Личные качества сотрудника и возможности их проявления в трудовой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: теоретическое и практическое изучение влияния индивидных особенностей на эффективность трудовой деятельности.
В ходе написания курсовой работы нами решались следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в психологической литературе.
2. Рассмотреть и проанализировать эффективность трудовой деятельности.
3. Подобрать и разработать методики для изучения индивидных особенностей и эффективности трудовой деятельности.

Содержание

Введение 3
1 Проблема влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности 6
1.1 Профессиональная и трудовая деятельность 6
1.2 Особенности профессии системы «человек-человек» 11
1.3 Индивидные свойства личности, влияющие на эффективность трудовой деятельности 17
1.4 Понятие о стилях деятельности и их характеристика 28
1.5 Оценка персонала как функция кадровых служб 37
2. Анализ оценки личных качеств
в ООО «Мэтро кэш энд Керри» 43
3. Рекомендации по использованию современных методов оценки персонала в работе кадровых служб 55
Заключение 67
Список использованной литературы 70

Работа состоит из  1 файл

курсовая управление персоналом.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

Филиал  НОУ ВПО «Санкт - Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права» в г.Перми 
 
 
 

Экономический факультет

Заочное отделение

Кафедра экономики и менеджмента 
 

Специальность: 080507 «Менеджмент организации» 
 
 

Курсовая  работа 
 

по дисциплине «Управление персоналом» 
 

Тема:  «Личные качества сотрудника и возможности  их проявления в трудовой сфере» 
 
 
 
 

                    Студентки IV курса

                    Одинцовой Анастасии

                    Сергеевны 

                    Преподаватель

                    Путина  Е.М.

                    Ст.преподаватель

                      
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Пермь 2012

СОДЕРЖАНИЕ: 

     Введение           3

     1 Проблема влияния  индивидных свойств  человека на эффективность  трудовой деятельности      6

     1.1 Профессиональная и трудовая  деятельность    6

     1.2 Особенности профессии системы  «человек-человек»        11

     1.3 Индивидные свойства личности, влияющие на эффективность трудовой деятельности                 17

     1.4 Понятие о стилях деятельности и их характеристика          28

     1.5 Оценка персонала как функция кадровых служб           37

     2. Анализ оценки  личных качеств

в ООО «Мэтро кэш  энд Керри»                           43

     3. Рекомендации по  использованию современных  методов оценки  персонала в работе  кадровых служб              55

      Заключение                 67

      Список  использованной литературы                      70 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека. Соответствие интересов основному содержанию избираемой профессии – не единственная предпосылка возможности найти в этой деятельности свое призвание. Многое будет зависеть и от характерологических особенностей личности, и от качественного своеобразия и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональных интересов, индивидуальных особенностей, черт характера и способностей, ведущая роль принадлежит индивидным особенностям. Отсутствие биологически обусловленных предпосылок не является непреодолимым препятствием на пути к профессии. Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием уникальной неповторимости субъекта, чтобы выбранная профессия представляла собой наиболее благоприятные условия для раскрытия данного от рождения творческого потенциала субъекта. Характер, способности человека и как следствие – отношение к труду, развиваются при жизни вследствие взаимодействия с окружающим миром, в условиях профессиональной деятельности, при условии деятельностно - смыслового единства - совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного аспектов деятельности. Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Природные возможности являются анатомо-физиологическими особенностями, которые прежде всего необходимо учитывать уже на этапе выбора профессии.

     Тип темперамента зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И.П. Павлов и его последователи  научно доказали непосредственную и прямую зависимость типа темперамента от общего типа нервной системы. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей (Б.М.Теплов) большую роль играют задатки, система воспитания, сенситивный возраст. Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.

     Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю  поведения. В нем проявляются  чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.

     К.Роджерс  психологически характеризует человека как феномен, как уникальное, от рождения наделенное творческим потенциалом существо. Будет ли реализован творческий потенциал личности - зависит от тех условий жизни и деятельности, в которых он окажется.

     Согласно  Е.А.Климову наилучшее осуществление  данной деятельности, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле обусловлены типологическими особенностями человека.

     Таким образом, изучив труды знаменитых психологов, мы старались охватить характерные  особенности данной проблемы, что  даст возможность более компетентно  разбираться в закономерностях развития и становления профессионала.

     Цель  курсовой работы: теоретическое и практическое изучение влияния индивидных особенностей на эффективность трудовой деятельности.

