Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:13, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является исследование положения женщин на примере ОАО «Кондитерская фабрика «Пермская». Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть понятие гендерных отношений в России и на Западе;
охарактеризовать понятие «женский труд» и исторические особенности его развития;
рассмотреть понятие дискриминации женщин на рынке труда;
ознакомиться с предприятием ОАО «Кондитерская фабрика «Пермская»;
выявить особенности функционирования предприятий с преобладанием женского персонала на примере ОАО «Кондитерская фабрика «Пермская»;
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы гендерных отношений 9
1.1. Понятие гендерных отношений в России и на Западе 9
1.2. Женский труд как часть общественного труда 13
1.3. Исторические особенности развития женского труда в России и Пермском крае 18
1.4. Дискриминация женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики 24
Глава 2. Анализ использования женского труда на ОАО «Кондитерская фабрика «Пермская» 29
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Кондитерская фабрика «Пермская» 29
2.2. Особенности функционирования предприятий с преобладанием женского персонала на примере ОАО «Кондитерская фабрика «Пермская» 32
2.3. Анализ институтов гендерных отношений на примере ОАО «Кондитерская фабрика «Пермская» 35
Глава 3. Мероприятия по улучшению положения женщин на современном российском рынке труда 44
3.1. Роль женщин в улучшении своих позиций на рынке труда 44
3.2. Значение предприятия в решении проблем женской занятости на примере ОАО «Кондитерская фабрика «Пермская» 49
3.3. Современные меры государства в регулировании женской занятости 55
Заключение 65
Библиографический список 69
В сфере занятости проблема дискриминации по половому признаку широко распространена: к отдельным работникам, обладающим одинаковыми характеристиками по признаку производительности, относятся по разному из-за того, что они представляют разные социально-демографические группы. Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Сам термин «социальная дискриминация женщин и девочек» в настоящее время общепризнан. Период конца 80-х - начала 90-х годов был ознаменован резкой активизацией полярных взглядов на роль и место женщины в обществе, в сфере занятости. Сторонники традиционного подхода оценивали сложившийся уровень занятости женщин как недопустимо высокий. Они видели в переходе к рыночным отношениям возможность вернуться к «нормальному» разделению труда между полами, отправив женщин домой под лозунгом их «естественного предназначения» и возложив функцию кормильца целиком на мужчину. Их противники подчеркивали, что за внешним равенством полов скрывались многочисленные проявления неравенства. Они рассматривали рыночные реформы как потенциальную угрозу для женщин в сфере занятости и призывали к реформированию социальной политики на основе равенства возможностей для всех работающих - как мужчин, так и женщин.
Дискриминация в занятости по признаку пола является одной из серьёзных проблем на рынке труда. Как уже было сказано выше, дискриминация в занятости рассматривается неоклассиками как один из важнейших социальных факторов, объясняющих существование гендерной сегрегации на рынке труда. Статья 1 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин определяет дискриминацию как «...любое разграничение, изоляцию или запрет, основанные на половых различиях, которые имеют своим результатом или целью ограничить или аннулировать признание, соблюдение или реализацию человеческих прав и фундаментальных свобод женщин в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой сфере, независимо от семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин».
Различают несколько форм дискриминации в занятости11:
В рамках неоклассического направления предложено три основных подхода для объяснения феномена дискриминации:
Дискриминация как следствие предпочтений в основных своих чертах была также рассмотрена Г.Беккером. Он предположил, что часть работодателей имеет склонность к дискриминации, т.е. предубеждение против найма на работу тех или иных демографических или этнических групп работников. Работодатель готов платить за свои «убеждения», предлагая повышенную зарплату тем группам работников, которые ему симпатичны. Чем больше работодатель склонен к дискриминации по признаку пола, тем больше будут различия в заработной плате мужчин и женщин на его фирме.
