Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:07, курс лекций
Тема 1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина
Тема 2. Региональная политика
Централизованное воздействие государства на регионы велико. 49% населения страны живет на территории, охваченной этой поддержкой.
Механизмы:
инвестиционные гранты (конкурсы);
налоговая помощь, налоговые льготы, налоговые кредиты;
создаются фонды для средних и малых провинций;
специальные фонды для молодых производителей в проблемных зонах.
2. Франция
Территориальная организация.
22 региона, 96 департаментов, 36 тыс. коммун. В среднем коммуна составляет до 3 тыс. человек.
Под местным самоуправлением во Франции понимаются регионы, департаменты, коммуны, заморские территории. Департаменты сложились еще в средневековье, коммуны – более молодые образования. В 1999 году принят закон о долгосрочном благоустройстве и развитии территорий, что предусматривает введение 2 категорий территорий – земель и агломераций.
Агломерация – больш. д. и численность населения, минимальная численность – 50 тыс. человек, если агломерация > 300 тыс. человек, то она становится полноправным участником отношений «государство – регион».
Институциональная среда и правовая среда.
Управления занимающиеся региональной политикой:
Делегация по благоустройству территорий и региональному развитию;
Межведомственный комитет помощи по размещению видов экономической деятельности;
Фонд обустройства и развития территорий.
В середине 90-х принят «Программа закон об обустройстве и развитии территорий», отражающий цели и задачи, организационные основы территориального планирования, механизмы учета мнения широких слоев населения, финансовые инструменты плана, экономические регуляторы развития приоритетных зон, механизмы регулирования бюджетных доходов и расходов разных уровней, местное развитие и межкоммуное сотрудничество.
Планирование регионального развития.
С 44 – 92 гг. во Франции разрабатываются национальные планы регионального развития. Проблема регионального развития решается в рамках общегосударственной политики. Государственные директивы региональной политики решаются центральным правительством совместно с регионами и департаментами и даже с коммунами, но при условии, что в коммуне > 2 тыс. чел. В 99 г. во Франции были приняты поправки к национальному законодательству, все более ориентированных на централизацию планирования регионального развития. Все больше стал проявляться крен в сторону разработки региональных схем, а не национальных. Ориентация политики раньше была на с/х или депрессивные районы, то по новому законодательству большая ориентация делается на агломерации.
Финансово – экономическое выравнивание.
Здесь соблюдается принцип: «Тот или иной уровень управления осуществляет свои полномочия лишь в том случае, когда полномочий не хватает у органов более низкого уровня». Этот принцип действует в отношении всех стран ЕЭС.
Механизмы выравнивания:
трансферты.
перераспределение налоговых полномочий.
В трансфертах есть часть, называемая дотациями:
основная дотация;
дотация на выравнивание (выравнивается экономический потенциал);
дотация по возмещению (рассчитывается пропорционально некоторым социально – экономическим показателям – протяженность дорог, численность УЗ).
Стимулирование регионального развития.
Формы:
1. премия по обустройству территории
(премируется создание новых рабочих мест, 50-70 тыс. франков в зависимости от территории за каждое рабочее место).
2. помощь в децентрализации
цель перемещение правления за пределы региона (99% касается Парижа)
3. налоговые стимулы
4. «плановые контракты» государство – регион
(реализация проектов либо национальных либо региональных).
3. Германия
Особенности федеративного устройства.
В конституции есть раздел «Общие задачи федерации и земель».
Совместно решаются задачи:
1. расширение и строительство новых вузов, включая клиники при них.
2. улучшение регионально-экономической структуры.
3. улучшение аграрной структуры.
С объединением Германии выросла роль задач: сохранение и санация промышленности, ее конкурентоспособности, создание новых конкурентных рабочих мест, актуальная политика на рынке труда и улучшение размещения промышленности и инфраструктуры объектов.
Институциональная и правовая среда.
Этим занимается Федеральное министерство транспорта, строительства и жилья, Агентство по строительству и пространственному планированию (научный институт), Комитет по пространственному планированию (его возглавляет федеральный канцлер).
закон совершенствования регионально-экономической структуры;
закон о пространственном планировании.
Обустройство территорий и планирование регионального развития.
Обустройство территорий – «функциональное» планирование, оно является одним из важнейших инструментов региональной политики в странах ЕЭС. Т.е. физически осуществляется размещение производственных сил и его планирование.
Планирование регионального развития включает «физическое» планирование и вопросы согласования интересов (государства и регионов). В последние годы в Германии планирование регионального развития усилилась роль концептуальных разработок, причем несмотря на то, что концепция региональная, ее разработка может финансироваться из федерального бюджета. Существует 110 концепций регионального развития, в том числе для отдельных регионов, более 40 уже получили деньги. В дальнейшем эта тенденция будет усиливаться.
