Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:07, курс лекций
Тема 1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина
Тема 2. Региональная политика
Взгляды Лаундхарта получили дальнейшее развитие в работах А. Вебера. Основополагающей работой немецкого экономиста и социолога А.Вебера является: "О размещении промышленности: чистая теория штандорта" (1909 г.). Принципиальное отличие подхода А.Вебера от подхода Лаундхарта состоит в том, что Вебер более комплексно сформулировал задачу размещения. Задача размещения, по мнению Вебера, является минимизация общих издержек производства изолированного предприятия, а не только транспортных издержек. Вебером анализируется влияние на размещение трех факторов - транспорт, рабочая сила, агломерация. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении - транспортная, рабочая и агломерационная.
Производства с высокой материалоемкостью тяготеют к пунктам производства сырья и материалов, а производства с низкой материалоемкостью - к центру потребления. Рабочая ориентация определяется с учетом различий в издержках на рабочую силу. Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия заключается в оценке эффекта экономии за счет укрупнения производства.
Следующим шагом в развитии теорий размещения стало появление теории размещения населенных пунктов. Первую теорию о функциях и размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул В.Кристаллер. Его теория центральных мест раскрывается в вышедшей в 1913 г. работе "Центральные места в Южной Германии". Центральными местами В.Кристаллер называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта).
Наиболее яркими представителями нового этапа развития теорий размещения (середина XX в.) являются Август Леш и Дэвид Смит – их теориями называют новыми или неоклассическими штандортными (общая теория размещения).
Польский экономист А.Леш изложил свои взгдяды в работе "Пространственная организация хозяйства", вышедшей в 1940 г. Общая теория размещения связывает частные теории Тюнена, Вебера, кристаллера. Она расширяет предмет теории размещения, переходя от уровня предприятий и поселений к проблемам формирования экономических регионов. Особенностью мышления А. Леша является высокая степень абстрагирования и теоретических обобщений при объяснении возникновения территориального разделения труда. Например, К. Маркс объяснял происхождение территориального разделения труда региональными различиями условий производства: климат, почвы, природные ресурсы и т.д. Методология Леша принципиально иная.
Вопрос ставится так: какие условия необходимы и достаточны для возникновения территориального разделения труда? Предполагается, что территория абсолютно однородна и изначально пуста. Учитываются только два фактора: эффект концентрации производства и транспортные издержки. Для каждого вида деятельности существует свой рациональный предел концентрации, превышение которого перекрывается ростом транспортных издержек. Для разных видов производств сочетания указанных двух факторов дают разные оптимальные решения. И уже в силу этих обстоятельств возникают разные концентрации разных производств по территории, т.е. территориальное разделение труда.
Отличие неоклассических теорий от классических – осознание невозможности создания общей теории размещения промышленного производства. Критерием оптимальности размещения является максимизация чистой прибыли. На данном этапе развития штандортных теорий было рассмотрено большее число факторов, учитываемых при выборе места размещения предприятий: налоговая система, государственные границы, технический прогресс, проблемы охраны окружающей среды.
Развитие статических теорий продолжается вплоть до настоящего времени, в основном в направлении увеличения числа учитываемых факторов размещения предприятий. Кроме того, стали рассматриваться не только однозаводские, но и многозаводские промышленные фирмы. Важнейшая цель многозаводской фирмы – размещение отдельных предприятий для достижения наименьших издержек и наивысших прибылей компанией в целом.
В рамках динамических теорий рассматриваются преимущественно многозаводские компании. Динамической теорией размещения можно считать концепцию продуктово-производственного цикла Р. Вернона, выходящую далеко за рамки региональных теорий. Основополагающий тезис Вернона – любой продукт имеет ограниченный жизненный цикл, в течении которого выявляются характерные изменения в процессах его производства, а вместе с тем и изменения в оптимальности его размещения. Его концепция подвергалась критике за недооценку роли социально-экономических факторов и самих промышленных фирм. Поэтому авторы последующих теорий стали обращать основное внимание не на внешние условия и факторы размещения, а на особенности возникновения и развития промышленных фирм и предприятий, их роль в создании условий для своего развития.
Целостная динамическая теория размещения к настоящему времени еще не сложилась. К настоящему времени более разработанными считаются теории регионального роста.
Отраслевая структура экономики
Отраслевая структура экономики – это совокупность отраслей народно – хозяйственного комплекса, характеризуется определенными пропорциями и взаимосвязями.
Как правило в целом экономический комплекс представляется двумя сферами: материальная и нематериальная( искусство, наука, оборона, управление, образование, здравоохранение).
Производство: промышленность, торговля, питание, сельское хозяйство.
Непроизводственная сфера – социальная.
Инфраструктура – это отрасли, обеспечивающие производство либо социальные потребности.
Территориальная структура – это деление всей системы хозяйства по территориальным образованиям.
Территориальная структура меняется медленнее по сравнению с отраслевой структурой, она более инерционна. Эта сфера говорит о том, что регион специализирован на каком – либо производстве. Преодолеть эту специализацию сложно.
Методы определения специализации территории
Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. Национальная и мировая тенденция – объем товарооборота растет быстрее, чем объем производства (т.е. регион производит что-то, но не может существовать без продукции соседнего региона, и они меняются).
Кризис задевает особенно сильно узкоспециализированные регионы.
Способы определения тенденций развития (коэффициенты специализации):
1. коэффициент межрайонной товарности
,
В – вывозимая продукция,
П – производимая продукция.
