Мониторинг экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:22, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - исследование механизма и методического инструментария мониторинга социально-экономического развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность и методические подходы к организации мониторинга социально-экономического развития региона;
дать оценку мониторинга экономического развития региона;
предложить направления совершенствования системы мониторинга социально-экономического развития региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1. Понятие и сущность мониторинга 5
1.2. Процесс мониторинга экономического развития региона 14
1.3. Целевые индикаторы мониторинга экономического развития региона 27
2. ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СЕРГИЕВ ПОСАД
2.1. Состав и структура администрации (сегмента мониторинга) 35
2.2. Задачи администрации по экономическому развитию региона 47
2.3. Система стратегических целей социально – экономического развития городского поселения Сергиев – Посад и организация мониторинга за выполнением целевых показателей 54
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
3.1. Проблемы мониторинга экономического развития городского поселения Сергиев - Посад 82
3.2. Направления оптимизации мониторинга экономического развития 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95

Работа состоит из  1 файл

Дипломная рабоа.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)
 

 

      Структурные подразделения администрации, ответственные  за осуществление мониторинга достижения показателей, должны определить баллы по показателям в соответствии с перечнем, и результаты бальной оценки в виде заключения направляют в отдел экономического развития администрации. Расчет интегральной бальной оценки осуществляется путем суммирования балов по всем показателям перечня. На основании интегральной оценки возможно делать выводы о качестве работы Администрации по выполнению своих функций.  
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Целью исследования явилось исследование механизма и методического инструментария мониторинга социально-экономического развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решены все поставленные задачи исследования. Результатами исследования явились следующие итоги:

  1. Под региональным  мониторингом  социально -  экономических  процессов можно  понимать  как  систему  наблюдения,  оценки,  анализа  и  прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории субъекта федерации, местного самоуправления.  Применительно  к  изучению  социально -  экономических  процессов, происходящих в регионе, это специально организованное системное наблюдение за ходом  и  характером  количественных  и  качественных  изменений  в  экономике  и  в обществе, связанных с их переходом из одного состояния в другое, поэтому задачей мониторинга является не только наблюдение, но и накопление фактов.
  2. Для  комплексной  оценки  уровня  социально-экономического  развития регионов используется 12 базовых индикаторов. Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике, являются: валовой региональный продукт на душу населения; объем инвестиций в основной капитал на душу населения; объем внешнеторгового оборота на душу населения; финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения; доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях; уровень зарегистрированной безработицы; соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения; суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения; основные фонды отраслей экономики на душу населения; коэффициент плотности автомобильных дорог; сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов.

      В практической части исследования на практических материалах муниципального  образования – городского поселения Сергиев Посад был рассмотрен механизм мониторинга его социально – экономического развития.

      Городское поселение Сергиев Посад - крупный научно-промышленный и транспортный узел общенационального и международного значения, научно-образовательный и духовный центр русского Православия, историко-культурный центр формирования и развития русского этноса. Здесь же расположен административный центр Сергиево-Посадского муниципального района.

      В настоящее время социально –  экономическое развитие городского поселения Сергиев Посад  осуществляется в соответствии с Концепцией стратегического  развития муниципального образования  Сергиев-Посад и городских поселений, входящих в его состав на период до 2020 года. Контроль и отчетность, а также общую координацию действий по реализации Концепции осуществляет управление экономического развития администрации городского поселения Сергеев - Посад.

      Годовой отчет об исполнении Концепции, согласованный с финансовым управлением администрации, представляется службами городского поселения в управление экономического развития в срок до 20 января года, следующего за отчетным. Вместе с годовым отчетом предоставляется аналитическая записка, содержащая оценку достигнутых социально-экономических результатов в соответствии с утвержденными показателями социально-экономического развития городского поселения, перечень незавершенных в течение года мероприятий и процент их не завершения, анализ причин невыполнения отдельных программных мероприятий либо Программы в целом, предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и иных способов достижения программных целей либо о прекращении дальнейшей реализации Программы.

      Управление экономического развития администрации с учетом полученной информации проводит анализ и оценку выполнения отдельных программ и готовит сводный годовой отчет о реализации Концепции для представления в Совет депутатов. Отчет о реализации Программ в отчетном финансовом году представляется в Совет депутатов и Контрольно-ревизионную комиссию городского поселения в сроки, установленные для представления отчета об исполнении местного бюджета.

      В целях оперативного отслеживания и  контроля хода осуществления плана развития, а также влияние результатов реализации мероприятий плана на уровень социально-экономического развития поселения проводится мониторинг 2 раза в год. Контроль за ходом реализации осуществляет Администрация городского поселения путем составления письменных отчетов за полугодие и за год. В зависимости от складывающейся экономической ситуации Администрация городского поселения вносит соответствующие изменения в План развития.

      В целом, при оценке выполнения основных целевых показателей исполнения программ и планов экономического развития у Администрации городского поселения Сергиев – Посад возникают проблемы.

