Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:07, курс лекций
Тема 1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина
Тема 2. Региональная политика
укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;
содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;
достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;
развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других);
стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать "локомотивами" и "точками роста" экономики субъектов Российской Федерации;
оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;
разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие);
совершенствование экономического районирования страны.
Одним из главных условий реализации перечисленных задач региональной политики является обеспечение единства экономического пространства страны, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур.
При этом территориальное разделение труда и производственная специализация хозяйства регионов Российской Федерации должны обеспечиваться следующими методами:
модернизация структуры хозяйства индустриально развитых районов на принципах экономики постиндустриального типа;
содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями приграничных областей России и соседних государств, включенных в единые производственно-
обеспечение условий для привлечения ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, а также к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;
привлечение инвестиций регионов России и иностранных государств, заинтересованных в развитии общероссийской инфраструктуры и ее включении в систему мировых коммуникаций;
обеспечение государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, прежде всего в сфере транспорта и энергетики, выравнивающего условия хозяйственной деятельности в различных районах страны.
Методы и формы реализации региональной экономической политики
Дальнейшее развитие должны получить такие методы и формы государственного воздействия, как прогнозирование и программирование.
Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.
В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как:
1. участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
2. размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
3. поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
4. содействие активизации международных экономических связей регионов Российской Федерации;
5. создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
6. содействие малому и среднему бизнесу.
Методы региональной экономики
1. метод системного анализа
совокупность всех процессов, явлений и процессов изучается в системе, т.е. во взаимодействии, но каждый из элементов изучается и в отдельности(метод декомпозиции), изучаются прямые и обратные связи, причинно-следственные связи, система изучается как в статическом положении, так и в динамическом развитии. Окончательные выводы делаются только после всех этих этапов анализа.
2. метод моделирования
построение экономико-математических моделей на основе экономико-математического моделирования. Под моделью понимаются форменные выражения, отражающие функциональные зависимости. Модель может быть и графической. Чем точнее модель описывает процессы, тем она лучше, тем лучше прогноз. Обилие различных факторов и переменных может осложнить модель.
3. статистические методы
применение математического аппарата статистики. Здесь исследуются различные факторные зависимости, корреляционные, регрессионные зависимости, строятся различные множества, в том числе размытые. Статистические методы дают аппарат для оценки характеристик с вероятным отклонением. Эти методы базируются на данных произошедших событий, поэтому они отражают зависимости прошлых периодов. Построенная тенденция прошлого при направлении в будущее, делаются прогнозы на будущее с некоторыми поправками (корректирующие коэффициенты).
4. картографические методы
5. ранговые методы
Нормативно-правовое регулирование региональной политики.
Законотворческий процесс в сфере региональной политики должен быть направлен на гармонизацию отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Конституция Российской Федерации создает для этого необходимые предпосылки, являясь основой для разработки механизма регулирования федеративных отношений.
Приоритет в этой сфере должен быть отдан законодательному разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку решение таких вопросов, как разграничение государственной собственности на природные ресурсы, землепользование, бюджетное устройство и налоговое регулирование, обеспечение социально-экономических прав граждан, не должно осуществляться на индивидуальной основе, а также обеспечению соответствия конституций (уставов), законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам. Общие правила, установленные федеральными законами, могут конкретизироваться применительно к экономическим, национальным и иным особенностям регионов различными соглашениями и договорами между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Современное содержание и проблемы региональной политики России.
Из документа «Основные направления развития России до 2010г.»
Региональная политика является частью общей экономической политики, частью стратегии, поэтому сама стратегия социально – экономического развития может быть реализована только при хорошей организации и проработанности региональной политики, в том числе вопросы создания необходимых пропорций в экономике именно в территориальном аспекте. Необходимо формирование эффективного общероссийского рынка.
Современные проблемы и негативные тенденции:
1. усилившаяся дифференциация социально – экономического развития.
В России эта дифференциация историческая, это оказывало существенное влияние на функционирование государства, структуру его экономики, социально – экономической политики. Но в последние годы межрегиональная дифференциация усилилась, но 2 последних года это под вопросом. Это связано с переходом к рыночным реформам и с кризисными явлениями в экономике вообще.
