Международный валютный рынок и тенденции его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 13:43, дипломная работа

Описание

Международный валютный рынок составляет важнейшее звено мировой финансовой системы международных экономических отношений. Он представляет собой механизм, обслуживающий и регулирующий международную систему валютных операций на основе спроса и предложения. Основными субъектами мирового валютного рынка выступают крупные коммерческие банки, финансовые и инвестиционные компании, фондовые биржи, ТНК, центральные банки, посреднические организации и отдельные лица, международные финансовые организации.

Содержание

Введение
Глава 1. Международный валютный рынок
1.1. Сущность международного валютного рынка
1.2. Функции международного валютного рынка
1.3. История развития международного валютного рынка
1.4. Основные валюты на международном валютном рынке
1.5. Структура валютного рынка
1.6. Международные финансовые центры
Глава 2. Развитие международного рынка и его изменения за последние годы
2.1. Факторы, влияющие на развитие международного валютного рынка
2.2. Воздействие кризиса на международный валютный рынок и его последствия
2.3. Проблемы международного валютного рынка, актуальные на данный момент
Глава 3. Перспективы международного валютного рынка
3.1. Варианты решения возникших проблем
3.2. Российский валютный рынок: движение к мировым стандартам
3.3. Рубль как резервная валюта
3.4. Тенденции развития международного валютного рынка
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Международный валютный рынок и тенденции его развития - копия.doc

— 834.00 Кб (Скачать документ)

Во-первых, появились градации акций: привилегированные, «золо­тые» и т. д. В итоге было создано огромное поле для махинаций.

Во-вторых, большинство акционеров просто выброшены из дела и никакого отношения к принятию решений в компании не имеют. Произошел захват акционерного капитала небольшими группами олигархов.

В-третьих, крупным владельцем акций стало государство.

Общий вывод: сама природа акционерного капитала существенно изменилась.

Третья проблема — кредит. Он также был мощнейшим инстру­ментом экономического развития. Но в современных условиях кредит стал многозвенным и превратился в сложную цепочку передач. Кредиты государственного банка идут в десяток крупных банков, от них — сотне следующих и т. д. Самые большие олигархи — набитые кредитами «пузыри». Для участников цепочки самое главное — «откаты» в каж­дом ее звене в связи с очередной передачей кредита. Значит, и кредит превратился в один из элементов спекулятивной экономики.

Четвертая проблема — процент. Когда-то, в начале прошлого века, немецкий бизнесмен из Буэнос-Айреса С. Гезелл[*] опубликовал книгу «Новое учение о деньгах и проценте» (1911 г.), которая вошла в его обобщающий труд «Естественный эконо­мический порядок». Он обнаружил, что иногда его товары продавались быстро и за хорошую цену, а иногда — медленно, причем цены сни­жались. Как оказалось, это зависело не только от соотношения спроса и предложения, но и от величины банковского процента — цены денег в банке. Если банки предлагают большой процент, то люди не идут покупать товары на рынке, а несут деньги в банк. Если банки, наобо­рот, начинают снижать процент, то люди идут на рынок и приобретают что-то необходимое. Другой оригинальный теоретик, М. Кеннеди — немка, но не бизнесмен, а архитектор, — написала книгу «Деньги без процентов и инфляции». Оба автора говорят об одном и том же: процент — идеальный инструмент для спекуляций.

Критическое отношение к проценту в исламской экономике имеет под собой серьезные основания. В системе исламских банков глубокого кризиса пока что нет, а ведь они обслуживают огромный исламский мир — более 1 млрд. человек. Просто у них иная система кредита, отличная от европейской.

В конце концов, процент всегда включается в цену, которую платит население. Следовательно, все, кто осуществляет махинации с процен­тами, в итоге добираются до наших денег.

Пятая проблема — многоэтажность экономики. Раньше все было просто: предприятие - рынок (торговля) - потребитель. Сегодня же есть прибыль, но также есть и процент; затем идут выплаты на акции; далее - страхование акций; потом - кредитование страховщиков и т. д. Когда-то говорили, что такое усложнение экономики — фактор роста ее эффективности. Но все яснее становится другое — оно создало базу для появления паразитирующих посредников. Существенно изменились и другие основные элементы экономики: прибыль, зарплата и налоги.

Шестая проблема — налоги. Налогообложение — система, при которой независимые граждане обеспечивают ресурсами государство и благодаря этому сохраняют контроль над ним. Но сейчас она утрати­ла указанный смысл. Налог платит государству человек, который сам получает зарплату от него за счет своих же выплат. Трудно придумать более бессмысленную систему. А если налог платит государственная корпорация, получается то же самое: перекладывание денег из кармана в карман и появление занятых этим бюрократов.

И здесь, и в остальных областях экономики сложилась ситуация, требующая пересмотра не частностей, а самых фундаментальных идей и представлений о ней. Современной экономической жизнью и эконо­мической действительностью руководят не рынок, как это должно быть при капитализме, не Госплан, как было при социализме, а корпорации спекулянтов, которые создали для себя искусственный мир, в котором можно спокойно наживаться, не боясь быть пойманным за руку.