Суть статистической дискриминации состоит в том, что, нанимая работников, работодатель пытается угадать вероятную производительность кандидатов на должность по некоторым косвенным признакам (образование, опыт, возраст, пол, результаты тестов, рекомендаций с прошлого места работы и пр.). Если работодатель считает, что женщины - худшие работники, чем мужчины, то он будет систематически отдавать предпочтение мужчинам независимо от индивидуальных профессиональных и семейных характеристик конкретного кандидата. В этом случае поведение работодателя может расцениваться как в определенной степени рациональное — хотя он и рискует неверно оценить трудовой потенциал части работников, одновременно он минимизирует трансакционные издержки, связанные с получением достоверной информации о конкретном кандидате на должность. Альтернативная гипотеза о причинах, лежащих в основе статистической дискриминации, была предложена Паулой Инглэнд (дискриминация, связанная с неверными оценками). Она предположила, что люди могут ошибочно преувеличивать разницу между средними способностями мужчин и женщин и, таким образом, оценивать работу последних недостаточно высоко.
Дискриминация, вызванная монопольной структурой рынка труда. Этот теоретический подход принципиально отличается от двух вышеописанных, поскольку исходит из положения о том, что рынок труда не является конкурентным, на нем действуют монопольные силы, а пол или раса выступают критериями для разделения рабочей силы на группы, не конкурирующие между собой. Одной из наиболее известных концепций в рамках этого подхода является концепция двойственного рынка труда – первичного и вторичного. Первичный сектор характеризуется высокой заработной платой, стабильной занятостью, достойными условиями труда и предоставлением стандартной совокупности положенных социальных гарантий. В нем предусмотрены перспективы профессионального роста каждого работника, т.е. непрерывное повышение качества рабочей силы. Во вторичном секторе, напротив, заработная плата низкая, условия труда плохие, социальные гарантии минимальны либо отсутствуют вовсе, возможности профессионального роста близки к нулю. Мобильность рабочей силы между секторами затруднена. Очевидным барьером, преграждающим доступ в первичный сектор, является ограниченность числа хороших рабочих мест, которые распределяются отчасти на основе формальных характеристик претендентов, а также на основе личных связей. Работники, попавшие во вторичный сектор, оказываются как бы в западне: вне зависимости от их потенциала они обречены на выполнение лишь низкоквалифицированной работы и страдают от перманентной недозанятости, так как их и без того малый потенциал переподготовки хронически недоиспользуется. Технологически многие виды работ могут выполняться в обоих секторах. Однако рабочие места в первичном секторе предъявляют к работникам некоторые требования, прежде всего в области производственной дисциплины, которые отсутствуют в секторе вторичном. Работа во вторичном секторе развивает у занятых в нем привычки и стереотипы поведения, несовместимые с занятостью в первичном секторе, что окончательно закрывает им путь наверх. Часто имеет место так называемая статистическая дискриминация, когда работнику отказывают в получении места в первичном секторе, поскольку он принадлежит к категории населения, для которой характерна занятость во вторичном секторе.
Многочисленные исследования оценок гендерной дискриминации и со стороны работников, и со стороны работодателей показывают, что наиболее актуальным видом дискриминации на российском рынке труда является дискриминация при найме и увольнении. Большинство и женщин, и мужчин разделяют позицию, что мужчины имеют лучшие шансы при трудоустройстве. Исследование, проведенное в 2007-2010 годах показало, что значительная часть объявлений о вакансиях гендерно не нейтральны. Причем это относилось к профессиям, в которых не требуются профессиональные навыки, связанные с биологическими различиями качества рабочей силы мужчин и женщин. За четыре года доля таких объявлений о вакансиях выросла от 30% до 40%, несмотря на то, что в российском трудовом законодательстве существует запрет на дискриминацию при найме по гендерному признаку12. Распределение гендерных предпочтений по профессиональным группам показывает, что у работодателей существуют устойчивые стереотипы о профессиональной предпочтительности мужчин и женщин (Приложение 3, 4). Таким образом, на рынке труда в основном реализуется не прямая, а скрытая дискриминация, которая проявляется в политике найма и продвижения, и отражает гендерные предпочтения работодателей по отношению к определенным рабочим местам и видам деятельности. Такая скрытая дискриминация способствует формированию горизонтальной и вертикальной сегрегации на рынке труда.
