Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:49, курс лекций
1. Социально-экономическая сущность менеджмента продаж
2. Рыночная среда
3. Развитие практики закупок
Разновидности теории:
Мотивация = Ожидаемые * Ожидаемое * Ценность
результаты вознаграждение вознаграждения
Рис. 5. Модель Портера-Лоулера
Модель представляет собой синтез теории ожидания и теории справедливости. Из схемы видно, что затраченные усилия влияют на результаты; по полученным результатам человек получает внешнее и внутреннее вознаграждение. Внешние и внутренние вознаграждения влияют на будущие затраченные усилия и получаемые результаты. На получаемые результаты также влияют: а) осознание своей роли в процессе труда; б) особенности, способности человека, его характер.
Внешнее вознаграждение – оплата, ценность оплаты, уверенность в связи усилия с ценностью вознаграждения.
Внутреннее вознаграждение – похвала, продвижение по службе и т.д.
Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей, посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов сбытовой деятельности каждого подразделения и доведения их руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявление отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений.
Функция регулирования непосредственно считается с функциями контроля и координации. В результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что конечном счете требует регулирование процесса производства.
Схематично система продаж представлена на рис. 6.
Рис. 6. Система продаж товарной продукции
1.2. Рыночная среда
Продажи и маркетинг являются полностью интегрированными. Ключевым фактором успешных продаж является определение целевых сегментов. Продажи рассматриваются как часть маркетинговой деятельности предприятия, включающая непосредственный контакт с покупателем. Продажи и управление продажами связаны с анализом потребительских запросов и желаний через общие маркетинговые усилия компании, выражают стремление предложить своим покупателям выгоды, позволяющие удовлетворить их потребности.
На ход продаж влияет рыночная среда. С позиции менеджмента рыночная среда рассматривается как совокупность сил и факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности компании.
Рис. 7. Рыночная среда и управление продажами
Макросреда – факторы, влияющие на деятельность предприятия и не зависящие от его деятельности.
Микросреда :
Внутренняя среда :
Цель стратегического |
Цель продаж |
Стратегия продаж |
Сформировать |
1. добиться запланированного объема продаж 2. Увеличить дистрибьюцию 3. Предоставить потребителю более высокий уровень сервиса |
1. Повысить частоту общения с клиентами 2. Фокусировать результат общения на конкретный предмет 3. Обеспечить общение с потенциальными клиентами |
Удержать |
1. Поддержать запланированный объем продаж 2. Поддержать уровень дистрибьюции 3. Поддержать уровень обслуживания |
1. Сохранить частоту общения с имеющимися клиентами 2. Фокусировать на результат во время общения с клиентами 3. Наладить работу с новыми точками торговли после их открытия |
Снять урожай |
Снизить издержки продаж 2. Более целенаправленно работать с выгодными клиентами 3. Снизить издержки на обслуживание и товарно-материальные запасы |
1. Поддерживать общение только с выгодными клиентами 2. Рассмотреть варианты использования телемаркетинга 3. Отказ от работы с потенциальными клиентами |
Выйти |
Быстро избавиться от товарно-материальных запасов |
Предоставить количественные скидки целевым клиентам |
Отбор целевых рынков
После проведения сегментации фирма выбирает целевой рынок. Это самый подходящий и выгодный для нее сегмент (группа сегментов), на который направлена ее деятельность. При этом надо принять решения:
-сколько сегментов следует охватить;
-как определить эти выгодные сегменты.
Включает следующие стратегии:
Отбор целевых рынков состоит из четырех этапов:
- замеры и прогнозирование спроса;
- сегментирование рынка;
- отбор целевых сегментов;-
позиционирование товара на
Замеры и прогнозирование спроса предполагают выявление всех аналогичных товаров, продающихся на рынке, оценку объема их продаж и оценку будущего размера рынка.
Критерии и признаки сегментирования рынка
Сегмент рынка - это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.
Объектами сегментации
рынка сбыта являются:
- группы потребителей;
- группы продуктов (товаров, услуг);
- предприятия (конкуренты).
Сегментация рынка по группам потребителей- это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.
Сегментация рынка по группам продуктов - это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуг).
Сегментация по предприятиям (конкурентам) - это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок.
Сегментация рынка производится по критериям и признакам.
Критерий- способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).
Признак- это способ выделения данного сегмента на рынке.
Наиболее распространенными критериями сегментации являются:
- емкость сегмента, по
которой определятся число
- каналы распространения
и сбыта продукции,
- устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия;
- прибыльность, показывающая
уровень рентабельности
- совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте;
- оценка опыта работы
конкретного персонала
- защищенность выбранного сегмента от конкуренции.
Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, психографические, поведенческие. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков.
Основными признаками сегментации рынка по группам продуктов являются функциональные и технические параметры, цена и т.п.
Основными признаками сегментации рынка по предприятиям (конкурентам) являются качественные показатели продукта (НТ), цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке.
Сегментация рынка по потребителям, сегментация по продуктам и конкурентам взаимно дополняют друг друга и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.
Деятель рынка объединяет товары и потребительские предпочтения в сводную схему, которая показывает, что хотели бы приобрести покупатели.
Концепции производственно-сбытовой деятельности
(произведена продукция ® реклама (1 доп. расход) Þ вкладывают деньги)
1.3. Развитие практики закупок
Рассмотрим выбор наиболее выгодных для предприятия поставщиков.
Составной частью коммерческой деятельности по закупкам материальных ресурсов является организация хозяйственных связей и выбор поставщика. Хозяйственные связи по поставкам продукции включают экономические, организационно-правовые и финансовые отношения между изготовителями и потребителями. Выбор поставщика осуществляется в том случае, когда среди поставщиков нет монополиста. При прочих равных условиях предпочтительней воспользоваться услугами местных поставщиков. Когда поставщиков немного, то критериями выбора наиболее выгодного из них служат сравнительные производственные мощности, цены на закупаемые материалы, надежность поставщиков. Выбор наиболее выгодного для предприятия поставщика имеет большое значение. От него зависит величина затрат на закупку материальных ресурсов.
В процессе выбора поставщиков следует иметь в виду следующее:
- необходимо тщательно составлять спецификацию требуемого поставщика. Спецификация – основной ориентир для разработки требований к поставщику («спецификация на поставщика»).
- составленный перечень должен содержать детальное описание предмета поставки, как это необходимо поставить, какими должны быть затраты и качество, приемлемый порядок поставок, объемы, сроки и условия, детали предпочтительного местонахождения поставщика, тип организации или индивидуума, с которыми хотелось бы иметь дело, и многое другое, что важно для потребителя. Оценка потенциальных поставщиков сопряжена с ответственностью. Уровень оценки должен соответствовать важности решения. Такую оценку можно выполнить на трех различных уровнях.
Первый уровень. Можно дать им персональную оценку, используя сведения об их деятельности в деловой прессе, а также оценивая их подчиненных, с которыми удастся встретиться.
Второй уровень. Можно оценить их с технической стороны.
Третий уровень. У этих поставщиков имеются другие клиенты, которых они снабжают. Поставщики обязаны предоставить их адреса, и тогда можно, вступив с ними в контакт, выяснить их мнения об опыте работы с этими поставщиками. Высказывания других клиентов могут пригодиться и в процессе переговоров.