Структурные
подразделения администрации, ответственные
за осуществление мониторинга достижения
показателей, должны определить баллы по показателям
в соответствии с перечнем, и результаты
бальной оценки в виде заключения направляют
в отдел экономического развития администрации. Расчет
интегральной бальной оценки осуществляется путем суммирования
балов по всем показателям перечня.
На основании интегральной оценки возможно
делать выводы о качестве работы Администрации
по выполнению своих функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью
исследования явилось
исследование механизма
и методического инструментария мониторинга
социально-экономического развития региона. Для достижения
поставленной цели
в работе решены
все поставленные задачи исследования. Результатами
исследования явились следующие итоги:
- Под региональным
мониторингом социально - экономических
процессов можно понимать как
систему наблюдения, оценки,
анализа и прогноза экономической
и социальной обстановки, складывающейся
на территории субъекта федерации, местного
самоуправления. Применительно
к изучению социально - экономических
процессов, происходящих в регионе, это
специально организованное системное
наблюдение за ходом и характером
количественных и качественных
изменений в экономике и
в обществе, связанных с их переходом из
одного состояния в другое, поэтому задачей
мониторинга является не только наблюдение,
но и накопление фактов.
- Для комплексной
оценки уровня социально-экономического
развития регионов используется 12 базовых
индикаторов. Базовыми
индикаторами комплексной оценки уровня
социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации по официальной
методике, являются: валовой региональный
продукт на душу населения; объем инвестиций в
основной капитал на душу населения; объем
внешнеторгового оборота на душу населения; финансовая
обеспеченность региона с учетом паритета
покупательной способности на душу населения; доля
среднесписочной численности работников,
занятых в малых предприятиях;
уровень зарегистрированной
безработицы; соотношение среднедушевых
денежных доходов и величины прожиточного
минимума; доля населения с денежными
доходами ниже величины прожиточного
минимума (процентов) в общей численности
населения; суммарный оборот розничной
торговли, общественного питания и платных
услуг в расчете на душу населения; основные
фонды отраслей экономики на душу населения; коэффициент
плотности автомобильных дорог; сводный
показатель уровня развития отраслей
социальной инфраструктуры, рассчитываемый
на основе четырех первичных индикаторов.
В
практической части исследования на
практических материалах муниципального образования
– городского поселения Сергиев Посад
был рассмотрен механизм мониторинга
его социально – экономического развития.
Городское
поселение Сергиев Посад - крупный
научно-промышленный и транспортный узел
общенационального и международного значения,
научно-образовательный и духовный центр
русского Православия, историко-культурный
центр формирования и развития русского
этноса. Здесь же расположен административный
центр Сергиево-Посадского муниципального
района.
В
настоящее время социально –
экономическое развитие городского
поселения Сергиев Посад осуществляется
в соответствии с Концепцией стратегического
развития муниципального образования
Сергиев-Посад и городских поселений,
входящих в его состав на период до 2020
года. Контроль
и отчетность,
а также общую координацию действий по реализации Концепции
осуществляет управление экономического
развития администрации
городского поселения Сергеев - Посад.
Годовой
отчет об исполнении Концепции, согласованный с
финансовым управлением администрации,
представляется службами
городского поселения в
управление экономического развития в
срок до 20 января года, следующего за отчетным. Вместе с годовым отчетом
предоставляется аналитическая
записка, содержащая оценку достигнутых
социально-экономических результатов
в соответствии с утвержденными показателями
социально-экономического развития городского
поселения, перечень незавершенных в течение
года мероприятий и процент их не завершения,
анализ причин невыполнения отдельных
программных мероприятий либо Программы
в целом, предложения о привлечении дополнительных
источников финансирования и иных способов
достижения программных целей либо о прекращении
дальнейшей реализации Программы.
