Лекции по «Региональная экономика и управление»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:07, курс лекций

Описание

Тема 1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина
Тема 2. Региональная политика

Работа состоит из  1 файл

Regionalnaya_ekonomika_lekcii.doc

— 772.50 Кб (Скачать документ)

4. технологическая новизна;

5. заинтересованность территории в проекте.

 

Региональная политика в странах ЕЭС: закономерности и особенности

Все страны ЕЭС можно поделить на 4 условных группы:

1. группа слаборазвитых стран:

Исландия;

Португалия;

Греция.

ВНП на душу населения здесь наиболее низкий. Свобода и относительная самостоятельность территорий меньше. Региональная политика подчинена национальным интересам.

2. страны с так называемыми зонами особых климатических зон (за полярным кругом находится часть территории) Региональные аспекты по отношению к этим территориям усилены.

3. страны, имеющие относительно высокое территориальное неравенство развития территорий:

    1. Германия (западная и восточная)
    2. Италия (север и юг)

В региональной политике усиленное внимание уделяется именно неразвитым странам.

4. все оставшиеся, они относительно однородны по меркам ЕЭС.

 

«Общие правила» региональной политики стран-членов ЕС и их значение для России.

Во многих странах региональная политика все больше обнаруживает у себя так называемые «общие правила» (тенденции и закономерности), самой общей из которых является структура вопросов, к которым приковано внимание (законодательство, институты и т.д.). Но при этом необходимо учитывать некоторые факторы:

1. исторический (опыт других стран);

2. вопрос сопоставимости национально законодательно – институционных сред (в Западной Европе эти среды действуют десятилетия, и общество в них действует стабильно, а Россия не полностью закончила переходные процессы).

В странах западной Европы идут процессы децентрализации, более того есть страны, унитарные по своей Конституции, и у них усиливаются элементы, присущие федеративному государству. Но в то же время роль государства в экономике все усиливается.

Доля суммарных государственных расходов в ВВП, %

Государство

1970

1980

1990

1997

Германия

Испания

Италия

Франция

Россия

32,8

16

32

36,1

-

42,8

28,9

38,1

45,1

-

42,3

37,9

47,9

46,1

34,9

45,6

43,5

49,1

47,6

40,7

Децентрализация в целом и процессы, связанные с ней носят долгосрочный характер (десятилетиями длились планы и программы). Оказывается, что у процессов децентрализации в ГУ, существует несколько условий – политическая стабильность, стабильность институтов, но главное – в долгу у государства должен быть высокий уровень экономического развития (ВВП на душу населения).

Касаясь пространственной организации России, то в ее совершенствовании идет дискуссия по поводу субъектов региональной политики и их укрепления. Этот решается путем создания федеральных округов. Выделение объектов регулирования не всегда может совпадать с административными границами. На базе этих зон могут выделяться проблемные зоны.

В государствах членах ЕЭС институциональной среде и самим институтам уделяется большое влияние. В России решением вопросов государственной и региональной политики занимаются различные министерства и ведомства в какой – то части, а единых институтов по региональному развитию нет.

Законодательной базы в странах ЕЭС тоже достаточно, а у нас законодательная база слабая, она существует фрагментально. Законодательства о территориальном устройстве нет. Была попытка – генеральная схема расселения, которая осуществилась без среды к ее реализации, т.е. если нет структуры, которая этим занимается, то и исполнять эту схему некому. Отчасти федеральные проблемы регионального развития выполняют функции, но они слишком узкие, не комплексные. Отсутствие таких программ на государственном уровне приводит к их отсутствию в регионах.

Политика финансово – экономического выравнивания существует везде и основывается на конституционных положениях. В этом выравнивании задействовано несколько механизмов, в том числе бюджетное выравнивание.

Финансовая помощь бюджетам субнационального уровня (до середины 90-х гг.)

Страны

В % ВВП

В % к доходам субнациональных бюджетов

Германия

Испания

Италия

Франция

Россия

1,5

4,9

7,6

3,1

1,8

8,4

43,2

57,8

30,6

12,4


Важным механизмом регионального развития является его стимулирование. Во всех странах имеется тот или иной механизм стимулирования. У нас в последнее время появилась только стимулирующая функция – в трансфертах есть стимулирующая часть.

 

Основное содержание (направление) современной региональной политики.

В настоящее время в региональной политике страна должна столкнуться с рядом новых явлений, последствия которых для региональной политики оценить однозначно тяжело. Особенности:

1.             дальнейшей экономический рост в стране должен происходить на качественно новой основе (1-я лекция);

2.             у российских регионов будет расти зависимость от мирового хозяйства;

3.             переход к постиндустрии и информационному обществу с особыми функциями различных регионов;

4.             изменения образа жизни населения, и соответственно связанные с этим требованием развитие социальной сферы;

5.             ужесточение экологических требований;

Сама стратегия региональной политики во временном аспекте содержит 3 этапа:

1. завершение переходного периода;

2. осуществление крупных программ, которые приведут к качественному изменению производства, природопользования, охраны окружающей среды, развития средств связи и транспорта и т.д.

