализации модели "созидательного разрушения", что в условиях рыночной экономики означает расширение и создание новых рынков, выход на конкурентоспособный уровень производства, увеличение доходности предприятий, обеспечение их лидирующей роли на рынке промышленных товаров и услуг, получение сверхприбыли за счет временной монополии по сравнению с другими конкурентами в результате предложения "суперпродукта".

Рассматривая историю  этого вопроса, следует отметить, что произошла эволюция промышленной политики. Когда-то промышленная политика во многом была связана с прямым регулированием государством. Государственный сектор во многих странах, особенно во время войны и первые десятилетия после войны, составлял значительную долю - 30-35% и до 40%. В результате нарастающих процессов приватизации эволюция проходила в направлении перехода от прямых методов регулирования промышленного развития со стороны государства к косвенным методам регулирования на основе промышленной политики.

Одновременно по мере вызревания рыночной экономики постепенно отпадает необходимость создания сложных  бюрократических структур в целях детального регламентирования промышленной политики.

Следует различать активную и пассивную роль промышленной политики.

Активная роль промышленной политики заключается в том, чтобы не просто исходить из динамики совокупного платежеспособного спроса, а формировать его на новой основе маркетинговых, технологических и финансово-инвестиционных связей, вести лидирующую роль в связке: государство-рынок.

Пассивная роль промышленной политики проявляется в том случае, если она ориентируется только на общий финансовый индикатор развития народного хозяйства.

Промышленная политика должна решать следующие основные проблемы (по классификации Европейской экономической  комиссии):

1) реформы в области  нормотворчества и развития законодательства (включая проблемы либерализации, дерегулирования; социальное, трудовое и промышленное законодательство; финансовый инжиниринг, приватизацию);

2) политика в конкретных  промышленных секторах (промышленная  перестройка, закрытие и конверсия  оборонных отраслей промышленности, поддержка мелких и средних предприятий, поддержка высокоприоритетных отраслей);

3) занятость и производительность;

4) инвестиции в материальные  активы (промышленность, транспортная  инфраструктура, связь);

5) инвестиции в нематериальные  активы (промышленные исследования и разработки, передача технологии; подготовка кадров, в том числе управленческих; повышение качества, экологически чистые технологии; развитие стандартизации и статистики);

6) политика в области  конкурентоспособности и конкуренции  (мероприятия на внутреннем рынке; развитие экспорта и либерализация торговли);

7) международные инвестиции;

8) экологическая политика, промышленная экология;

9) промышленные аспекты  энергетической политики;

10) политика регионального  развития;

11) промышленное сотрудничество между развитыми странами и странами, находящимися на переходном этапе;

12) специфические аспекты  промышленного развития стран,  находящихся на переходном этапе.

 

4. Виды  промышленной политики

Далее рассмотрим основные модели промышленной политики: экспортоориентированная модель; модель импортозамещения; инновационная модель.

1.Экспортоориентированная  модель. Суть экспортоориентированной модели промышленной политики состоит во всемерном поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции. Основные поощрительные меры направлены на развитие и поддержку конкурентоспособных экспортных отраслей. Приоритетной задачей считается производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок. Происходит ориентация промышленности страны на мировую конъюнктуру с целью захвата как можно большей доли мирового рынка. Правительство проводит политику создания через налоговые и таможенные льготы, кредитование предприятий-экспортёров, поддержку низкого валютного курса и т.п. благоприятных условий для функционирования и развития экспортоориентированных отраслей.

Важными преимуществами этой модели является включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям; развитие сильных конкурентных отраслей экономики, которые обеспечивают мультипликативный эффект развития остальных, “внутренних” отраслей и являются основным поставщиком денежных средств в бюджет; привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики.  
2. Модель импортозамещения Модель импортозамещения представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твёрдого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция) . Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию машиностроительного производства, научного потенциала. Негативными сторонами импортозамещающей модели промышленной политики являются самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность технологического, а следовательно, конкурентного отставания от развитых стран; опасность создания тепличных условий для национальных производителей, что приведёт к неэффективному управлению и использованию ресурсов; необходимость, независимо от международного разделения труда, выстраивать полностью производственные цепочки, которые могут быть более капитало- и ресурсоёмкими, чем уже существующие в других странах.

