Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:22, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследование механизма и методического инструментария мониторинга социально-экономического развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность и методические подходы к организации мониторинга социально-экономического развития региона;
дать оценку мониторинга экономического развития региона;
предложить направления совершенствования системы мониторинга социально-экономического развития региона.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1. Понятие и сущность мониторинга 5
1.2. Процесс мониторинга экономического развития региона 14
1.3. Целевые индикаторы мониторинга экономического развития региона 27
2. ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СЕРГИЕВ ПОСАД
2.1. Состав и структура администрации (сегмента мониторинга) 35
2.2. Задачи администрации по экономическому развитию региона 47
2.3. Система стратегических целей социально – экономического развития городского поселения Сергиев – Посад и организация мониторинга за выполнением целевых показателей 54
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
3.1. Проблемы мониторинга экономического развития городского поселения Сергиев - Посад 82
3.2. Направления оптимизации мониторинга экономического развития 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
Вопрос по созданию достаточных информационных ресурсов для целей эффективного управления реальным сектором экономики, регулирования социальными процессами, разработки среднесрочных и долгосрочных программ развития на уровне региона и муниципального образования, находится в стадии теоретических дискуссий.
В целом, при оценке выполнения основных целевых показателей исполнения программ и планов экономического развития у Администрации городского поселения Сергиев – Посад возникают проблемы.
Во-первых, действующая система показателей, методология их сбора и разработки в рамках Федеральной программы, приемлемые для Федерального центра, мало приспособлены для регионального уровня и еще меньше для уровня муниципального. Применяемые методы наблюдения, досчеты и дорасчеты, корректирующие коэффициенты, не дают полной и объективной оценки происходящих в реальном секторе экономики процессов и явлений на уровне республики и самоуправляемой территории.
Во-вторых, для восприятия статистической информации, ее эффективного использования в управлении необходимы специальные знания, профессиональная подготовка, способность четко сформулировать задачу, запрос на ту или иную информацию, а это порой отсутствует у многих специалистов и руководителей, занятых в сфере экономики и управления.
Следует отметить, что государственная статистика необходима, имеет важное значение для управления, но она не улавливает многие нюансы, многое ею остается незамеченным, особенно, что касается жизни людей и их реакции на происходящие экономические преобразования.
Значительные трудности в
становлении полноценной
системы мониторинга
Общей проблемой российских муниципальных образований является разрозненность одновременно сосуществующих систем мониторинга социально-экономического развития на фоне отсутствия системы государственного статистического наблюдения за муниципальным развитием. Группы индикаторов, установленные различными нормативными правовыми актами местного, регионального и федерального уровней, отслеживаются разными субъектами мониторинга с разной периодичностью, а затем результаты мониторинга также по разным методикам и с участием разных субъектов подвергаются оценке. При этом в составе индикаторов наблюдаются пересечения, вынуждающие дважды собирать одну и ту же информацию, действующие механизмы мониторинга и оценки не всегда соответствуют установленным требованиям, сами требования содержат лакуны и противоречия, а взаимодействие между субъектами мониторинга и оценки далеко от эффективного. Всё это затрудняет решение задачи повышения эффективность управления, на которую как раз и нацелены большинство данных систем.
Сложившаяся ситуация обусловливает важность формирования на базе существующих систем комплексной системы мониторинга и оценки, обладающей формализованными процедурами сбора и обработки информации и единой системой отчетности.
В
городском поселении Сергиев-
Основной
целью организации мониторинга
социально-экономических
В ходе мониторинга экономического развития КСМО анализирует и контролирует следующие основные индикаторы социально-экономического развития территории по следующим группам:
Мониторинг
социально-экономических
КСМО представляет собой интегрированный информационно-аналитический комплекс проблемно-ориентированных блоков. Каждый блок предназначен для работы с основными социально-экономическими показателями отдельных сфер деятельности.
В рамках КСМО система позволяет:
Таблица 9
Базовый
состав блоков мониторинга социально-
Экология | Сельское хозяйство |
Население | Торговля |
Труд | Инвестиции |
Уровень жизни населения | Цены |
ЖКХ | Здравоохранение |
Образование | Предприятия и организации |
Платные услуги | Наука и инновации |
Строительство | Туризм и отдых |
Транспорт | Культура и искусство |
Связь | Финансы |
ВРП | Спорт |
Внешнеэкономическая деятельность | Производство |
Анализу подлежат как сами показатели мониторинга, так и действующие организационные процедуры мониторинга с точки зрения регулирующей их нормативной правовой базы местного, регионального и федерального уровней и сложившейся практики. Действующие муниципальные нормативные правовые акты оцениваются на предмет соответствия федеральным и региональным законам, регламентирующим порядок проведения мониторинга и оценки, и на предмет отсутствия противоречий между ними.
По итогам анализа формируются рекомендации по внесению изменений в действующую нормативную правовую базу муниципального образования, разрабатываются проекты рекомендуемых к принятию нормативных правовых актов. При этом используется единая система индикаторов КСМО20, соответствующая требованиям федерального и регионального законодательства, а также требованиям документов долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования.