Управление
экономического развития администрации
с учетом полученной информации проводит
анализ и оценку выполнения отдельных программ
и готовит сводный годовой отчет о реализации Концепции
для представления в Совет депутатов. Отчет
о реализации Программ в отчетном финансовом
году представляется в Совет депутатов
и Контрольно-ревизионную комиссию городского
поселения в сроки, установленные для
представления отчета об исполнении местного
бюджета.
В
целях оперативного отслеживания и
контроля хода осуществления плана
развития, а также влияние результатов
реализации мероприятий плана на уровень
социально-экономического развития поселения
проводится мониторинг 2 раза в год. Контроль
за ходом реализации осуществляет Администрация
городского поселения путем составления
письменных отчетов за полугодие и за
год. В зависимости от складывающейся
экономической ситуации Администрация
городского поселения вносит соответствующие
изменения в План развития.
В
целом, при оценке выполнения основных
целевых показателей исполнения
программ и планов экономического развития
у Администрации городского поселения
Сергиев – Посад возникают проблемы.
1.
Действующая система показателей,
методология их сбора и разработки
в рамках Федеральной программы,
приемлемые для Федерального центра,
мало приспособлены для регионального
уровня и еще меньше для
уровня муниципального. Применяемые
методы наблюдения, досчеты
и дорасчеты, корректирующие коэффициенты,
не дают полной и объективной
оценки происходящих в реальном
секторе экономики процессов
и явлений на уровне республики
и самоуправляемой территории.
2.
Для восприятия статистической
информации, ее эффективного использования
в управлении необходимы специальные
знания, профессиональная подготовка,
способность четко сформулировать
задачу, запрос на ту или
иную информацию, а это порой
отсутствует у многих специалистов
и руководителей, занятых в сфере экономики
и управления.
3. Общей проблемой российских
муниципальных образований является разрозненность
одновременно сосуществующих систем мониторинга
социально-экономического развития на
фоне отсутствия системы государственного
статистического наблюдения за муниципальным
развитием. Группы индикаторов, установленные
различными нормативными правовыми актами
местного, регионального и федерального
уровней, отслеживаются разными субъектами
мониторинга с разной периодичностью,
а затем результаты мониторинга также
по разным методикам и с участием разных
субъектов подвергаются оценке. При этом
в составе индикаторов наблюдаются пересечения,
вынуждающие дважды собирать одну и ту
же информацию, действующие механизмы
мониторинга и оценки не всегда соответствуют
установленным требованиям, сами требования
содержат лакуны и противоречия, а взаимодействие
между субъектами мониторинга и оценки
далеко от эффективного. Всё это затрудняет
решение задачи повышения эффективность
управления, на которую как раз и нацелены
большинство данных систем.
В
городском поселении Сергиев-Посад
для решения обозначенных проблем
можно использовать опыт города Рязань.
Администрация города Рязань для эффективной
системы мониторинга социально – экономического
развития муниципального образования
с 2009 г. использует комплексную автоматизированную
систему мониторинга. Формируемая
система носит наименование комплексной
системы мониторинга и оценки социально-экономического
развития муниципального
образования,
реализации плановых документов и эффективности
выполнения принимаемых решений (КСМО).
Основной
целью организации мониторинга социально-экономических
показателей является обеспечение органов
государственной власти и местного самоуправления
полной и достоверной информацией о социально-экономическом
развитии территории за счет: автоматизированного
сбора данных от подразделений Росстата; автоматизированного
приема информации из баз данных региональных
и муниципальных ведомств; автоматизированного
сбора данных от предприятий территории; автоматизированного
приема информации об исполнении бюджета
из финансового органа территории.
В
ходе мониторинга
экономического развития КСМО анализирует и контролирует следующие
основные индикаторы
социально-экономического развития территории
по следующим группам: показатели социально-экономического
развития муниципального образования;
показатели прогноза социально-экономического
развития муниципального образования;
показатели мониторинга реализации программных
документов; показатели эффективности
деятельности органов местного самоуправления;
показатели местного бюджета и межбюджетных
отношений.
