Лекции по «Региональная экономика и управление»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:07, курс лекций

Описание

Тема 1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина
Тема 2. Региональная политика

Работа состоит из  1 файл

Regionalnaya_ekonomika_lekcii.doc

— 772.50 Кб (Скачать документ)

Централизованное воздействие государства на регионы велико. 49% населения страны живет на территории, охваченной этой поддержкой.

Механизмы:

 инвестиционные гранты (конкурсы);

 налоговая помощь, налоговые льготы, налоговые кредиты;

 создаются фонды для средних и малых провинций;

 специальные фонды для молодых производителей в проблемных зонах.

 

2. Франция

Территориальная организация.

22 региона, 96 департаментов, 36 тыс. коммун. В среднем коммуна составляет до 3 тыс. человек.

Под местным самоуправлением во Франции понимаются регионы, департаменты, коммуны, заморские территории. Департаменты сложились еще в средневековье, коммуны – более молодые образования. В 1999 году принят закон о долгосрочном благоустройстве и развитии территорий, что предусматривает введение 2 категорий территорий – земель и агломераций.

Агломерация – больш. д. и численность населения, минимальная численность – 50 тыс. человек, если агломерация > 300 тыс. человек, то она становится полноправным участником отношений «государство – регион».

Институциональная среда и правовая среда.

Управления занимающиеся региональной политикой:

 Делегация по благоустройству территорий и региональному развитию;

 Межведомственный комитет помощи по размещению видов экономической деятельности;

 Фонд обустройства и развития территорий.

В середине 90-х принят «Программа закон об обустройстве и развитии территорий», отражающий цели и задачи, организационные основы территориального планирования, механизмы учета мнения широких слоев населения, финансовые инструменты плана, экономические регуляторы развития приоритетных зон, механизмы регулирования бюджетных доходов и расходов разных уровней, местное развитие и межкоммуное сотрудничество.

Планирование регионального развития.

С 44 – 92 гг. во Франции разрабатываются национальные планы регионального развития. Проблема регионального развития решается в рамках общегосударственной политики. Государственные директивы региональной политики решаются центральным правительством совместно с регионами и департаментами и даже с коммунами, но при условии, что в коммуне > 2 тыс. чел. В 99 г. во Франции были приняты поправки к национальному законодательству, все более ориентированных на централизацию планирования регионального развития. Все больше стал проявляться крен в сторону разработки региональных схем, а не национальных. Ориентация политики раньше была на с/х или депрессивные районы, то по новому законодательству большая ориентация делается на агломерации.

Финансово – экономическое выравнивание.

Здесь соблюдается принцип: «Тот или иной уровень управления осуществляет свои полномочия лишь в том случае, когда полномочий не хватает у органов более низкого уровня». Этот принцип действует в отношении всех стран ЕЭС.

Механизмы выравнивания:

 трансферты.

 перераспределение налоговых полномочий.

В трансфертах есть часть, называемая дотациями:

 основная дотация;

 дотация на выравнивание (выравнивается экономический потенциал);

 дотация по возмещению (рассчитывается пропорционально некоторым социально – экономическим показателям – протяженность дорог, численность УЗ).

Стимулирование регионального развития.

Формы:

1. премия по обустройству территории

(премируется создание новых рабочих мест, 50-70 тыс. франков в зависимости от территории за каждое рабочее место).

2. помощь в децентрализации

цель перемещение правления за пределы региона (99% касается Парижа)

3. налоговые стимулы

4. «плановые контракты» государство – регион

(реализация проектов либо национальных либо региональных).

 

3. Германия

Особенности федеративного устройства.

В конституции есть раздел «Общие задачи федерации и земель».

Совместно решаются задачи:

1. расширение и строительство новых вузов, включая клиники при них.

2. улучшение регионально-экономической структуры.

3. улучшение аграрной структуры.

С объединением Германии выросла роль задач: сохранение и санация промышленности, ее конкурентоспособности, создание новых конкурентных рабочих мест, актуальная политика на рынке труда и улучшение размещения промышленности и инфраструктуры объектов.

Институциональная и правовая среда.

Этим занимается Федеральное министерство транспорта, строительства и жилья, Агентство по строительству и пространственному планированию (научный институт), Комитет по пространственному планированию (его возглавляет федеральный канцлер).

 закон совершенствования регионально-экономической структуры;

 закон о пространственном планировании.

Обустройство территорий и планирование регионального развития.

Обустройство территорий – «функциональное» планирование, оно является одним из важнейших инструментов региональной политики в странах ЕЭС. Т.е. физически осуществляется размещение производственных сил и его планирование.

Планирование регионального развития включает «физическое» планирование и вопросы согласования интересов (государства и регионов). В последние годы в Германии планирование регионального развития усилилась роль концептуальных разработок, причем несмотря на то, что концепция региональная, ее разработка может финансироваться из федерального бюджета. Существует 110 концепций регионального развития, в том числе для отдельных регионов, более 40 уже получили деньги. В дальнейшем эта тенденция будет усиливаться.