Алгоритм
организации мониторинга с
Рис.4. Структурная схема алгоритма мониторинговых исследований
Создание информационной системы совместно с моделированием социально-экономического положения регионов и муниципальных образований дает возможность не только статистической оценки состояния объекта (процесса) исследования, но и наглядное предоставление результатов исследования в виде компьютерных тематических карт. Данный подход может использоваться не только как способ фиксации наблюдения и исследования территориальных явлений (процессов), но также в качестве рабочего материала для дальнейшего анализа.
Также
в целях повышения качества мониторинга
Администрации городского поселения Сергиев
– Посад необходимо разработать систему
индикаторов контроля. Для повышения качества
информации предлагается следующая система
ключевых показателей экономического
развития городского поселения (табл.
10)
Таблица 10
Перечень
показателей эффективности развития городского
поселения Сергиев - Посад, оценочных критериев
для подведения итогов и структурных подразделений
администрации городского
поселения,
ответственных за согласование значений
показателей
Наименование показателя | Ед. измер. | Условия оценки
– 3-бальная система |
Формирование и исполнение местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством | - | 3 – без нарушений
и в срок; 2 – в срок с доработкой; 0 – с нарушениями и не в срок |
Доля
налоговых и неналоговых |
% | 3 – выше 60%; 2 – от 50% до 60%; 1 – от 30% до 50%; 0 – до 30 % |
Результативность мероприятий по увеличению доходной части бюджета в части местных налогов и сборов | % | 3 – выше 10 %;
2 – от 5% до 10%; 1 – до 5% 0 – на уровне утвержденной сметы доходов или снижение |
Соблюдение сроков и качества представляемой в администрацию отчетности | - | 3 – в срок
и соответственно запросу; 2 – в срок с дополнительным запросом 0 – не в срок и не соответствующая запросу |
Соблюдение сроков и полноты предоставления показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы поселения, из программного продукта «Муниципальная информационная система поселения» в Единую информационную систему органов местного самоуправления | да/нет | 3 – без нарушений
и в срок; 0 – с нарушениями и не в срок |
Соблюдение нормативов формирования расходов на оплату труда (с начислениями) депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления поселений | да/нет | 3 – соблюдение; 0 – несоблюдение |
Количество жалоб от населения на исполнение полномочий главы поселения в расчете 1 тыс. чел. населения | единиц на 1 тыс.чел. населения |
3 – отсутствие
жалоб; 2 – менее 1 жалобы; 1 – от 1 до 2 жалобы; 0 – более 2 жалоб |
Доля домовладений, подключенных к центральному водоснабжению | % | 3 – выше 70%; 2 – от 60% до 70%; 1 – от 50% до 60%; 0 – менее 50% |
Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно–коммунальные услуги | % | 3 – 100%; 2 – от 95% до 100%; 1 – от 90% до 95%; 0 – менее 90% |
Удельный вес домовладений, обеспеченных уличным освещением | % | 3 – 100%; 2 – от 75% до 100%; 1 – от 50% до 75%; 0 – менее 50% |
Наличие указателей с названием улиц и номерами домов | Количество указателей / на одно домовладение | 3 – 1; 2 – от 0,85 до 1; 1 – от 0,7 до 0,85; 0 – менее 0,7 |
Количество зарегистрированных на территории поселения объектов бытового обслуживания населения в расчете на 1000 чел. населения | единиц на 1000 чел. населения | 3 – более
1; 2 – от 0,75 до 1; 1 – от 0,5 до 0,75; 0 – менее 0,5 |
Организация ритуальных услуг | - | 3 – организовано 0 – не организовано |
Наличие генерального плана поселения | - | 3 – имеется; 0 – не имеется |
Наличие правил землепользования и застройки поселения | - | 3 – имеется; 0 – не имеется |
Количество оборудованных спортивных и детских площадок на 1000 чел. населения | единиц на 1000 чел. населения | 3 –3 и более
ед.; 2 – 2 ед.; 1 – 1 ед.;
0 – отсутствуют |
Организация транспортного обслуживания населения в границах поселения и с районным центром | да\нет | 3 – организовано
во всех населенных пунктах; 2 – организовано не во всех населенных пунктах; 0 – не организовано |
Количество обустроенных мест массового отдыха поселения в расчете на 1000 чел. населения | Единиц на 1000 чел. населения | 3 – более
2; 2 – от 1 до 2; 1 – менее 1; 0 – отсутствуют |
Доля домовладений, состоящих на техническом учете в БТИ и являющихся объектами налогообложения, в общем количестве домовладений в поселении | % | 3 – 100%; 2 – от 75% до 100%; 1 – от 50% до 75%; 0 – менее 50% |
Доля
площади земельных участков, являющихся
объектами налогообложения |
% | 3 – 100% 2 – от 75% до 100% 1 – от 50% до 75% 0 – менее 50% |
Уровень снижения (роста) недоимки по налоговым платежам, поступающим в бюджет поселения | % | 3 – 100% 2 – от 75% до 100% 1 – от 50% до 75% 0 – менее 50% |
Выполнение утвержденного плана проверок по муниципальному земельному контролю | % | 3 – 100% 2 – от 75% до 100% 1 – от 50% до 75% 0 – менее 50% |
Информация о работе Мониторинг экономического развития региона