Причины дифференциации:
a) в связи с переходом к рыночным условиям конкуренция между регионами обострилась;
b) регионы были различны по способностям приспособленности к изменениям (менталитет населения и власти);
c) с началом изменений роль государственного регулирования ослабла;
d) сработали чисто субъективные факторы – субъекты были не сравнимы с центром.
В результате по такому показателю как производство ВНП на душу населения регионы различаются более чем в 20 раз, она естественно признается чрезмерной и накладывает отпечаток на региональную политику.
2. Существование проблемных регионов – территорий с какими – то аномальными явлениями, которые характеризуются наибольшей остротой кризиса.
Выделяются несколько категорий таких регионов:
a) кризисные – регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных обще – политических конфликтов, экстремальных спадов производства и уровня жизни, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительная вынужденная эмиграция населения;
b) отсталые либо слаборазвитые – те субъекты РФ, у которых их экономический потенциал в силу объективных и исторических причин находятся на уровне значительно ниже российского, а экономика характеризуется состоянием длительного застоя, она малодиверсифицирована, слабо развита инфраструктура, социальная база (республики Северного Кавказа и национальные автономии, за исключением нефтегазодобывающих).
Государство скорее всего еще длительный период будет вынуждено оказывать поддержку;
c) депрессивные – регионы, характеризуются устойчивым и глубоким экономическим спадом, там резко снижена экономическая активность и резко упал уровень жизни населения. Это зоны старопромышленных, агропромышленных и некоторых добывающих регионов европейского центра, Урала, Юга, Сибири и ДВ.
В отношении этой категории задача стоит так сказать выйти на траекторию самодостаточного развития.
d) Северные территории – регионы с набором типичных негативных факторов – неблагоприятный климат, высокая стоимость жизни, повышенные транспортные и производственные издержки, экологическая уязвимость. Они только богаты природными ресурсами (цветные металлы, газ, нефть);
3. Дезинтеграция экономического права.
В 90-х гг. сократился межрегиональный товаро – и пассажирооборот – следовательно дезинтеграция гуманитарного производства. В рыночных условиях никто не заинтересован в снижении товарооборота.
Теория регионального роста
Теории регионального роста исследуют различия в региональных темпах роста, объясняя причины этих различий.
Можно выделить две группы теорий регионального роста – неоклассические теории и теории кумулятивного роста.
Во многих неоклассических моделях роста (Дж. Бортс) подразумеваются тенденции к выравниванию межрегиональных различий путем перемещения капитала из высокоразвитых районов с пониженной прибыльностью инвестиций в менее развитые, отличающиеся большей доходностью капиталовложений.
В теориях кумулятивного роста авторство базовой модели принадлежит Г. Мюрдалю. Как утверждает Мюрдаль, с помощью специализации и эффекта масштаба незначительное преимущество территории со временем может вырасти и быть приумножено [3]. Распространение этого положения на регионы приводит к выводу, что преимущества определенных местностей, так называемых центров роста, обуславливают ускорение их развития, в то время как отставание слаборазвитых регионов может еще более углубиться.
Об образовании скоплений городов, становящихся крупными промышленными центрами («полюсы роста»), писал Х. Ричардсон. По его мнению, именно региональная агломерационная экономика играет ключевую роль, стимулируя технический прогресс и рост производительности труда, оказывая сильное воздействие на процессы размещения предприятий.
Значительный вклад в развитие полюсов роста внес Ж.-Р. Будвиль. Согласно его концепции, развитие производства не происходит равномерно во всех отраслях хозяйства – всегда можно выделить динамичные отрасли, так называемые «пропульсивные» отрасли. Они представляют собой «полюса развития». Благодаря процессу концентрации производства пропульсивные отрасли сосредотачиваются в определенной точке (районе) – «центре (полюсе) роста». Ж.-Р. Будвиль предложил их иерархию, основанную на теории центральных мест В. Кристаллера. Среди полюсов роста выделяются:
Мелкие и средние города, специализирующиеся на отраслях третичного сектора и обслуживающие прилегающую сельскую местность;
Промышленные города среднего размера с диверсифицированной структурой хозяйства, развивающегося за счет внешних влияний;
Крупные городские агломерации с развитой структурой хозяйства, включающей пропульсивные отрасли, что обусловливает автономность роста;
Информация о работе Лекции по «Региональная экономика и управление»