3. выход подавляющего большинства регионов в режим устойчивого поступательного развития.

 

 

Тема 3. Отраслевая и территориальная структура региональной экономики

 

Закономерности размещения производительных сил.

Факторы территориального размещения производства.

Отраслевая структура экономики.

Территориальная структура экономики.

Методы определения экономической специализации территорий.

Коэффициенты территориальной специализации.

 

Закономерности размещения производительных сил

Производительные силы распределяются неравномерно, освоенность территорий различна. В условиях становления национально – промышленного комплекса выделяются закономерности размещения производительных сил. Эти закономерности не так уж и сложны, они вытекают из самого понятия эффективного рационального ведения хозяйства. Но эти закономерности формируются на определенном историческом этапе развития общества.

Закономерностями размещения производственных сил являются наиболее общие отношения между производственными силами и территориями.

Важнейшие закономерности размещения производственных сил в РФ на современном этапе:

 рациональное и наиболее эффективное размещение производства;

 комплексное развитие хозяйственно – экономических районов, субъектов РФ;

 рациональное территориальное деление труда между регионами и внутри них;

 выравнивание уровней социального и экономического развития регионов.

Рациональное и эффективное размещение производства означает – экономное размещение, т.е. там, где больше экономия всех средств; в России одну из первых очередей рациональность и эффективность может быть рассмотрена с точки зрения транспортной доступности, экономии транспортных расходов. Существует дилемма – приблизить производство к источнику сырья / удалить от потребления. НО: выгодно транспортировать готовую продукцию.

Комплексное развитие хозяйственно – экономических районов и субъектов РФ. Под комплексным развитием понимают развитие промышленной сферы в комплексе с социальной сферой. Но можно понимать и боле узкую формулировку, т.е. разумное сочетание всех отраслей экономики.

Рациональное территориальное деление труда. Региональное деление труда и деление труда связаны между собой. Регионы делятся по специализации, но и внутри региона есть деление. Сейчас стремятся к тому, чтобы регион находил свою нишу не только в РФ, но и на международном рынке.

Выравнивание уровня экономического и социального развития. Везде национальная политика ведется к тому, чтобы все регионы были равны хотя бы по социальным услугам, оказываемых населению. Легче его достичь при достижении единого экономического уровня. Но это не достижимо, тем более для России, с ее различностью по территориальным и климатическим условиям регионов. Поэтому во всех странах существуют различные механизмы выравнивания этого уровня: проблемы развития различных регионов, различные инвестиционные проблемы по отраслям и регионам, бюджетное регулирование. Встает вопрос о финансовой децентрализации, чтобы она соответствовала уровню и характеру размещения производственных сил.

Есть еще одна закономерность: экологический фактор все больше учитывается при размещении производительных сил.

 

Факторы территориального размещения производства

Факторы размещения – это совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов или конкретной территориальной организации.

Факторы, влияющие на размещение:

 климатические (зерно там, где оно растет);

 демографические;

 ресурсные;

 экономические (современное состояние экономики, мощностей того или иного региона);

 исторический.

 

Теории размещения производств

Все теории размещения можно разделить на статические и динамические (общая теория размещения). Статические теории появились еще в первой половине XIX в., динамические – в начале XX столетия. Первые теории размещения, считающиеся классическими теориями, связаны с именами Й.Г. фон Тюнена, В. Лаунхардта и А. Вебера. В 1826 г. Выходит книга немецкого экономиста Й.Тюнена "Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии", посвященной выявлению закономерностей размещения сельского хозяйства.

Основными особенностями этих теорий являются:

        Рассмотрение одного отдельно взятого сельскохозяйственного или промышленного предприятия;

        Предположение о том, что данные по всем факторам размещения можно собрать, обобщить и получить точный ответ об оптимальном месте строительства предприятия (размещении производства).

По мнению Тюнена и Лаунхардта, основной фактор размещения - транспортный фактор[1]. Правильный выбор места для их размещения они обосновывали минимизацией транспортных издержек доставки сырья, вспомогательных материалов и готовых изделий.

Й. Тюнен, в частности, рассматривал наличие экономически изолированного от основного мира государство, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Транспортные затраты прямо пропорциональны весу груза и дальности перевозки. Й. Тюнен ставил вопрос: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство, и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города. В результате выявляются зоны, наиболее благоприятные для размещения в их пределах тех или иных видов сельскохозяйственных производств.

А. Вебер и В. Лаунхардт считаются разработчиками первой теории размещения промышленности. Главным критерием оптимальности размещения является минимизация суммарных издержек производства и сбыта. При этом должны учитываться транспортные и трудовые издержки, расходы на сырье и энергию.

В. Лаундхарт разработал теорию рационального штандорта промышленного предприятия. Его главное открытие - метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. В отличие от размещения сельскохозяйственного производства, при размещении промышленности место производства и место добычи сырья рассматриваются как разные пространственные пункты. Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у Й.Тюнена, являются транспортные издержки.

Информация о работе Лекции по «Региональная экономика и управление»