Финансово – экономическое выравнивание.

В Германии действует проект экономического выравнивания потребностей федерации и земель (вертикальное выравнивание между государством и землями), этот проект закреплен в Конституции Германии.

В Германии действует механизм выравнивания финансовых возможностей. Этот механизм означает, что богатые земли должны перечислять часть своего дохода бедным землям, и это тоже норма Конституции.

Земли доноры

% до выравни-вания

% после выравни-вания

Земли бенефициары

I

II

Гессен

Бавария

Баден – В-рг

Шледвиг

Сев. Рейн – Вестфалия

Гамбург

116,4

109,1

108,4

104,9

104,2

 

101,9

104

102,9

102,9

101,8

101,7

 

101,9

Нижняя Саксония

Рейнланд

Саар

Бремен

Бранденбург

Саксония

Тюрингия

Берлин

97,2

96,1

90,2

85,7

84,9

84,6

84,1

78

98,3

97,6

95

95

95

95

95

95

Существует ступенчатая система выравнивания. У региона, превышающего по потенциалу границу ступени забирают определенный процент. Но регион с более высоким потенциалом до выравнивания, так и остался более высоким. В отстающих регионах также выравнивают по ступеням.

Такое выравнивание существует только на уровне регионов, на уровне городов такого нет. В целом для Германии характерна также высокая доля участия федерального уровня в расходах земель. В Германии часть федерального центра достаточна высока в расходах региона. Доля федерального центра для земель более 50% для общественных задач. В инвестиционной сфере расходов участие федерального права снова более 50% и кредитование.

Стимулирование регионального развития.

Оно призвано повысить конкурентную способность территорий. Стимулирование концентрируется на промышленное производство и коммунальную инфраструктуру. В конце 90-х гг. выделялись 3 категории зон стимулирования:

1. зоны в новых землях (восточная Германия), которые имели наиболее сложные проблемы структурные.

2. зоны в новых землях, характеризуются определенным прогрессом в развитии.

3. зоны в западных землях, отличающиеся слабой структурой.

 

4. Испания

Особенности построения государства.

В Испании действует Конституция 1978 г.: автономии (регионы) – 17, провинции (МС). Полномочия автономных сообществ определяются их собственными законами. Часть полномочий этих делегируется центру. В результате этого могла бы создаться конфликтная ситуация, когда автономии понабрали бы себе столько функций, что не нужно было бы само государство. Поэтому было достигнуто соглашение между центральным правительством и автономиями.

В стране происходит процесс децентрализации, это означает, что в финансовой сфере структура расходов смещается от государства к автономии.

Структура расходов между уровнями власти:

Годы

Государство, %

Автономия

Провинция

1985

1986

1990

1995

1996

76,6

75,2

67,5

67,1

65,5

12,6

13,6

19,2

21,4

22,6

10,8

11,2

13,3

11,5

11,9

Институциональная и правовая среда.

 Министерство экономики и финансов

 Налоговый совет по финансам и политике автономных сообществ

 Национальная комиссия по местной администрации

Законы:

 закон о финансировании автономных сообществ;

 закон о межтерриториальном компенсационном фонде;

 закон о региональных стимулах для корректировки межтерриториальных экономических диспропорций (стимулируется усиление собственного потенциала территории и в целом эндогенность развития региона).

Обустройство территорий и планирование регионального развития.

До 1980 г. в Испании действовала национальная система планирования социально – экономического развития региона, этих планов было разработано 4. Теперь не действует прежняя система планирования, а рыночный инфраструктурный план. Регионы планируют собственное развитие самостоятельно, а центр устанавливает некоторые рамки. Автономные сообщества осуществляют планирование и обустройство территорий.

Все автономные общества обязаны разрабатывать программы регионального развития по единой методике, которую разрабатывает центральное правительство. В свою очередь эта методика ориентируется на механизмы ЕЭС.

Финансово – экономическое выравнивание.

В Конституции Испании говорится:

1. ОВ создают благоприятные условия для социального и экономического развития, а также для более справедливого распределения региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабилизации;

2. ОВ заботятся об установлении справедливого и адекватного экономического равновесия между различными частями использованной территории.

В Испании действует система бюджетного выравнивания. Межтерриториальный компенсационный фонд распределяет средства между территориями

  1. обратнопропорционально доходам на душу населения;
  2. прямопропорциональный миграционному балансу последних 10 лет;
  3. прямопропорционально уровню безработицы;
  4. прямопропорционально площади.

Стимулирование регионального развития.

Стимулирование осуществляется также из Межтерриториального компенсационного фонда. Премии территориям по каким-либо проектам рассчитывается, учитывая 5 факторов:

1. создание рабочих мест;

2. использование местного сырья;

3. добавленная стоимость для проектов, которые создают новые производства;

Информация о работе Лекции по «Региональная экономика и управление»