Мониторинг
социально-экономических показателей
территории включает в себя: отслеживание тенденций
социально-экономического и финансового
состояния территории (дневная, недельная,
месячная, квартальная, годовая динамика); мониторинг
складывающихся тенденций и пропорций
развития отраслей по основным показателям; регулярный
мониторинг (отслеживание) показателей
социально-экономического и финансового
развития территории.
Также
в целях повышения качества мониторинга
Администрации городского поселения
Сергиев – Посад в дипломной работе
предложено разработать систему индикаторов
контроля.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция
Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред.
от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская
газета. – 1993. - №237; Собрание законодательства
Российской Федерации. – 2008. - № 29. – Ст.3119.
- Федеральный
закон от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (с изм. от 07.12.2011
г.) // СПС – Гарант.
- Постановление
Правительства Московской области от
04.05.2008 № 327/15 «Об утверждении Порядка принятия
решений о разработке долгосрочных целевых
программ Московской области, их формирования
реализации» (с изменениями) // СПС – Гарант.
- Постановление
Правительства Московской области от
26.08.2008 г.
№ 732/31 «О разработке проекта долгосрочной
целевой программы Московской области
«Развитие субъектов малого и среднего
предпринимательства в Московской области
на 2009-2012 годы» // СПС – Гарант.
- Постановление
Администрации города Сергиев Посад Сергиево-Посадского
муниципального района Московской области
от 17.10.2011 г. №817-п «Об утверждении перечня
муниципальных услуг, оказываемых населению
Администрацией городского поселения
Сергиев Посад»
// СПС – Гарант.
- Постановление
Администрации города Сергиев Посад от
12.04.2011 № 280-п «Порядок формирования и финансового
обеспечения выполнения муниципальных
заданий на оказание муниципальных услуг
(выполнение работ) физическим и юридическим
лицам муниципальными бюджетными и автономными
учреждениями городского поселения Сергиев
Посад Сергиево-Посадского района Московской
области « // СПС – Гарант.
- Белов А.В.
Финансовая децентрализация и экономический
рост в регионах Российской Федерации
// Регион: экономика и социология. - 2011.
- № 11. - С.45-57.
- Береснев
В.Л. Модели индикативного планирования
развития ресурсных регионов / В.Л.Береснев,
С.М.Лавлинский, С.А.Суспицын // Регион:
экономика и социология. - 2010. - № 4. - С.15-32.
- Булгаков
В.К. Моделирование динамики обобщающих
показателей развития региональных экономических
систем России / В.К.Булгаков, О.В.Булгакова
// Экономика и матем. методы. - 2011. - Т.42,
№ 1. - С.32-49.
- Говорков
Т.Н.. Тенденции развития и основные проблемы
эффективного функционирования предпринимательских
структур // Научные труды Вольного экономического
общества России т.69 – М, - СПб: ВЭО,
2009. – С. 11 – 19.
- Дроздова
А. Н. Методика расчета конкурентоспособности
предпринимательских структур на региональных
рынках // Научные труды Вольного экономического
общества России т.69 – М, - СПб: ВЭО, 2010.
– С. 21 – 26.
- Ежик С.С.
Методология функционирования и эффективного
взаимодействия предпринимательских
структур: Монография. Великий Новгород,
2010. – С. 13 – 18.
- Ежик С.С.
Концептуальные основы формирования региональных
потребительских рынков // Финансовый
вестник № 4. Сборник статей преподавателей,
аспирантов и студентов факультета учета
и финансов. НовГУ, 2008. – С. 9 – 13.
- Зарова Е.В.
Сбалансированная система показателей
развития региона: статистическое обоснование
и эконометрическое моделирование / Е.В.
Зарова, Р.А. Проживин // Вопросы статистики.
- 2010. - № 8. – С.59 – 66.
- Ким Л.В. Понятие
малого и среднего предпринимательства
// Волжский вестник, 2009. - № 3. – С. 31 – 40.
- Ким Л.В. Функции
органов исполнительной власти по регулированию
экономического развития // Волжский вестник,
2011. – № 3. – С. 17 – 22.
