Мониторинг экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:22, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - исследование механизма и методического инструментария мониторинга социально-экономического развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность и методические подходы к организации мониторинга социально-экономического развития региона;
дать оценку мониторинга экономического развития региона;
предложить направления совершенствования системы мониторинга социально-экономического развития региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1. Понятие и сущность мониторинга 5
1.2. Процесс мониторинга экономического развития региона 14
1.3. Целевые индикаторы мониторинга экономического развития региона 27
2. ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СЕРГИЕВ ПОСАД
2.1. Состав и структура администрации (сегмента мониторинга) 35
2.2. Задачи администрации по экономическому развитию региона 47
2.3. Система стратегических целей социально – экономического развития городского поселения Сергиев – Посад и организация мониторинга за выполнением целевых показателей 54
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
3.1. Проблемы мониторинга экономического развития городского поселения Сергиев - Посад 82
3.2. Направления оптимизации мониторинга экономического развития 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95

Работа состоит из  1 файл

Дипломная рабоа.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

5 групп: 

      1 группа - регионы с уровнем развития  выше среднего (комплексная оценка  больше нуля);

      2 группа - регионы со средним уровнем  развития (от -10 до 0);

      3 группа - регионы с уровнем развития  ниже среднего (от -20 до -10);

      4 группа - регионы с низким уровнем  развития (от -40 до -20);

      5 группа - регионы с крайне низким  уровнем развития (менее -40).

      В 2004 году, в соответствии с Постановлением Правительства РФ                    № 737 перечень индикаторов оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации был изменен. Однако по новой методике расчеты комплексного показателя социально-экономического развития субъектов Российской Федерации не производились.

      Таким образом, по результатам первой главы  исследования были сделаны следующие  выводы:

  1. Под региональным  мониторингом  социально -  экономических  процессов можно  понимать  как  систему  наблюдения,  оценки,  анализа  и  прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории субъекта федерации, местного самоуправления.  Применительно  к  изучению  социально -  экономических  процессов, происходящих в регионе, это специально организованное системное наблюдение за ходом  и  характером  количественных  и  качественных  изменений  в  экономике  и  в обществе, связанных с их переходом из одного состояния в другое, поэтому задачей мониторинга является не только наблюдение, но и накопление фактов.
  2. Для  комплексной  оценки  уровня  социально-экономического  развития регионов используется 12 базовых индикаторов. Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике, являются: валовой региональный продукт на душу населения; объем инвестиций в основной капитал на душу населения; объем внешнеторгового оборота на душу населения; финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения; доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях; уровень зарегистрированной безработицы; соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения; суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения; основные фонды отраслей экономики на душу населения; коэффициент плотности автомобильных дорог; сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов.

      Далее на практических материалах муниципального  образования – городского поселения Сергиев Посад будет рассмотрен механизм мониторинга его социально – экономического развития. 

2. ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СЕРГИЕВ ПОСАД

2.1. Состав и структура  администрации (сегмента  мониторинга)

 

      Городское поселение Сергиев Посад - крупный научно-промышленный и транспортный узел общенационального и международного значения, научно-образовательный и духовный центр русского Православия, историко-культурный центр формирования и развития русского этноса. Здесь же расположен административный центр Сергиево-Посадского муниципального района.

      Численность населения - 112 772 человек (без учета  переписи населения 2010 года). Площадь территории - 23,4 тыс. га. Центр – г. Сергиев Посад.

      На  территории поселения осуществляют деятельность крупнейшие предприятия научно-промышленного комплекса, в том числе: ФГУП ФНПЦ НИИ прикладной химии, ОАО Загорский оптико-механический завод, ФГУП Электромеханический завод Звезда, ОАО Сергиево-Посадский мясокомбинат, ОАО Сергиево-Посадский хлебокомбинат, ЗАО Экспериментальный завод ДСП, ОАО НИИРП. В городе расположены крупные строительные, торговые, сельскохозяйственные предприятия.

      Действуют Сергиево-Посадский Государственный  историко-художественный музей-заповедник, художественно-педагогический Музей Игрушки Российской Академии образования.

      В городском поселении Сергиев  Посад расположены высшие учебные  заведения - филиал Московского государственного университета приборостроения и  информатики, Сергиево-Посадский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, Сергиево-Посадское представительство Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства, 3 учебных заведения начального профессионального образования.

