Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:05, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретическое и практическое изучение влияния индивидных особенностей на эффективность трудовой деятельности.
В ходе написания курсовой работы нами решались следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в психологической литературе.
2. Рассмотреть и проанализировать эффективность трудовой деятельности.
3. Подобрать и разработать методики для изучения индивидных особенностей и эффективности трудовой деятельности.
Введение 3
1 Проблема влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности 6
1.1 Профессиональная и трудовая деятельность 6
1.2 Особенности профессии системы «человек-человек» 11
1.3 Индивидные свойства личности, влияющие на эффективность трудовой деятельности 17
1.4 Понятие о стилях деятельности и их характеристика 28
1.5 Оценка персонала как функция кадровых служб 37
2. Анализ оценки личных качеств
в ООО «Мэтро кэш энд Керри» 43
3. Рекомендации по использованию современных методов оценки персонала в работе кадровых служб 55
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Б. Разделение стилевых и темпераментальных проявлений как отдельных психологических признаков индивидуальности, производных, однако, от общего, психодинамического фактора. Вопрос: «Как?», относящийся, по общему мнению, к формальной стороне поведения и деятельности, имеет существенную роль для определения самих формальных характеристик и поэтому оказывается не столь важным, какие конструкты объясняют анализируемую феноменологию поведения.В. Стиль, также как и темперамент, понимается как подкласс психических свойств личности и имеет ряд отличительных признаков, в соответствии с которыми занимает промежуточное положение между темпераментальными (конституциональными) факторами и другими личностными образованиями, такими как темперамент, характер, способности.
Г. В некоторых концепциях стилю, в отличие от темперамента, приписывается важнейшая, иногда и определяющая роль по отношению к остальным психологическим подструктурам. Так, по мнению Дж.Ройса, стиль – это ядро личности. В.С.Мерлин, вслед за А.Адлером, также считал стиль важнейшим интегрирующим механизмом в структуре человеческой индивидуальности.
По
Е.А.Климову, индивидуальный стиль деятельности
в узком смысле – это обусловленная
типологическими особенностями
устойчивая система способов, которая
складывается у человека, стремящегося
к наилучшему осуществлению данной
деятельности… индивидуально-
Любая деятельность характеризуется определенным стилем. В широком смысле слова стиль деятельности – устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления. Он обуславливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта. В узком смысле индивидуальный стиль деятельности – «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, … индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» [9;246]. В этом определении особенно подчеркивается, что это индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, обеспечивающее наилучшее выполнение деятельности. Стиль деятельности включает ее операциональный состав, умения и навыки, выявляя способности самого объекта и определяясь его индивидуально-психологическими и личностными особенностями.
В стиле выделяются две стороны: содержательная и техническая, то есть формальная (приемы, способы). Ниже приводится полная характеристика формальной и содержательной сторон трех стилей по Андреевой Г.М. [1 ; 210].
Таблица 1. - Характеристика формальной и содержательной сторон трех стилей по Андреевой Г.М.
Формальная сторона | Содержательная сторона |
Авторитарный стиль | |
Деловые,
краткие распоряжения
Запреты без снисхождения, с угрозой Четкий язык, неприветливый тон Похвала и порицание субъективны Эмоции не применяются в расчет Показ приемов – не система Позиция лидера – вне группы |
Дела в группе
планируются заранее
Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны Голос руководителя - решающий |
Демократический стиль | |
Инструкция
в форме предложений
Не сухая речь, а дружеский тон Похвала и порицание – с советами Распоряжения и запреты с дискуссиями Позиция лидера – внутри группы |
Мероприятия планируются
не заранее, а в группе
За реализацию предложений отвечают все Все разделы работы не только предлагаются, но и все обсуждаются |
Попустительский стиль | |
Тон –
конвенциональный
Отсутствие похвалы, порицаний Никакого сотрудничества |
Дела в группе
идут сами собой
Лидер не дает указаний |
Стиль деятельности связан со стилем саморегуляции. Оба рассматриваются как две взаимосвязанные стороны целостного индивидуального стиля активности, деятельности человека. В последнее десятилетие в это образование включается понятие когнитивного стиля, определяющего особенности познавательной деятельности и характеризующегося поленезависимостью. В настоящее время понятие «стиль» трактуется в очень широком контексте, как стиль поведения, стиль деятельности, стиль общения … и т.д. Как подчеркивает психолог Андреева Г.М.: «Определенные стили поведения относились к типу принятия решения руководителями. Были обозначены три стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский» [1;212]. В последующих исследованиях были введены такие его определения, как директивный, коллегиальный и разрешительный.
Можно сделать вывод, что применительно к поведению, деятельности, общению наиболее общими являются определения типов стиля (в совокупности его формальной и содержательной сторон).