      1. Действующая  система  показателей,  методология  их  сбора  и разработки  в  рамках  Федеральной  программы,  приемлемые  для  Федерального центра,  мало  приспособлены  для  регионального  уровня  и  еще  меньше  для  уровня муниципального.  Применяемые  методы  наблюдения,  досчеты  и  дорасчеты, корректирующие  коэффициенты,  не  дают  полной  и  объективной  оценки происходящих  в  реальном  секторе  экономики  процессов  и  явлений  на  уровне республики и самоуправляемой территории.

      2. Для  восприятия  статистической  информации,  ее  эффективного использования  в  управлении  необходимы  специальные  знания,  профессиональная подготовка,  способность  четко  сформулировать  задачу,  запрос  на  ту  или  иную информацию,  а  это  порой  отсутствует  у  многих  специалистов  и  руководителей, занятых в сфере экономики и управления.

      3. Общей проблемой российских муниципальных образований является разрозненность одновременно сосуществующих систем мониторинга социально-экономического развития на фоне отсутствия системы государственного статистического наблюдения за муниципальным развитием. Группы индикаторов, установленные различными нормативными правовыми актами местного, регионального и федерального уровней, отслеживаются разными субъектами мониторинга с разной периодичностью, а затем результаты мониторинга также по разным методикам и с участием разных субъектов подвергаются оценке. При этом в составе индикаторов наблюдаются пересечения, вынуждающие дважды собирать одну и ту же информацию, действующие механизмы мониторинга и оценки не всегда соответствуют установленным требованиям, сами требования содержат лакуны и противоречия, а взаимодействие между субъектами мониторинга и оценки далеко от эффективного. Всё это затрудняет решение задачи повышения эффективность управления, на которую как раз и нацелены большинство данных систем.

      В городском поселении Сергиев-Посад  для решения обозначенных проблем можно использовать опыт города Рязань. Администрация города Рязань для эффективной системы мониторинга социально – экономического развития муниципального образования с 2009 г. использует комплексную автоматизированную систему мониторинга. Формируемая система носит наименование комплексной системы мониторинга и оценки социально-экономического развития муниципального образования, реализации плановых документов и эффективности выполнения принимаемых решений (КСМО).

      Основной  целью организации мониторинга социально-экономических показателей является обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления полной и достоверной информацией о социально-экономическом развитии территории за счет: автоматизированного сбора данных от подразделений Росстата; автоматизированного приема информации из баз данных региональных и муниципальных ведомств; автоматизированного сбора данных от предприятий территории; автоматизированного приема информации об исполнении бюджета из финансового органа территории.

      В ходе мониторинга экономического развития КСМО анализирует и контролирует следующие основные индикаторы социально-экономического развития территории по следующим группам: показатели социально-экономического развития муниципального образования; показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования; показатели мониторинга реализации программных документов; показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления; показатели местного бюджета и межбюджетных отношений.

      Мониторинг  социально-экономических показателей  территории включает в себя: отслеживание тенденций социально-экономического и финансового состояния территории (дневная, недельная, месячная, квартальная, годовая динамика); мониторинг складывающихся тенденций и пропорций развития отраслей по основным показателям; регулярный мониторинг (отслеживание) показателей социально-экономического и финансового развития территории.