Кмт показывает специализированность региона, его можно также рассчитывать для ввоза.
2. коэффициент локализации
,
Ор – объем производства отрасли региона;
Ос – объем производства отрасли в стране;
Пр – объем промышленности в целом в регионе;
Пс – объем промышленности в целом по стране.
Пр=∑Ор Пс=∑Ос
Этот коэффициент показывает специализирован ли регион. Если процент по региону больше, чем по стране, то регион специализирован. Если процент по региону меньше, чем по стране, то регион ввозит продукцию данной отрасли, специализация ниже, чем в среднем по стране.
3. коэффициент душевого производства
,
Ор, Ос – объем отрасли в регионе, в стране;
Нр, Нс –трудоспособное население, занятое в отрасли по региону, по стране.
Показывает больше производительность региона, чем его специализацию.
4. коэффициент рыночной специализации – показатель специализации региона по некоторой отрасли.
,
Уо – удельный вес региона в стране по данной отрасли промышленности;
Ур – удельный вес региона в стране по всей промышленности.
Состав и сущность региональных финансов.
Финансы централизованные и децентрализованные и их соотношение.
Роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии территорий.
Консолидированный бюджет региона.
Бюджет региона и региональные внебюджетные фонды.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета.
Основные направления расходования регионального бюджета.
Финансовый и налоговый потенциал.
Сводный финансовый баланс региона.
Формы финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ.
Управление региональными долгами.
Реформирование региональных финансов
Состав и сущность региональных финансов.
Финансы – совокупность отношений по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Отношения, т.к. это не только момент расплаты, а всего, что этому предшествует.
Состав региональных финансов:
1. бюджет;
2. государственные внебюджетные фонды;
3. органы власти могут создавать собственные внебюджетные фонды, тогда это внебюджетные фонды органов территориального управления;
4. финансы предприятий располагающихся на территории региона;
5. финансы населения.
Финансы централизованные и децентрализованные и их соотношение.
Централизованные финансы – те, которые непосредственно управляются государством. У государства есть прямые рычаги воздействия на эту централизованную часть (бюджет, государственные внебюджетные фонды, внебюджетные фонды организаций территориального управления – централизованные части региональных финансов). Остальные части – децентрализованные.
Непосредственных рычагов воздействия на финансы предприятий и населения у государства нет, поэтому они децентрализованы. Государство может на них влиять путем создания условий (инвестирование, хранение денег населением в банках), и это косвенные рычаги управления.
Централизованные и децентрализованные финансы могут рассматриваться и в других аспектах:
1. соотношение государственных и негосударственных финансов;
2. даже внутри государственных финансов существует проблема, состоящая в том, какая их часть будет относиться к федеральному центру, а какая их часть будет отдана региону.
Роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии территории.
Роль огромна, важна, без финансового обеспечения невозможно решить ни один вопрос, программа оформляется с сопровождением финансового обеспечения.
Бюджет – это и есть финансовое планирование территории. Из него финансируется значительная часть ВВП и консолидируется в нем.
Консолидируемый бюджет региона
Бюджет области + бюджеты муниципалитетов. Консолидированные бюджеты в законы не оформляются.
Внебюджетные фонды РФ
обязательное медицинское страхование;
пенсионный фонд;
социальное страхование;
Государственные внебюджетные фонды субъектов РФ входят в бюджетную систему региона, но в консолидированный бюджет они не входят.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ в законодательные акты они не оформляются. Исключение – фонд обязательного медицинского страхования:
3,6% от фонда ОТ;
0,4 – в федеральный;
3,2 – в региональный.
Внебюджетные фонды органов территориального управления не консолидируется и не учитываются в бюджете области. У фонда должна быть определена цель, устав, учредители, структура управления. У них должны быть собственные источники доходов, при этом они не могут быть теми же, что и доходы бюджета, а только те, которые в бюджет не попадают (фонды земельного департамента, правоохранительной деятельности).
Налоговые и неналоговые доходы бюджета.
Налоговые поступления в бюджет регулируются налоговым кодексом и решениями территориальных властей. Неналоговые базы – имущество, земля, заработная плата, прибыль.
К федеральным бюджетам относятся налоговые пошлины, НДС, акцизы.
Местные – налог на землю, на рекламу, на имущество физических лиц и местные лиц. Сборы.
Неналоговые доходы – доход от внешнеэкономический деятельности, от продажи государственной собственности, прибыль унитарных предприятий, доход от аренды земли и имущества, доход от безвозмездных перечислений (помощь нижестоящим бюджетам от вышестоящих).
Штрафы от административных правонарушений – неналоговые доходы.
Объективные причины централизации управления собственностью на государственном уровне.
Правовые основы управления государственной собственностью.
Закон Рязанской области «О государственной собственности Рязанской области».
Проблема баланса активов и пассивов региона как задача управления собственностью. Проблема переоценки имущества и оценки бизнеса как задача управления собственностью.
Объективные причины централизации управления собственностью на государственном уровне
Все страны с рыночной экономикой не имеют 100% частной собственности, везде признается и существует государственная собственность. У государства имеются объективные причины на обладание этой собственностью, т.к. одна из важнейших функций государства – обеспечение потребностей общества. Здесь возникает вопрос централизации и децентрализации, их соотношения, и единых правил здесь не существует.
Информация о работе Лекции по «Региональная экономика и управление»