- Когут
А.Е., Рохчин В.Е. Информационные
основы социально-экономического
регионального мониторинга. – СПб.,
2005. – 112 с.
- Кушнаренко
Т.Н. Проблемы взаимодействия органов
исполнительной власти // Волжский
вестник, 2011. - № 9. – С. 11 – 18.
- Михайлова
Е.Н. Факторы, влияющие на повышение эффективности
развития территорий // Налоги и экономика.
– Новосибирск, 2011. – № 2. – С. 11 – 24.
- Мохов Т.К.
О факторах, определяющих конкурентоспособность
территории // Внешнеэкономический бюллетень.
- 2011. - № 9. - С. 55-57.
- Панкрухин
А.П. Муниципальное управление: маркетинг
территорий. – М.: Логос, 2010. – 64 с.
- Рычихина,
Э.Н. Роль мониторинга в формировании
перспективного плана социально-экономического
развития муниципального образования
// Региональная экономика и
управление. – 2010 . - № 12. – С. 19.
- Селиверстов
В.Е. «Социализация» регионального стратегического
планирования и управления как элемент
модернизации Сибири и ее регионов // Формирование
благоприятной среды для проживания в
Сибири / отв. ред. В.В. Кулешов. – Новосибирск:
ИЭОПП СО РАН, 2010. – С. 244–270.
- Селиверстов
В.Е. Трансформации федерализма и региональной
политики в России на рубеже веков // Оптимизация
территориальных систем / под ред. С.А.
Суспицына. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН,
2010. – С. 300–318.
- Селиверстов
В.Е. Институциональные условия и механизмы
реализации Стратегии // Экономика Сибири:
стратегия и тактика модернизации / [редкол.:
А.Э. Конторович, В.В. Кулешов, В.И. Суслов].
– Москва; Новосибирск: Анкил; ИЭОПП СО
РАН, 2009. – С. 305–317.
- Ульянова
В.Н. Проблемы административно-правового
регулирования. Правовая политика и жизнь.
– 2011. - № 3. - С. 70.
- Шевченко
И.В. Конкурентоспособность российской
экономики: состояние и перспективы/ И.В.
Шевченко, Е.Н. Александрова // Финансы
и кредит. - 2010. - № 16. - С. 49-55.
- Шишков Т.Н.
Инвестиционные стратегии российских
регионов: новые вызовы и возможности
/ Т.Н. Шишков // Современное состояние и
перспективы развития России: Материалы
всерос. научно-практической конференции,
г. Иркутск, 22-23 апреля 2010 г. – Иркутск:
Изд-во БГУЭП, 2010. – с.137-141.
- Шишкин
А.И. Сущность, задачи и принципы
мониторинга социально- экономических
процессов в регионе // Экономика Северо-Запада:
проблемы и перспективы развития. – 2011.
– № 1 (19). – С. 16 – 30.
- Шульмин
В.Л. Инвестиционная конкурентоспособность
регионов/ В.Л. Шульмин // Маркетинг. - 2011.
- № 1. - С. 106-112.
- Щакин С.А.
Управление конкурентоспособностью и
социального развития территории/ С.А.
Щакин // Регионология. - 2011. - № 3. - С. 127-131.
- Ясин Е.К.
Конкурентоспособность и модернизация
российской экономики/ Е.К.Ясин, А.П. Яковлев/
/ Вопросы экономики . - 2009. - № 7. - С. 4-34: табл.
- Юшка Р.Д.,
Ким Л. В. Использование экспертных оценок
для формирования целей и программ // Организационно-экономические
и экологические аспекты развития региона:
Материалы научной конференции; / НовГУ
им. Я. Мудрого. – В. Новгород, 2011. – С. 11
– 17.
- Официальный
портал органов власти Администрации
городского поселения сЕргиев Посад
- http://sergiev-posad.net
- Информационный
портал ФЦП «Электронная Россия» - www.e-rus.ru
- Сервер органов
власти Российской Федерации - www.gov.ru