      Также в целях повышения качества мониторинга  Администрации городского поселения  Сергиев – Посад в дипломной работе предложено разработать систему индикаторов контроля. 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным  голосованием  12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - №237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 29. – Ст.3119.
  2. Федеральный закон от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 07.12.2011 г.) // СПС – Гарант. 
  3. Постановление Правительства Московской области от 04.05.2008 № 327/15 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования  реализации» (с изменениями) // СПС – Гарант. 
  4. Постановление Правительства Московской области от 26.08.2008 г.            № 732/31 «О разработке проекта долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы» // СПС – Гарант. 
  5. Постановление Администрации города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 17.10.2011 г. №817-п «Об утверждении перечня муниципальных услуг, оказываемых населению Администрацией городского поселения Сергиев Посад» // СПС – Гарант. 
  6. Постановление Администрации города Сергиев Посад от 12.04.2011 № 280-п «Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам муниципальными бюджетными и автономными учреждениями городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского района Московской области « // СПС – Гарант.
  7. Белов А.В. Финансовая децентрализация и экономический рост в регионах Российской Федерации // Регион: экономика и социология. - 2011. - № 11. - С.45-57.
  8. Береснев В.Л. Модели индикативного планирования развития ресурсных регионов / В.Л.Береснев, С.М.Лавлинский, С.А.Суспицын // Регион: экономика и социология. - 2010. - № 4. - С.15-32.
  9. Булгаков В.К. Моделирование динамики обобщающих показателей развития региональных экономических систем России / В.К.Булгаков, О.В.Булгакова // Экономика и матем. методы. - 2011. - Т.42, № 1. - С.32-49.
  10. Говорков Т.Н.. Тенденции развития и основные проблемы эффективного функционирования предпринимательских структур // Научные труды Вольного экономического общества России т.69 – М, - СПб: ВЭО,               2009. – С. 11 – 19.
  11. Дроздова А. Н. Методика расчета конкурентоспособности предпринимательских структур на региональных рынках // Научные труды Вольного экономического общества России т.69 – М, - СПб: ВЭО, 2010. – С. 21 – 26.
  12. Ежик С.С. Методология функционирования и эффективного взаимодействия предпринимательских структур: Монография. Великий Новгород, 2010. – С. 13 – 18.
  13. Ежик С.С. Концептуальные основы формирования региональных потребительских рынков // Финансовый вестник № 4. Сборник статей преподавателей, аспирантов и студентов факультета учета и финансов. НовГУ, 2008. – С. 9 – 13.
  14. Зарова Е.В. Сбалансированная система показателей развития региона: статистическое обоснование и эконометрическое моделирование / Е.В. Зарова, Р.А. Проживин // Вопросы статистики. - 2010. - № 8. – С.59 – 66.
  15. Ким Л.В. Понятие малого и среднего предпринимательства // Волжский вестник, 2009. - № 3. – С. 31 – 40.
  16. Ким Л.В. Функции органов исполнительной власти по регулированию экономического развития // Волжский вестник, 2011. –  № 3. – С. 17 – 22.
  17. Когут  А.Е.,  Рохчин  В.Е.  Информационные  основы  социально-экономического  регионального мониторинга. –  СПб., 2005. – 112 с.
  18. Кушнаренко Т.Н. Проблемы взаимодействия органов исполнительной власти  // Волжский вестник, 2011. - № 9. – С. 11 – 18.
  19. Михайлова Е.Н. Факторы, влияющие на повышение эффективности развития территорий // Налоги и экономика. – Новосибирск, 2011. – № 2. – С. 11 – 24.
  20. Мохов Т.К. О факторах, определяющих конкурентоспособность территории // Внешнеэкономический бюллетень. - 2011. - № 9. - С. 55-57.
  21. Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. – М.: Логос, 2010. – 64 с.
  22. Рычихина,  Э.Н.  Роль  мониторинга  в  формировании  перспективного  плана  социально-экономического  развития  муниципального  образования //  Региональная  экономика  и  управление. – 2010 . - № 12. – С. 19.
  23. Селиверстов В.Е. «Социализация» регионального стратегического планирования и управления как элемент модернизации Сибири и ее регионов // Формирование благоприятной среды для проживания в Сибири / отв. ред. В.В. Кулешов. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. – С. 244–270.
  24. Селиверстов В.Е. Трансформации федерализма и региональной политики в России на рубеже веков // Оптимизация территориальных систем / под ред. С.А. Суспицына. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. – С. 300–318.
  25. Селиверстов В.Е. Институциональные условия и механизмы реализации Стратегии // Экономика Сибири: стратегия и тактика модернизации / [редкол.: А.Э. Конторович, В.В. Кулешов, В.И. Суслов]. – Москва; Новосибирск: Анкил; ИЭОПП СО РАН, 2009. – С. 305–317.
  26. Ульянова В.Н. Проблемы административно-правового регулирования. Правовая политика и жизнь. – 2011. - № 3. - С. 70.
  27. Шевченко И.В. Конкурентоспособность российской экономики: состояние и перспективы/ И.В. Шевченко, Е.Н. Александрова // Финансы и кредит. - 2010. - № 16. - С. 49-55.
  28. Шишков Т.Н. Инвестиционные стратегии российских регионов: новые вызовы и возможности / Т.Н. Шишков // Современное состояние и перспективы развития России: Материалы всерос. научно-практической конференции, г. Иркутск, 22-23 апреля 2010 г. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – с.137-141.
  29. Шишкин  А.И.  Сущность,  задачи  и  принципы  мониторинга  социально-  экономических процессов в регионе // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2011. – № 1 (19). – С. 16 – 30.
  30. Шульмин В.Л. Инвестиционная конкурентоспособность регионов/ В.Л. Шульмин // Маркетинг. - 2011. - № 1. - С. 106-112.
  31. Щакин С.А. Управление конкурентоспособностью и социального развития территории/ С.А. Щакин // Регионология. - 2011. - № 3. - С. 127-131.
  32. Ясин Е.К. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики/ Е.К.Ясин, А.П. Яковлев/ / Вопросы экономики . - 2009. - № 7. - С. 4-34: табл.
  33. Юшка Р.Д., Ким Л. В. Использование экспертных оценок для формирования целей и программ // Организационно-экономические и экологические аспекты развития региона: Материалы научной конференции; / НовГУ им. Я. Мудрого. – В. Новгород, 2011. – С. 11 – 17.
  34. Официальный портал органов власти Администрации городского поселения сЕргиев Посад  - http://sergiev-posad.net
  35. Информационный портал ФЦП  «Электронная Россия» - www.e-rus.ru
  36. Сервер органов власти Российской Федерации - www.gov.ru

Информация о работе Мониторинг экономического развития региона