Говоря о дискриминации на рынке труда, можно выделить два типа стереотипов, которые поддерживают гендерное неравенство: стереотипы положения и стереотипы поведения.
Стереотипы положения - это стереотипы работодателя. Работодатель воспринимает женщин как менее полезную рабочую силу. Он исходит из представлений о том, что женщине надо сочетать трудовую деятельность с семейными обязанностями, поэтому от нее в меньшей степени надо ожидать сверхтрудовых усилий, ориентаций на карьерный рост и т.д. Такое поведение работодателя, несомненно, является дискриминационным.
Стереотип поведения - это, напротив, стереотип работников. Так как женщины знают, что к ним относятся как к менее предпочтительным работникам, то они исходят из того, что соревноваться с мужчинами у них нет возможностей, и выбирают виды деятельности, которые требуют меньших трудовых усилий13.
Таким
образом, на рынке труда действуют
одновременно и дискриминация и
механизм самоотбора женщин, которые
не позволяют им занимать положение
одинаковое с мужчинами. Широкое
участие женщин в трудовой деятельности
не привело к устранению различий
между мужчинами и женщинами в сфере занятости.
При количественно близком уровне экономической
активности мужчин и женщин, схожем типе
трудовой активности на протяжении жизненного
цикла, женщины продолжают трудиться в
условиях горизонтальной и вертикальной
сегрегации на рынке труда и получают
в среднем меньшую заработную плату. Таким
образом, для устранения экономических
основ гендерного неравенства недостаточно
обеспечить одинаковое участие мужчин
и женщин в трудовой деятельности. Для
этого необходимо изменить структуру
спроса на рынке труда, практику найма
и продвижения персонала, повысить значимость
и престижность занимаемых женщинами
должностей.
В 1892 году купец второй гильдии Владимир Васильевич Судоплатов, сколотивший первоначальный капитал на торговле керосином, основал в Перми первую на Урале и в Сибири кондитерскую мастерскую. «Конфектория Судоплатова» (от устаревшего конфекта») располагалась в собственном двухэтажном доме купца по Торговой улице, и в ней работало 5 человек.
Через десять лет, установив в мастерской современнейшее по тем временам паровое оборудование, купец торговал конфектами по всей России, «держал торговые ряды на Нижегородской и Ирбитской ярмарках», получал на выставках золотые и серебряные медали.
В 1908 году Судоплатов выстроил и оборудовал новейшим паровым оборудованием фабрику, получившую название «Кама» и выпускающую пряники, баранки, карамельные конфеты, монпансье, ирис. Заинтересовавшись производством шоколада, он на год уезжает в Швейцарию, стажируется на фабрике «Швейцарiя», заключает договора на поставку необходимого оборудования. По возвращению в Пермь становится сначала «исключительным представителем» фабрики «Швейцарiя» на Урале и в Сибири, а затем открывает собственное производство. Так, вслед за крупнейшими в России промышленниками-кондитерами братьями Абрикосовыми и Теодором Фердинандом фон Эйнемом Судоплатов становиться третьим «шоколатье» в России.
Фабрика проработала под руководством Судоплатова до 1923 года, несмотря на несколько попыток революционных властей закрыть производство. Посылались проверки, работали комиссии, но все они вынуждены были признать - «санитарные требования выполняются на высочайшем уровне, качество продукции отменное». И все-таки в 1923 году фабрику закрыли, оборудование распределили между кустарями, Судоплатов - исчез. В здании заработал хмельной завод, кондитерские изделия привозились в Пермь из Москвы, Ленинграда, Харькова.