Был сделан гигантский шаг в сторону того, что экономисты когда-то называли «фиктивным капиталом», а сегодня — «финан­совыми пузырями».

Мир фиктивного капитала в своем развитии должен опираться на реальные ресурсы. Помимо традиционной прибавочной стоимости, зарплат и рент, в современной экономике появилось несколько новых источников.

Первый источник — потребительский кредит. Его объемы ста­ли гигантскими. В США ежемесячно каждая семья выплачивает на покрытие кредита до 15% своего дохода. В России уже 20% граждан тратят на выплату процентов по кредитам до 74 доходов.

Второй источник — ипотека. Нынешний кризис формально начался в сфере недвижимости — самом, казалось бы, устойчивом секторе экономики. Причина заключается в создании гигантских систем рассрочки оплаты купленной недвижимости.

Третий источник — секъюритизация активов, а проще говоря — продажа будущих доходов.

Экономический смысл всех трех источников один: происходит массовый захват будущих доходов людей и компаний, что крайне опасно. Чтобы иметь средства сегодня, спекулятивный капитал решил залезть в будущие доходы. Он знает, что за них отвечать не будет, и всеми способами перекачивает их в свою пользу.

Но подобная тенденция наблюдается не только в области доходов, но и в других сферах жизни.

Во-первых, отметим чрезмерную растра­ту природных ресурсов, в результате их лишаются будущие поколения. Значит, мы залезаем в будущее наших детей, внуков и правнуков.

Во-вторых, — это недостаточные расходы на защиту окружающей среды. Когда мы сегодня наносим ей ущерб, мы опять залезаем в бу­дущее, создавая гигантские проблемы для последующих поколений.

Таким образом, мир фиктивного капитала смог достичь гигант­ских масштабов, потому что появился не только в настоящем, но и в будущем. Отсюда исключи­тельная опасность нынешнего мирового финансового кризиса.[§§§§]

 

 

 

 

 

 

97

 



3 Глава. Перспективы международного валютного рынка.

 

 

3.1. Варианты решения возникших проблем.

Сейчас основной инструмент преодоления кризиса — использова­ние государственных резервов. Это общественные средства. Тратят их для того, чтобы субсидировать тех, кто довел страну до нынешней ситуации. Получается, что население должно заплатить тем, кто привел страну в ту­пик.

В США движение противников спасения (bail-out) разоряющих­ся финансовых структур было настолько мощным, что Конгресс не решился в первый раз проголосовать за весь пакет антикризисных мер, предусматривающий перекачку госрезервов в карманы расхитителей. Один из конгрессменов отметил, что все деятели провалившихся корпораций обеспечили себя «золотыми парашютами». В ожидании краха они выплачивали себе гигантские премии и делали все, чтобы спокойно встретить банкротство.

На одном из недавних заседаний правительства РФ звучали жалобы на то, что деньги от Минфина не доходят до тех, кому их обе­щали. Это не удивительно, ведь было принято решение давать деньги банкам, не требуя от них никакого обеспечения. Следовательно, любой банк может обратиться к денежным властям за финансовой помощью.

Отсутствие реального контроля со стороны правительства привело к тому, что за один месяц после начала государственной поддержки тонущим банкам «утопающие» вывезли за границу десятки миллиардов долларов. Или они говорили неправду о своем тяжелом положении, или переводили именно средства, полученные от государства в качестве финансовой помощи. Похоже, что наше государство гораздо сильнее, чем американское, привязано к фиктивному капиталу.

В Европе делается попытка не просто оказать помощь финансовым структурам, но и наказать виновников возникновения «финансовых пузырей». И есть рациональное зерно в идее президента Франции Николя Саркози заменить финансовую олигархию «предпринима­тельским капитализмом». Еще серьезнее решимость — здесь уже, безусловно, заслуга лейбористской партии, ведь это — социалистическая партия, — национализировать те частные банки, которые провалились. И даже такие консервативные политики, как канцлер Германии Ангела Меркель, были вынуждены согласиться с подобным подходом. США тоже неизбежно придут к варианту национализации, потому как им потребуется более жесткий государственный контроль в финансовой сфере.

Идея национализации с одной стороны, конечно имеет место быть. Но, с другой стороны, главная проблема здесь заключается в том, что национализация в современных условиях будет означать огосударствле­ние. Нынешнее государство со своими функциями не справилось. Оно несет такую же ответственность за этот кризис, как и олигархи.