3. Инновационная модель. Инновационный процесс представляет собой процесс создания, развёртывания и исчерпания новейших технологий, производственно-экономического и социально-организационного потенциала нововведений. Таким образом, мы можем сказать, что инновации есть инвестиции финансовых средств в разработку и использование различного рода новшеств, а не только технических.

Инновационная деятельность включает в себя как все этапы  научно-технической деятельности, так и производство, обеспечивающее освоение и внедрение инноваций, и деятельность, создающую условия для дальнейшего функционирования инноваций (т.е. посредническая деятельность) Взаимоотношения инновационного процесса с рыночной экономикой весьма противоречивы. С одной стороны, в рамках рыночных отношений проявляются такие стимулирующие инновационную деятельность критерии, как социальная активность, творческая инициатива, селекционная способность рынка обеспечивать отбор и выживание наиболее эффективных и адаптированных новаций. С другой стороны, рыночные отношения не могут считаться совершенными для воздействия на инновационные процессы, поскольку в поведении хозяйствующих субъектов рынка преобладают краткосрочные, конъюнктурные решения, в то время как инновационная деятельность, как и инвестиционная, рассчитана на долгосрочный период; происходит игнорирование внепроизводственных факторов – экологии, социальной сферы и т.п. ; в условиях конкурентной среды, несовершенной является системы движения информации, отсутствие информации о новшествах, а соблюдение данных условий необходимо для ведения инновационной деятельности, поскольку позволяет знакомиться с современными научными тенденциями, ведущимися исследованиями и разработками, обмениваться новшествами и “ноу-хау”. Поэтому, для эффективного функционирования инновационной деятельности, необходимо её государственное регулирование, для чего и предназначена инновационная модель промышленной политики.

 

5. Роль  инвестиционной сферы в структурной  и промышленной политике.

В самом широком смысле слова инвестиционная политика может  рассматриваться как часть государственной  экономической политики, направленная на обеспечение эффективной инвестиционной деятельности.

К настоящему времени  сложилась определенная структура инвестиций: целевые кредиты инвестиционного характера, сюда относятся: целевые кредиты иностранных государств, международных финансовых институтов, иностранные инвестиции в виде частного капитала.

При выборе приоритетов  инвестиционной политики  необходимо исходить из долгосрочной стратегии структурной перестройки отечественной экономики.

 

6.Основные  источники инвестиций.

Инвестициями являются: денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество и имущественные права, интеллектуальные ценности

Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет : собственных  ресурсов инвестора (прибыли, денежных накоплений, сбережений граждан, юридических  лиц и др.);- заемных финансовых средств инвесторов (облигационных займов, банковских и бюджетных кредитов);- бюджетных инвестиционных ассигнований.

Инвестиции вкладываются в объекты предпринимательской  и других видов деятельности в  целях получения прибыли и  достижения положительного социального эффекта.

 

7.Формы  государственного регулирования  инвестиционной деятельности: инвестиционные  программы, прямое управление  государственными инвестициями

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики осуществляются:

- в соответствии с  государственными инвестиционными  программами;

- прямым управлением  государственными инвестициями

- введением системы  налогов с дифференцированием  налоговых ставок и льгот

- предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

- проведением финансовой  и кредитной политики, политики  ценообразования, амортизационной  политики;

- контролем за соблюдением  государственных норм и стандартов, правил обязательной сертификации;

- антимонопольными мерами;

- приватизацией объектов  государственной собственности;

- экспертизой инвестиционных  проектов.

Нужно выделить прорывные  направления, требующие государственной  поддержки формирования долгосрочных инновационных и  инвестиционных программ и проектов и выработки эффективного механизма их реализации. Эти программы охватывают стратегическую часть инвестиционной деятельности.

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"