Финансово – экономическое выравнивание.
В Германии действует проект экономического выравнивания потребностей федерации и земель (вертикальное выравнивание между государством и землями), этот проект закреплен в Конституции Германии.
В Германии действует механизм выравнивания финансовых возможностей. Этот механизм означает, что богатые земли должны перечислять часть своего дохода бедным землям, и это тоже норма Конституции.
Земли доноры | % до выравни-вания | % после выравни-вания | Земли бенефициары | I | II |
Гессен Бавария Баден – В-рг Шледвиг Сев. Рейн – Вестфалия Гамбург | 116,4 109,1 108,4 104,9 104,2
101,9 | 104 102,9 102,9 101,8 101,7
101,9 | Нижняя Саксония Рейнланд Саар Бремен Бранденбург Саксония Тюрингия Берлин | 97,2 96,1 90,2 85,7 84,9 84,6 84,1 78 | 98,3 97,6 95 95 95 95 95 95 |
Существует ступенчатая система выравнивания. У региона, превышающего по потенциалу границу ступени забирают определенный процент. Но регион с более высоким потенциалом до выравнивания, так и остался более высоким. В отстающих регионах также выравнивают по ступеням.
Такое выравнивание существует только на уровне регионов, на уровне городов такого нет. В целом для Германии характерна также высокая доля участия федерального уровня в расходах земель. В Германии часть федерального центра достаточна высока в расходах региона. Доля федерального центра для земель более 50% для общественных задач. В инвестиционной сфере расходов участие федерального права снова более 50% и кредитование.
Стимулирование регионального развития.
Оно призвано повысить конкурентную способность территорий. Стимулирование концентрируется на промышленное производство и коммунальную инфраструктуру. В конце 90-х гг. выделялись 3 категории зон стимулирования:
1. зоны в новых землях (восточная Германия), которые имели наиболее сложные проблемы структурные.
2. зоны в новых землях, характеризуются определенным прогрессом в развитии.
3. зоны в западных землях, отличающиеся слабой структурой.
4. Испания
Особенности построения государства.
В Испании действует Конституция 1978 г.: автономии (регионы) – 17, провинции (МС). Полномочия автономных сообществ определяются их собственными законами. Часть полномочий этих делегируется центру. В результате этого могла бы создаться конфликтная ситуация, когда автономии понабрали бы себе столько функций, что не нужно было бы само государство. Поэтому было достигнуто соглашение между центральным правительством и автономиями.
В стране происходит процесс децентрализации, это означает, что в финансовой сфере структура расходов смещается от государства к автономии.
Структура расходов между уровнями власти:
Годы | Государство, % | Автономия | Провинция |
1985 1986 1990 1995 1996 | 76,6 75,2 67,5 67,1 65,5 | 12,6 13,6 19,2 21,4 22,6 | 10,8 11,2 13,3 11,5 11,9 |
Институциональная и правовая среда.
Министерство экономики и финансов
Налоговый совет по финансам и политике автономных сообществ
Национальная комиссия по местной администрации
Законы:
закон о финансировании автономных сообществ;
закон о межтерриториальном компенсационном фонде;
закон о региональных стимулах для корректировки межтерриториальных экономических диспропорций (стимулируется усиление собственного потенциала территории и в целом эндогенность развития региона).
Обустройство территорий и планирование регионального развития.
До 1980 г. в Испании действовала национальная система планирования социально – экономического развития региона, этих планов было разработано 4. Теперь не действует прежняя система планирования, а рыночный инфраструктурный план. Регионы планируют собственное развитие самостоятельно, а центр устанавливает некоторые рамки. Автономные сообщества осуществляют планирование и обустройство территорий.
Все автономные общества обязаны разрабатывать программы регионального развития по единой методике, которую разрабатывает центральное правительство. В свою очередь эта методика ориентируется на механизмы ЕЭС.
Финансово – экономическое выравнивание.
В Конституции Испании говорится:
1. ОВ создают благоприятные условия для социального и экономического развития, а также для более справедливого распределения региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабилизации;
2. ОВ заботятся об установлении справедливого и адекватного экономического равновесия между различными частями использованной территории.
В Испании действует система бюджетного выравнивания. Межтерриториальный компенсационный фонд распределяет средства между территориями
Стимулирование регионального развития.
Стимулирование осуществляется также из Межтерриториального компенсационного фонда. Премии территориям по каким-либо проектам рассчитывается, учитывая 5 факторов:
1. создание рабочих мест;
2. использование местного сырья;
3. добавленная стоимость для проектов, которые создают новые производства;
Информация о работе Лекции по «Региональная экономика и управление»