Но уже в конце 20-х годов областной исполнительный комитет Перми принял решение о восстановлении кондитерской промышленности. В пятилетнем плане Пермпищетреста значилось: «Свертывать производство пива и развивать кондитерское производство, для чего в 1929 году, в первом году пятилетки, выделить для ремонта оборудования кондитерской фабрики 75 тысяч рублей». В действительности же восстановление обошлось в 125 тысяч. Фабрика получила новое название «Красный Урал», основной ее продукцией стали печенье, пряники и карамель.
В годы Великой отечественной войны фабрика ни на день не прекращала работу, только в ассортименте появился новый продукт - сухари для фронта и рабочих военных заводов, эвакуированных в Пермь. В конце 40-х старые корпуса Судоплатовской фабрики начали перестраивать, в новых цехах было установлено оборудование по переработке какао-бобов, и фабрика вернулась к производству шоколада и шоколадных конфет. К началу 50-х ассортимент продукции стал традиционно полным для советских фабрик - печенье, вафли, зефир, мармелад, карамель, драже, шоколадные конфеты и шоколад. Фабрика получила новое название - «Пермская кондитерская».
Пятидесятые и шестидесятые годы стали временем бурного развития производства, освоения нового ассортимента и борьбы за качество продукции. К началу 70-х годов фабрика выпускала более 200 наименований кондитерских изделий и полностью обеспечивала ими всех жителей Прикамья. Говоря о городе, его жители и гости выделяли три основные достопримечательности - «Пермский балет», производственное объединение «Пермские моторы» и пермские конфеты.
Новейшая
история фабрики складывалась драматично.
ОАО «Кондитерская фабрика «
Фабрика не представляла никакого интереса
для инвестиций и по экономическим расчетам
должна была погибнуть. Фактором ее выживания
и дальнейшего подъема стал трудовой коллектив
- люди, любящие свое дело и свою продукцию,
профессионалы, сохранившие традиции
и умеющие работать. Смена управленческой
команды позволила фабрике к 2006 году переломить
кризисную ситуацию и перейти к устойчивому
развитию. Сегодня фабрика работает в
новом производственном корпусе, поэтапно
оснащается современным оборудованием,
ее продукция представлена в 17 регионах
России.
Со дня основания прошло уже 119 лет, но и сейчас продолжается динамичное развитие - каждый год обновляется и расширяется ассортимент продукции, который радует покупателей новыми вкусами. Старейшая на Урале и в Сибири кондитерская фабрика уже более века славится своими сладостями, сочетающими классический вкус и качество с новейшими технологиями. В 2010 году предприятие увеличило реализацию продукции в регионах России более чем на 70% по сравнению с 2009 годом. Фабрика «Пермская» перестроила ассортиментную политику, сделав упор на недорогую и качественную продукцию, на которую спрос на рынке сейчас растет (увеличены мощности выпуска помадных конфет на основе вареного сгущенного молока, рецептура которых разработана специалистами фабрики). За счет роста производительности труда удается не увеличивать цены, что вынуждены делать другие производители. Благодаря современным технологиям и качеству ингредиентов продукция данного предприятия имеет большой успех далеко за пределами Пермского края. Основным рынком сбыта продукции фабрики является рынок Пермского края. Также главными потребителями продукции ОАО «Кондитерская фабрика «Пермская» являются следующие регионы: Московская область, Урал и Поволжье. Поскольку доля предприятия на местном рынке составляет около 35%, что свидетельствует о его насыщении, основной планируемый рост продаж возможен только на рынках других регионов. Сегодня фабрика «Пермская» входит в число крупнейших предприятий-производителей кондитерских изделий в России. В первое время 90% производственных операций выполнялось вручную, преобладал физический труд. В послевоенные годы фабрика стала оснащаться новой техникой. Сейчас фабрика «Пермская» закупает высокотехнологичное итальянское оборудование, которое значительно облегчает работу.
Информация о работе Мероприятия по улучшению положения женщин на современном российском рынке труда