     Граница городского поселения Сергиев Посад утверждена Законом Московской области от 28.02.2005 № 60/2005-ОЗ «О статусе и границах Сергиево-Посадского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований». В состав территории городского поселения Сергиев Посад входят все земли в пределах его границ независимо от форм собственности и целевого назначения.

     В состав территории городского поселения  Сергиев Посад входят следующие  населенные пункты: Сергиев Посад - город, а также населенные пункты сельской местности: Барканово - деревня, Благовещенье - село, Бубяково - деревня, Васильково - деревня, Воронцово - деревня, Высоково - деревня, Глинково - село, Гольково - деревня, Деулино - село, Загорские Дали - поселок, Захарьино - деревня, Зубачево - деревня, Ивашково - деревня, Крапивино - деревня, лесхоза - поселок, Маньково - деревня, Мишутино - село, Напольское - деревня, Наугольное - деревня, НИИРП - поселок, Смена - деревня, Топорково - деревня, Тураково - деревня, Фролово - деревня, Хомяково - село, Чарково - деревня.

     Территория  городского поселения Сергиев Посад  входит в состав Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.

     Городское поселение Сергиев Посад имеет  официальные символы, в том числе  герб, флаг и гимн, отражающие исторические и культурные местные традиции.

     Правовую  основу местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад составляют общепризнанные принципы и нормы  международного права, международные  договоры Российской Федерации, Конституция  Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав Московской области, законы и иные нормативные правовые акты Московской области, Устав Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, настоящий Устав, решения, принятые на местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты городского поселения.

     По  вопросам местного значения населением городского поселения Сергиев Посад  непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

     По  вопросам осуществления отдельных  государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад федеральными законами и законами Московской области, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение их положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Московской области.

     Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад, подлежат обязательному исполнению на всей территории городского поселения.

     В систему муниципальных правовых актов городского поселения Сергиев  Посад входят:

     1) Устав, правовые акты, принятые на местном референдуме городского поселения Сергиев Посад;

     2) нормативные и иные правовые акты Совета депутатов;

     3) правовые акты главы городского поселения Сергиев Посад (далее – Глава городского поселения);

     4) правовые акты руководителя администрации городского поселения Сергиев Посад (далее также – Руководитель администрации) и должностных лиц администрации городского поселения Сергиев Посад (далее – Администрация городского поселения);

     5) правовые акты Контрольно-ревизионной  комиссии городского поселения  Сергиев Посад (далее также  – Контрольно-ревизионная комиссия) и ее председателя.

     Устав городского поселения Сергиев Посад  и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном  референдуме, являются актами высшей юридической  силы в системе муниципальных  правовых актов городского поселения Сергиев Посад, имеют прямое действие и применяются на всей территории городского поселения Сергиев Посад.

      Администрация городского поселения Сергиев Посад осуществляет в пределах установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории района.

     Руководитель  администрации в пределах своих  полномочий, установленных федеральными законами, законами Московской области, Уставом, нормативными правовыми актами Совета депутатов, издает постановления Администрации городского поселения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области, а также распоряжения по вопросам организации работы Администрации городского поселения.

     В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского поселения обладают следующими полномочиями:

     1) принятие Устава городского поселения и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

     2) установление официальных символов городского поселения;

     3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;

     4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

     5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата Совета депутатов, Главы городского поселения, голосования по вопросам изменения границ городского поселения, преобразования городского поселения;

     6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития городского поселения, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы городского поселения, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

     7) учреждение печатного средства массовой информации для официального опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей городского поселения официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии городского поселения, о развитии его общественной инфраструктуры, опубликования ежегодных отчетов Главы городского поселения, Руководителя администрации, решений избирательной комиссии городского поселения Сергиев Посад, итогов голосования и принятых решений референдумов, конференций и собраний граждан, итогов голосования и принятых решений по вопросам изменения границ городского поселения, преобразования городского поселения, отзыва депутата Совета депутатов, Главы городского поселения, результатов публичных слушаний, опросов граждан, решений органов государственной власти в отношении органов местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад и депутатов Совета депутатов, соглашений городского поселения с иными муниципальными образованиями, иной официальной информации, касающейся осуществления местного самоуправления в городском поселении;

Информация о работе Мониторинг экономического развития региона