     Объектом  курсовой работы: магазин ООО «Мэтро кеш энд Керри»

     Предметом курсовой работы: явилась эффективность труда, индивидные особенности – свойства темперамента, тип темперамента и нервной системы, тип мышления.

     В ходе написания курсовой работы нами решались следующие задачи исследования:

      1. Изучить состояние проблемы в  психологической литературе.

      2. Рассмотреть и проанализировать  эффективность трудовой деятельности.

      3. Подобрать и разработать методики  для изучения индивидных особенностей  и эффективности трудовой деятельности.

      4. Провести экспериментальное исследование  с использованием разработанных и подобранных методик для выявления влияния индивидных особенностей на эффективность трудовой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1 Проблема влияния  индивидных свойств  человека на эффективность  трудовой деятельности 

     1.1 Профессиональная и трудовая деятельность

     Труд  осуществляется в разных видах и  формах человеческой деятельности: материальной и духовной, внешней и внутренней, индивидуальной и коллективной, умственной и физической, производственной, учебной, спортивной и др. Все формы общественно-полезной деятельности по своей сути являются трудовой деятельностью. Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

     Трудовая  деятельность предполагает получение  какого-либо общественно значимого  продукта результата, создание так  называемых потребительных стоимостей.

     В целом можно выделить следующие  основные этапы в эволюции представлении о труде: 1 – труд как необходимость выживания; 2 – труд как обязанность и долг (человек – как элемент социальной системы); 3 – труд как производственная и технологическая необходимость (человек как «фактор» эффективного производства); 4 – труд как социально-экономическая потребность (как условие развития человека); 5 – труд как личностная потребность и условие развития человека.

     Таким образом, наблюдается общая тенденция  развития представлений о труде, т.е подчеркивается постоянное повышение роли самого человека в выполняемой работе.

     В «Краткой философской энциклопедии»  труд определяется как «процесс, где  сталкиваются энергия человека и  сопротивление вещи». Труд рассматривается  как «стремление стать над  вещью», как «способ познания вещи и самого себя» (12 ). В «Философском энциклопедическом словаре» труд определяется как «целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей» (40).

     Очень интересны взгляды на природу  труда К. Маркса, положившие основу не только современному пониманию трудовой деятельности, но и ставшие во многом основой для развития отечественных  представлений о человеческой деятельности в более широком плане.

     К. Маркс рассматривал труд в двух аспектах: 1) качество труда (это конкретный труд, его содержание); 2)количество труда (это «всеобщий труд», «абстрактный труд», который можно выразить в  его общеприемлемой «стоимости»);

     Если  по К. Марксу труд опредмечивается в  капитале, по Э. Фромму главной особенностью трудящегося человека становится его  идентичность своему делу.

     Перспективным здесь представляется выделение  такого понятия как «ощущение  собственной значимости», которое возникает у человека в результате успешного выполнения какого-то определенного дела, в частности, в результате успешного труда. Только успешно создавая что-то, человек осознает себя в качестве настоящего субъекта, а также осознает улучшение самого себя, ведь известно, что улучшая окружающий мир, мы улучшаем себя в этом мире.

     Введение  понятия «ощущение собственной  значимости» позволяет выделить новые смыслы трудовой деятельности конкретных людей. Важно также подчеркнуть, что человек в своем труде  стремиться к лучшему, а в идеале - стремиться к самому лучшему, к элитному. При этом ощущение собственной значимости позволяет по-новому анализировать и проблемы, возникающие при распределении благ, получаемых в труде

     А.Н. Леонтьев связывал с возникновением и развитием коллективного труда появление человеческого сознания.

     Е.А. Климов выделил основные психологические  регуляторы труда: 1) образ объекта  труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например, память, воображение…); 2) образ субъекта труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «Я-образ» - представление себя представителем профессии, членом общества…); 3) образ субъект-объективных и субъект-субъективных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение…). (5 )

     Е.А. Климовым выделены были также более конкретные психологические признаки труда:

     1) сознательное предвосхищение социально  ценного результата (знание о  продукте – результате труда;  осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего  знания – отношение к этому знанию);

     2) сознание обязательности достижения  заданного результата (понимание  ответственности; переживание ответственности);

     3) владение внешними и внутренними  средствами деятельности (знание  средств деятельности; практическое  владение средствами деятельности; переживание, связанные с применением средств деятельности);

     4) ориентировка в межлюдских производственных  отношениях (понимание-знание вариантов  взаимоотношений; переживание взаимоотношений).

Информация о работе Личные качества сотрудника и возможности их проявления в трудовой сфере