Исследования к. Левина показали, что, хотя в группе, руководимой лидером с демократическим стилем руководства, уровень общей удовлетворенности работой и благоприятными отношениями был наивысший, также как и стремление к творчеству, в группе лидера с авторитарным стилем показатели продуктивности были самыми высокими, по сравнению с остальными группами. Благодушно-попустительский стиль руководства приводил к беспорядкам, увеличению фрустрированности и конфликтам, что неизбежно сказывалось на снижении объема и качества выполняемой работы по сравнению с двумя другими группами.
Современный анализ природы стилевого своеобразия человека именно сейчас начинает приобретать черты целостной и непротиворечивой теории. Существование десятков параметров индивидуальности, называемых стилевыми проявлениями, представляет собой отображение одной и той же психологической реальности, обозначаемой различными терминами. В то же время, устойчивость этих проявлений заставляет думать о существовании общих факторов, латентных переменных, с помощью которых возможно создание адекватных объяснительных моделей. Кажется своевременным внести и новый термин для изучаемого феномена – стиль человека. Тем самым подчеркивается целостность этой уникальной характеристики взаимодействия субъекта с окружающим миром.
Как может выглядеть
1.5 Оценка персонала как функция кадровых служб
Деловая оценка персонала – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности, рабочего места [1, с. 30]. Кадровые службы современных организаций принимают активное участие в проведении деловой оценки, что является одной из функций их деятельности. Степень такого участия существенно различается в зависимости от вида и используемых процедур.
Как правило, выделяют два вида деловой оценки персонала:
1)
оценку кандидатов на
2) текущую периодическую оценку персонала, которая чаще всего проводится в форме аттестации.
Оценка кандидатов на вакантные рабочие места или должности (отбор) предусматривает проведение традиционных процедур:
– предварительное собеседование;
– анализ анкетных данных;
– проверочные испытания;
– подготовка экспертного заключения.
Этот вид деловой оценки может проводиться как при первичном отборе персонала, т. е. при его приеме в организацию, так и при необходимости оценки уже работающих специалистов, которые рассматриваются в качестве кандидатов для занятия другой должности.
Если
оцениваются деловые качества работающих
специалистов, то роль кадровых служб
в получении объективных
Рассмотрим 360-градусную оценку подробнее.
Метод 360 градусов – это инструмент оценки эффективности сотрудника, а также его личных и профессиональных качеств на основе анализа мнения людей, с которыми сотрудник непосредственно взаимодействует в ходе работы. Обычно в качестве таких людей выступают коллеги, подчиненные, руководители, а в ряде случаев также внешние клиенты оцениваемого сотрудника.
Специфика
метода: метод 360 градусов основан на
комплексном анализе
Оценка по методу 360 градусов позволяет получить структурированный коллективный отзыв о компетентности сотрудника в тех областях, которые являются ключевыми для успешной работы. Результаты оценки позволяют сотруднику увидеть свои сильные и слабые стороны, а также спланировать конкретные способы развития профессиональных/менеджерских навыков с целью повышения эффективности работы. Наиболее эффективно применение оценки «360 градусов» в следующих случаях:
– выявление ключевых сотрудников (наиболее результативных и максимально соответствующих требованиям компании);
–
повышение продуктивности работы сотрудника
и эффективности его
– формирование кадрового резерва;
– создание и совершенствование системы мотивации сотрудников;
–
повышение эффективности
– разработка системы управления эффективностью работы сотрудников (performance management);
– формирование корпоративной культуры организации.
Технология проведения оценки методом 360 градусов.
Оценка 360 градусов проходит в несколько этапов:
Этап 1. Подготовка к оценке.
Выбор значимых компетенций для оценки.
Важно
заранее определить, что будет
объектом предстоящей оценки, какие
личные/профессиональные/
Определение участников процесса оценки. Как правило, при проведении оценки 360 градусов опрашиваются четыре группы сотрудников организации:
1. Сам оцениваемый сотрудник;
2. Его коллеги;
3. Его руководство;
4. Его подчиненные (если есть). при необходимости:
5. Его клиенты (как внутренние, так и внешние).
Выбирая участников процедуры 360 градусов, важно убедиться, что при взаимодействии с этими людьми сотрудник имеет возможность проявлять компетенции (профессиональные и менеджерские качества), которые оцениваются.
Разработка опросника 360 градусов.
Стандартный опросник состоит из нескольких блоков, отражающих наиболее важные аспекты работы сотрудника, которые могут быть оценены с помощью метода 360 градусов (например, «построение отношений», «управление людьми», «работа с информацией»). Каждый аспект раскрывается с помощью отдельной группы вопросов (5-7 вопросов).
Информация о работе Личные качества сотрудника и возможности их проявления в трудовой сфере