Для борьбы с Великой депрессией президент США Ф. Рузвельт решил создать Корпорацию долины реки Теннесси - первую американскую госу­дарственную корпорацию. При ее образовании Рузвельт сказал: «Если ее отдать государству, то это будет игрушка на выборах каждые четыре года». Поэтому он принял уникальное решение: корпорация будет именно национальной. Но советский вариант национализации, когда все находится в руках государства, Рузвельта не уст­раивал. В организацию национальной корпорации он стал вводить новые элементы. Так, ни один чиновник, ни один министр, ни сам президент США не имели права вмешиваться в ее деятельность. Был разработан специальный механизм управления корпорацией: руководство должны были осуществлять три независимо назначаемых директора.

Подобный метод и должен служить примером поиска правильного решения.

Видимо не чувствуя серьезной опасности, руководители ОПЕК решили вернуться к вопросу о снижении добычи нефти через несколько месяцев. Руководители 20 ведущих стран на встрече в Вашингтоне в середине ноября 2008 г. отложили вопрос о конкретных мерах по противодействию кризису на несколько месяцев.

Особенность кризисных ситуаций состоит в том, что если нуж­ная мера отстает на шаг от темпа развития событий, это снижает ее эффект вдвое, на два шага — делает ее бесполезной, на три — вредной.

Также существуют иные меры по решению проблем в нынешней сложившейся ситуации на мировом валютном рынке:

1. Нужно по-настоящему разделить государственный и част­ный сектора. Надо определить, что остается в руках государства в постиндустриальном обществе. Частные банки необходимо строго ограничивать по размерам и формам деятельности, нельзя допускать их к распределению государственных финансов.

В области образования можно точно сказать, что должно быть государственным, а что - частным. Подготовка по фундаментальным и теоретическим наукам - это государственное дело. Никто не будет платить за подготовку физика-теоретика, специалиста но античной истории и т. д. Затраты государственных денег не тратиться на обучение юристов, экономистов, врачей, потому как они в состоянии взять кредит, а потом из своих будущих доходов расплатиться за полу­ченное образование. И чем меньше средств будет тратить государство на подготовку тех же юристов, тем больше останется денег для обучения математиков, физиков-теоретиков.

2. Необходимо как можно быстрее ввести обеспеченные золотом мировые деньги. Ими может стать и валюта, положим, Люксембурга или Швейцарии. Но очевидно, что в бушующем большом количестве национальных валют должна быть прочная поддержка для всех, кто хочет гаран­тировать свои накопления. Далее, рано или поздно придется решать вопрос о мировой национализации всех природных ресурсов, всех природных богатств.

3. Придется перестраивать всю систему международных отношений, которая сейчас создана: ООН, ЕС и проч. Государство численностью 50 тыс. человек не может иметь один голос, так же как и государство с населением 100 млн. человек. Подобная система не работоспособна. Более того, она продуцирует стимулы к появлению все новых государств. Великих держав в мире должно быть 15—20. Они напрямую войдут в ООН. Остальные примерно 200 стран будут участницами региональных объединений, которые, в свою очередь, станут членами ООН.

4. В радикальных изменениях нуждается и социальная система. От всеобщего уравнивания и, как следствие, массового распростране­ния потребительства надо переходить к обществу «гарантизма», по выражению Шарля Фурье[*].

Выход из современного кризиса есть. Но если идти по пути част­ных мер, как сейчас, то через некоторое время все повторится снова. Поэтому нынешний кризис должен стать поводом для обсуждения широкого комплекса мер глобального характера.[*****]

97

 



3.2. Российский валютный рынок: движение к мировым стандартам.

Доля российского сегмента на мировом валютном рынке пока невелика. Среднедневной объем операций в апреле 2007 г., по данным BIS, находился на уровне 50 млрд. долл., составив 1,3% мирового валютного рынка.

По сравнению с Forex темпы роста российского валютного рынка выше. Увеличению интереса инвесторов к российским активам способствовали: либерализация валютного регулирования, развитие российского фондового рынка, рост нефтяных цен и укрепление рубля. За 2006-2007 гг. чистый приток частного капитала в Россию составил более 120 млрд. долл.[*] По данным ЦБ РФ, среднедневной оборот межбанковских кассовых конверсионных операций за последние три года увеличился в 3,1 раза: до 98 млрд. долл. в I кв. 2008 г. Еще более высокими темпами рос российский биржевой рынок: среднедневной оборот валютного рынка Московской межбанковской валютной              биржи (ММВБ)              за это время возрос в 4,3 раза, превысив в I кв. 2008 г. 7,9 млрд. долл.

Итоги 2007 г. подтверждают, что основные направления изменения структуры российского валютного рынка находятся в русле мировых тенденций. Валютные пропорции все более определяются не столько потоками экспортной выручки, сколько движением международного капитала, ликвидностью финансовой системы, развитием законодательства.

На структуру валютных операций наложил отпечаток кризис ликвидности. Резкий рост ставок межбанковского кредитного рынка в августе-сентябре 2007 г. привел к росту потребности в операциях рефинансирования. После длительного перерыва (с декабря 2006 г.) в августе-ноябре заключались сделки своп с Банком России на общую сумму 7,6 млрд. долл.

Информация о работе Международный валютный рынок и тенденции его развития